Родительское собрание «Наша семья — наше богатство!»
материал (6 класс) по теме

 

Взаимодействие педагогов и родителей в приобщении школьников к семейным традициям. Разработано Наследниковой О.Г

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Наша семья — наше богатство!»

Тема: Взаимодействие педагогов и родителей в приобщении дошкольников к семейным традициям.

Цель: привлечь внимание родителей к проблеме приобщения детей к семейным традициям.

Задачи: способствовать соблюдению имеющихся традиций; вызвать стремление возрождать утраченные традиции в своих семьях; повышать педагогическую культуру родителей.

Форма проведения: встреча

План проведения:

1. Вступительное слово.

2. Разминка (разгадывание кроссворда) .

3. Мини – дискуссия.

4. Устный журнал: «Традиции семьи: вчера, сегодня, завтра».

5. Беседа «Копилка семейных традиций».

6. Подведение итогов собрания. Принятие решения. Рефлексия.

Ход собрания:

I. Вступительное слово.

Учитель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу. Прежде чем мы начнем наше собрание, давайте поприветствуем друг друга!

Здравствуйте!

- Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.

- Здравствуй, - Улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

II. Разминка

- Предлагаю провести небольшую разминку, разгадать кроссворд, в котором зашифрована тема нашего родительского собрания.

1. Предмет изложения, изображения, обсуждения (ТЕМА) .

2. Человек, который находится в близком кровном родстве с кем - ни будь (РОДСТВЕННИК) .

3. Энергичное, деятельное участие в чем – либо (АКТИВНОСТЬ) .

4. Место, где собирается семья (ДОМ) .

5. Внимание, которое проявляется к кому - ни будь или чему - ни будь (ИНТЕРЕС) .

6. Что-либо, имеющее большое значение (ЦЕННОСТЬ) .

7. Самая высокая цель, к которой стремятся люди (ИДЕАЛ)

8. Средство выражения мыслей и орудие общения (ЯЗЫК) .

III. Мини – дискуссия.

Учитель::

- Что, по вашему мнению, входит в понятие «Семейные традиции»?

- Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?

- Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?

IV. Устный журнал «Традиции семьи: вчера, сегодня, завтра».

Учитель::

- Под семейными традициями следует понимать обычаи, вкусы, взгляды, духовные ценности, установившийся порядок в поведении, в быту, принятые в данной семье и передающиеся от поколения к поколению.

Семейные традиции отличаются рядом особенностей. Они охватывают духовную сферу жизни семьи, формируют эмоциональную близость всех ее членов, чувство единения. Традиции семьи способствуют формированию определенной направленности поведения ребенка, включающей сдержанность, вежливость, почтительное отношение к людям старшего возраста. Для семейных традиций характерно постоянство, они укрепляются с годами и могут быть унаследованы новыми поколениями, способствуя сохранению культуры семьи.

В современных традициях находят свое воплощение и тесно переплетаются элементы народных, национальных традиций прошлых веков.

В семье у ребенка четырех – шести лет уже были свои обязанности – уборка комнаты, помощь взрослым на кухне. Ребенок должен был молоть в ручной мельнице кофе, заваривать чай из самовара и разливать его в чашки для всех членов семьи. Традиционным было чтение вслух интересных и любимых книг, на которое собирались все члены семьи, совместное пение. Надо отметить, что в петербургских семьях досуг, всегда был наполнен каким - либо духовным содержанием – будь то семейный вечер для маленьких или настольные игры (анаграммы, шарады). Популярной формой проведения досуга был домашний театр. Подготовка костюмов, декорации репетиции объединяли взрослых и детей на несколько месяцев, домашние спектакли демонстрировались родственникам и знакомым.

Традиционным для семей было коллекционирование цветов, листьев в гербариях, камней и другого природного материала для создания детского музея, в котором были представлены все эти коллекции. Сбору материалов для коллекций помогали традиционные прогулки – экскурсии родителей с детьми, которые включали в себя беседы о природных явлениях, о достопримечательностях и истории города.

Интересной семейной традицией того времени было совместное творчество родителей и детей: взрослые и дети вместе лепили, вырезали. Например, старшие и младшие вырезали фигурки животных и вклеивали их в альбом по разным признакам.

Детям прививали и эпистолярную культуру. Старшие дети семи – восьми лет вели дневники, в которых отражали свои мысли и переживания за прошедший день. С четырех – пятилетнего возраста детей учили самостоятельно склеивать и оформлять узорами конверт, а позднее – самостоятельно писать письма родным и близким.

Таким образом, традиции семей конца позапрошлого – начала прошлого века играли важнейшую роль в воспитании личности ребенка. Поддерживаемые всем жизненным укладом семьи, традиции давали радость духовного общения, воспитывали гордость за свою семью, интерес к ее истории и современности. Многие традиции – семейные праздники, ритуалы проведения семейного досуга – по существу, определяли для ребенка «радостную перспективу» его жизни.

Однако большинство традиций семей были утрачены. Многие традиции, которые столетиями сохранялись в семьях, были объявлены устаревшими, мещанскими, безыдейными.

В настоящее время в обществе возрождается интерес к своей истории, культуре, происходит переосмысление роли традиций в становлении личности. Приобщение детей к культуре своей семьи, ее традициям особенно значимо в дошкольные годы, так как в этом возрасте закладываются основы социального поведения человека, будущего продолжателя рода.

Понимание значимости семейных традиций в становлении личности ребенка побудило нас выяснить, какие же традиции бытуют в семьях современных дошкольников, как вы приобщаете к ним своих детей.

V. Беседа «Копилка семейных традиций».

Предложить родителям пополнить копилку семейных традиций своим рассказом. Обсудить, какие традиции доступны пониманию дошкольников, поделиться воспоминаниями из жизни своей семьи, какие семейные ритуалы больше всего запомнились им из детства.

- Расскажите, какие семейные увлечения есть в вашей семье, как вы приобщаете к ним своих детей (Рассказы родителей «А у нас в семье так… ») .

Далее учитель предлагает различные варианты семейных традиций.

- Семейные архивы (почетные грамоты дедов и отцов, история их заслуг, их труда, история рода и фамилии) .

- Семейное посещение выставок, музеев, театров.

- Родословная семьи.

- Музыкальные традиции семьи.

- Домашний театр.

- Совместное творчество родителей и детей.

- Домашние игры.

- Семейный отдых на природе. Походы.

- Семейное рукоделие.

- Коллекционирование.

- Семейный альбом.

- Проведение семейных праздников.

- Приобщение ребенка к домашнему труду.

- Цветоводство.

- Совместное чтение в кругу семьи.

VI. Подведение итогов собрания. Принятие решения. Рефлексия.

Учитель: Вот и подошла к концу наша встреча. От того, как мы взрослые научим ценить и приобщать своих детей к семейным традициям, зависит, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться.

Варианты решения родительского собрания

1. Продумать, какие из предложенных детским садом мероприятий можно сделать традиционными в семье.

2. Организовать выставку «Чудо – дерево», где будут размещены семейные реликвии каждой семьи, связанные с семейными увлечениями, традициями, - рукоделие, коллекционирование, семейный театр и т. д.

3. Принести в группу семейную фотографию для оформления фотоальбома «Семьи наших воспитанников».

4. Включиться в работу дошкольного учреждения по совместному посещению театров, музеев.

5, Принимать активное участие в детских праздниках и развлечениях, проводимых в ДОУ.

Рефлексия «Одним словом».

Предложить родителям, одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Компьютер в нашей жизни"

Документ содержит статью и презентацию к ней. Применимо для родителей учащихся среднего звена, но может быть адаптировано и для других возрастных категорий...

Родительское собрание на тему "Наши ошибки"

Психологическое здоровье школьника - подростка  ...

Родительское собрание: «Мы и наши старшие дети»

Искусство воспитания имеет ту особенность, писал К.Д.Ушинский, «что почти всем оно кажется делом знакомым и приятным, и иным даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним зн...

Родительское собрание "Как слово наше отзовется?"

Родителям предлагается поближе познакомиться с молодежным сленгом, сыграть в интеллектуальную игру  "Ненормативная лексика"....

Родительское собрание по теме"Наши трудные дети"

Данная методическая разработка родительского собрания знакомит родителей с причинами, которые приводят к трудновоспитуемости ребёнка, даёт рекомендации с помощью которых можно преодолеть трудно...

Материалы к родительскому собранию "Мы и наши дети"

Предлагаемая Вашему вниманию статья содержит материалы для беседы с родителями на тему "Мы и наши дети". В жизни есть многое, чему должен научиться ребёнок, пока вырастет. Чему надо научить своего реб...