Активные формы и приемы работы на уроках ОРКСЭ
методическая разработка по теме

Зорина Жанна Владимировна

Автором представлен опыт работы по использованию активных форм и приемов работы на уроках ОРКСЭ, а также разработки дидактических игр (домино, кроссворды и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_materialy_po_kursu_orkse.docx37.67 КБ
Файл krossvordy_domino_i_dr_igry.rar1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Активные формы и приемы работы на уроках ОСЭ

Зорина Ж.В., учитель истории и ОРКСЭ

Основными задачами курса «Основы светской этики» являются:

  1. развитие представлений младшего школьника о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей
  2. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

         Задача педагога заключается в том, чтобы не только доступно всё рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навык практических действий. Этому могут способствовать активные формы и приемы  обучения, способствующие глубокому пониманию и усвоению материала.

Для организации  деятельности учащихся на уроках  ОРКСЭ  необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

  1. Деятельность должна рождать нечто новое: открытие новых знаний и обнаружение новых возможностей;
  1. Деятельность должна быть оптимально трудной, но выполнимой (постепенное усложнение заданий);
  1. Деятельность должна развивать самооценку и самоанализ, направлять к реализации своих способностей и возможностей;
  1.  Деятельность должна быть разнообразной и многоплановой и способствовать разностороннему развитию личности.

Исходя из этих требований, подбираются определенные формы и методы урока.

        Наиболее эффективной технологией работы на уроках ОСЭ является технология обучения в сотрудничестве.

 Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Наиболее интересным и доступным является обучение в команде или группе.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

  1. деление класса на группы для решения конкретных учебных задач;
  2. выполнение полученного задания группой сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя (задания могут быть либо одинаковыми, либо дифференцированными);
  3. задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  4. группа подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня знаний, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет взаимно дополнять и обогащать друг друга.(примеры распределения в группы: по цвету жетонов, сильные или слабые учащиеся набирают команды и т.д. )

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1.      Подготовка к выполнению группового задания.

  1. постановка познавательной задачи;
  2. инструктаж о последовательности работы;
  3. раздача дидактических материалов группам.

2.      Групповая работа.

  1. знакомство с материалами, планирование работы в группе;
  2. распределение заданий внутри группы;
  3. индивидуальное выполнение задания;
  4. обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
  5. обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщение);
  6. подведение итогов группового задания.

3.      Заключение.

  1. сообщение о результатах работы в группах;
  2. анализ познавательной задачи, рефлексия;
  3. общий вывод о групповой работе и достижение познавательной задачи, дополнения.

Во время групповой работы педагог выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, следит за порядком и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

Сегодня я остановлюсь на некоторых формах и приемах работы в рамках данной технологии.

Формы работы:

Беседа. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Взаимные вопросы и задания группам. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты).

Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, педагогов). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Интервью. (Например, по теме «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»)

Приемы работы

Творческая мастерская.

Цель: научить детей дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов.

Содержание: к уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные работы.

Конечные результат: мини- проекты –книги, газеты, рисунки, фото выставка коллаж и пр.

         Прием. Расшифруй слово. Используется при создании проблемной ситуации. (пример)

        Прием. Ассоциации. Используется при объяснении нового материала, закреплении и рефлексии.

Цель: научить детей дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей при выполнении задания.

Содержание: обучающиеся в группах выбирают только те понятия или иллюстрации, которые относятся к изучаемой теме, объясняют значение понятий и выражают личностное отношение к данным явлениям. Группы на основе карточек составляют словарь по теме.

Конечный продукт: словарь понятий. (Например, по теме: Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества).

        В курсе  ОСЭ много  различных понятий.  Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют основные понятия курса. Чтобы  учащиеся  могли свободно оперировать,  они  должны   знать  наизусть. Чтобы понятия лучше запоминались, а также  для  контроля  за  усвоением  их используется на уроках следующие приемы:

  1. Прием. Домино  – состоит  из  карточек,  каждая  карточка разделена чертой на две части – на  одной  записано  понятие,  на  другой  – определение к другому понятию.
  2. Прием. Кроссворды. (примеры)

        В рамках проведения уроков в выше указанных технологиях используются ИКТ и ЦОРы. ИКТ способствуют активизации познавательной деятельности, могут использоваться на разных этапах урока.

В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить.

Использование  мультимедийных презентаций к уроку.

Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для поиска справочной информации по теме.

Использование  видео и аудиоматериалов. Данные материалы можно использовать на разных этапах урока.

Преимущества:

1.процесс обучения более живой и интересный

2. способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности.

3.непроизвольное внимание переходит в произвольное, а интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой и зрительный каналы, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления материала.

Тема

Видео

Аудио

1

Россия – наша Родина

Видеоклип на Гимн РФ

Песня «С чего начинается родина»

Песня «Родина моя прекрасна»

2

Что такое светская этика

3

Мораль и культура

4

Особенности морали

5

Добро и зло

Мультфильм «Двенадцать месяцев»

6

Добродетели и порок

7

Свобода и моральный выбор человека

8

Свобода и ответственность

9

Моральный долг

10

Справедливость

Мультфильм «Антошка»

11

Альтруизм и эгоизм

Мультфильм «Цветик - семи цветик»

12

Дружба

Мультфильм «Самый большой друг»

Песня «Друг»

Песня про дружбу

Песня «Про друзей»

13

Что значит быть моральным?

14

Род и семья  - исток нравственных отношений в истории человечества.

Песня «Радость моя»

15

Нравственный поступок.

16

Золотое правило нравственности

17

Стыд, вина и извинение

18

Честь и достоинство

Мультфильм «Золотая антилопа»

Рассказ «Косточка»

Рассказ «Дед»

Песня «Офицеры границы»

19

Совесть

20

Нравственные идеалы

Песня «Золотое сердце»

21

Этикет

Мультфильм «Вини Пух»

22

Семейные праздники

23

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Ролик «Барашек»

Мультфильм «Девочка со спичками»(2006 г.)

24

Любовь и уважение к Отечеству.

 

Этапы работы с материалом:

1.Преддемонстрационный этап

Цели этапа: мотивировать учащихся, настроить их на выполнение задания, сделав активными участниками процесса обучения.

  1.  Просмотром видеоматериалов можно завершать цикл уроков по какой-либо теме или проблеме. Учащиеся заранее получают задание на изучение конкретного материла, что логично подготавливает их к просмотру видео или прослушиванию аудио.
  2. Предварительное чтение текстов и обсуждение проблем по той же тематике, также способствуют повышению мотивации в ходе просмотра видео и аудио материалов при условии, что они открывает новые перспективы видения данной темы, содержит элемент новизны и непредсказуемости.

2. Демонстрационный этап

Цель этапа: демонстрация фильма сопровождается активной учебной деятельностью зрителей-обучаемых.

На этом этапе используются задания, направленные на поиск, вычленение, фиксирование, трансформацию определенного материала. В данном случае не столько формулировка задания, сколько содержание упражнения обеспечивает ту или иную степень эффективности и оправданности выполнения задания. Обучаемые могут также делать записи к тексту фильма, которые понадобятся при выполнении заданий на последемонстрационном этапе.

Формы работы с аудио и видеоматериалами:

  1. Отметить основное содержание
  2. Составить 5 вопросов
  3. Ответить на вопросы предложенные учителем

3.Последемонстрационный этап

Цель этапа: использовать исходный видео и аудиоматериал в качестве основы и опоры для развития продуктивных знаний и умений.

На всех этапах урока необходимо оценивание.

Формы оценивание:

  1. самооценка
  2. взаимооценивание
  3. оценка учителя

Задания на дом в процессе изучения курса «Основы светской этики» должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. В течение года каждый учащийся выполняет 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы.

Рекомендации к домашним заданиям

  1. Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).
  2. Заучивание (минимального количества терминов, имен).
  3. Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).
  4. Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов, выписки.
  5. Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.)

Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.

         Рефлексия

  1. Прием. Дерево Впечатлений
  2. Прием. Синквейн  - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
    1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
    2 строка – два прилагательных.
    3 строка – три глагола. 
    4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
    5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Пример синквейн по теме «Нравственный поступок»

1.поступок

2.плохой, хороший

3.делать, действовать, нарушать

4.выражение моих мыслей

5.действие

  1. заполнение таблицы, или просто проговаривание

Я знал

Я узнал

  1. отзыв

Данные формы и приемы работы способствуют успешности обучения, повышению мотивации к изучению предмета, повышению уровня воспитанности обучающихся.



Предварительный просмотр:

Впишите в таблицу слова: благоразумие, доброта, любовь, мужество, скромность, смирение, терпение, усердие, целомудрие, щедрость, так чтобы в выделенных клетках по вертикали можно было прочитать имя древнегреческого философа, основателя науки, названной им «этика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы и методы работы на уроке.

Данный материал предназначен для учителей математики.В нем содержится полезный   материал для организации устного счета учащихся....

Активные формы и методы работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности

В данной статье педагог делится опытом работы. Знакомит с активными формами и методами работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности....

Доклад "Активные формы и методы работы на уроках музыки"

Доклад "Активные формы и методы работы на уроках музыки"подготовлен к семинару учителей музыки МО "Тахтамукайский район"...

Активные формы и методы работы на уроках литературы

Учитель является главным действующим лицом педагогического процесса, именно к нему сегодня предъявляются новые требования.Тип учителя – информатора ушел в прошлое. Необходимы новые подходы к орг...

Использование активных форм и методов работы на уроках химии

Использование активных форм и методов работы на уроках химии...

Активные формы и методы работы на урока истории в рамках новых стандартов ФГОС ООО - СОО

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор ...

Активные формы и методы работы на уроках математики в условиях ФГОС

Статья "Активные формы и методы работы на уроках математики в условиях ФГОС"...