Конспект урока ритмики в начальной школе.
план-конспект урока по теме

Семенкова Лариса Юрьевна

Тема урока: «Адаптированные формы преподавания ритмики, пластики и танца для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы».

Задачи: Данные комплексы упражнений направлены на формирование двигательных навыков, обеспечивающих развитие мышечного чувства, пространственных ориентировок и координации, четкости и точности движений.

            Но, учитывая психофизические особенности и особенности познавательной сферы учащихся с НОДА, дополнительно поставлены следующие коррекционные задачи:

            - коррекция имеющихся отклонений в физическом развитии: нормализация мышечного тонуса, снятие неестественного напряжения мышц, формирование правильной осанки, формирование и развитие мышечной памяти;

            - развитие умения согласовывать движения частей тела во времени и пространстве;

            - развитие мелкой моторики;

            - развитие подвижности суставов и силы мышц всего тела;

            - развитие внимания;

            - формирование положительной мотивации.

            Учебные, лечебные, коррекционные задачи с помощью этих упражнений реализуются с учетом возраста, уровня восприятия материала, уровня физических возможностей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_ritmiki_v_nachalnoy_shkole.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока ритмики в начальной школе.

        

  1. Здравствуйте!
  2. Представлюсь: Семенкова Лариса Юрьевна, учитель ритмики, педагог дополнительного образования МБСКОУ школы-интерната VI вида № 4 Центрального района города Челябинска.
  3. Работаю с детьми по авторской  программе по курсу «Ритмопластика».
  4. Главной целью работы по этой программе является: творческая абилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, коррекция физических и психических отклонений в развитии.
  5. Сегодня я представлю Вам один из вариантов урока ритмики.

Почему один из вариантов?

        Вариантов может быть множество, исходя из того какие цели преследуются и какие задачи ставятся на данный момент.

  1. Цель сегодняшнего урока:

Показать Вам  каким образом происходит абилитация,

какими средствами и формами ритмики, пластики и танца я пользуюсь в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы.

        А также, каким образом, где и как можно использовать это в работе с детьми службам сопровождения: воспитательной службе, психологам, логопедам, в работе служб лечебной педагогики (ЛФК).

Тема урока: «Адаптированные формы преподавания ритмики, пластики и танца для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы».

Задачи: Данные комплексы упражнений направлены на формирование двигательных навыков, обеспечивающих развитие мышечного чувства, пространственных ориентировок и координации, четкости и точности движений.

        Но, учитывая психофизические особенности и особенности познавательной сферы учащихся с НОДА, дополнительно поставлены следующие коррекционные задачи:

        - коррекция имеющихся отклонений в физическом развитии: нормализация мышечного тонуса, снятие неестественного напряжения мышц, формирование правильной осанки, формирование и развитие мышечной памяти;

        - развитие умения согласовывать движения частей тела во времени и пространстве;

        - развитие мелкой моторики;

        - развитие подвижности суставов и силы мышц всего тела;

        - развитие внимания;

        - формирование положительной мотивации.

        Учебные, лечебные, коррекционные задачи с помощью этих упражнений реализуются с учетом возраста, уровня восприятия материала, уровня физических возможностей ребенка.

План урока

        Состав детей: ученики начальной школы, возраст 8-9 лет, 1А, 2Б, 2А классы.

        Дети отягощены различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы.

        1-я часть – ритмическая шагистика включает в себя: ритмические рисунки в характере современных эстрадных танцев.

  1. Карнавал – эстрадная  шагистика.
  2. Спортивная шагистика.
  3. Ритмический рисунок для всех сгибающихся частей тела.
  4. Пластический рисунок.

2-я часть занятия  

Пальчиковая гимнастика, гимнастика для рук включает в себя: упражнения и элементы для развития гибкости и плавности рук.

Решаются задачи:

  1. Развитие мелкой моторики.
  2. Развитие силы, ловкости мышц, подвижности суставов рук.
  3. Координирование движений.
  4. Коррекция, разработка проблемных участков (пальцы, плечо, кисть не работает).

3-я часть урока.

        Танцевальные рисунки, зарисовки, которые включают в себя все элементы, которые были наработаны в 1 и 2 частях урока.

        Включаются в план урока как физкультминутки, танцы-игры, танцы-импровизации.

        Впоследствии наиболее интересные зарисовки совершенствуются, дорабатываются и превращаются в полноценные концертные номера для выступления на мероприятиях, праздниках, фестивалях.

        Задачи: научить детей к 3-4-му классам использовать полученный материал для постановки, конструирования собственных творческих работ.

Итоги:

        Таким образом, кроме учебных и коррекционных задач используются различные виды воспитательного воздействия на учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы с целью адаптации в окружающем социуме.

        Результатом этого воздействия является:

  1. Эмоциональная и физическая разгрузка, перебивка негативных эмоций.
  2. Совместное взаимодействие, коммуникативность, инициативность.
  3. Стремление  к лидерству.

Неотъемлемой частью является работа с учителями и воспитателями, подготовка мероприятий: тематических и праздничных.

Это не только обогащает совместную деятельность сотрудников и детей, но и формирует позитивное отношение к жизни, чтобы физический недостаток не стал преградой для нормального, гармоничного развития детей.

Практическая часть:

  1. «Карнавал».

Комплекс эстрадной шагистики.

Методические указания: требуется постоянный контроль за осанкой и посадкой корпуса, координирование движений и их корректировка учителем, фиксация внимания у детей.

  1. «Физкультминутка».

Комплекс спортивных ритмических упражнений.

Методические указания: фиксация внимания, контроль выполнения подражательных движений, упражнения выполняются с максимальной амплитудой движения (шире, ниже, выше).

  1. «Ритмическая гимнастика».

Комплекс упражнений ритмической гимнастики.

Методические указания: все упражнения выполняются в соответствии с музыкальным сопровождением, различным по темпоритму и характеру музыкальной фразы. Движения совершаются с большой амплитудой, ярко и точно.

  1. «Пластика».

Комплекс пластических упражнений и элементов.

Методические указания: контролировать точность, плавность, мягкость пластического изображения. Следить за эстетикой выполнения элементов.

        После того, как поработали ножки, приступаем к гимнастике для рук.

  1. Ритмические упражнения для всех частей руки.

Комплексы упражнений пальчиковой гимнастики и гимнастики рук.

Методические рекомендации: дети не должны себя отождествлять с бабочками и паучками, а просто выполнять упражнения, которые похожи на паучков, бабочек и т. д.. Должен быть постоянный контроль над выполнением подражательных движений.

Перечень изображаемых  действий:

  1. «Веер».
  2. «Ручеек в замке».
  3. «Змейка».
  4. «Две змейки».
  5. «Змейка-голова».
  6. «Волны рук».
  7. «Круговые движения кистей рук вверх-вниз».
  8. «Волна рук вперед».
  9. «Рыбки».
  10.  «Водоросли».
  11.  «Медуза».
  12.  «Осьминог».
  13.   «Барабан».
  14.  «Тарелочки».
  15.  «Погремушки».
  16.  «Фонарики».
  17.  «ПЛЕЧИ вверх-вниз».
  18.  Круговые движения плечами, локтями, кистями рук и обратное движение.
  19.  «Шаги» плечами вперед-назад, вверх-вниз.
  20.  «Скачки» (потряхивание плечами и корпусом).
  21.  «Локти-уголки» вверх-вниз.
  22.  «Альбатрос» (полет птицы, парение).
  23.  «Чайка» (взлет, полет, парение).
  24.  «Голубь» (трепыхание в руках, взлет).
  25.  «Воробей на заборе».
  26.  «Бабочка» (полет, порхание с цветка на цветок).
  27.  «Мотылек» (полет, сидит на ладони, полет вокруг фонарика).
  28.   «Два мотылька» (двумя руками одновременно).
  29.  «Паучок» (плетет паутинку, бегает по полу, карабкается вверх-вниз по паутинке, два паучка играют вперегонки).
  30.  «Покраска подоконника и окна» (руки – кисточки для покраски).
  1. Танцы – зарисовки.

Дети ушли за  воображаемые кулисы.

На контрасте показано как наши упражнения и элементы превращаются в маленькие танцевальные зарисовки.

  1. «Восток».

Характеристика движений: танец должен быть мягким, пластичным, одно движение перетекает в другое.

        Используется фонограмма «Восточные мелодии».

  1. «Котята на охоте».

Характеристика движений: танец имеет более резкие, чем восточные, четкие ритмичные движения, характер музыкальной фразы и сюжет учитываются.

Используется музыкальное сопровождение: сборник рок-н-роллов.

Приглашение детей на ковер.

Поклон, «спасибо», анализ сделанного на уроке.

Приложение к конспекту урока: Видеоурок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логоритмических, ритмопластических, корригирующих и коммуникативных игр и танцев на уроках ритмики в начальной школе.

Статья содержит материал по использованию игротерапии на уроках ритмики. Новые формы музыкально-ритмического обучения и воспитания помогут в коррекции физического и психического состояния учащихся с о...

Конспект урока Английский язык. Начальная школа

Тема: "Мои первые самостоятельные предложения"....

Урок ритмики в начальной школе

Что это за предмет?Какие цели, задачи должен перед собой ставить педагог?Чему и как обучать своих учеников?Цель уроков ритмики – это приобщение детей к танцевальному искусству, к хореографии, гармонич...

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы можете найти конспекты уроков музыки в начальной школе...

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Конспекты уроков по музыке 1,2,3 и 4 классов....