Главные вкладки

    Проведение занятий для детей младшего школьного возраста по воспитанию потребности к здоровому образу жизни с применением Cinema-технологии.
    методическая разработка по теме

    Укрепление физического и психического здоровья школьников и забота о нем – одна из главных задач школьного образования. В нашей школе в рамках введения ФГОС реализуется программа духовно-нравственного обучения и воспитания школьника, сюда входят вопросы  по формированию ценностного отношения к здоровью.

    Цель занятий научить детей стремиться быть здоровыми душой и телом, беречь свое здоро­вье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

    На современном этапе уже недостаточно прове­дения занятий в форме беседы или лекции. Работа на занятиях строится в направлении личностно ориентированного  взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоя­тельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, что побуждает их к творческому отношению при вы­полнении заданий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_kulemina.doc68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проведение занятий для детей младшего школьного возраста

    по воспитанию потребности к здоровому образу жизни с  применением

    Cinema-технологии.

    Е.В. Кулемина

    педагог дополнительного образования.

    Укрепление физического и психического здоровья школьников и забота о нем – одна из главных задач школьного образования. В нашей школе в рамках введения ФГОС реализуется программа духовно-нравственного обучения и воспитания школьника, сюда входят вопросы  по формированию ценностного отношения к здоровью.

    Работа осуществляется по следующим направлениям: диагностическая, развивающая и коррекционная, консультативная и просветительская, экспертная и научно-методическая. Развивающая и коррекционная работа осуществляется через проведения занятий с учащимися. Традиционными в школе стали занятия по программам: «Здравствуй школа» с учащимися 1 классов и «В поисках дружбы» с учащимися 5 классов с целью профилактики школьной дезадаптации, «Учимся быть здоровыми» (для младших школьников), «Разумный выбор, правильное решение» (для старшеклассников).

    Цель занятий научить детей стремиться быть здоровыми душой и телом, беречь свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

    На современном этапе уже недостаточно проведения занятий в форме беседы или лекции. Работа на занятиях строится в направлении личностно ориентированного  взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, что побуждает их к творческому отношению при выполнении заданий.

    Занятия   содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (психологические тренинги,  решение ситуативных задач, минутки рефлексии), необходимыми для развития навыков ребенка.

    При работе с детьми младшего школьного возраста я использую синема-технологии. Синема-технологии как средство воспитания нацелены на создание общности мировосприятия ребенка и взрослого, укрепление их сотрудничества, в процессе которого происходит становление новых способов социального взаимодействия.  Благодаря синема-технологии можно создать прецедент живого и непринужденного обмена жизненным опытом.

    Мною разработано несколько занятий,  которые строятся на материале мультсериала   «Смешарики» Азбука здоровья.  

    Эти мультфильмы рассказывают детям в доступной форме о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым и веселым. Ведь здоровый человек всегда полон сил, готов к приключениям новым открытиям, он свеж, бодр, весел. У него много нет времени отчаиваться и грустить. А что для этого надо делать? Правильно питаться, вести здоровый образ жизни, закаливаться, бороться с микробами, делать зарядку по утрам…

    Благодаря Ёжику, зайцу Крошу, медведю Копатычу, Совунье, хрюше Нюше, Лосяжу наглядно и доходчиво показаны вредные привычки (которых у наши героев тоже хватает), с которыми герои помогают друг другу справляться.

    Говоря о реализации синема-технологии, следует назвать три основных ее этапа: этюд, экспликация, рефлексия.

    На этапе рефлексии в группе идет обсуждение вопросов поднимаемых в мультфильме, дети делают выводы, принимают решения.

    Примерное занятие.

    Цель данного занятия: сформировать у школьников определенный объем знаний, представлений о здоровом питании; выявлять наиболее эффективные формы и методы формирования здорового образа жизни  в процессе знакомства с правилами здорового питания.

    Задачи:

    1.Закреплять у детей знания и представления о полезных продуктах питания, их оздоровительном влиянии на органы и системы человека.

    2.Дать представления детям о продуктах - основных источниках белков, жиров и углеводов, а также витаминов и минеральных веществ.

    3.Вырабатывать отношение к здоровому питанию, как к одной из ценностей повседневной жизни.

    4.Научить детей нести личную ответственность за свое здоровье.

    Оборудование: Мультфильм «Копатыч и последний бочонок меда», презентация к занятию, силуэты человечков, цветные карандаши.

    Ход занятия

    Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие мы начнем с просмотра мультфильма популярного мультсериала «Смешарики».

    Просмотр мультфильма.

    Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, как вам кажется, о чем мы сегодня будем говорить на занятии. 

    Ученики: О питании.

    Педагог: Правильно. Что любит есть Копатыч?

     Ученики: Сладкое, мед.

    Педагог: Что предлагали Копатычу на завтрак Смешарики?

    (Ответы учащихся).

    Педагог: А что вы любите есть больше всего?

    (Ответы учащихся).

    Педагог: Послушайте сказку и ответьте: почему заболела принцесса?

    «У одного короля была дочка, которую он обожал больше всего на свете. На завтрак, обед, ужин ей приносили самые изысканные лакомства. Птичье молоко, шоколадный пудинг, запеканка с изюмом, ананасовый крем, клубничное желе – вот такое меню было у принцессы. Но почему-то принцесса не была ни веселой, ни румяной. Наоборот, она чахла на глазах. Все эти лакомства она даже видеть не хотела. И тогда король объявил: кто вылечит его дочку, тому он отдаст полкоролевства. Отовсюду сбежались лекари, навыписывали рецепты, но принцессе ничто не помогло. В конце концов, нашелся знающий человек и дал очень простой совет: пусть принцессу кормят черным хлебом и молоком. Так и сделали – и принцесса выздоровела».

    Педагог: Почему заболела принцесса?

    (Ответы учеников).

    Педагог: А как надо питаться, чтобы не заболеть и быть здоровым?

    (Ответы учеников).

    Педагог: Пища – не только источник энергии, необходимый для деятельности человека, но и материал для роста и развития. Ученые установили, что в состав нашей пищи обязательно должны входить белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины.

    Белки – можно сравнить со строительным материалом, с помощью белков организм растет крепким и здоровым. Особенно они нужны детям. Белки содержатся в мясе, рыбе, молочных продуктах. Но если питаться только продуктами, которые содержат много белка, организму не будет хватать других полезных веществ.

    (Демонстрация слайда).

    Углеводы можно сравнить  с топливом, с помощью углеводов выделяется энергия, человек становится более работоспособным, выносливым. Ими богаты хлеб, крупы, фрукты и овощи.

    (Демонстрация слайда).

    Жиры – сравним с продовольственным складом, где хранятся запасы. Жиры содержатся в сметане, растительном и сливочном масле.

    (Демонстрация слайда).

    Педагог: Питание для человека имеет важное значение. Именно в продуктах питания содержатся витамины и минеральные вещества. Всем хорошо известно, насколько полезны витамины. А для чего они необходимы нашему организму?

    Ученики: Они необходимы для нормального обмена веществ, роста и развития организма, для защиты от болезней, факторов внешней среды.

    Педагог: А может организм человека запастись впрок витаминами?

    Ученики: Нет. Витамины в наш организм должны поступать регулярно.

    Педагог: А что является источником витаминов?

    Ученики: Фрукты, овощи.

    Педагог: Витамин С - очень важный витамин. В каких фруктах он содержится?

    Ученики: Лимон, апельсин, грейпфрут.

    (Демонстрация слайда).

    Педагог: Скажите, достаточно ли съедать в день одно-два яблока или апельсин, чтобы пополнить свой организм витамином С?

    Педагог: Суточная норма витамина С для детей (7-10 лет) - 60 мг, взрослых - 70 мг.

    Давайте сейчас выясним, какое количество свежевыжатого сока должен выпивать человек, чтобы получить суточную норму витамина С.

    1. 100 мл (0,5 стакана) апельсинового - 40 мг;
    2. 100 мл грейпфрутового - 40 мг;
    3. 100 мл мандаринового - 25 мг;
    4. 100 мл томатного - 10 мг;
    5. 100 мл яблочного или виноградного - 2 мг.

    Педагог: Употребление апельсинового, грейпфрутового и мандаринового сока восполняет суточную норму витамина С.

    Педагог: Какие комбинации напитков вы можете предложить еще?

    Педагог: Если достаточно выпить 1 стакан апельсинового и грейпфрутового сока, тогда, может, не стоит употреблять овощи и фрукты?

    Педагог: Все овощи и фрукты являются источником пищевых волокон, клетчатки, минеральных солей, богаты органическими кислотами.

    А еще они просто приятны на вкус и не содержат много калорий. Поэтому ешьте фрукты и овощи на здоровье.

    Педагог: Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе хлопаете в ладоши. А если о том, что для здоровья вредно, вы молча сидите.

    1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,

    И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

    2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить

    Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

    3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:

    Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

    4. Нет полезнее продуктов – вкусных овощей и фруктов.

    И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

    5. Наша Нюша булки ела и ужасно растолстела.

    Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.

    6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

    Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

    7. Ты попробуй-ка решить не хитрую задачку:

    Что полезнее жевать – репку или жвачку?

    Педагог: Ребята, как вы думаете, что полезнее?

    (Ответы учащихся).

    Педагог: А сейчас давайте составим меню для Копатыча.

    (Учащиеся предлагают, что можно включить на завтрак, обед и ужин в «Меню для Копатыча»).

    Педагог: Давайте вспомним тему нашего урока.

    1. Что полезного и ценного дал вам этот урок?
    2. Какой информацией вы могли бы поделиться с другими?

    Педагог: Какое сейчас настроение у каждого из вас? Я предлагаю вам взять силуэты человека и разукрасить теми красками, которыми можно передать ваше настроение.

    Педагог диагностирует по цвету эмоциональное состояние школьников.

    Использованная литература: 

    1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

    2. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 1999.

    3. Родионов В.А Психология здоровья школьников: технология работы. Курс лекций.  Газета «Школьный психолог» № № 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 2007.

    4. В.Ф.Феоктистова, Образовательные здоровьесберегающие технологии. – Волгоград: Учитель, 2009.

    5. Н.В. Лободина, Т.Н.Чурилова, Здоровьесберегающая деятельность. – Волгоград: Учитель, 2009.

    6. Н.Н.Ежова Научись общаться!: коммуникативные тренинги. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

    7. Интернет ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/606666/; http://www.eduvluki.ru/detsad/upr/detail.php?publ_id=10403&publ_catid=176&sch_id=26; http://doshvozrast.ru/konspekt/komplex36.htm и д.р.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся

    Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...

    Обобщение опыта работы классного руководителя по теме "Сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни"

    Муниципальный этап Педагогического марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья-воспитанию будущего поколения России"Описание опыта работы классного руководителя 6  класса...

    Презентация к заседанию методического объединения "Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни"

    Презентация призвана помочь открыть заседание методического объединения "Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание  потребности в здоровом образе жизни"...

    Проект на тему: Формирование и потребность к здоровому образу жизни детей на занятиях тяжелой атлетикой

    Тяжелая атлетика – индивидуальный и специфический вид спорта. Она не так эмоциональна, зрелищна как, например, спортивные игры, борьба, бокс. Поэтому для подростков он менее привлекателен. Многие роди...

    Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизни «Ступени к здоровью» для детей среднего школьного возраста, попавших в сложную жизненную ситуацию

    «Ступени здоровья»  Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизнидля детей  среднего школьного возраста, попавших в ...

    ПРОЕКТ "Развитие у детей потребности в здоровом образе жизни через занятия в физкультурно-спортивном клубе"

    На сегодняшний день проблема сохранения здоровья населения РФ является одной из глобальных. Среди многочисленных проблем, которые стоят перед разными специалистами общеобразовательных школ валеологами...