Содержание деятельности классного руководителя
методическая разработка по теме

Тухалов Алексей Петрович

Это своего рода памятка, которую я разработал для улучшения работы классных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnost_klassnogo_rukovoditelya.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание деятельности классного руководителя

1.Цели воспитательной деятельности классного руководителя

  1. Создание психолого – педагогических условий для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей (условия защищенности, безопасности, эмоционального комфорта).
  2. Организация разнообразной творческой, личностной и общественно значимой деятельности воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни: знаний, умений и навыков  саморазвития, самоопределения и самореализации в настоящей и будущей взрослой жизни.
  3. Организация социально ценных отношений и переживаний воспитанников в классном сообществе.

  Исходя из вышесказанного основные содержательные направления, виды и формы деятельности классного руководителя могут быть следующие:

        Классный руководитель:

  1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка. Для чего:
  1. Изучает особенности развития, состояния здоровья, эмоциональное самочувствие, жизненные проблемы, отражая все данные в психолого-педагогическом дневнике, руководствуясь правилом: чтобы воспитывать ребенка, надо его знать.
  2. Изучает склонности, интересы, сферу дарований воспитанника, знакомит с ними его самого, вместе подбирая виды деятельности, через которые можно эти дарования развить (кружки, факультативы, объединения по интересам).
  3.  Корректирует межличностные связи в классе, по мере сил гуманизируя  отношения (в особенности к классным изгоям и отверженным).
  4. В индивидуальных беседах, в ходе психологических тренингов привлекает детей (в особенности с «трудным» поведением) к самоанализу, помогает им понять себя, привлекает к самовоспитанию, к самоуправлению.
  5. Старшеклассникам помогает найти цели жизни, подводит к осознанному выбору профессии, ненавязчиво рисует привлекательный образ семейной жизни, образы любимых и т.д.

2.Осуществляет работу по развитию сплоченного классного коллектива:

  1. Помогает в организации классной деятельности ребят: досуговых дел, тематических вечеров, трудовых акций и т.д. с целью изменения (гуманизации) межличностных отношений.
  2. Участвует с классным коллективом в общешкольных мероприятиях, в совместных переживаниях воспитывая ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопомощи.

2.Основные обязанности классного руководителя

                Общие требования к объему и качеству работы классного руководителя вытекают из Кодекса законов о труде (КЗОТа) РФ, (ст.130), Закона РФ «Об образовании», а также Устава и концепции деятельности школы и настоящего Положения о классном руководителе.

  1. Минимальное рабочее время, которое классный руководитель обязан посвящать воспитанникам в течение недели,- 6 часов (30% от ставки учителя).
  2. Час классного руководителя («классный час») проводится один раз в неделю по расписанию, о чем делается запись в журнале.
  3. Количество воспитательных мероприятий – не менее двух дел в месяц, одно из которых может быть общешкольным. Мероприятие должно быть хорошо подготовлено, его программа (сценарий) и другие материалы хранятся педагогом в течение года и предоставляются в случае необходимости администрации при отчете за учебный год.
  4. Количество родительских собраний – не менее одного в четверть.
  5. Содержание, объем, технология и конкретные цели деятельности с конкретным классом должны быть заложены в плане воспитательной работы на учебный год. Проверка, отчетность, критерии оценки педагогического труда оговариваются и согласовываются администрацией с педколлективом заранее и оформляются в виде приказа по школе.
  6. Отчеты проделанной работе предоставляются администрации по окончании учебного года по установленному графику.
  7. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.

3. Документация и отчетность

Классный руководитель отвечает за ведение следующей документации:

  1. Классный журнал;
  2. Планы воспитательной работы с классным коллективом;
  3. Личные дела учащихся;
  4. Карты развития личности ребенка;
  5. Протоколы родительских собраний;
  6. Дневники учащихся;
  7. Папки с разработками воспитательных мероприятий, с итогами социально-   психологических исследований в классе с детскими работами и т.д.

4. Права классного руководителя

Классный руководитель имеет право:

  1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других органов школы.
  2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.
  3. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь гуманным принципом «не навреди».
  4. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности – в государственных органах власти и суда.
  5. Принимать участие в выработке документов, определяющих систему материальных доплат и стимулов за разные объемы и результаты труда.

     Классный руководитель не имеет права:

  1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыков и т.д.;
  2. Использовать отметку (школьный балл) для наказания ученика или расправы над ним;
  3. Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение (обманывать).
  4. Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка;
  5. Обсуждать «за глаза» своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

6. Классный руководитель должен знать:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  2. Конвенцию о правах ребенка;
  3. Педагогику детскую, возрастную, социальную психологию;
  4. Школьную гигиену;
  5. Педагогическую этику;
  6. Теорию и методику воспитательной работы;
  7. Основы трудового законодательства.

7.Классный руководитель должен уметь:

  1. Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример активности и ответственности;
  2. Видеть и формулировать собственные цели;
  3. Составить план воспитательной работы в классе;
  4. Организовать классную деятельность, взаимодействие воспитанников;
  5. Провести воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер и т.д.;
  6. Анализировать собственную деятельность и её результаты;
  7. Организовать и провести родительское собрание;
  8. Пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.

Примечание: все вышеназванные знания и умения являются предметом  изучения на семинарах МО классных руководителей школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....

ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье описаны новые подходы к классному руководителю в условиях постоянно меняющихся событий в стране. Приведены цели, задачи, основные принципы современного классного руководителя. В перезентации ...