Из опыта работы МБС(К)ОУ С(К)ОШ №37 I,II вида по подготовке и проведению олимпиад.
статья по теме

Андриянова Татьяна Александровна

Олимпиады школьников являются одной из важных форм внеклассной работы в нашей школе. Они не только помогают выявить наиболее способных учащихся, но и стимулируют углубленное изучение предмета и в последствии – ориентируют на выбор профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon andriyanova_t.a.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Андриянова Татьяна Александровна,

учитель компьютерных технологий,

руководитель МО технологии

МБС(К)ОУ С(К)ОШ №37 I,II вида г.Новосибирска

Из опыта работы МБС(К)ОУ С(К)ОШ №37 I,II вида по подготовке и проведению олимпиад.

Олимпиады школьников являются одной из важных форм внеклассной работы в нашей школе. Они не только помогают выявить наиболее способных учащихся, но и стимулируют углубленное изучение предмета и в последствии – ориентируют на выбор профессии.

В нашей школе ежегодно, в рамках предметных недель, проводятся олимпиады по различным предметам (по русскому языку,  математике, физике, химии, компьютерным технологиям и т.д.), помимо этого наши обучающиеся принимают активное участие в международных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно». Также ежегодно мы принимаем участие в олимпиадах, проводимых ИСР НГТУ. Подготовкой к этим олимпиадам являются школьные предметные олимпиады.

Школьный этап олимпиады - самый массовый, учителя готовят школьников, подбирая наиболее  интересные, актуальные, современные задания. Это требует от учителя и глубокого знания своего предмета, и осведомленности в организационных вопросах проведения олимпиад, и владения методикой подготовки школьников к этой особой форме деятельности.

  1. На первом этапе подготовки к олимпиаде мы формируем группу. Работу по подготовке учащихся к олимпиаде начинаем с выявления наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников. В этом помогают и наблюдения в ходе уроков, и организация кружковой, исследовательской работы, проектной деятельности и проведение других внеклассных мероприятий по предметам.

Одновременно с выявлением школьников, интересующихся предметом и формированием этого интереса, создаем творческие группы, команды школьников, готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников. Наличие группы школьников, увлеченных общим делом, служит своеобразным центром, привлекающим новых участников.

  1. На втором этапе планируем работу. При планировании работы с группой школьников учитываем разный возраст и разный уровень подготовки, оптимальным является построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника, причем ученику предоставляется и свобода выбора этой траектории. Ученик приходит на занятие, чтобы получить краткую консультацию и задание для индивидуальной работы, чтобы порешать задачи определенного типа, разобрать теоретический вопрос,  просто пообщаться с товарищами. Учитывая, что эти занятия проводятся, как правило, после напряженного учебного дня, наши педагоги предусматривают возможность отдыха, релаксации.

В то же время превращать работу группы в пустое времяпровождение мы не вправе. Поэтому учитель всегда может спросить ученика, что он сделал и собирается сделать сегодня? Сколько и каких задач решил за последнюю неделю? Какую книгу прочитал и что извлек из нее? Разумеется, в беседах со школьником (и, в случае необходимости, с его родителями) подчеркиваем важность постоянной настойчивой работы для достижения серьезных жизненных интересов.

Наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы. Напротив, такие формы должны быть возможно более краткими, и наиболее интересными для всех присутствующих. Интересным для всех является рассказ об итогах прошедшей олимпиады, своеобразный самоотчет ее участников.

  1. На следующем этапе мы накапливаем информацию. В формировании кругозора решающая роль принадлежит разнообразной литературе. На начальных этапах возникновения интереса к предмету наши учащиеся вместе с педагогами читают научно популярную литературу, книги об интересных открытиях, о знаменитых ученых. Наряду с книгами большую роль играет и такой информационный источник, как Интернет. На разнообразных сайтах ребята находят и электронные варианты книг, журнальных статей, и самостоятельные материалы.

Поэтому наряду с формированием знаний мы формируем и чувство ответственности ученика за их применение. А направляют интерес учащихся в нужную сторону наши учителя обсуждением интересных  проблем, интересной задачей, предложенной книгой.

  1. Большое внимание при подготовке к олимпиаде уделяется решению задач. Книг, посвященных решению задач, в том числе и олимпиадных, достаточно много. Но специальных для коррекционных школ, к сожалению нет, поэтому педагоги школы ориентируются на литературу для массовых школ, корректируя ее для своих учеников.

При анализе условия задачи и путей ее решения один из приемов который используют наши учителя используют - прием "нарисуй задачу". Это могут быть схемы превращения фаз, отражающие сущность описанных в условии процессов, или структурные схемы решения задачи.

Важным для успеха школьника на олимпиаде мы считаем и определенную культуру проведения математических вычислений, округления получаемых результатов, оформления своей письменной работы.

  1. При подготовке к олимпиадам по физике и химии мы обращаем внимание на умение непосредственной работы с веществами и химическим оборудованием. Если школьник ни разу не собирал самостоятельно приборы, не держал в руках чашку с серой, - справиться с такими заданиями ему будет нелегко. Для непосредственного знакомства с химическими веществами применяем такие виды деятельности, как систематизация реактивов в школьной химической лаборатории, обновление этикеток, составление коллекций, приготовление растворов. Наши школьники с удовольствием занимаются этим, с интересом посещают практические занятия.

Мы считаем, что для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Прошедшая олимпиада обсуждается, разбираются наиболее интересные задачи, возможные другие способы решения. В школе имеется стенд, посвященный олимпиаде, на котором представлены победители олимпиад. Такая информация показывает перспективы участия в олимпиаде, формирует интерес и уважение к предмету у младших школьников.

На этом же стенде также представлены задания постоянно действующей школьной олимпиады. Учителя, давая многовариантные домашние задания, отмечают, что за выполнение некоторой части задания можно не только получить оценку, но и зачетное очко в олимпиадную копилку. По результатам такой олимпиады выявляются лучшие ученики знающие предметы в  четверти, в полугодии и  в году. Результаты школьных предметных олимпиад отражаются также в школьных предметных газетах и на школьном сайте.

Конечно, что как в любом состязании, в олимпиадах разного уровня есть и победители, есть и побежденные. Поэтому важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не в сравнении с другими участниками, но в сравнении с самим собой. Такой рост личных достижений требует серьезной и целенаправленной подготовки, а постоянная работа над собой способствует воспитанию творческой личности и успешной деятельности во всех областях и формированию личного портфолио учащегося и учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План подготовки и проведения Олимпиады по предметам образовательной области «Технология»

На заседании методического объединения составляем план проведения Олимпиады по предметам образовательной области «Технология»...

Задания для подготовки и проведения олимпиады 5 класс

Задания олимпиады школьников по математике 5 класс...

Задания для подготовки и проведения олимпиады 6 класс

Задания для подготовки и проведения олимпиады  6 класс...

Задания для подготовки и проведения олимпиады 7 класс

Задания для подготовки и проведения олимпиады 7 класс...

Задания для подготовки и проведения олимпиады 8 класс

Задания для подготовки и проведения олимпиады  8 класс...

План подготовки и проведения Олимпиады по предметам образовательной области «Технология»

На заседании методического объединения составляем план проведения Олимпиады по предметам образовательной области «Технология»...

План подготовки и проведения Олимпиады по предметам образовательной области «Технология»

На заседании методического объединения составляем план проведения Олимпиады по предметам образовательной области «Технология»...