урок "Икона"
план-конспект урока по теме
Предварительный просмотр:
Урок 15
Икона
Аннотация:
Данный урок подготовлен на базе учебника А.В. Кураева «Основы православной культуры» 4 – 5 класс. – М., «Просвещение», 2010. Урок знакомит детей с особенностями иконописного изображения, с различиями написания иконы и картины. Воспитывает у детей бережное отношение к христианским святыням. Использована презентация для освоения новой темы. Урок подготовлен на основе творческого использования материалов сайта «Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4 – 5 классов».
Проблема:
Сегодня, когда разрушаются традиционные способы передачи духовных и культурных ценностей от родителей детям – дети не знакомы с ценностями христианского искусства, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества.
Цель: Расширить представление о ценностях Христианского искусства, объяснить смысл
иконы.
Задачи:
- познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины;
- уяснить, что свет – основа иконописания;
- воспитывать бережное отношение к иконам, как к изображению священных для христиан образов.
Ключевые понятия: икона, иконописец, образ, гармония, нимб, пространство без тени, обратная перспектива, молитва перед иконой.
На доске выписаны слова:
Картина Икона
светотень свет
изображение в перспективе обратная перспектива
Ход урока.
- Организация деятельности учащихся. Беседа по домашнему заданию. Запись в тетради темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися (как вы понимаете тему урока).
Слайд 1
- Вступительное слово учителя.
-Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Посмотрите вокруг себя, что необычного?
(ответы: много гостей, много книг, иконы)
Слайд 2
-Молодцы. Всё правильно заметили.
Слайд 3
Давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям и пригласим их с собой в необыкновенное путешествие - в светлый мир - мир светлых образов, мир Иконы.
Слайд 4 - Спаситель
Ребята, каждый урок мы кладем перед собой книгу-учебник, которая помогает нам узнать много нового и интересного о православии. В давние времена большинство народов не могли прочитать Священное Писание на родном языке. Не было и у наших предков-славян своей письменности. Братья Кирилл и Мефодий, ставшие монахами, создали первую славянскую азбуку и перевели Евангелие на Славянский язык. Эта азбука и по сей день используется в церковнославянском языке. Это очень красивый язык, дорогой сердцу православных прихожан. И если книги долгое время умел читать далеко не каждый из наших предков, то язык иконы понимал каждый русский человек. Об иконах так и говорят, что их нужно уметь «читать».
Слайд 5
Есть икона дома –
В доме мирно и светло.
Дарит каждому икона
Благодатное тепло.
Вы, наверно, заметили, что сегодня у нас в классе много икон
Иконы входили в жизнь человека с самого рождения, сопровождали всю жизнь и провожали в последний путь – по окончании земной жизни.
- Сегодня мы с вами проведём урок, посвященный иконе.
Кто знает, что такое икона? (изображение святых и их деяний).
- У кого из вас есть дома иконы?
Иконы у православных христиан были обязательны как в крестьянской избе, так и в царском дворце. Самое видное место было отведено под иконы и называлось «красный угол».
– Приходилось ли вам видеть иконы?
– Где можно увидеть эти священные образы?
Слайд 6 – иконы Спасителя
Икона - в переводе с греческого языка - «Образ» - это живописное изображение Святой Троицы, Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых, а так же священных событий, написанное в соответствие с церковными канонами и освящённое по церковному чину. Некоторые иконы имеют особые названия:
- аналойная (небольших размеров) – слайд 7
- запрестольная или выносная (выносится на Крестных Ходах) – слайд 8
- местная (нах-ся в Храме справа и слева от Царских Врат) – слайд 9
- мироточивая (из кот. источалось святое миро) –слайд 10
- надвратная (над входом в храм) – слайд 11
- нательная (носимая на груди) – слайд 12
- праздничная ( в честь священных событий или Святого, в честь которого совершается праздник служба) – слайд 13
- семейная (на ней изображены Святые, покровители семьи)-слайд 14
- складная (состоит из 2-3 небольших икон) – слайд 15
Откуда же появились иконы?
Вот что говорит Священное Предание христианской Церкви:
- в те времена, когда Иисус Христос ходил по земле и учил людей, царь по имени Авгарь тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что Иисус - Христос сможет исцелить его. Но из-за болезни он не мог идти к нему. Тогда Авгарь велел художнику нарисовать и принести ему изображение Иисуса – Христа. Художник пришёл в Храм, где Иисус - Христос учил народ и приступил к работе. Но как он ни старался, у него ничего не получалось. Тогда, видя его бессилие, И.-Х. взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. На полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Этот образ и стал первой Иконой. Когда царь Авгарь прикоснулся к полотенцу, он сразу поправился.
Слайд 16 - Спас Нерукотворный
- Ребята, а некоторые иконы называют чудотворными. Как вы думаете, почему?
Слайд 17-Чудостворная Икона Знамения Божией Матери.
- Мне хочется рассказать вам о чудотворной иконе Знамения Божией Матери. Однажды очень давно во время Великого Поста в Соборе проходила служба. После неё икону унесли в отдельное помещение. В двух часов ночи вокруг раздался в соборе страшный взрыв, от которого содрогнулись не только стены собора, но и окрестные дома. Сторож побежал за монахом Ефросином, у которого были ключи от комнаты, где хранилась Икона. Когда они открыли двери в храм, то увидели страшную картину: он был полон едкого дыма, потолок был полуразрушен, доски были отброшены в разные стороны, из железной решетки, за которой хранилась Икона, были вырваны прутья, в окнах побиты все стёкла, стена дала трещину. Каково же было удивление, когда Ефросин увидел, что Чудотворная Икона оказалась совершенно целой, только чуть - чуть закоптела от дыма. Разве это не чудо? Не зря эта икона названа Чудотворной.
Слайд 18 - Икона
Что же такое икона?
Икона - это мир светлый и чистый, прикосновение к которому даёт человеку ощущение надёжности, умиротворения, изменяет человека, очищает его душу от всего дурного. Посмотри на икону. Ты видишь в ней мир, чувствуешь его необычность. И сразу возникает желание пообщаться с ней, раскрыть душу, поведать ей свои тайны. К иконе обращаются люди и в минуты тоски, и в минуты радости, и когда им предстоит сделать трудный жизненный выбор. И на сердце становится легче, будто поговорил с близким человеком и получил совет и напутствие.
Общаясь с иконой, мы прикасаемся к миру светлому и чистому, задумываемся о смысле жизни, о верности поступков. Икона даёт нам силы.
Давайте посмотрим на особо почитаемую икону Божией Матери.
Слайд 19
Поражают глубиной печальные глаза Богоматери, которая нежно прижимает к груди маленького Иисуса. Она ведь знает, какая тяжелая судьба уготована Её Сыну. Старается своей любовью и нежностью обогреть и защитить Его от зла и беды. А сколько матерей обращается к этой иконе, моля о здоровье детей, о защите от врагов во время войн, облегчении в горе и печали.
- Выявление восприятия, мотивация.
Размышляем сами.
Делим детей на группы и просим находящиеся в классе репродукции разделить на две группы: иконописные изображения и картины. Затем каждая группа детей объясняет, почему они сделали такой выбор.
Слайд 20
Ребята,а как вы думаете,на какую картину мы смотрим с таким
- Ребята, давайте с вами посмотрим, как и чем икона отличается от картины. На уроке ИЗО вы рисовали изображение матери и младенца – это картина.
Слово - Иванова Т.Г.
- Есть ли различие между иконами и картинами? В чём оно состоит? (на картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона пишется по строгим канонам – правилам).
Исследовательская работа с текстом учебника. Опережающее задание.
- Работая с текстом найдите подтверждение нашим предположениям. Чтение текста учебника. С.52- 53.
Послетекстовая работа.
Слайд 23
- Какие подтверждения своим предположениям вы обнаружили в тексте?
- Как вы поняли, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины?
- Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога? Почему в иконописном изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом?
- Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не другие элементы изображаемого, например, солнце?
- Как вы думаете, почему Свет – одно из имён Бога?
-Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб?
Итог работы.
- В каждом храме есть иконостас, на котором в определенном порядке расположены иконы. Давайте с вами попробуем выяснить, где и какие располагаются иконы.
Слайд 21
Кроссворд «Иконостас»
Слайд 22
- Работа над новым материалом.
Исследовательская работа с текстом учебника. Опережающее задание.
- Работая с текстом найдите подтверждение нашим предположениям. Чтение текста учебника. С.52- 53.
Слайд 23
- Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?
Почему появилась икона? Кто «открыл дверь» для иконописания?
- Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?
Вопросы:
- Когда русский человек обращается к иконе?
- Что на ней изображено?
- Почему на икону смотрят с Надеждой и Любовью?
- Где и как вокруг человека размещаются иконы?
Слайд 24 Красный угол.
Слайд 25 - Владимирская икона Божией Матери, Пресвятая Троица, Великомученик Георгий Победоносец.
- Закрепление.
- Иконопись зародилась В древние века, в Византии.
Слайд 26
Слайд 27
- Как называют людей которые пишут иконы? (иконописцы). Первым иконописцем был евангелист Лука, а первым русским иконописцем Алимпий Печёрский. Одним из известных иконописцев является Андрей Рублёв.
Слайд 28
- Конечно, написать икону может только человек, который обладает добродетелями. У вас на столах карточки, выберете из них добродетели и прикрепите их на доску.
Карточки: гордость, трудолюбие, зависть, милостыня, чистота, ненависть, любовь, злость, обжорство, кротость, терпение, послушание, ответственность, благодарение, честность, лень, упрямство, скупость, гнев, скука.
Слайд 29
Давайте послушаем стихотворение К. Д. Бальмонта «Икона» (читает учащийся )
- Икона тёмная Христа
В старинной золотой оправе,
Ты та же сердцу и не та,
Икона тёмная Христа,
Сокрытая в небесной славе.
Ребёнку ты была живой,
Весь мрак тобою был низринут,
Весь мир заполнен синевой,
Ребёнку ты была живой,
Зачем же я тобой покинут?
Икона вечная Христа,
Твои черты безгласно строги,
Зажгись бессмертная мечта,
Икона вечная Христа,
Веди по голубой дороге!
- Ребята, вы послушали стихотворение К. Бальмонта "Икона". Почему автор называет икону сначала тёмной?
(ответы детей: она старая, пыльная, нарисована черной краской)
- Почему он называет её вечной?
( на ней изображен Вечный Бог, она сделана из прочного материала)
- Почему икона живая?
(с ней можно разговаривать, на ней изображен небесный мир)
Слайд 30
- Итог урока.
- Ребята, сегодня мы познакомились с Иконой. Икона - это Слово в Образах. Она рассказывает человеку о мире ином, светлом и чистом, без зла и неправды. Этот мир называется горним, то есть высшим. К этому миру тянется душа человека.
Слайд 31
9. Ресурсный круг.
(из рук в руки передаётся икона)
-Что вы чувствуете, глядя на икону?
Слайд 32
- Ну что ж, вот наше занятие и подошло к концу. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Я хочу подарить вам, ребята, иконки. Попробуйте найти сведения и рассказать об этой иконке.
Слайд 33
- Домашнее задание.
Слайд 34
- Расскажите родителям, что вы узнали и что поняли сегодня на уроке.
- Посмотрите на иллюстрацию иконы. Попробуйте найти сведения и рассказать об этой иконе.
- Вопросы и задания.
Слайд 35