Методическая разработка элективного курса "Особенности делового общения"для 9 классов
методическая разработка (9 класс) по теме

Бабушкина Марина Олеговна

Методическая разработка элективного курса " Особенности делового общения"для 9 классов

  Предлагаемая программа элективного курса предпрофильной подготовки «Особенности делового общения » составлена на основе учебника технологии 8-9 класса под редакцией В.Д.Симоненко издательства Вентана-Граф 2010г, адресована для учащихся 9-х классов, склонных к профессиям в сфере «человек-человек», «человек - художественный образ», обладающих художественными способностями, предположительно выбирающих гуманитарный профиль обучения в старших классах. Данная программа рассчитана  на 0 ,5года обучения для учащихся15 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, всего 17 часов.

 Программа предполагает знакомство с профессиями: менеджер, дизайнер, визажист, художник-оформитель. Программа для тех, кто считает, что их жизненный успех зависит в решающей степени от них самих, кто чувствует собственную ответственность за происходящие с ними события, за то, как складывается их жизнь.   Итак, этот курс для тех, кто хочет заниматься активной деятельностью, но не всегда знает, как действовать. Программа знакомит с основными принципами современного делового этикета и правилами поведения в различных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnaya_programma_elektivnogo_kursa_etiket.docx40.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 г. Конаково

Методическая разработка элективного курса

«Особенности делового общения»

Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов

Разработал учитель технологии

Высшей квалификационной категории

МОУ СОШ№1 г. Конаково, Тверской обл.

Бабушкина М.О.

2013

Введение

По мере взросления школьников их индивидуальные особенности и отличия становятся все более заметными, что создает проблемы в организации учебной деятельности старшеклассников. Неоднородность образовательных потребностей учащихся требует внутриклассной дифференциации либо применения новых форм организации учебного процесса.

Для решения вышеобозначенной проблемы на старшей ступени школьного образования вводится профильное обучение. Основная задача которого «создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Реализация идеи профильности в старших классах общеобразовательной школы ставит выпускников основной образовательной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора предварительного самоопределения в отношении профильного направления собственной деятельности.

Успешность допрофессионального и профессионального образования сегодняшних школьников, очевидно, определяет место России в современной и завтрашней цивилизации и культуре, мировом разделении труда, создает предпосылки для выращивания новых производительных сил и производственных отношений.

Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути. Они становятся главными, поскольку определяют конкретику выбора. Остановившись на том или ином варианте обучения, старшеклассник направляет основные образовательные усилия на освоение тех дисциплин, которые определяются как профильные.
В период ранней юности у подростков происходит формирование профессионального самосознания. В характеристиках личности закладывается социальная независимость, происходит поиск путей продолжения образования и направления будущей профессиональной деятельности путём пробы сил в различных видах труда. Содержание предпофильной подготовки ориентировано на обеспечение учащимся возможности проверить свои способности в различных видах преобразовательной деятельности, осуществление пробы  самовыражения в технологических процессах, выявления своих профессиональных способностей. Профессиональная проба - профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии. Через профессиональные пробы осуществляется ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда в различных отраслях профессиональной деятельности человека, формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, проверяя готовность к самостоятельному, созидательному и обоснованному выбору профессии. Профессиональные пробы по различным сферам профессиональной деятельности включают в себя комплекс теоретических и практических занятий, моделирующих основные характеристики предмета, целей, условий и орудий труда, ситуаций проявления профессионально важных качеств; всё это позволяет учащимся оценивать собственные возможности освоения профессии.

Пояснительная записка

  Предлагаемая программа элективного курса предпрофильной подготовки «Особенности делового общения » составлена на основе учебника технологии 8-9 класса под редакцией В.Д.Симоненко издательства Вентана-Граф 2010г, адресована для учащихся 9-х классов, склонных к профессиям в сфере «человек-человек», «человек - художественный образ», обладающих художественными способностями, предположительно выбирающих гуманитарный профиль обучения в старших классах. Данная программа рассчитана  на 0 ,5года обучения для учащихся15 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, всего 17 часов.

 Программа предполагает знакомство с профессиями: менеджер, дизайнер, визажист, художник-оформитель. Программа для тех, кто считает, что их жизненный успех зависит в решающей степени от них самих, кто чувствует собственную ответственность за происходящие с ними события, за то, как складывается их жизнь.   Итак, этот курс для тех, кто хочет заниматься активной деятельностью, но не всегда знает, как действовать. Программа знакомит с основными принципами современного делового этикета и правилами поведения в различных ситуациях. В частности, учащиеся узнают, как вести деловые переговоры, как одеться на работу, правильно подобрать макияж и успешно пройти собеседование при приёме на работу – словом, обо всём, что помогает произвести благоприятное впечатление в обществе.   Если молодой человек или девушка выбрали путь делового человека – бизнесмена, предпринимателя, менеджера, они должны знать, что впереди большой и трудный путь самореализации. Ещё совсем недавно предпринимательская карьера представительниц прекрасного пола в нашей стране была невозможна, даже невероятна. Сегодня женщины становятся всё более заметными фигурами в экономике, политике и общественной жизни. По мнению социологов, в недалёком будущем число женщин в сфере экономики составит 63% всего занятого населения.   Немаловажное значение имеет технология имиджирования – своеобразный «кодекс поведения» делового человека (знание делового этикета, приличные манеры, умение вести себя в обществе). За рубежом не существует даже каких-либо сомнений в обязательности поддержки имиджа фирмы и её сотрудников. Модели поведения на работе и в повседневной жизни вмонтированы в менталитет служащих, независимо от занимаемого ими общественного положения. И всё-таки привлекаемый имидж и соблюдение правил этикета – это не догма для делового человека, хотя имеют глубокий практический смысл. Тот, кто нравится людям, несомненно вызывает симпатии, расположение, а это значит, что впереди успешные контакты и контракты.  Будущим российским бизнесменам полезно ознакомиться с правилами хорошего тона, которые способствуют не только успеху, но и приносят постоянное удовлетворение своей работой. Молодые люди должны знать, что слова «этикет» и «этика» имеют разное толкование. «Этика» – понятие нравственного плана, «этикет» – поведенческого. А новое слово «имидж» означает «образ», впечатление. Конечно эти понятия взаимодополняют друг друга, но всё-таки имеют разное значение. И рассматривать их необходимо отдельно.

 Цели курса

  •  ознакомить учащихся со сводом правил поведения, регулирующих проявление человеческих отношений, создать свой имидж;

•  воспитать уважение к ряду моральных требований, обращённых непосредственно к культуре взаимоотношений: вежливости, тактичности, скромности и точности;

•  через интеграцию культурологических знаний, умений, навыков облегчить стремление учащихся сбалансировать деловые и личные интересы и, соотнося их, определять цели жизни.    

Задачи курса

  Курс «Особенности делового общения»:

  •  помогает развить уверенность в себе, развить чувство собственного достоинства, удачно найденный стиль поведения и одежды;

•  развивает умение убедительно и грамотно представлять себя и свои идеи;

•  развивает у учащихся чувство уважения к народным обычаям и традициям;

•  учит детей умению реализовывать свои идеи и исправлять допущенные ошибки;

•  формирует умение управлять своим временем, правильно его организовывать и устанавливать приоритеты;

•  вызывает интерес к изучению определённых норм и правил, регулирующих допустимые (приличные) и недопустимые (неприличные) формы поведения людей в обществе; профессионально ориентирует детей на то, чтобы не терять, а умножать этноэтикет, совокупность разных рациональных правил, выработанных народами в течение многих веков, ставших частью общечеловеческой культуры, регламентирующих и оформляющих отношения людей вполне конкретного общества, нации, страны.

  Так же к задачам курса можно отнести задачи, направленные на развитие поведенческой культуры, элементарной вежливости, доброжелательности.

  Актуальность программы

  •  программа рассчитана на то, чтобы помочь учащимся среднего и старшего школьного возраста правильно выбрать род занятий и в дальнейшем добиться успеха в поисках соответствующей работы;

•  особое внимание в учебном курсе по программе «Особенности делового общения» уделяется развитию у учащихся навыков эффективного общения и подготовке к самостоятельной профессиональной деятельности;

•  учебный процесс построен на основе игрового обучения, выполнения практических работ, уроков – семинаров, обзорных лекциях, а так же предусматривает выполнение творческих зачётных работ;

•  занятия можно проводить в обычном классе, максимально привлекая ресурсы школьной библиотеки.

   Требования к знаниям и умениям учащихся

  В результате изучения программы учащиеся должны:

•  иметь первоначальное представление о значении понятий «этикет», «имидж», «этика»;

•  иметь первоначальные сведения о современном этикете и нюансах этикетной субординации;

•  знать особенности делового общения и служебно-делового этикета.

  Учащиеся должны уметь:

 •  характеризовать основные атрибуты деловой привлекательности;

•  находить выход из повседневных ситуаций, не нарушая этикета делового человека;

•  составлять «свой портрет» при помощи написания резюме;

•  анализировать любую проблему с точки зрения другого человека;

•  работать со справочной литературой.

Учебно-тематический план

 

п/п

Тема занятия

Количество

часов

1.

Вводное занятие

1 ч

2.

Современный этикет: игра по правилам

3 ч

 

2.1. Народные традиции и обычаи. Групповая ролевая игра «Пир на весь мир»

2.2. Принципы современного этикета. Групповая ролевая игра « Приглашение в кафе».

2.3. Нюансы этикетной субординации. Урок – семинар.

 

3.

Деловое общение

5 ч

 

3.1. Приветствия, служебно-деловой этикет.

Практическая работа  «Разговор по телефону».

3.2. Правила общения во время деловых встреч, визитные карточки. (Практическая работа: составление алгоритма поведения)

3.3.Творческая работа (изготовление визитки)

3.4. Комплименты; извинения; подарки и сувениры.

Ролевая игра «Идём в гости»

3.5. Зачетная работа

 

4.

Атрибуты деловой привлекательности

5 ч

 

4.1. Деловая элегантность. Практическая работа по выбору стиля одежды для офиса. Знакомство с профессией модельер, дизайнер.

4.2. Урок-семинар «Хотите получить должность – выглядите как должно» (приложение1-разработка урока).

4.3. Умение быть привлекательной. Урок - семинар  «Декоративная косметика». Знакомство с  профессией визажист (приложение2-разработка урока по декоративной косметике, приложение3-презентация).

4.4. Украшения, аксессуары. Выбор парфюмерии.

Имитационно – моделирующая игра «Покупаем бижутерию ».

4.5. Зачётная работа (реферат)

 

5.

Деловая практика

2 ч

 

5.1. Повседневные ситуации. Деловая игра: «Если бы директором был я….», «Если бы я был сотрудником…»

5.2. Этикетные правила при устройстве на работу.

Практическая работа по составлению резюме.

 

6.

Итоговое занятие

1 ч

ИТОГО:

17ч

Содержание учебного курса 

1. Вводное занятие (1 ч)

Цели, задачи курса. Что такое этикет? Какую роль в достижении успеха играют чуткость, внимательность, вежливость, корректность, деликатность и т. д.

  2. Современный этикет: игра по правилам (3 ч)

История возникновения и принципы этикета на Руси. Несколько основных принципов современного этикета. Свод правил поведения, регулирующих проявление человеческих взаимоотношений, гигиена, поведение на работе, в общественных местах.

  3. Деловое общение (5 ч)

Советы делового общения. Как необходимо здороваться?

Имидж делового человека. Особенности взаимоотношений сотрудника и руководителя. Ведение деловых бесед и деловой переписки. Этикет телефонных разговоров. Деловая культура. Умение наладить контакты, чётко сформулировать проблемы, умение их обсуждать. Визитные карточки как элементы деловых отношений. Темы для беседы за столом на деловых переговорах.

Как сделать комплимент, чтобы не обидеть человека. Формулы извинений. Подарки и сувениры – один из элементов гостеприимства: что и как можно или нужно дарить. В каких случаях можно отказаться от подарка. Что подарить мужчине, мужчине-руководителю? Творческая работа: изготовление визитки (возможна помощь родителей). Подготовка к демонстрации. Оценка недостатков и достоинств. Трудности, которые испытали учащиеся при изготовлении визитки.

Практические работы

1) Детальная проработка текстов личного и делового письма.

2) Коллективное обсуждение правил оформления писем.

3) Разговор по телефону.

 4. Атрибуты деловой привлекательности (5ч)

Внешний вид делового человека. Простота, вкус, опрятность – залог успеха. Портрет элегантного делового человека. Культура внешности человека – необходимая составляющая этикетных ситуаций общения. Ряд довольно устойчивых (этикетных, эстетических и др.) требований к одежде. Наиболее подходящие цвета и ткани для делового костюма. Советы, которые помогают скрыть недостатки фигуры с помощью одежды. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде? Можно ли женщине идти на какое-либо торжественное или деловое мероприятие без чулок? Какую обувь лучше покупать? Этикетные нормы и традиции при выборе вечернего костюма. Как правильно выбрать украшения и духи?  Умение пользоваться декоративной косметикой. Знакомство с профессией модельер, дизайнер, визажист. ( Приложение1, приложение2)

 Межпредметные связи: применение полученных теоретических знаний на уроке технологии.

Зачётная работа

Создание собственного имиджа делового человека (составление резюме). Тестирование

Тест «Насколько вы уверены в себе?»

Тест «Владеете ли вы этикетом общения?»

  5. Деловая практика (2ч)

Как не попасть в ловушку обстоятельств: повседневные ситуации в городском транспорте, на улице.

Ситуация устройства на работу: умение представить своё резюме; как следует вести себя при собеседовании; внешний вид при устройстве на работу; умение задавать вопросы и отвечать на них.

Тестирование

Тест «Твой шанс. Визит к работодателю».

  6. Итоговое занятие (1 ч)

Подведение итогов: защита рефератов; презентация визитных карточек.

Самоанализ практической творческой деятельности учащихся.

Коллективное обсуждение.

  Примерный перечень тем для выполнения зачётной работы (реферата)

  1. «Приём - одна из форм делового общения между людьми».
  2. «Основные правила поведения гостя на приёме».
  3. «Поведение и общение за столом».
  4. «Что значит быть стильной?»
  5. «Парфюмерия для офиса и отдыха».
  6. «Этикет в разных странах».
  7. «Этикетные правила в особых случаях: в театре, на концерте…»

  Методические рекомендации по выполнению зачётной работы (реферата)

  Реферат является самостоятельной работой учащегося, в которой он показывает умение использовать на практике полученные теоретические знания, поэтому успешному выполнению реферата способствует хорошее усвоение теоретических положений по прослушанному курсу.  

Объём реферата должен быть не менее 5-7 страниц машинописного текста.

  Реферат должен быть аккуратно оформлен, написан чётким почерком одним цветом на одной стороне листа бумаги формата А4 (210х297мм) или на компьютере.

  При заполнении листа следует оставить поля: слева-30мм; вверху и внизу-20мм; справа-15мм (размеры полей для всего реферата).

  Первым листом реферата является титульный лист, который может быть отпечатан или аккуратно подписан от руки. За титульным листом следует содержание, в котором указываются разделы и подразделы реферата с их порядковыми номерами. Нумерация подразделов выполняется в пределах каждого раздела и состоит из номера раздела и подраздела, разделённых точкой, например:

  Каждый раздел должен начинаться с нового листа, внутри раздела рекомендуется достигать полного заполнения страницы текстом. Переносы слов в заголовках не допускаются.

  Листы реферата нумеруются, а в содержании указывается номер листа с которого начинается каждый подраздел.

  Использованная при выполнении реферата литература приводится в списке использованных источников на отдельном листе, который является завершающим листом реферата. Лист со списком использованных источников нумеруется и включается в содержание.

  Каждый литературный источник в списке должен содержать порядковый номер, фамилии авторов, полное наименование, издательство и год издания.

  Иллюстрации в виде рисунков, фотоснимков, диаграмм и т.п. могут располагаться органично в тексте либо на отдельных листах. Можно расположить в конце текста или всего реферата в качестве приложений.

  Если это предусмотрено темой реферата, то он может иметь графическую часть. Работа над рефератом, как всякое творчество, требует определённой степени свободы. Поэтому автор вправе включать в реферат то, что, по его мнению, может улучшить качество работы.

Методы и формы обучения

  Игровое обучение -  привлекательность игрового метода объясняется его возможностью в плане обучения учащихся поисковым и исследовательским процедурам, формированию культуры рефлексивного мышления. Другим важным достоинством обучающих игр является сокращение времени накопления опыта, его прочность и личная прочувствованность. Дидактические возможности игр:

1.Возможность обучаться на собственном опыте.

2.Овладение опытом деятельности, сходный с тем, который они получили бы в действительности.

3.Возможность переноса знаний и опыта деятельности  из учебной ситуации в реальную.

4.Учебные игры безопасны для учащихся.

5.Глубокое вовлечение в выполнение задания, высокая мотивация достижения.

 6. Игровая модель позволяет  «сжимать» время.

7.Игры психологически привлекательны для учащихся.

8.Игровая модель эффективна для закрепления знаний.

Применяются следующие виды игр: ролевые (игра-драматизация) –вовлекает в игру не только интеллектуально, но и эмоционально; имитационно-моделирующие (моделируются ситуации)- способствуют формированию активной жизненной позиции, учат делать выбор, принимать обоснованные решения; деловые игры- развивается нестандартное мышление , имитируется производственная обстановка.

Лекция – метод обучения, представляющий собой монологическое изложение преподавателем учебной информации. Преимущество лекции в том, что она имеет чёткую композицию, компактна, предполагает стройное и доказательное монологическое изложение. На лекции за сравнительно короткое время может быть дан большой по объёму материал, а благодаря системности его подачи у учащихся можно создать целостное представление об изучаемом явлении или объекте.

  Лекционный метод обеспечивает активность слушателей, поддерживает интерес к содержанию, вызывает эмоциональную ответную реакцию, способствует формированию убеждений.

  Материал лекции излагается таким образом, чтобы его легко было записать. На доске лектор даёт краткие записи структуры учебного материала, которые могут служить для учащихся « опорным сигналом» (опорными конспектами).

  Рассказ как метод обучения представляет собой монологическое сообщение преподавателя о каких-то событиях, фактах, явлениях и используется для конкретизации, и создания интереса к изучаемому материалу.

  Урок- семинар – учащиеся самостоятельно готовят выступления по определённым темам,  сообщают основные сведения, подтверждают их записями на доске, рисунками,  обращаются к учащимся с вопросами для подтверждения того или иного положения, для активизации познавательной деятельности, организуют учащихся на оформление записей в тетрадях.

  При изучении материала занятия носят комплексный, комбинированный характер.

  Формы и методы контроля . Контроль знаний учащихся неразрывно связан с формой организации занятий и методами его проведения. Наиболее эффективным показателем усвоения новой информации является прогресс учащихся за курс обучения при выполнении творческой работы и качественно выполняемой зачётной работы.

  Значительная часть времени отводится на проведение практических занятий: деловых игр, тестирования, выполнение практических и творческих заданий.

  Методическая направленность занятий на диалогическую технологию позволяет обеспечить коммуникативную и культурологическую подготовку старшеклассников к эффективному, бесконфликтному, грамотному деловому общению в микро- и макросреде организации, усвоению правил современного этикета, особенностей делового общения и служебно-делового общения.

  Система оценки предлагается накопительная.

Наиболее адекватным показателем является прогресс учащихся за курс обучения при выполнении творческой и зачётной работ.

Ученик получает зачёт при условии

  1. обязательное посещение всех лекций;
  2. наличие конспектов всех лекций;
  3. выполнение всех тестовых заданий;
  4. выполнение творческой и зачётной работ.

Учебно-методические средства обучения 

  1. Программа «Технология» (трудовое обучение).5-11кл. Под редакцией Хотунцева Ю.Л., Симоненко В.Д. 2012г
  2. Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Технология».
  3. Алёхина И.В. Имидж и этикет делового человека. – М.: Изд-во «ЭНН», 1996.
  4. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. – М.: Фонд «Правая культура», 1994.
  5. Дунцова К.Г., Станкович Г.П. Этикет за столом. – М.: Экономика, 1990.
  6. Зарецкая И.И., Чернер С.Л. Деловой этикет. – М., 1998.
  7. Лихачёва Л.С. Этикет деловой женщины, или Практика непринуждённого поведения. Екатеринбург: У – Фактория, 2003.
  8. Лощинская В.М. Этикет и сервировка стола. – М.: Махаон, 2001.
  9. Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. – М.: Народное образование, 2003.
  10. Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы / Под редакцией В.Д Симоненко. – М.: Вентана – Графф, 2010г.

 Поурочное планирование

Дата

Кол-во часов

теория

Кол-во часов

практика

Тема

1

Вводное занятие

1

Народные традиции и обычаи

1

Принципы современного этикета

1

Нюансы этикетной субординации

1

Приветствия, служебно - деловой этикет

1

Правила общения во время деловых встреч, визитные карточки

1

Практическая работа по изготовлению карточки

1

Комплименты, извинения, подарки, сувениры

1

Зачётная работа по деловому общению

1

Деловая элегантность. Практическая работа по выбору стиля одежды для офиса.

1

Урок-семинар «Хотите получить должность- выглядите должно»

1

Урок-семинар «Декоративная косметика»

1

Украшения, аксессуары, парфюмерия.

1

Зачётная работа (реферат) по атрибутам деловой привлекательности

1

Повседневные ситуации

1

Этикетные правила при устройстве на работу

1

Итоговое занятие: защита рефератов, представление визиток

Итого

17 часов

Пособия для учителей

  1. Аверкин В.Н. Путёвка в жизнь: Образование, профессия, карьера: Учебн.-справ. Пособие 9, 10 кл. общеобразоват. учреждений / В.Н. Аверкин, О.М. Зайченко. – М.: Просвещение, 2005.
  2. Вечер Л.С. Секрет делового общения. Мн., 1996.
  3. Кузнецов И.Н. Технология делового общения. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
  4. Марченко А.В., Сасова Н.А., Гуревич М.И. Сборник нормативно методических материалов по технологии. – М.: Вентана-Графф, 2002.

      5. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие  профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" учитель английского языка Бикмиева Н.З. "МБОУ "Гимназия № 140" г. Казани

Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" предназначена для уч-ся 10-11 классов, изучающих английский язык по углублённой программе. Программа оформлена в ...

Авторская программа элективного курса "Деловое общение и письмо"

Программа профильно-ориентированного элективного курса " Деловое общение и письмо" рассчитана на учащихся 10-11 классов в объеме 34 часов и направлена на изучение теории основ делового...

«Секреты хорошей речи» (методическая разработка элективного курса для учащихся 8 классов)

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его мировоззрения, его коммуникативных способностей. Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Поэтому владению речью важно...

Программа элективного курса "Деловое общение"

В настоящее время особо актуальны проблемы культуры речи в сфере делового общения. Социальные и экономические изменения в жизни современного общества заставили обратить внимание на сферу деловых отнош...

Программа элективного курса "Основы делового общения" (10 класс)

Программа элективного курса "Основы делового общения" для учащихся 10-х классов направлена на повышение уровня речевой культуры, освоение знаний о нормах речевого поведения в деловой форме о...

Методическая разработка элективного курса "Проценты" для 9 классов

Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов общеобразовательной школы.  Он расширяет и углубляет базовую программу по математике, не нарушая ее целостности....

Методическая разработка урока по теме - Общение - 8 класс

1. Выяснить, что такое общение и рассмотреть различные формы общения, его богатство и многообразие.2. Содействовать развитию коммуникативных навыков учащихся.3. Содействовать воспитанию гуманного, поз...