Внешнеэкономические отношения физкультурно-спортивных организаций. Экономические отношения образовательного учреждения с другими образовательными учреждениями
статья по теме

Гончаренко Наталья Юрьевна

Ни одна отрасль народного хозяйства не может успешно развиваться, не опираясь на сознательное использование экономических законов. Экономические законы, существующие в общественном производстве, действуют и в сфере физической культуры и спорта. Экономика физической культуры и спорта является конкретной отраслевой дисциплиной. Она имеет свой предмет изучения, решает свои специфические задачи. Предметом экономики физической культуры и спорта, как научной и учебной дисциплины являются экономические отношения, между членами общества в сфере физической культуры и спорта. Характер и механизм проявления экономических законов в физкультурном движении имеют специфические особенности, которые проявляются в экономических взаимоотношениях с другими отраслями народного хозяйства.

Экономика физической культуры и спорта изучает конкретный механизм проявления экономических законов. Он отличается своеобразием эксплуатации материально-технической базы, особенностями экономических отношений и, прежде всего отношениями собственности на средства производства, на средства физкультурной и спортивной деятельности, особенностями труда и его результата1.

Задачами экономики физической культуры и спорта является не только изучение экономических отношений и законов, складывающихся в этой отрасли, но и постоянное совершенствование хозяйственного механизма деятельности физкультурных и спортивных организаций, принятие экономически обоснованных управленческих решений, наиболее рациональное использование всех ресурсов отрасли – денежных, материальных, трудовых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение        

Внешнеэкономические отношения физкультурно-спортивных организаций. Экономические отношения образовательного учреждения с другими образовательными учреждениями        

Заключение        

Список использованной литературы        

Введение

Ни одна отрасль народного хозяйства не может успешно развиваться, не опираясь на сознательное использование экономических законов. Экономические законы, существующие в общественном производстве, действуют и в сфере физической культуры и спорта. Экономика физической культуры и спорта является конкретной отраслевой дисциплиной. Она имеет свой предмет изучения, решает свои специфические задачи. Предметом экономики физической культуры и спорта, как научной и учебной дисциплины являются экономические отношения, между членами общества в сфере физической культуры и спорта. Характер и механизм проявления экономических законов в физкультурном движении имеют специфические особенности, которые проявляются в экономических взаимоотношениях с другими отраслями народного хозяйства.

Экономика физической культуры и спорта изучает конкретный механизм проявления экономических законов. Он отличается своеобразием эксплуатации материально-технической базы, особенностями экономических отношений и, прежде всего отношениями собственности на средства производства, на средства физкультурной и спортивной деятельности, особенностями труда и его результата[1].

Задачами экономики физической культуры и спорта является не только изучение экономических отношений и законов, складывающихся в этой отрасли, но и постоянное совершенствование хозяйственного механизма деятельности физкультурных и спортивных организаций, принятие экономически обоснованных управленческих решений, наиболее рациональное использование всех ресурсов отрасли – денежных, материальных, трудовых.

Внешнеэкономические отношения физкультурно-спортивных организаций. Экономические отношения образовательного учреждения с другими образовательными учреждениями

Экономические отношения – это отношения, в которые вступают люди в своей общественной жизни, в процессе создания жизненных благ, продуктов и услуг[2]. Они охватывают всё общественное производство, как материальное, так и нематериальное. Известно, что основой производственных экономических отношений выступают формы собственности на средства производства.

В современном обществе основными формами собственности на средства производства являются государственная и частная. Кроме того, существует собственность профсоюзных и иных общественных организаций.
Экономика ФКиС учитывает специфичность экономических отношений, возникающих в связи с наличием различных форм собственности и их переплетением. Например, управление физкультуры и спорта на любом предприятии, имеет чаще всего государственную (спортивные сооружения), профсоюзную (средства из бюджета профсоюзов) и личной собственностью (оплата абонементов). При использовании этих видов собственности учитывается их различный юридический статус. Государственная собственность включает находящиеся в ведении Федерального агентства по ФКиС спортсооружения, предприятия, изготавливающие спортивный инвентарь и т.п. Агентство заботится о сохранности и приумножении государственной собственности, об её использовании для занятий физической культурой и спортом всеми членами общества.

Ведущая роль государственной собственности открывает возможности для обеспечения единства интересов отдельных ведомств, спортивных обществ в осуществлении физкультурной и спортивной деятельности Постановления, распоряжения Федерального агентства по физической культуре и спорту, как государственного органа обязательны для физкультурных организаций всех ведомств и спортивных обществ. Государственное руководство физкультурным движением позволяет придать обязательную силу физкультурно-спортивным и оздоровительным мероприятиям, проводимым в учебных заведениях, учреждениях и на предприятиях.

На муниципальные спорткомитеты возлагается обязанность координировать усилия ДСО и других спортивных организаций по комплексному решению вопросов развития их материальной базы, оказания помощи в выборе места для площадок и стадионов, в их оборудовании, в организации соревнований в производстве спортивных товаров и др.
Большинство спортивных сооружений является собственностью государственных предприятий и организаций, подчинены различным министерствам и ведомствам страны. Часть из этих сооружений предприятия: передают в распоряжение профсоюзов и ДСО. Между ними возникают определённые экономические отношения, связанные с эксплуатацией этих сооружений
[3].

В оперативном управлении общественных организаций профсоюзов, ДСО, РОСТО находятся, помимо спортивных сооружений производственные предприятия, административные здания, учебно-спортивные и туристические базы и т.д. Согласно уставу ДСО профсоюзов, их имущество могут пользоваться все физкультурники и спортсмены, являющиеся членами ДСО. ОНИ имеют право заниматься в спортивных секциях и командах, участвовать во всех мероприятиях, проводимых ДСО: спортивных соревнованиях, праздниках, спартакиадах, обучаться на курсах, учебно-тренировочных сборах, в спортивных школах. Члены ДСО бесплатно пользуются спортивными сооружениями, оборудованием, инвентарем.

Существование разных форм общественной собственности обусловливает многообразие форм управления физкультурными организациями: через Федеральное агентство, спорткомитеты и отраслевые ведомства; через профсоюзы и другие общественные организации; через смешанную государственно-профсоюзную или кооперативно-профсоюзную систему).

Многообразие форм управления физкультурными организациями порождает ведомственную разобщенность в использовании спортивных сооружений, их неравномерное распределение между отраслями и производственными объединениями. За последние годы сложилась неодинаковая насыщенность физкультурных организаций спортивными сооружениями. Это приводит в ряде случаев к их неполному использованию. Например, школы, вузы, техникумы располагают большей частью спортивных площадок, но ощущают острую нехватку стадионов, плавательных бассейнов, футбольных полей.

Неодинаковое количество спортивных сооружений наблюдается в рамках одного и того же района. Крупные предприятия, располагая большими накоплениями, создают сеть спортивных сооружений. Так как не все имеют такие возможности, возникает «спортивное неравенство» производственных коллективов одного и того же района: одни имеют в избытке спортивные сооружения, что приводит к их неполному использованию, другие же испытывают острую нехватку, что ограничивает возможности развития у них физической культуры и спорта.
Ведомственная разобщенность, разделяющая физкультурников на «своих» u «чужих», затрудняет проведение общих мероприятий для населения, проживающего в одном районе. Она, как правило, ведет к различиям в порядке и размерах финансирования и материально-технического снабжения. В итоге возникает неравномерное размещение спортивных сооружений, разная степень обеспеченности ими населения
[4].

Для ликвидации недостатков в сфере физической культуры и спорта, вызванных подобной разобщенностью, необходимо совершенствовать экономические отношения. Фундаментальная проблема экономической теории – проблема регулирования действий участников производства. Процветание экономики в любой стране – всегда результат согласованных действий производителей, тогда как кризис – результат их антагонизма.
Оптимальный механизм регулирования – вечная проблема экономики, так как бесконечно изменяются технологические и социальные условия производства. В экономической теории и практике до последнего времени боролись два принципиально противоположных подхода к решению этой проблемы.

Первый подход получил название «классического», согласно которому максимальная эффективность общественного производства достигается благодаря предоставлению каждому из его участников неограниченной экономической свободы. Однако практика показала тупиковость «классического» подхода, ибо такой экономической организации объективно присущи производственные кризисы и социальный антагонизм.
Сторонники противоположного («социалистического») подхода считают, что действия участников производства должны подчиняться жесткой директивной регламентации (что произвести, когда, сколько, для кого). Контроль со стороны общества осуществляет его властный институт – государство, обладающее правом и силой к внеэкономическому принуждению. Директивная организация производства объективно отрицает рынок, который невозможен без экономической самостоятельности производителей. Исключительная важность и необходимость вмешательства государства в экономику признается различными экономическими концепциями. Но до абсурда она была доведена, к нашему несчастью, именно в советской «экономике».

Директивная планомерность стала определяться как экономическая модель государственного «социализма». Практика показала тупиковость этой формы организации общественного производства: ведь ей присущи еще большие, чем «классической» модели, пороки – хронический дефицит, разрушающий экономику, и тоталитаризм, разрушающий все остальное. Современное постиндустриальное общество доказало практическую возможность решения проблемы оптимального регулирования экономики в рамках «смешанной системы», в которой абсолютная экономическая самостоятельность производителя сменяется относительной, а директивная регламентация ориентирующим воздействием государства. Это-то, что и позволило создать «социально-регулируемую рыночную экономику», в которой рынок сохранен, но рынок обузданный.

Иными словами, современная «социально-регулируемая» экономика – это конечно, «рыночная экономика», но такая, в которой рыночное устройство общества переросло, наконец, в общественное устройство рынка.
Экономическая наука, которая изучает становление и развитие «капитализма» и «социализма», получила название «политической экономии». Она была и остается самостоятельной научной дисциплиной. Из неё выросла современная экономическая теория, которую в англоязычных странах часто, называют «экономикс».

Заключение

Анализ динамики основных показателей физической культуры и спорта в масштабах страны свидетельствует о наличии в развитии отрасли ряда тенденций, приобретающих в последние годы позитивный характер. К основным из этих тенденций следует отнести:

- прогрессивное, в отличие от предшествующего периода, развитие сети физкультурно-спортивных сооружений, рост числа коллективов физической культуры и спортивных клубов, а также численности занимающихся физической культурой и спортом;

- систематический рост численности физкультурных кадров, а также количества физкультурно-оздоровительных центров предприятий и организаций.

Оценить подробнее характер динамики основных показателей развития физической культуры и спорта за более длительный промежуток времени не представляется возможным в связи с введением в 1998 г. новой формы государственной статистической отчетности и несовпадением в связи с этим содержания ряда ее показателей.

Вместе с тем развитию физической культуры и спорта на протяжении последних лет свойственны и негативные тенденции. В первую очередь это бюджетное финансирование отрасли по остаточному принципу, неисполнение законодательных актов в части утвержденных нормативов финансирования физической культуры и спорта, а также невыполнение плановых показателей бюджетного финансирования и др.

Список использованной литературы

  1. Евсеев Ю.И. Физическая культура: Учебн. пособие для студентов вузов / Ю.И. Евсеев. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 382 с.
  2. Железняк Ю. Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учебн. пособие для студентов вузов / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. – 3-е изд., стер. – М.: Academia: Издат. центр «Академия», 2008. – 270 с.
  3. Иванков Ч.Т. Теоретические основы методики физического воспитания: Курс лекций / Ч.Т. Иванков; Моск. гор. пед. ун-т. Каф. теории и методики физ. воспитания и спорта. – М.: ИНСАН, 2000. – 351 с.
  4. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 240 с.


[1] Железняк Ю. Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учебн. пособие для студентов вузов / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. – 3-е изд., стер. – М.: Academia: Издат. центр «Академия», 2008. С. 56.

[2] Иванков Ч.Т. Теоретические основы методики физического воспитания: Курс лекций / Ч.Т. Иванков; Моск. гор. пед. ун-т. Каф. теории и методики физ. воспитания и спорта. – М.: ИНСАН, 2000. С. 103.

[3] Железняк Ю. Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учебн. пособие для студентов вузов / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. – 3-е изд., стер. – М.: Academia: Издат. центр «Академия», 2008. С. 59.

[4] Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С. 33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Учреждения образования относятся к числу наиболее уязвимых структур. последствия чрезвычайных ситуаций в них отличаются особой  тяжестью, сильным полити...

«Региональная программа формирования и развития партнерских отношений образовательного учреждения и семьи»

Данная презентация может быть использована при работе администрации образовательного учреждения и классных руководителей....

Организация адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях

ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.Михайлова М.В. Заведующая отделением АФК Педагогического колледжа №18 «Митино», преподаватель Ч...

"Сетевой характер взаимодействия Дома детского творчества с другими образовательными учреждениями п.г.т. Уренгой"

Сетевой характер взаимодействия образовательных учреждений приобретает в последние годы широкое распространение. Интеграция усилий образовательных учреждений, некая централизация ресурсов по сетевой м...

Государственная аккредитация школ и других образовательных учреждений

dash; это обязательная процедура, установленная законом, смысл которой заключается в официальном подтверждении соответствия качества  образовательных услуг некоему стандарту. И, несмотря ...