Введение ФГОС ООО:закономерность изменений в образовательном процессе.
статья на тему

Туркина Александра Сергеевна

размышления о проблемах и перспективах внедрения фгос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья50 КБ

Предварительный просмотр:

        Туркина А.С., учитель русского языка и

        литературы, МОУ СОШ № 78, п.Чернышевск.

Введение ФГОС ООО : закономерность изменений в образовательном процессе.

        С 1-го сентября 2012 года МОУ СОШ №78 стала экспериментальной площадкой по внедрению ФГОС ООО.  Учителя, работающие в рамках ФГОС второго поколения, прошли  курсы подготовки в ЗабКИПКРО, изучили необходимые документы и литературу. Что изменилось в образовательном процессе ?                                                                                                                                        

Начало работы по внедрению ФГОС ООО в 5-ом классе.

Класс, в котором предстояло реализовывать ФГОС ООО, состоял из 18 человек. Первую  четверть учились общаться, выстраивать культурный диалог. Дети перешли в  основную школу, где многое оказалось иным. Новому учителю они представили друг друга слишком откровенно,   со всеми недостатками. В результате часто возникали конфликты, урегулировать которые учителю не всегда удавалось. Кто-то не хотел работать в паре, в группе, оценивать свою или чужую работу. Ребята стеснялись определять цели урока, высказывать свое мнение. По словам администрации и педагогов ученики продолжали выстраивать устоявшуюся модель поведения. В создавшейся проблемной ситуации для учителя актуальным стало объединение всех участников образовательного процесса. К концу второй четверти произошла долгожданная консолидация классного сообщества. Конечно, споры случаются, но они носят конструктивный характер. Крики и взаимные оскорбления сошли на нет.

Положительный результат в объединении класса отчасти вызван появлением  двух новых учениц. Эрудированные, общительные, искренние- они умножили  творческий потенциал 5-го «В». Класс перестал быть слабым. Одиночные «звезды» (4 человека) стали вовлекать всех в активный процесс познания, что позволило оптимизировать условия обучения. Ребята научились определять цели занятий, делать предположения, планировать результаты, давать оценку своей и чужой работе. Они желают общаться,

постигать новое. Можно предположить, что учеников объединяет общее дело, в успехе которого заинтересованы все. В свободное от уроков время и ребята, и учитель также могут рассчитывать на взаимопомощь: будь то учебные трудности или ответственное мероприятие. Несколько человек из                                                                                                                                класса посещают занятия кружка «Юный филолог». Ребятам нравится готовить различные литературные выступления, участвовать в конкурсах и олимпиадах по русскому языку и литературе. Учиться выразительно читать прозаические и поэтические тексты, проводить мини-исследования в  области филологии. Помимо участия в конкурсах значимым событием для  учеников стало выступление ко Дню Победы. Совместно с учащимися 6-х классов они подготовили литературно-музыкальную композицию «День Победы со слезами на глазах…», участие в которой предполагало    подробное изучение необходимых материалов о Великой Отечественной войне, подбор прозаических и поэтических текстов, разучивание песен.     Под руководством педагога была сделана презентация. Выступление ребят никого не оставило равнодушным. И сами участники композиции стали взрослее и серьезнее. Таким образом, можно говорить о том, что взаимное общение не ограничивается стенами школы, электронным дневником: оно продолжается на сцене, на улице, в парке, в библиотеке, в сети Интернет.                                                                                                                

       Принятие ФГОС ООО позволило педагогу по-новому выстраивать образовательное пространство. Филологическое образование в школе приобрело иное звучание. Предметы этого цикла призваны реализовывать важнейшие задачи государственной образовательной политики. На учителя-филолога возложена большая ответственность: помимо достижения     предметных, метапредметных  результатов добиться личностного роста каждого учащегося. Все это становится возможным при постоянном совершенствовании самого педагога. Находясь в условиях неустанного поиска, учитель просто вынужден приобретать новые знания. Он учится вместе со своими школьниками достигать поставленных целей. Безусловно, никто из участников образовательного процесса не застрахован от неудач и падений, но при совместном обсуждении всегда находятся альтернативные пути.                                                                                                       Фундаментальное ядро содержания общего образования так определяет роль русского языка и литературы в ряду школьных дисциплин: «Русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом. Литература -одна из основ гуманитарного образования в средней школе, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры в    широком смысле, его способности владеть родным языком, искусством   речи и мышления» [4, с.12, 18]. В этой связи можно говорить о расширении предметно-практической, интеллектуальной и творческой деятельности учащихся. Например, хорошо подготовленные ученики могут организовать работу в группах, распределить обязанности, помочь в освоении новых знаний. Подобные формы уроков стали возможны со второй четверти.   Также ребята стали пробовать свои силы в исследовательской и проектной деятельности, как групповой, так и индивидуальной. Это и небольшие работы к конкретным заданиям, выполнить которые может каждый. Или -  это серьезные, ответственные мероприятия, требующие определенных

усилий. К последним можно отнести урок по сказке Х.К.Андерсена

«Снежная королева», проведенный двумя пятиклассницами. Без какого-

либо руководства и помощи  они разработали план урока, подобрали  рабочие материалы, сделали великолепные иллюстрации. Все стали

участниками увлекательного путешествия в мир волшебных фантазий

Х.К.Андерсена. Задания были очень интересными, творческими, рассчитанными на разные уровни восприятия.  Девочкам удалось то,

что не всегда удается преподавателю : вызвать неподдельный интерес,

создать атмосферу доброжелательности, взаимного уважения. А

главное- подвести каждого ученика к собственной интерпретации текста.      А это - уже формирование продуктивного мышления. В такие моменты

и учитель, и ученики испытывают необыкновенную радость от

созидательного труда, в котором каждый делает свое маленькое

открытие. Урок по рассказу В.П.Астафьева «Хвостик» готовили все учащиеся 5-в класса самостоятельно. Организацию мероприятия и распределение обязанностей взяли на себя самые эрудированные и ответственные. Роль учителя заключалась в скреплении всех элементов сценария. Надо было выступить ведущим своеобразного семинара.  Тему занятия педагог зашифровал на рисунке плаката. После определения темы, проблемы, обозначили цели : через прочтение рассказа «Хвостик», осмыслить глубину экологических проблем в стране и в Забайкалье, в частности, предложить пути решения. Проанализировали рассказ, прочли стихотворения, иллюстрирующие гибель природы. Кульминационным моментом стало представление групповых экологических проектов.  Призывы к  сохранению и улучшению окружающей среды  перешли в дело на ближайшем субботнике. Впереди- работа по озеленению школы и пришкольного участка.

Отдельного разговора заслуживает урок русского языка «Сквернословие.

Сила слова.» Здесь исследовательская деятельность учителя переплелась

с находками учеников. Обозначились важнейшие проблемы. Началась  

дискуссия. В ходе совместной деятельности было определено  понятие «сквернословие», представлено несколько точек зрения на проблему       мата. Предпринята попытка осмыслить причины оскудения        современного  русского языка, засилья иностранных слов, жаргонизмов.  Этот урок  помог синтезировать знания о происхождении русского языка,  его изменении, богатстве и своеобразии, языковых нормах. Яснее                                                                                                            обозначилась цель курса «Русский язык» :   познать родной язык, чтобы приобщиться к великому культурному наследию России и сохранить его       в чистоте для потомков. Ребята приняли осознанное решение : следить  за чистотой речи, соблюдать языковые нормы. В качестве противоядия негативным процессам в языке уделять несколько минут чтению лучших образцов прозы и поэзии.  

      Актуальность исследовательской деятельности учителя в свете ФГОС второго поколения. Модернизация системы российского образования  требует изменить традиционную модель преподавания. В этой связи  исследовательская деятельность учителя и учащихся становится

одним из приоритетных направлений модернизации образования.

Почему исследовательская работа по теме «Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы»

актуальна? Потому что она отражает идеи Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

«Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации». Поиск в этом направлении представляется ценным и перспективным. Так как

российскому обществу потребуется значительный отрезок времени для восстановления утраченной шкалы ценностей. А школа в лице учителя призвана формировать на основе базовых национальных ценностей      национальный воспитательный идеал.

Используемая литература:

1.Г.М.Губова. Литературное образование в сельской школе в контексте

Стандартов нового поколения. Чита, ЗабКИПКРО,2012 г.

2.Каков он, современный урок русского языка и литературы? Чита,

ЗабКИПКРО, 2012 г.

3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Москва,

Просвещение, 2009 г.

4.Фундаментальное ядро содержания общего образования. В.В.Козлов,

А.М.Кондаков, Москва, Просвещение, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Управление введением ФГОС начального общего образования в образовательном учреждении"

Презентация сопровождает выступление на конференции педагогических работников по проблеме введения ФГОС начального общего образования...

Методика проведения современных уроков по ФГОС как важнейшее условие эффективности образовательного процесса

Что такое современный урок?Каким должен быть современный урок? (критерии)Что делать, чтобы урок соответствовал требованиям ФГОС?Заседание педсовета проходило в форме урока по ФГОС...

Развитие дополнительного образования в условиях изменения структуры образовательного процесса.

Пользуясь случаем, подготовка портфолио, я размещу некоторый оформленый материал здесь. Заглавная тема моего рабочего материала "Влияние школы на музыкальное образование учащихся в условиях мегап...

статья "Современный урок математики: требования ФГОС и их реализация в образовательном процессе"

в статье описан современный урок математики по требованиям ФГОС...

Реализация идей компетентностного подхода на уроке русского языка: требования ФГОС и их реализация в образовательном процессе.

В настоящее время вопрос о смене приоритетов в целевой установке стоит особенно остро. Проблема перехода на качественно новое содержание требует методологического обоснования, выявления принципов, кот...

Современный урок обществознания: требования ФГОС и их реализация в образовательном процессе.

Этот материал поможет учителям обществознания грамотно провести урок в соответствии с ФГОС...