«В гости к Ивану – Царевичу»
план-конспект урока на тему

 

Конспект занятия по формированию

элементарных геометрических представлений

у детей младшего дошкольного возраста

( средняя группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_konspekt.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

1. Вид  занятия: формирование элементарных геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста

2. Тип  занятия: интеллектуально - развивающее

3. Тема  занятия: «В гости к Ивану-Царевичу»

4. Возраст  детей: 4 -5 лет

5. Способ  организации  детей  на  занятии: с подгруппой  детей (8 чел.)

6. Предварительная  работа с детьми: дидактические игры: «Третий лишний», «Геометрическое лото»; чтение сказки «Иван-Царевич и серый волк»; аппликация с помощью геометрических фигур

7. Наглядный  дидактический  материал: 

- демонстративный дидактический  материал:  телеграмма, руль для шофера, поляна с цветами, на лепестках цветов – загадки,   3 обруча и геометрические тела : куб, шар, конус, пирамида, цилиндр, аудиозаписи: а) детская песенка: “Мы едем, едем, едем…”; б) “Русские народные мелодии”,в)запись голоса и хозяина лужайки,   плакат с изображением птицы без хвоста,   три образца перьев,  ширма,   кукла Иван- Царевич,   волшебный ларец с угощеньем

- раздаточный материал:  конверт с разрезной картинкой,  простой карандаш,  клей,  кисточка, ножницы, геометрические фигуры (                                 )  из цветной бумаги,  бумага желтого цвета в виде пера

8. Словарь  новых  слов:  диагональ

9. Задачи :

- обучающая  задача: формировать умение прямого счета в предела   5, формировать представление о геометрических фигурах,

- развивающая  задача: активизировать умственную деятельность детей, развивать сообразительность, развивать логическое мышление. Учить творчески, инициативно подходить к решению поставленной задачи.

-  воспитывающая  задача: воспитание  доброжелательного  отношения к окружающим

ХОД ЗАНЯТИЯ

( Раздается стук в дверь. Почтальон приносит телеграмму от Ивана – Царевича. Воспитатель читаете её вслух.)

Телеграмм: «Здравствуйте ребята! Пишет вам Иван-Царевич, я жду вас в гости. Мой друг Серый Волк убежал на поиски новых приключений  и я остался один. Мне не с кем поиграть , пожалуйста приезжайте. Я очень буду рад встречи!»

Воспитатель: Дети, мы получили приглашение от Ивана-царевича.  И мы с вами сейчас отправимся в интересное путешествие. Ребята, смотрите, к  телеграмме прилагается какой – то конверт, давайте посмотрим что там.

Воспитатель: Ребята, здесь какая-то странная  картинка, разрезанная на части. Давайте  посчитаем  сколько  у нас частей.

(дети считают)

Воспитатель:  А  попробуйте правильно соединить части картинки. Что у вас получилось?

(детям раздаются конверты с разрезной картинкой.

Они выкладывают части и собирают картинку)

Рисунок 1

Воспитатель: Так на чем мы с вами отправимся в путешествие?

(Дети отвечают: На машине)

Воспитатель: Сколько частей нам понадобилось, что бы получить машину?

(Дети отвечают: Пять)

Воспитатель:  Молодцы! И вот, мы отправляемся  в путь на машине! Давайте выберем шофера с помощью считалочки:

В гараже стоят машины –                                                                                    Волга, Чайка, Жигули,                                                                                                От какой берешь ключи?

(Дети считают, выбирают шофера)

Воспитатель: Поехали!

(Звучит музыка “Мы едем, едем, едем”…)

Воспитатель: Дети, куда же мы попали? Кто нам скажет?

Голос: Попали вы на лужайку “Загадок”. Я хозяин этой лужайки. Вы должны отгадать все загадки на моих цветах. Только тогда я укажу вам путь – дорожку к Ивану-Царевичу.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие необычные цветы здесь растут.

(Дети видят поляну с красивыми цветами

и находят загадки на лепестках)

На красном цветке:

Слон большой, а мышка …                                                                                     Подушка мягкая, а стол …                                                                                Дерево высокое. А трава …                                                                                         Река широкая, а ручей …                                                                                        Лед холодный, а огонь …                                                                                         Пол внизу, а потолок …

На желтом цветке: -

Сколько бубликов в мешок
Положил ты петушок?
- Два. Но дедушке дадим
И останется :
(один)

* * *
На пасеке три медвежонка
Играли в прятки у бочонка.
Один в бочонок еле влез.
А сколько убежали в лес?
(два)

 

* * *
Четыре зайца шли из школы,
Но вдруг на них напали пчелы.
Два зайчика спаслись едва,
А сколько не успели?
(два)

* * *
Бросил палку кверху Мишка:
- Падай, с ели в шапку шишка!
Шишка хлоп по голове.
Сразу шишек тало:
(две)

* * *
Две розы Маша сорвала,
В подарок маме принесла.
Сорви еще и подари
Ты мамочке не две, а :
(три)

      * * *
Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали -
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет?  
(четыре)

Хозяин лужайки: Молодцы!

Воспитатель: Ребята, смотрите, с лужайки подул ветер. Давайте мы с вами его утихомирим.

Проводится физкультминутка « Ветер »

Ветер
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

Дети имитируют дуновение ветра,  качая туловище то в одну, то в другую сторону.  На слова  «тише, тише» дети приседают.  На слова «выше, выше» — выпрямляются.

Хозяин лужайки: Хорошо справились с заданием, отправляйтесь вот по той дорожке. Она и приведет вас к Ивану-Царевичу.

(Дети садятся в машину и едут дальше,                                    

звучит музыка “Мы едем, едем, едем”)

Воспитатель: Дети, наверное, мы опять ни туда попали, Ивана-царевича, здесь нет.

Голос: Вы попали на поляну геометрических тел. Я здесь хозяин, а вы должны справиться с моими заданиями, а то не увидите Ивана Царевича.

Описание игры: Перед вами ребята, геометрические тела. Это куб, шар, конус, пирамида, цилиндр. Все они разные по форме, но что у них есть общего?

(Дети отвечают: Цвет)

Воспитатель: Ребята , нужно каждое геометрическое тело положить в свой домик.

( Проводится игра: “Найди место геометрическому телу”)

Рисунок 2

Хозяин поляны: Молодцы, дети! Справились с моими заданиями. А вот смотрите и Иван-Царевич.

 (В это время из-за ширмы показывается

кукла Ивана -Царевича, печальная)

Воспитатель: Дети, да вот же он. Только какой-то он не веселый. Давайте спросим у него, что случилось.

            Что, Иванушка не весел,
Что, головушку повесил?

 Иван-царевич: 

            Перестал, я есть и спать.
Птицу-жар бы мне достать.
Перо, та птица потеряла,
Когда в саду у нас летала.
Перо, я это подобрал,
С тех пор покой я потерял.
Всю обувь я уж износил,
Но птицу-Жар не находил.

Воспитатель: 

            Не горюй, Иванушка, то беда –то  не беда!                                                          Мы тебе поможем, горевать тебе негоже.

Воспитатель: Мы с ребятами в сказочном царстве-государстве видели эту птицу, да вот же она! Посмотри Иванушка, не ее ли ты ищешь?

(Воспитатель показывает птицу,

у которой отсутствуют перья на хвосте)

Иван-царевич: Нет, не моя эта птица. У моей яркий, красивый хвост был.

Воспитатель: И это беда не беда. Ребята, помогите Ивану-Царевичу.

(Дети садятся за столы)

 Воспитатель: Посмотрите перед вами на столе по одному перышку, мы их украсим различными узорами, а потом из всех перышек соберем красивый, яркий хвост для Жар-птицы. А украшать перья мы будем с помощью геометрических фигур.  Посмотрите и скажите какие геометрические фигуры у вас есть?

(Дети отвечают: круг, квадрат,овал,прямоугольник)

Воспитатель:  Ребята какой геометрической фигуры, которую вы знаете, у вас нет.

(Дети отвечают: треугольника)

Воспитатель: Дети, но мы можем получить треугольник  из одного квадрата. Смотрите, берем квадрат и складываем его по диагонали, соединяя уголки.

 ( Воспитатель показывает,

как с помощью сложения квадрата по диагонали

получается треугольник.)

Воспитатель: А сейчас попробуйте сами.

( Дети, с помощью воспитателя,

складывают квадраты так,

что бы получился треугольник)

Воспитатель: Как вы сложили квадрат?

(Дети отвечают: По диагонали)

Воспитатель: Ребята, молодцы, вы все правильно сложили квадрат. Теперь мы берем ножницы и разрезаем наш квадрат по диагонали.

(дети разрезают квадрат)

Воспитатель:  Ребята, вы все справились. А теперь скажите сколько у вас получилось треугольников?

(Дети отвечают: два)

Воспитатель: Молодцы, а теперь возьмите по перышку и украсьте  их.

(Дети берут перо и выкладывают на нем узор

из геометрических фигур)

Воспитатель: Но прежде чем наши перья прикрепить к Жар – Птице, мы должны наш узор закрепить.

(Дети, с помощью клея,

закрепляют узор на перышках, звучит музыка,

воспитатель корректирует действия детей)

 Воспитатель: А какие перышки получились у вас? Давайте, мы их рассмотрим! Теперь вашими нарядными перышками мы украсим хвост Жар-птице.

(По мере того, как дети заканчивают свою работу,

каждый ребенок подходит и прикладывает перо к хвосту,

воспитатель положительно оценивает работу

каждого ребенка и спрашивает,

какие геометрические фигуры он использовал.

Каждый ребенок отвечает на вопрос.)

Воспитатель: Иванушка, посмотри, что у наших детей получилось! Тебе нравится Жар-птица?

Иван-царевич: 

            Вот спасибо удружили,
Какую птицу мне добыли.
Будет жить она не в клетке,
А в саду сидеть на ветке.
Будет песни распевать,
Сад волшебный украшать.

Воспитатель: Вот и хорошо, Иван-царевич, мы тебе помогли. Нам пришло время возвращаться в детский сад. До свиданья, Иван-царевич!

Иван-царевич: До свидания, но я хочу вас отблагодарить и дарю вам вот этот волшебный ларец. А что в нем находится, вы посмотрите, когда вернетесь в свой детский сад.

(Дети говорят «спасибо»)

Воспитатель: Ну что же ребята, садимся и в путь!

Дети садятся в машину

и едут обратно в детский сад,                                    

звучит музыка “Мы едем, едем, едем”)

Воспитатель: Ну вот мы и вернулись. Ребята , скажите. Где мы с вами побывали? Как вы помогли Ивану-Царевичу? А  чем вы украсили перья для Жар - Птицы?

Дети отвечают на вопросы: Мы побывали на лужайке загадок, на поляне геометрических фигур, в гостях у Ивана – Царевича. Для Ивана – Царевича мы сделали жар птицу. А перья украсили геометрическими фигурами.

Воспитатель: Молодцы вы все правильно ответили, а теперь давайте посмотрим что же лежит в волшебном ларце.

Воспитатель вместе с детьми открывает ларец.

Там они находят угощенья.

Конспект занятия по формированию

элементарных геометрических представлений

у детей младшего дошкольного возраста

( средняя группа)

«В гости к Ивану  –  Царевичу»

Соискатель I категории: Фалина О.В.

                                                                                                            г. Волгоград   МОУ д/с № 60


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине Васнецова В.М. "Иван - царевич на Сером Волке"

Работа предназначена для учителей русского языка коррекционных школ 8 вида...

Методическая разработка "Сочинение по картине В.М.Васнецова "Иван-царевич на Сером Волке"

Очень хороший материал для учителя в работые над сочинением по картине...

Подготовка к сочинению по картине Васнецова "Иван-царевич на сером волке"

Презентация поможет учащимся 5 класса подготовится к сочинению по картине....

Сценарий новогоднего праздника в средней и начальной школе "Иван Царевич и все-все-все"

Действующие лица:СказочницаИван-царевичЦарь ГорохРусалка Кот учёныйДвое из ларца Баба ЯгаКощейНесмеяна 1 сестра 2 сестраЗолушка КоролеваСнегурочка Дед Мороз Ск...