урок "Икона"
план-конспект урока по теме

урок  проводился  в  4  классе  по  теме "Икона!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_15.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 15

Икона

Аннотация:

Данный урок подготовлен на базе учебника А.В. Кураева «Основы православной культуры» 4 – 5 класс. – М., «Просвещение», 2010. Урок знакомит детей с особенностями иконописного изображения, с различиями написания иконы и картины. Воспитывает у детей бережное отношение к христианским святыням. Использована презентация для освоения новой темы. Урок подготовлен на основе творческого использования материалов сайта «Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4 – 5 классов».

Проблема:

Сегодня, когда разрушаются традиционные способы передачи духовных и культурных ценностей от родителей детям – дети не знакомы с ценностями христианского искусства, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества.

Цель: Расширить представление о ценностях Христианского искусства, объяснить смысл

           иконы.

Задачи:

  1. познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины;
  2. уяснить, что свет – основа иконописания;
  3. воспитывать бережное отношение к иконам, как к изображению священных для христиан образов.

Ключевые понятия: икона, иконописец, образ, гармония, нимб, пространство без тени, обратная перспектива, молитва  перед иконой.

На доске выписаны слова:

     Картина                                              Икона

                светотень                                               свет

      изображение в перспективе                           обратная перспектива

Ход урока.

  1. Организация деятельности учащихся. Беседа по домашнему заданию. Запись в тетради темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися (как вы понимаете тему урока).

Слайд 1

  1. Вступительное слово учителя.

      -Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Посмотрите вокруг себя, что необычного?

     (ответы: много гостей, много книг, иконы)

Слайд 2

     -Молодцы. Всё правильно заметили.

Слайд 3

      Давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям и пригласим их с собой в необыкновенное путешествие - в светлый мир -  мир светлых образов, мир Иконы.

 Слайд 4  - Спаситель

Ребята, каждый урок мы кладем перед собой книгу-учебник, которая помогает нам узнать  много нового и интересного о  православии. В давние времена большинство народов не могли прочитать Священное Писание на родном языке. Не было и у наших предков-славян своей письменности. Братья Кирилл и Мефодий, ставшие монахами, создали первую славянскую азбуку и перевели Евангелие на Славянский язык. Эта азбука и по сей день используется в церковнославянском языке. Это  очень  красивый  язык, дорогой  сердцу  православных  прихожан. И если книги долгое время умел читать далеко не каждый из наших предков, то язык иконы понимал каждый русский человек. Об иконах так и говорят, что их нужно уметь «читать».

Слайд 5

Есть икона дома –

 В доме мирно и светло.

 Дарит каждому икона

 Благодатное тепло.

Вы, наверно, заметили, что сегодня у нас в классе много икон

     Иконы входили в жизнь человека с самого рождения, сопровождали всю жизнь и провожали в последний путь – по окончании земной жизни.

- Сегодня мы с вами проведём урок, посвященный  иконе.

Кто знает, что такое икона? (изображение святых и их деяний).

- У кого из вас есть дома иконы?

 Иконы у православных христиан были обязательны как в крестьянской избе, так и в царском дворце. Самое видное место было отведено под иконы и называлось «красный угол».

   – Приходилось ли вам видеть иконы?

      – Где можно увидеть эти священные образы?

Слайд  6 – иконы Спасителя

Икона -  в переводе с греческого языка - «Образ» - это живописное изображение Святой Троицы, Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых, а так же священных событий, написанное в соответствие с церковными канонами и освящённое по церковному чину. Некоторые иконы имеют особые названия:

  1. аналойная (небольших размеров) – слайд 7
  2. запрестольная  или  выносная  (выносится на Крестных Ходах) –   слайд 8
  1.     местная (нах-ся в Храме справа и слева от Царских Врат) – слайд 9
  2.     мироточивая  (из кот. источалось святое миро) –слайд 10
  3.     надвратная (над входом в храм) – слайд 11
  4.     нательная (носимая на груди) – слайд 12
  5.     праздничная ( в честь священных событий или Святого, в честь        которого совершается праздник служба) – слайд 13
  6.    семейная (на ней изображены Святые, покровители семьи)-слайд 14
  7.   складная (состоит из 2-3 небольших икон) – слайд 15

           Откуда же появились иконы?

  Вот что говорит Священное Предание христианской Церкви:

  1.     в те времена, когда  Иисус Христос ходил по земле и учил людей, царь по имени Авгарь тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что Иисус - Христос сможет исцелить его. Но из-за болезни он не мог идти к нему. Тогда Авгарь велел художнику  нарисовать и принести ему изображение Иисуса – Христа. Художник пришёл в Храм, где Иисус - Христос учил народ и приступил к работе. Но как он ни старался, у него ничего не получалось. Тогда, видя  его бессилие, И.-Х. взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. На полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Этот образ и стал первой Иконой. Когда царь Авгарь прикоснулся к полотенцу, он сразу поправился.

        Слайд 16 - Спас Нерукотворный

      - Ребята, а некоторые иконы называют чудотворными. Как вы думаете, почему?

         Слайд 17-Чудостворная Икона Знамения Божией Матери.

      - Мне хочется рассказать  вам о чудотворной иконе Знамения Божией Матери. Однажды очень давно во время Великого Поста в Соборе проходила служба. После неё икону унесли в отдельное помещение. В двух часов ночи вокруг раздался в соборе страшный взрыв, от которого содрогнулись не только стены собора, но и окрестные дома. Сторож побежал за монахом Ефросином, у которого были ключи от комнаты, где хранилась Икона. Когда они открыли двери в храм, то увидели страшную картину: он был полон едкого дыма, потолок был полуразрушен, доски были отброшены в разные стороны, из железной решетки, за которой хранилась Икона, были вырваны прутья, в окнах побиты все стёкла, стена дала трещину. Каково же было удивление, когда Ефросин увидел, что Чудотворная Икона оказалась совершенно целой, только чуть - чуть закоптела от дыма. Разве это не чудо? Не зря эта икона названа Чудотворной.

      Слайд 18 -  Икона

            Что же такое  икона?

       Икона - это мир светлый и чистый, прикосновение к которому даёт человеку ощущение надёжности, умиротворения, изменяет человека, очищает его душу от всего дурного. Посмотри на икону. Ты видишь в ней мир, чувствуешь его необычность. И сразу возникает желание пообщаться с ней, раскрыть душу, поведать ей свои тайны.  К иконе обращаются люди и в минуты тоски, и в минуты радости, и когда им  предстоит сделать трудный жизненный выбор. И на сердце становится легче, будто поговорил с близким человеком и получил совет и напутствие.

 Общаясь с иконой, мы прикасаемся к миру светлому и чистому, задумываемся о смысле жизни, о верности поступков. Икона даёт нам силы.

     Давайте посмотрим на особо почитаемую икону Божией Матери.

  Слайд 19

Поражают глубиной печальные глаза Богоматери, которая нежно прижимает к груди маленького Иисуса. Она ведь знает, какая тяжелая судьба уготована Её Сыну. Старается  своей любовью и нежностью обогреть и защитить Его от зла и беды. А сколько матерей обращается к этой иконе, моля о здоровье детей, о защите от врагов во время войн, облегчении в горе и печали.

  1. Выявление восприятия, мотивация.

Размышляем сами.

Делим детей на группы и просим находящиеся в классе репродукции разделить на две группы: иконописные изображения и картины. Затем каждая группа детей объясняет, почему они сделали такой выбор.

Слайд 20

Ребята,а  как  вы  думаете,на  какую  картину  мы  смотрим  с    таким  

- Ребята, давайте  с вами  посмотрим, как и чем  икона  отличается  от  картины. На  уроке  ИЗО вы  рисовали  изображение  матери  и  младенца – это  картина.

Слово -  Иванова Т.Г.

- Есть ли различие между иконами и картинами? В чём оно состоит? (на картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона пишется по строгим канонам – правилам).

Исследовательская работа с текстом учебника. Опережающее задание.

       - Работая с текстом найдите подтверждение нашим предположениям. Чтение текста учебника. С.52- 53.

       Послетекстовая работа.

Слайд 23

- Какие подтверждения своим предположениям вы обнаружили в тексте?

-  Как вы поняли, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

       -  Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога? Почему в иконописном    изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом?

       - Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не другие элементы изображаемого, например, солнце?

      -  Как вы думаете, почему Свет – одно из имён Бога?         

-Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб?

Итог  работы.

- В  каждом  храме  есть  иконостас, на  котором  в  определенном  порядке  расположены  иконы. Давайте  с  вами  попробуем  выяснить, где  и  какие  располагаются  иконы.

Слайд  21

Кроссворд «Иконостас»

Слайд  22

  1. Работа над новым материалом.

Исследовательская работа с текстом учебника. Опережающее задание.

       - Работая с текстом найдите подтверждение нашим предположениям. Чтение текста учебника. С.52- 53.

       

Слайд 23

      - Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?  

        Почему появилась икона? Кто «открыл дверь» для иконописания?

      - Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?

                                  Вопросы:

        -  Когда русский человек обращается к иконе?

   - Что на ней изображено?

   - Почему на икону смотрят с Надеждой и Любовью?

   - Где и как вокруг человека размещаются иконы?

Слайд 24    Красный угол.

 Слайд 25  -  Владимирская икона Божией Матери, Пресвятая Троица,   Великомученик Георгий Победоносец.              

  1. Закрепление.

       

      - Иконопись зародилась В древние века,  в Византии.

Слайд 26

        

Слайд 27

        - Как называют людей которые пишут иконы? (иконописцы). Первым иконописцем был евангелист Лука, а первым русским иконописцем Алимпий Печёрский. Одним из известных иконописцев является  Андрей Рублёв.

Слайд 28

        - Конечно, написать икону может только человек, который обладает добродетелями. У вас на столах карточки, выберете из них добродетели и прикрепите их на доску.

Карточки: гордость, трудолюбие, зависть, милостыня, чистота, ненависть, любовь, злость, обжорство, кротость, терпение, послушание, ответственность, благодарение, честность, лень, упрямство, скупость, гнев, скука.

Слайд 29

Давайте послушаем стихотворение К. Д. Бальмонта  «Икона»    (читает  учащийся )                        

- Икона тёмная Христа

В старинной золотой оправе,

Ты та же сердцу и не та,

Икона тёмная Христа,

Сокрытая в небесной славе.

Ребёнку ты была живой,

Весь мрак тобою был низринут,

Весь мир заполнен синевой,

Ребёнку ты была живой,

Зачем же я тобой покинут?

Икона вечная Христа,

Твои черты безгласно строги,

Зажгись бессмертная мечта,

Икона вечная Христа,

Веди по голубой дороге!

        - Ребята, вы послушали стихотворение К. Бальмонта "Икона". Почему автор называет икону сначала тёмной?

(ответы детей: она старая, пыльная, нарисована черной краской)

             - Почему он называет её вечной?

( на ней изображен Вечный Бог, она сделана из прочного материала)

       - Почему икона живая?

(с ней можно разговаривать, на ней изображен небесный мир)

Слайд 30

  1. Итог урока.

        - Ребята, сегодня мы познакомились с Иконой. Икона - это Слово в Образах. Она рассказывает человеку о мире ином, светлом и чистом, без зла и неправды. Этот мир называется горним, то есть высшим. К этому миру тянется душа человека.

Слайд 31

          9. Ресурсный круг.    

  (из рук в руки передаётся икона)

-Что вы чувствуете, глядя на икону?

Слайд 32

     -  Ну что ж, вот наше занятие и подошло к концу. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Я хочу подарить вам, ребята, иконки. Попробуйте найти сведения и рассказать об этой иконке.

Слайд 33

  1. Домашнее задание.

Слайд 34

  1. Расскажите родителям, что вы узнали и что поняли сегодня на уроке.
  2. Посмотрите на иллюстрацию иконы. Попробуйте найти сведения и рассказать об этой иконе.
  3. Вопросы  и  задания.

Слайд 35