статья Болонский процесс
статья по теме

Дюкина Алина Рамильевна

автор: Абдулганиева А., Семенова А.
 

Европейский союз – это не только евро и Шенген, это еще и единая система высшего образования. По крайней мере, именно об этом договорились в 1999 году министры образования 29 европейских стран в итальянском городе Болонья и подписали знаменитую Болонскую декларацию.

Тогда и началось движение, которое принято называть Болонским процессом. Цели движения должны быть достигнуты к 2010 году – тогда во всех странах, подписавших декларацию, будет единая система высшего образования. А уже в 2005 году университеты-участники начали выдавать европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.

Страны присоединяются к Болонскому процессу добровольно, но подписание договора накладывает на них определенные обязательства.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие ВУЗы России.

Мы провели социологический опрос в сети Интернет на сайте «vkontakte». В опросе приняли участие 88 человек, среди которых студенты различных учебных заведений таких, как СПбГУ, ЛЭТИ, ИНЖЭКОНа, ФИНЭКа, РГПУ им. Герцена и других, в том числе и студенты нашего педагогического колледжа. Задача исследования заключалась в выяснении вопросов: в каких университетах введена рейтинго-накопительная система, каково отношение студентов, которые учатся по данной системе, знают ли студенты, для чего вводится данная система в образовательную систему России.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Болонский процесс в России

Европейский союз – это не только евро и Шенген, это еще и единая система высшего образования. По крайней мере, именно об этом договорились в 1999 году министры образования 29 европейских стран в итальянском городе Болонья и подписали знаменитую Болонскую декларацию.

Тогда и началось движение, которое принято называть Болонским процессом. Цели движения должны быть достигнуты к 2010 году – тогда во всех странах, подписавших декларацию, будет единая система высшего образования. А уже в 2005 году университеты-участники начали выдавать европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.

Страны присоединяются к Болонскому процессу добровольно, но подписание договора накладывает на них определенные обязательства.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие ВУЗы России.

Мы провели социологический опрос в сети Интернет на сайте «vkontakte». В опросе приняли участие 88 человек, среди которых студенты различных учебных заведений таких, как СПбГУ, ЛЭТИ, ИНЖЭКОНа, ФИНЭКа, РГПУ им. Герцена и других, в том числе и студенты нашего педагогического колледжа. Задача исследования заключалась в выяснении вопросов: в каких университетах введена рейтинго-накопительная система, каково отношение студентов, которые учатся по данной системе, знают ли студенты, для чего вводится данная система в образовательную систему России.

Результаты исследования:

88-приняло участие

осведомленность(53 участника):

Знают для чего введена – 18 человек (11 студентов из РГПУ им. А. И. Герцена)

Не знают – 29 человек

Приблизительно понимают значение – 6 человек

Отношение :

Отрицательное – 20

Положительное – 24

Нет в университетах такой системы у 43 человек.

Большинство отрицательных мнений формируется из-за того, что преподаватели не знают, как правильно вести обучение по данной системе.

Вот мнение одной студентки РГПУ им. Герцена:

«глубоко отрицательное! т.к. итоговая оценка считается не только по тому, как ты ответил на экзамене, но и за работу за весь семестр + посещение! у нас есть люди, которые изучают язык с нуля, и есть те, которые в школе его учили с 1ого класса!!! Естественно, они не ходят на пары, т.к уже всё это знают, отвечают на экзамене на 30 из 30 баллов, но т.к за семестр этих самых баллов у них не набралось, им в итоге ставят «3», а не «5» или хотя б «4»!!! таким образом, оцениваются вовсе не знания, и то, что ты реально можешь, никого не волнует, Главное, БАЛЛЛЛЛЛЫ! Даже бывает, к экзамену не хочется готовиться, зная, что как бы ты блистательно ни ответил, тебе всё равно поставят «3»… Печально, Обидно и Несправедливо!»

Хотя есть абсолютно противоположное мнение студентки Политехнического университета:

«отношусь замечательно!!!! т.к. никогда не затрудняло написать доклад или сделать сообщение и получить за это баллы. Те преподаватели, которые уже перешли на такую систему, позволяют получить экзамены автоматом или поставят ту оценку, на которую ты заработал баллов..... если устраивает «4», то можно согласиться, если не устраивает, то можно сдать экзамен!!!! замечательный подход к обучению!!!! всё в наших руках.... и всегда знаешь, чего ожидать : экзамена или автомата».

Таким образом, индивидуальный маршрут студента зависит от решения преподавателя.

Ещё одной проблемой является незнание студентов, для чего нужна эта система. Вот ответы нескольких студентов по данному вопросу:

«нам не объясняли, сказали: так-то и так, есть такая возможность избежать экзамена»

«чтобы сэкономить время преподавателей и студентов»

но были и такие ответы: «просто ещё один способ обогатиться»

То есть из 53 опрошенных 29 не знают, для чего нужна эта система, и только 24 знают или приблизительно понимают, для чего она вводится.

Анализ полученных ответов свидетельствует, что очень важно ознакомить студентов с Болонским процессом, его целями и проблемами.

Болонский процесс

Итак, главная цель – это построение единой системы европейского высшего образования к 2010 году. Выпускник любого университета – участника Болонского соглашения - может продолжить образование в другой стране, а после получения желаемой степени – устроиться на работу в любой из стран, подписавших декларацию, без подтверждения диплома. Разумеется, такой мощный конгломерат вузов Европы просто не может не повлиять положительно на общий уровень образования в регионе. Престиж образовательных учреждений Старого Света сразу возрастет.

Европейские вузы станут более конкурентоспособными – это значит, что в них захотят учиться больше студентов, а сами они получат больше финансирования. Качество образования с переходом на новую систему также должно повыситься.

Есть несколько обязательных и дополнительных требований Болонской декларации, руководствуясь которыми и надо реформировать систему высшего образования.

Среди обязательных параметров – трехуровневая система высшего образования (бакалавриат, магистратура и докторантура), единая система академических кредитов ECTS, академическая мобильность студентов и преподавателей, выдача европейского приложения к диплому и международный контроль качества образования.

Академическая мобильность 

Студент должен проучиться в любом другом вузе, участвующем в Болонском процессе, не менее одного семестра. Обучаться он будет на языке страны пребывания или на английском языке. На этих же языках он будет обязан сдать все текущие и итоговые экзамены.

Обучение в принимающем вузе будет совершенно бесплатным – студент обязан сам оплатить только проживание, дорогу, питание и страховку. Если студенту необходимы занятия по языку принимающей страны, а учиться на английском он не хочет, за языковые курсы придется заплатить отдельно, как и за все занятия, которые не входят в программу подготовки по его специальности.

В основном вузе студенту засчитают все оценки, полученные в иностранном университете, – досдавать экзамены после возвращения домой ему не придется. Правда, для того, чтобы это произошло, необходимо согласовать поездку с деканатом.

В противном случае вуз имеет право не только не засчитывать полученные во время поездки оценки, но и вовсе отчислить студента за академическую задолженность. В рамках программы академической мобильности поощряется получение студентом двойных и совмещенных дипломов.

Европейское приложение к диплому 

Этот документ уже три года выдают в российских вузах. Он состоит из восьми разделов и содержит следующие сведения. Первый раздел – информация о владельце: его имя и фамилия, название вуза, который он окончил. Также туда записывают данные об уровне полученной квалификации, о содержании программы обучения и ее функциональном назначении. Также там будут сведения о национальной системе образования и все сведения о прохождении студентом программы академической мобильности. Приложение заполняется на языке страны основного вуза (в российских университетах – по-русски), а также на распространенном в стране европейском языке (у нас используется английский). Оценки в приложении записываются в соответствии с национальной системой, но рядом обязательно должны быть оценки, принятые по всей Европе. Российские бакалавры или магистры получают приложения с привычными “пятерками”, “четверками” и “тройками”. Рядом с ними будет таблица пересчета в европейские отметки – это нужно для того, чтобы европейскому работодателю или иностранному вузу, куда вы отправитесь за следующей степенью, было проще разобраться с вашим багажом знаний.

Автономность вуза 

Несмотря на предложенную европейскими экспертами унификацию системы высшего образования, университетам все же удастся сохранить свою самобытность.

Медицинские вузы, вузы искусств и другие специализированные учебные заведения имеют право не придерживаться трехуровневой системы.

Каждый университет сам определяет программу обучения для бакалавров и магистров. В его праве также выбрать методику обучения, количество кредитов за различные дисциплины и уровень их сложности. Если по специальности предусмотрено дистанционное (заочное) обучение, вуз сам составляет программу обучения и решает, когда и каким образом он будет контактировать со студентами. Университет может не отказываться от принятой системы оценок, но для приведения их в соответствие с европейскими стандартами он обязан принять более детальную шкалу оценки знаний, например, процентную.

Контроль качества 

Европейские страны обязались выработать единую систему контроля качества образования. Этим будут заниматься независимые от органов государственной власти эксперты. Специальные учреждения будут определять минимальный набор дисциплин, необходимый для овладения навыками той или иной профессии. В будущем все вузы, участвующие в Болонском процессе, получат особые знаки качества – это значит, что они выполняют все требования Декларации.

Три уровня 

Это основа системы. Современная российская модель бакалавриата и магистратуры не совсем вписывается в Болонский процесс. Бакалавр - начальная ступень высшего образования (ни в коем случае не неоконченное высшее и не среднее специальное). Магистр - вторая степень высшего образования. Возможна интегрированная магистратура – когда студент сразу обязуется получить диплом магистра и не получает диплом бакалавра. Доктор наук - третий уровень (по окончании студенту присваивается ученая степень). Сроки обучения: бакалавриат + магистратура + докторантура: 3+2+3 года или 4+1+3 года.

Система кредитов 

Слово “кредит” в этом контексте не имеет никакого отношения к деньгам. Академический кредит – это единица измерения сложности дисциплины. Студенту нужно получить определенное количество кредитов для диплома. Но даже при равном количестве аудиторных занятий количество кредитов будет разным: чем больше самостоятельной работы вы выполните, тем больше единиц получите.

Преимущества вступления в Болонский процесс:

1. Болонский процесс позволит подготовить профессионалов для конкретного рынка труда в постоянно усложняющемся постиндустриальном обществе. В этом мире люди не выбирают профессию раз и навсегда, а должны быть готовы к тому, что им придется переучиваться несколько раз. Поэтому не имеет смысла заставлять 17-летнего подростка выбирать себе узкую специальность и изучать ее в течение пяти лет — и больше никогда не учиться. Гораздо разумнее дать ему широкое образование, которое позволит ему получить навыки, необходимые для получения более специального образования в дальнейшем. Поэтому абсолютно необходимо давать студентам возможность менять специальность (и даже вуз) при переходе из бакалавриата в магистратуру; тем более полезно до поступления в магистратуру получить опыт работы, чтобы лучше понять свои карьерные предпочтения.

2. Развитие Болонского процесса является инструментом гармонизации систем высшего образования стран-участников и может быть взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования. Включение российского образования в общеевропейский Болонский процесс позволит добиться конкурентоспособного положения наших вузов и специалистов не только в европейском, но и в мировом сообществе, решить проблему признания российских дипломов и укрепить наши позиции на мировом рынке образовательных услуг.

3. Жители любой присоединившейся страны получают равные возможности для выбора места обучения, а затем и трудоустройства

4. Будет повышаться качество образовательного процесса в вузе, так как возрастёт межвузовская конкуренция, поскольку конкурировать между собой как за российских, так и за иностранных абитуриентов будут не только отечественные, но и зарубежные вузы.

Основные аргументы «против» Болонского процесса:

1. есть опасение, что введение двухуровневой системы приведет к разрушению традиционной советской модели образования, которая отлично себя зарекомендовала.

2. возможно, будет сокращено бюджетное финансирование высшего образования (за магистратуру государство платить, вообще говоря, не обязано).

3. российский рынок труда не готов рассматривать бакалавров как людей с законченным высшим образованием.

4. если эксперимент удастся и российские дипломы будут признаваться на Западе, то это приведет к утечке мозгов и деградации российских науки и образования.

5. интеграция значительно упрощает систему образования, то есть делает ее более примитивной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Может ли проверка знаний стать увлекательным процессом?

В работе представлен необычный подход к урокам из опыта работы....

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...

Статья "Алгоритмизация процесса обучения математике детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

Алгоритмы являются неотъемлемой составляющей деятельности людей в различных областях науки. Понимание языковых и алгоритмических аспектов общения -  необходимый элемент культуры современного чело...

Болонский процесс

Из истории о Болонском процессе. Как построено обучение по Болонской системе?...

Россия и Болонский процесс: положительные тенденции и дискуссионные вопросы в образовани

К важнейшим тенденциям развития высшего образования в развитых странах на современном этапе относят его глобализацию. Сейчас этот процесс является объективной реальностью, и, таким образом, главная оп...

Статья "Психические процессы и их роль в овладении функциональной грамотностью"

Предлагаю посмотреть на проблемы овладения функциональной грамотностью под другим углом. А если не дано природой? А если нужно больше времени? А если влияние окружающей действительности сильнее?...

Статья Системный процесс решения проблемы в проектной и исследовательской деятельности учащихся

Аннотация: основные компоненты работы – составление и анализ сетевых систем для решения проблемной ситуации в проектной и научно-исследовательской деятельности. Формирование развития навыков ана...