Самостоятельная работа как средство развития самостоятельности учащихся на уроках математики.
статья по теме

Нагайцева Ирина Николаевна

 Основой учебного процесса является оптимальное управление деятельностью учащихся, а поэтому их самостоятельная деятельность повышает эффективность обучения лишь в том случае, когда учителем проведена рациональная ее организация. При организации самостоятельной работы учителю следует продумать систему предварительных указаний для учащихся, облегчающих выполнение каждого задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_samoobrazovaniya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Самостоятельная работа как средство развития

самостоятельности учащихся на уроках математики»

В последние годы все больше внимания уделяется проблемам развивающего обучения. Небывалый рост объёма информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предпреимчевость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. Поэтому в своей работе я очень большое значение предаю самостоятельности учащихся разнообразие видов самостоятельной работы на уроках математики объясняется тема, что во- первых они проводятся с разными дидактическими целями – для изучения нового материала, совершенствования  приобретенных знаний, умений, проверки их усвоений учащимися; во – вторых они предусматривают познавательную деятельность разного характера – от воспроизводящей до исследовательской; в – третьих, они выполняют в разных организационных формах – фронтальный, групповой, индивидуально- дифференцируемый; в – четвертых, учащиеся используют различные источники знаний и средства обучения – работают с книгой, решают задачи, работают с моделями.

Развивающая функция обучения требует от учителя не простого изложения знаний, в определенной системе, а предполагает также учить учащихся мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные.

В любой самостоятельной работе можно обнаружить сочетание названных признаков. Самостоятельная работа намечается в процессе планирования системы уроков по учебной теме. При этом проводиться тщательный анализ учебного материала каждого урока. Обращаю особое  внимание на следующие три момента:

1) Какие знания и умения формируются на уроке впервые;

2) На какие знания и умения приобретенные раннее, нужно опираться при формировании новых;

3) каким логическим путем: индуктивным, дедуктивным или по аналогии будут выводиться новые знания.

Думаю, что успех самостоятельной работы зависит от содержания и формы задания, от того, как задание сформулировано и как предъявляется учащимся на уроке, будет видно, какого типа познавательную деятельность оно активизирует, будет понятно как учащиеся должны организовать свою работу. Задание для самостоятельной работы воспроизводящего, копирующего характера предлагаю на первых уроках, посвященных той или иной темы. По мере продвижения изучения темы даю самостоятельные работы частично – поискового характера. Форма организации самостоятельной работы учащихся на уроке зависит от цели и особенностей содержания учебного материала.

Считаю, что наиболее пригодным для организации групповой работы будет такой учебный материал, который дает возможность вывести знания индуктивным путем.

Индивидуально- дифференцированные самостоятельные работы использую для получения новых знаний в основном выводимых дидуктивно из усвоенных общим теоретических понятий, а также для заключения по аналогии. В этом случае предоставляется возможность дифференцировать задания по сложности с учетом подготовленности учащихся в условиях « облегченных» учащимся  показывается больше опорных связей для объяснений или предсказания конкретных фактов и нередко подсказывается путь их выполнения. В условиях заданий повышенной сложности приводится минимум информации и, как правило, не указывается путь решения вопроса: учащимся предоставляется возможность вести самостоятельный поиск решения.

Во вводной и заключительных частях урока повторение и закрепление знаний организую включение заданий для самостоятельной работы. Главным успехом для эффективного применения самостоятельной работы во вводной и заключительных частях урока любого типа являются:

1) строгий отбор обсуждаемого содержания, включающей те элементы знаний, которые необходимы для успешного достижения главной задачи – основной части урока;

2) отличие формы организации работы учащихся от той, которая применяется в основной части урока.

На этапе первичного закрепления материала групповые занятия значительно эффективнее, чем фронтальные. При условии же когда достигнута определенная прочность знаний, целесообразно во водной части урока организовать индивидуальную самостоятельную работу по дифференцированным заданиям.

Тогда учащиеся убеждаются, что могут самостоятельно, без помощи других, оперировать приобретенными знаниями. А успех в выполнении посильных заданий создает большой стимул к последующей работе по усвоению нового материала. Наряду с фронтальными, индивидуально- дифференцированными работами, работами по образцу, частично – поисковыми работами, я еще применяю творческие работы или творчески – исследовательские. Такие самостоятельные работы вызывают у учащихся большой интерес и предполагают высокий уровень самостоятельности.

Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых неожиданных ситуациях.

К творчеству ребёнка надо подводить постепенно. При проектировании и организации уроков творчества и вовлечению учащихся в решение творческих заданий учитель должен руководствоваться следующими принципами:

- строгий выбор учебного материала;

- многократность повторения по – разному организованного изучаемого материала;

-  разностороннее развитие ученика;

- формирование устойчивых интересов к учению;

- постоянный контроль учителя за работой ученика;

- индивидуальный подход.

Такие самостоятельные работы развивает у учащихся умения отойти от той формы изложения материала, которая была предложена учителем или учебником, способствует более глубокому изучению материала, раскрытию его новых сторон. Именно поэтому необходимо творческие задания давать индивидуально. Это задания на поиск второго, третьего и т. д. способа решения задачи, составление задач, примеров учащимися, ребусов, кроссвордов и т. д.

Считаю, что обязательно надо учить ребят выполнять самостоятельную работу: « начиная с самого легкого для тебя задания»- говорю я при решении любой самостоятельной работы по математике.

В заключении хочу сказать, что основой учебного процесса является оптимальное управление деятельностью учащихся, а поэтому их самостоятельная деятельность повышает эффективность обучения лишь в том случае, когда учителем проведена рациональная ее организация. При организации самостоятельной работы учителю следует продумать систему предварительных указаний для учащихся, облегчающих выполнение каждого задания. Включая и указания для самоконтроля; подобрать такую систему упражнений, чтобы первые из них подготавливали учащихся к выполнению следующих; подобрать примеры, позволяющие найти ошибки и их исправить; подумать такие упражнения, при выполнении которых учащимся необходимо было бы перестроить мысли с прямого хода на обратный; предлагать задания на установление рационального способа решения и т. д.

Из всего выше сказанного можно сказать, что учащихся необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предложения, догадки, учить делать обобщения изучаемых фактов, творчески применять знания в новых ситуациях. И соответственно применяемые нами самостоятельные работы повышают самостоятельность и соответственно эффективность учебного процесса. Будем использовать методы и приемы применяемые мною  самостоятельные работы и в дальнейшем. Сейчас я работаю в шестых классах , надеюсь довести до одиннадцатого, тем самым реализовав на этих классах приемы и методы самостоятельной работы. Анализ результатов учебного труда учащихся показывает стабильность уровня обученности. Высокая результативность итоговой аттестации подтверждает эти выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа как средство развития личности учащихся на уроках физики

В настоящее время стала актуальной исследовательская деятельность. В данном докладе сообщается о том, как можно применять этот вид деятельности на уроках физики....

Самостоятельная работа как средство развития математического мышления учащихся

Данный материал содержит презентацию по теме самообразования...

Самостоятельные работы как средство развития самоконтроля

К сожалению, мы недостаточно внимания уделяем развитию самоконтроля у учащихся, этому способствует и однообразие форм для самостоятельной работы. Приведу примеры поэтапного формирования самоконтроля ,...

Информационно-обучающая среда как средство развития самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка

Использование возможностей информационных технологий доступных учащимся сегодня  в  процессе обучения ведет к повышению мотивации учащихся, развитию интереса к предмету,  а так же предо...

Сообщение на тему: "Самостоятельная работа как средство развития способностей учащихся на уроках математики"

Данный материал может быть использован учителем на уроках математики в 5-9 классах...

Статья "Самостоятельная работа как средство развития у обучающихся познавательных УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО"

Практика многолетней работы учителем математики показывает, что классы состоят из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению,...

Самостоятельная работа как средство развития творческого потенциала студентов

laquo;Если человек не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…» (Л.Н.Толстой)...


 

Комментарии

Нагайцева Ирина Николаевна

В своей работе я очень большое значение предаю самостоятельности учащихся, разнообразие видов самостоятельной работы на уроках математики.