Актуальность гражданско-патриотического воспитания молодежи
статья (10 класс) по теме

Парыгина Людмила Валентиновна

 

Условия, в которых сегодня находится российское общество, пока не совсем благоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания. Россия переживает духовный кризис, в котором дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости, наблюдается упадок общественной морали, поиски национальной идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис и консолидировать общество.

Все отмеченные факторы не благоприятствуют гражданско – патриотическому самосознанию. Остановить эти негативные процессы может только возрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально-психологического климата в стране. Уже одно это делает принципы гражданско - патриотического воспитания актуальными, а их реализацию неотложной педагогической задачей.

Определяющую роль в гражданско-патриотической работе образовательного учреждения играет уровень профессиональных знаний и духовно-нравственных качеств педагогического коллектива. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Парыгина Людмила Валентиновна, зам.директора по УВР,

ГБОУ РС(Я) «Профессиональное училище №20» г.Ленск

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля приводятся два значения слова «гражданин»: «городской житель, горожанин», и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением». Гражданственность же раскрывается как «состояние гражданской общины, понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества». Отсюда можно сделать вывод, что понятие «гражданское общество» в России имело ярко выраженное нравственное содержание.

В педагогике и школе дореволюционной России господствующей являлась религиозно-монархическая система гражданского воспитания, которая основывалась принципе нравственно-православного долженствования.

Гражданин впервые годы советской власти характеризовался как самоотверженный борец за победу коммунизма, создание новой пролетарской культуры. Согласно Конституции РСФСР 1918 года гражданином считался любой труженик страны, но с точки зрения идейно-нравственных качеств, таковыми могли быть названы далеко не все. Гражданское воспитание преследовало следующие цели: подготовить подрастающее поколение к принятию на себя функции субъекта народовластия, хозяина государства и труженика, сделать школу орудием духовного освобождения масс, что бы ребёнок учился в ней «быть хозяином жизни, творцом её» (Н.К.Крупская). Но с провозглашением  социализма в стране понятие гражданского воспитания было заменено понятием «коммунистическое воспитание», а понятие «гражданственность» отсутствовало в справочных словарях и справочной литературе.

Для периода «оттепели» характерны зарождение идеи гражданского воспитания на демократических началах, обращение к идее трудовой политехнической школы, способной наиболее успешно формировать гражданина, на основе выработке простых норм нравственности – чести, человечности и трудолюбия.

Для периода 1985-1993 г.г. характерен кризис гражданского воспитания в связи с коренной и часто необоснованной ломкой всего созданного ранее. Период, начиная с 1993 года и по настоящее время характеризуется становлением правового государства и гражданского общества. На этом этапе закрепилось определение гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. Цель гражданского воспитания стала обозначаться как становление молодёжи в качестве субъекта народовластия, т.е. педагогическая мысль на новом уровне вернулась к её трактовке 20-е годы о гражданине, как субъекте народовластия. В этот же период в российскую политику возвращается понятие «патриотизм». А к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность выполнения гражданского долга.

Условия, в которых сегодня находится российское общество, пока не совсем благоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания. Россия переживает духовный кризис, в котором дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости, наблюдается упадок общественной морали, поиски национальной идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис и консолидировать общество.

Все отмеченные факторы не благоприятствуют гражданско – патриотическому самосознанию. Остановить эти негативные процессы может только возрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально-психологического климата в стране. Уже одно это делает принципы гражданско - патриотического воспитания актуальными, а их реализацию неотложной педагогической задачей.

Определяющую роль в гражданско-патриотической работе образовательного учреждения играет уровень профессиональных знаний и духовно-нравственных качеств педагогического коллектива. Прежде всего, педагоги должны знать основные задачи патриотического воспитания и начальной военной подготовки обучающихся:

  1. Разъяснение положения Конституции РФ о военной службе, требование законов РФ об обороне, о  военной присяге и воинских уставов;
  2. Формирование готовности учащихся к служению Отечеству и его вооруженной защите;
  3. Изучение истории и культуры Отечества и родного края;
  4. Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества;
  5. Пропаганде героического прошлого и настоящего Российской армии и флота, ее славных традиций и задач, решаемых на современном этапе;
  6. Противодействие проявлениям политического, националистического и религиозного экстремизма;
  7. Физического развития обучающихся, формирования у них здорового образа жизни;
  8. Участие в подготовке обучающихся к военной службе.

Гражданско-патриотическое воспитание и начальная военная подготовка обучающихся осуществляется, прежде всего, в учебном процессе. Распределение обязанностей между членами педагогического коллектива осуществляется с учетом интересов, возможностей и знаний каждого педагога.

Умелое использование общеобразовательных  предметов и специальных дисциплин в целях гражданско-патриотического воспитания служит одним из основных средств подготовки обучающихся к защите своей Родины и любви к Отечеству.

На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодежи на примерах положительных героев художественных произведений, воспитывается гордость за наше Отечество и его народ.

Изучение истории помогает учащимся усвоить основные положения о войне и армии, о войнах справедливых и несправедливых, о роли народных масс и личности в истории.

В процессе изучения химии, физики, биологии, географии, математики у обучающихся формируется диалектическое понимание развития природы. На уроках преподаватель рассказывает о великих российских учёных, внесших неоценимый вклад в развитие этих наук, подчёркивает их принадлежность к  России.

На уроках информатики возможно использование специальных программ, позволяющих развивать такие качества как быстрота реакции, необходимые будущему воину, навыки работы на сложной боевой технике. В проектной деятельности по информатике целесообразно привлекать обучающихся к созданию презентаций на военную тематику, к историческим и праздничным  датам, выполнению исследовательских рефератов и проектов.

Большое внимание в патриотической работе необходимо уделять занятиям по физической культуре. Именно на этих занятиях формируется тяга к здоровому образу жизни.

На уроках по изучению специальных дисциплин преподаватели должны прививать любовь к выбранной профессии, способности учащихся творчески и ответственно трудиться в разных сферах производства. Педагог должен объяснить своим подопечным, что патриот, который любит свою Родину, не будет подчиняться сиюминутным интересам, губить её леса, реки, природу. Хороший специалист будет искать варианты, которые приемлемы не только с точки экономической выгоды, но и с позиции человека, заботящегося о том, какое наследие он оставит потомкам.

Для стимулирования обучающихся и пропаганде их успехов в проводимой патриотической работе нужно использовать всевозможные поощрения: грамоты, дипломы, премии  и т.п.

Патриотическое воспитание должно присутствовать и во внеклассной работе учебного заведения: кружки и спортивные секции, выпуск стенгазет соответствующего содержания, издание  газеты в учебном заведении с патриотическими статьями и освещением мероприятий патриотического направления.

В педагогической деятельности настоящее счастье и чувство полного удовлетворения достигаются тогда, когда удаётся воспитать настоящего профессионала, патриота своей страны  с высокими личностными качествами. Эта важнейшая задача достигается мудростью педагога, его терпением, способностью самому быть неравнодушным к своей Отчизне и правильно выстроенной гражданско – патриотической системой воспитания в учебном заведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы,...

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи

Представлена методическая разработка в форме презентации по гражданско-патриотческому воспитанию молодежи. Можно использовать для проведения классных часов...

«Значение и актуальность гражданско – патриотического воспитаня в современных условиях»

«Значение и актуальность гражданско – патриотического воспитаня в современных условиях»...

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"

Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...

ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)

В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОГО НАУЧНОМЕТОДИЧЕСКОГО ФОРУМА

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОГО НАУЧНОМЕТОДИЧЕСКОГО ФОРУМА...