ОРКиСЭ
методическая разработка по теме

 

Особенности преподавания курса

«Основы религиозных культур и светской этики» в МБОУ ООШ № 21 х. Свободы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomen.docx21.42 КБ
Файл plan_raboty.docx16.31 КБ
Файл roditelyam.docx196.56 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности преподавания курса

«Основы религиозных культур и светской этики» в МБОУ ООШ № 21 х. Свободы

Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

развить представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщить знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимся в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развить способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Основными принципами организации преподавания ОРКСЭ являются:

1.Формирование ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе  в рамках ценностного подхода.

2.Основной методологический принцип реализации курса – культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. В контексте данного учебно-методического комплекта культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, их обычаи, традиции и верования.

3.Воспитание  толерантного, уважительного отношения к «другим»  через умение и стремление узнать и понять их, учиться жить в мире и согласии, учить лучше понимать  не только окружающих людей, но и через них -  самого себя.

4. Решение задач социализации, усиления социальной функции образования – постепенное формирование умения жить в многообразном мире, успешно адаптироваться в нем, ориентироваться  в ситуациях.

При подготовке и проведении урока учитель должен понимать следующее:

зачем и почему следует изучать основы религиозной культуры и светской этики в школе;

что является содержанием данного предмета;

как можно рассматривать факты религиозной культуры, не нарушая при этом принципов научности и мировоззренческого плюрализма, лежащих в основе современного школьного обучения.

При этом личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть доминирующей в преподавании предмета, она должна быть социальна – это позиция диалога, уважительного отношения к мировоззрению другого, позиция «недавления», «ненавязывания» своего собственного мировоззрения.

Подбирая необходимые материалы, учитель ориентируется на некоторые ожидаемые результаты, которые проверяются им в процессе диалога с учащимися на уроке, взаимодействия во внеурочное время, в фиксации динамики их повседневного поведения. При адекватном наполнении и функционировании образовательной среды учитель вправе ожидать следующих результатов, которые составляют важную часть диалоговых межконфессиональных компетенций личности: 

- понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является непреходящей ценностью, залогом выживания и устойчивого развития человечества, что уважение его является фактором развития демократических и гражданско-правовых основ жизни российского общества;

- понимание учащимися, что их поведенческие модели – одни из многих равноправных моделей поведения, в основе которых лежат некоторые этно-конфессиональные принципы; носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе;

- потребность в общении с представителем иной религиозно-культурной традиции, стремление интегрировать усилия в решении общих задач;

- мотивация учащихся к осмыслению неожиданных для них поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиозно-культурной традиции;

- стремление предотвращать и умение избегать конфликтных ситуаций, навыки находить компромиссные решения выхода из конфликта, толерантное отношение к одноклассникам, к другим людям;

- развенчивание устойчивых стереотипов в отношении носителей этих традиций;

- определение собственной идентичности, рассмотрение её как элемента исторически сложившегося этнокультурного, конфессионального, гражданского сообщества;

- осознанное моделирование возможных действий в нём, участие в мероприятиях по социальному проектированию и улучшению реальных отношений в социокультурной среде;

- существенные изменения в сознании самого учителя, которые могут стать факторами его профессионального и личностного совершенствования.

 Направленность внимания обучающихся на самокоррекцию является важным фактором повышения качества обучения навыкам межкультурного и межконфессионального диалога.

Преподавание данного курса предполагает решение учителем на уроке не только познавательных, но и популяризаторских задач:

- точное, корректное и достаточное занимательное представление учащимся многообразие религий, существующих в мире;

- рассказ об истории их возникновения, географии распространения, основателях и пророках;

- освещение особенностей учений различных религий (в первую очередь нравственной составляющей этих учений);

- описание религиозных традиций, культуры, а также духовного и церковного искусства (если оно существует).    

Важным условием успешности организации образовательного процесса является использование учителем интерактивных (диалоговых) методов работы, исключающее монолог учителя. Это такие методы, в которых взаимодействие между участниками диалога рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяющий повысить развивающий потенциал процесса обучения: беседы, обсуждение, дискуссии, диспуты, дилеммы, игры.

На уроке рекомендуется использовать: выдержки из биографий религиозных деятелей, литературных произведений, трудов учёных, статей и книг глав и активных деятелей  различных конфессий; репродукции,  макеты культовых сооружений, видеозаписи познавательных передач, развивающие учебные игры, сборники познавательных задач и викторины на электронных носителях, альбомы любительских фотографий, анкеты.

На занятиях может звучать музыка, рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией памятников изобразительного искусства, архитектуры. Качество воспроизведения видео и аудио иллюстраций должно быть достаточно современным и технически совершенным. Следует помнить, что музыкальный и изобразительный язык тех произведений, которые будут демонстрироваться в курсе ОРКСЭ, непривычен и малопонятен для большинства школьников.

На уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно из иностранных и древних языков. Каждое введенное понятие или новый термин должны быть исчерпывающе объяснены. Учитель заранее определяет, какие понятия должны быть выделены для обязательного запоминания и оперативного применения учащимися, какие потребуются им только для адекватного понимания конкретного материала, а какие вообще можно исключить, без ущерба для понимания. Манера объяснения, лекции, беседы учителя должна быть максимально увлекательной, яркой, артистичной. Не следует бояться обозначать спорные проблемы, рассказывать о загадках и неразрешенных тайнах истории. Иногда полезно предварительно заинтриговать школьников, по мере возможности драматизировать изложение материала.

Полезно и эффективно использовать окружающую культурную и историческую среду в учебных целях. Например, рассказ о православии будет эффективнее и интереснее, если дополнить его впечатлениями от осмотра храма (экскурсией). В ходе такой мини–экскурсии следует заострить внимание учащихся на внешнем и внутреннем виде осматриваемого объекта. При этом нелишне учитывать, что храм является культовым сооружением, где идут богослужения, а следовательно любая экскурсионная или учебно-познавательная деятельность в нём или вокруг него должна быть максимально деликатной и тактичной.

Некоторые уроки по курсу могут проводиться на природе, в окружении архитектурных и исторических памятников. Краеведческий элемент будет способствовать решению еще одной  задачи – воспитания уважительного и бережного отношения к старине, отечественному религиозному и культурному наследию.

Преподаватель должен позаботиться о комфортной среде обучения, аудиториях для игровых занятий. Организация учебного пространства является важнейшей составляющей, которая обусловливает эффективность интерактивного обучения: диалогичные формы взаимодействия предполагают, что собеседники обращены лицом друг к другу, поэтому мебель должна быть расставлена таким образом, чтобы имелась возможность визуального контакта участников, преподавателя, их свободного перемещения в аудитории.

Учёт возрастных и психологических особенностей той возрастной группы учащихся (учащимися 4-5 классов). Дружелюбная, гуманная обстановка, снимающая напряжение и излишние волнения, способствует формированию открытости, взаимной заинтересованности, доверия друг к другу, взаимной поддержке, осознанию участниками образовательного процесса ценности других людей.

Реализация одной из задач нового предмета: воспитание у школьников толерантности к традициям, укладу жизни других народов, если каждый будет изучать свое. Первый урок курса ОРКСЭ (при изучении любого из 6 модулей) посвящен теме «Россия – наша Родина», в рамках которого ученик знакомится с такими понятиями, как Отечество, культура и религия, а также делаются попытки их соотнести. Конспект урока прилагается (см. Приложение 1).

Рекомендуется последние три-четыре урока посвятить защитам проектных работ, которые учащиеся составляют в течение года индивидуально или в группах. Все итоговые работы выполняются с учетом общих задач курса и с выходом на диалог культур и традиции многонационального народа России. Защита работ осуществляется на общеклассных или общешкольных мероприятиях. Независимого от того, какую религиозную культуру изучал школьник, в ходе мероприятия он знакомится и с другими культурами.

Примерные темы итоговых проектных работ: «Святые воины русской земли. Дмитрий Донской»; «Герои России. Имена героев ВОВ в названии улиц САО»; «Памятники религиозной культуры в моём городе»; «Блюда национальной кухни»; «С чего начинается Родина…»; «Уроки доброты»; «Христианское отношение к природе» и др.

Формы продуктов проектов: Web-сайт, атлас, карта, видеофильм, выставка, газета, журнал, костюм, модель, коллекция, игра, мультимедийный продукт, музыкальное или художественное произведение, постановка, праздник, экскурсия, поход.

Формы защиты итоговых работ: игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей, доклад, пресс-конференция, путешествие, экскурсия, ролевая игра, спектакль, соревнование, телепередача и т.д.

При организации образовательного процесса для детей, находящихся на домашнем обучении рекомендуется руководствоваться следующими нормативными документами: Закон «Об образовании» (ст. 10, 12, 32). Вышеуказанные нормативные документы учитывается при формировании плана общеобразовательного учреждения.

Оплата за преподавание курса ОРКСЭ. При наличии в классе обучающихся, выбравших различные модули, вносятся изменения в положение об оплате труда общеобразовательного учреждения. Определяется минимальное количество человек в группе. Возможно осуществлять стимулирующие выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда.  

В журнале успеваемости обучающихся фиксируется следующее:

список обучающихся по ими выбранному модулю;

наименование дисциплины – [Комплексный учебный курс ОРКСЭ. Модуль «Основы мировых религиозных культур»] (или Модуль «Основы светской этики», или Модуль «Основы православной культуры», или Модуль «Основы буддийской культуры», или Модуль «Основы иудейской культуры», или Модуль «Основы исламской культуры»). Примечание: в квадратных скобках указано полное название предмета, где вариативным является только название модуля.  

Рекомендуется внести следующие изменяя в нормативные документы:

внести изменения в структуру и содержание образовательной программы ОУ, основной образовательной программы ступени начального общего образования, программы развития школы;

доработать программы, входящие в ОПП, в связи с введением новой образовательной области – «Духовно-нравственная культура народов России»;

внести изменения в систему оценивания, которая включает описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых  результатов и инструментарий для оценки их достижения в курсе ОРКСЭ;

внести изменения в базисный учебный план школы, разработка рабочих программ учебного курса, его модулей и др. материалов.



Предварительный просмотр:

План  работы

МБОУ ООШ № 21 х. Свободы

по организационно – методическому и информационному сопровождению введения курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

на период 2012-2014 г.

пп

Мероприятия

          Сроки

Ответственные

исполнители

1

Заседание ШМО по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»(далее – ОРКСЭ) 

Февраль 2012 г.

Щирская В.П.

2

Анкетирование родителей и обучающихся 3 класса по обязательному выбору для изучения одного из модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ

Февраль 2012

2013

2014

Крупкевич Л.П.

3

Персональный контроль за организационно-методическим сопровождением и введением комплексного учебного курса ОРКСЭ на школьном уровне

Постоянно

Щирская В.П.

4

Разъяснительная и информационная работа среди родителей (законных представителей) обучающихся по выбору для обязательного изучения одного из модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ

Постоянно

Администрация школы

5

Родительское собрание по вопросам обязательного изучения одного из модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ

Февраль 2012

2013

2014

Классные руководители

6

Заявка на приобретение учебников по комплексному учебному курсу ОРКСЭ

Февраль 2012

2013

2014

Джулакян Н.Ф.

7

Приобретение методических материалов, создание школьной медиатеки, банка ЦОР и ЭОР по введению  и преподаванию учебного курса ОРКСЭ

Постоянно

Администрация школы

8

Внесение изменений в учебный план школы

 для  4  класса  на 2012-2013 учебный год в связи с введением комплексного учебного курса ОРКСЭ

Май 2012 г

Кл.руководитель

9

Консультирование педагога по вопросам введения  комплексного учебного курса ОРКСЭ

Постоянно

Администрация школы

10

Разработка  и утверждение рабочей программы по курсу ОРКСЭ

до 01.09.

2012 г.

Администрация школы

17

Разработка нормативно-правовых актов ОУ

до 01.09.

2012 г.

Администрация школы

18

Подготовка методических, консультационных, информационных материалов по сопровождению введения комплексного учебного курса ОРКСЭ

Постоянно

Щирская В.П.

19

Ознакомление родителей с особенностями содержания  учебного курса ОРКСЭ

На родите-льских собраниях

Кл.руководители

20

Размещение информационных материалов о введении комплексного учебного курса ОРКСЭ на сайте школы

до 30.06.2012 далее 1 раз в четверть

Лопин В.И.

21

Организация курсовой подготовки педагогов согласно плана- графика

План-график

Администрация школы

22

Разработка педагогического инструментария для выявления уровня удовлетворенности родителей и учащихся в части освоения курса ОРКСЭ

до 01.09.

2012 г

Кл.руководители

23

Мониторинг уровня удовлетворенности комплексным учебным курсом ОРКСЭ.

2 раза в год

Кл.руководитель

24

Участие в работе  творческой группы педагогов, осуществляющих преподавание учебного курса«Основы религиозных  культур и светской этики»

Постоянно

Крупкевич Л.П.



Предварительный просмотр:

  

Уважаемые родители!

       На Руси на протяжении многих веков  семья была незыблемой силой. Забота о детях была первостепенной  задачей. Семья была носителем духовных и культурных образцов. В семье  ребенок обучался социальным ролям.  За последние годы  институт семьи утерян. На смену нравственным понятиям пришли алчность, жестокость, насилие, алкоголизм, наркомания. При живых родителях растет  количество детских домов.  Поэтому назрел вопрос о возрождении устоев.

  С 01 сентября 2011г. вступил в силу  новый ФГОС, в котором первостепенное значение отводится  духовно-нравственному воспитанию школьников.  И как механизм  действия разработан новый курс  ОРКСЭ.

Процесс подготовки внедрения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Наверное, вы  в СМИ не раз читали статьи об этом. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.  

 В предельно сжатые сроки  был подготовлен этот  курс- методическая база,  учебники,  методические рекомендации для учителей.    Мифы, которые существовали вокруг этого курса опровергла  сама жизнь.

Миф 1 – в школу придут священнослужители. Если бы это произошло на самом деле, то было бы прямым нарушением Конституции России. В своем вступительном слове на совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооружённых Силах Российской Федерации института воинских и флотских священнослужителей, которое прошло 21 июля 2009 г., Президент России Д.А. Медведев подчеркнул, что преподавать предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будут светские педагоги. 

Миф 2 – новый предмет будет иметь вероучительный, миссионерский характер. Все модули предмета «Основы религиозных культур и светской этики»  преподают те учителя, которые уже работают в школе и которые хорошо знакомы Вам как родителям – это учителя начальных классов. Сложно представить, что они вдруг начнут обращать своих учеников в ту или иную религию. Тем не менее, если это и будет иметь место, вы-  родители можете  обратиться к классному руководителю, руководству школы, в родительский комитет с предложением о замене учителя.    

Содержание модулей не ориентировано на решение каких-либо миссионерских задач. Оно не вероучительно, а представляет собой знание об исторических и культурологических основах определенной религии. Одна из важных педагогических задач нового предмета – формирование у обучающегося знания, понимания и уважительного отношения к религии как национальной духовной традиции, лежащей в основе исторической и современной культуры нашей страны. Выбор веры – это частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ.

Миф 3 – учеников одного класса поделят на группы, что приведет к конфликтам между ними. Тот факт, что учащиеся одного класса и их родители смогут выбирать для изучения один из модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики», не означает, что федеральный эксперимент предусматривает разделение школьников по конфессиональным, мировоззренческим основаниям. Модульное построение нового учебного предмета реализует неотъемлемое право гражданина демократического государства на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Школа обязана их учитывать. Но формальное разделение учащихся на группы не будет приводить  и не приводило к их духовному размежеванию. Для такого утверждения есть основания. 

Во-первых, предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа России.

Во-вторых, содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций.  Слайд 11

В-третьих, содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей – 1) Отечество, 2) семья и 3) отечественная культурная традиция (православная, исламская, буддийская, иудейская, светская). На этих базовых ценностях – Родина, семья и традиция -  осуществляется воспитание детей в рамках нового предмета.

В-четвертых, новый предмет организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определенный модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.

Миф 4 – эксперимент – прихоть власти, он закончится также внезапно, как и начался. Неверно думать, что решение о проведении эксперимента было принято спонтанно, без достаточных на то оснований. Мысль об исключительной важности нравственной, духовной консолидации общества, о национальных духовных традициях как ключевом факторе модернизации страны, необходимости морального оздоровления общества глубоко и последовательно проведена в Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 2007, 2008 и 2009 годов, в других государственных документах. В конце 2007 года была принята новая редакция Закона «Об образовании», в котором установлено, что деятельность общеобразовательных школ должна быть направлена в первую очередь на духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся. В 2009 году был принят новый стандарт общего образования, в котором данное требование Закона реализовано в полной мере. Введение в учебный процесс школ предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России.

В целом необходимо отметить, что образовательный процесс в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» не преследует иных целей, кроме воспитания ребенка в соответствии с потребностями, традициями и приоритетами его семьи. Назначение нового предмета -  помочь ребенку в решении его личностных, возрастных, образовательных проблем, создать условия для его духовно-нравственного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок № 9 по ОРКиСЭ "Свобода и моральный выбор человека"

Разработка урока по теме «Свобода и моральный выбор человека» помогает понять что свобода, это не вседозво­ленность, свобода зависит от выбора, сделанного человеком.В результате урока учащиеся должны ...

Проектная деятельность учащихся на базе городской экспериментальной площадки по введению курса ОРКиСЭ в школе

Статья была написана для методического пособия, которое выйдет в АППО на кафедре социального образования в январе 2013 года....

Проектная деятельность учащихся на базе городской экспериментальной площадки по введению курса ОРКиСЭ в школе

Автор Волкова Светлана Михайловнаучитель ОРКСЭ и географии школы №328 Невского района г. С-Петербурга...

Презентация к уроку ОРКиСЭ "Десять заповедей"

Презентция  предназначена для учащихся 4 классов по предмету  ОРКиСЭ в общеобразовательных учреждениях. Простыми и доступными для понимания ребенка словами раскрывается смысл заповедей. В пр...

"Россия - Родина моя". Презентация к уроку ОРКиСЭ 4 класс.

Презентация предназначена для учащихся 4 классов. Она может быть использована не только на уроках ОРКиСЭ, но и во внеклассной работе. Презентация  включает 37 слайдов.  Начинается она с пока...

Рабочая программа ОРКиСЭ

Рабочая программа курса ОРКи СЭ модуль- Основы светской этики...

Формирование нравственных качеств на уроках ОРКиСЭ, модуль "Основы православной культуры"

В настоящее время для многих педагогов становится очевидной необходимостью  обращение к опыту православной педагогики. Православие является  созидателем и хранителем лучших традиций русской ...