Конспект урока - "Транспорт"
план-конспект урока на тему

Филатова Елена Станиславовна

Конспект урока развития речи в 1 классе МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_-_transport.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока развития речи в 1 классе МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Тема: «Транспорт. Итоговое занятие»

Цель: Закрепление знаний детей о различных видах транспорта, их назначение, способах передвижения; закрепление умений употреблять существительные в единственном и множественном числе; обучать образовывать приставочные глаголы по демонстрации действий, согласовывать числительные с существительными при счете, составлять простое распространенное предложение; развитие внимания, логического мышления, моторики; закреплять знания о сигналах светофора.

Оборудование:

- картинки с изображением транспорта;

- сигнальные карточки;

- игрушка – машина;

- строительный материал;

- карандаши;

- рисунки – светофоры;

- счетный материал;

- карта с маршрутом;

- картины с изображением профессий людей, управляющих транспортом;

- атрибуты для данных профессий.

Ход занятия.

I. Оргмомент.

(Дети входят в группу, на места не садятся, стульчики поставлены в виде транспортного средства)

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам покататься. И сначала мы отправимся на … Вот, чтобы вы догадались на чем мы поедем, послушайте загадку:

Что за чудо – синий дом!

Окна светлые кругом.

Носит обувь из резины,

А питается бензином.

- Что это? (Автобус) Правильно. Но для того, чтобы автобус отправился в путь нам нужен… (водитель, шофер) Кирилл, ты будешь водителем. Что тебе для этого нужно? (ребенок перечисляет нужные атрибуты)

А, вы, ребята, приобретайте у меня билеты. Значит, я кто? (кондуктор). Но, как вы уже видите, на билетах изображены предметы. Назовите, что изображено на вашей картинке и добавьте слово, которое можно сказать, если бы этих предметов было несколько. Как передвигается ваш транспорт? (Это самолет. Самолеты. Самолет летит и т.д.)

II. Обобщающая беседа.

Логопед: - Ну вот теперь мы можем отправляться в путь. (дети занимают свои места)

- Ребята, как назвать одним словом то, что изображено на ваших картинках? (Транспорт)

- Значит, мы будем говорить о чем? (О транспорте)

- Как называется вид транспорта, на котором летают по воздуху? (Воздушный)

- На чем можно летать?

-  Как называется вид транспорта, на котором передвигаются по воде? (Водный)

- На чем можно плавать по воде?

- Какой транспорт самый многочисленный, как вы думаете? (Наземный)

- Правильно. На земле есть и железные, и автомобильные дороги. На чем можно передвигаться по земле? (на машине, на автобусе, на велосипеде и т.д.)

- А на чем можно передвигаться по железной дороге? (На поезде)

- Для чего нужен транспорт? (Для перевозки людей, пассажиров)

- И тогда он называется? (пассажирский)

- А еще есть транспорт, который служит для перевозки… (грузов, грузовой транспорт).

III. Закрепление изученного.

1. Составление простых распространенных предложений.

Логопед: Пока мы с вами беседовали, наш автобус привез нас в лес. Здесь мы выйдем. Посидим вот на этой полянке и немного помечтаем. Сейчас каждый из вас может отправиться в путешествие, куда только захочет. Но поедет на том виде транспорта, который изображен на его картинке. Каждый должен будет сказать на чем он поедет, зачем и куда. Я поеду на электричке к бабушке в деревню.

Закройте глаза, проговорите про себя предложения.

2. Фонетическая гимнастика. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: Хорошо в весеннем лесу! На деревьях появляются (листочки), из-под земли появляются (цветы, трава), прилетели (перелетные птицы).

«Птички летят», «Птички клюют», «Гнездо».

3. Развитие слухового внимания.

Логопед: Ну, что, ребята, хотите еще покататься? Перед нами широкая река, и кататься мы будем на…

Паровоз без колес!

Вот так чудо – паровоз!

Не с ума ли он сошел-

Прямо по морю пошел!

                                                 (Пароход, корабль)

-Кто управляет кораблем?

Итак, в путь. Пока мы будем плыть, я предлагаю вам поиграть. Под вашими сиденьями лежат сигнальные карточки. Возьмите их. Я буду называть слова. Если я назову какой-либо вид транспорта вы должны поднять карточку с зеленым кружком и хором сказать: « Проезжай», «Лети», «Плыви», а если я скажу слово, не относящееся к транспорту, то вы поднимете карточку с красным кружком и скажете «Стоп!».

( самолет, пароход, велосипед ,лошадь, верблюд, машина, электричка, вертолет, лодка, лыжник, конькобежец, троллейбус, такси, трамвай, воздушный шарик).

4.Образование приставочных глаголов.

- Наш корабль причалил к берегу. Пойдем погуляем. Ребята, подойдите сюда. Вот здесь находится гараж. В гараже стоит машина. Смотрите внимательно на мои действия, на вопрос отвечайте одним словом.

-Машина в гараже стояла. А, теперь, машина из гаража что сделала? Выехала. Машина гараж объехала и по дороге поехала. К перекрестку машина подъехала. На светофоре красный свет. Можно машине двигаться на красный свет? Нет. А вот когда загорелся зеленый свет, машина пешеходную полосу  переехала, за дом заехала и к гаражу приехала.

-Сейчас мы с вами к одному слову «ехать» добавляли разные частички, а получилось много разных слов. Вы у меня настоящие волшебники.

5. Развитие моторики.

Вбегает Незнайка: Здравствуйте, ребята. Я кажется опоздал, но я не виноват. Автобус, на котором я ехал, все время останавливался на красный сигнал светофора. Я умолял водителя: « Поедем быстрее! На светофоре красный свет, можно ехать». ( дети смеются)

Логопед: Незнайка, ты как всегда ошибся. Видишь, ребята смеются. Давайте исправим его ошибку. Что говорят правила дорожного движения?

Дети читают стихотворение о сигналах светофора.

Незнайка: Да, ребята, спасибо. Теперь я навсегда запомню: на красный свет хода нет.

Логопед: Ну а чтобы ты, Незнайка, хорошо запомнил сигналы светофора, ребята приготовят для тебя небольшие подарки.

Дети раскрашивают бумажные светофоры.

Незнайка: Спасибо, ребята. Мне очень у вас понравилось. А сейчас я загадаю вам загадку.

Земля дрожит,

Силач бежит.

Тянет он за собой

Хвост огромный, стальной.

Логопед: А кто управляет поездом?

6.Согласование числительных с существительными.

Логопед: Ребята, я хочу еще покататься. Давайте продолжим нашу поездку. И отправимся мы в путь на…

Быстро в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет.

Что такое?...

(Самолет)

-Кто управляет самолетом?

Итак, в путь.

Пролетает самолет        ( смотрят вверх и водят пальцем

С ним собрались

Мы в полет.                     за пролетающим самолетом )

    

Правое крыло отвели      (отводят руки попеременно и прослеживают

         Посмотрели                                взглядом)

Левое крыло отвели

         поглядели

Все вокруг мы разглядели

Приземлились, плавно сели.

МИМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

 -Ой, ребята, как интересно и увлекательно лететь на самолете. Покажите, какие вы веселые, грустные, вы удивились, вы худышки, толстушки

Логопед: А сейчас поиграем в игру « Что это?». Я буду называть слова, а вы должны догадаться о чем все эти слова.

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверь.

Палуба, каюта, борт, якорь,

Крылья, пропеллер, шасси, мотор.

-Наш самолет совершил посадку. Выходим. Перед нами большой аэродром, здесь много …. Чего? Самолетов

-Давайте вместе посчитаем самолеты:

1 самолет, 2 самолета, ………5самолетов.

-Рядом с аэродромом стоит гараж, а в нем много ….. чего? Машин

-Посчитаем их.

1машина, 2 машины………5 машин.

ФИЗМИНУТКА

На велосипеде ехали, до угла доехали.

Сели на машину, налили бензина.

На машине ехали, до реки доехали.

Тр-р. Стоп. Разворот. На реке пароход.

Пароходом ехали, до горы доехали.

Пароход не везет. Надо сесть в самолет.

Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у, у-у-у.

7. Отработка понимания значения каждого вида транспорта.

Логопед: Ну, что же, ребята, наше путешествие заканчивается.

Вбегает доктор Айболит.

Айболит: - Здравствуйте, ребята. Я прибежал к вам за помощью. Дело в том, что в Африке заболели звери, мне нужно срочно добраться к ним, чтобы вылечить их. Мне прислали карту, по которой я доберусь до места. Вот только каким транспортом мне ехать, я не знаю.

Логопед: - Ой, ребята, как жалко зверей. Не волнуйся, доктор Айболит, мы обязательно тебе поможем.

( Дети выходят, находят нужный вид транспорта, составляют предложения: По лесу нужно ехать на машине.

                        По реке можно плыть на лодке.

                       Через горы пролетели на самолете.

                       По морю плывем на корабле.

Айболит: - Спасибо, ребята. Вы здорово помогли мне.

- А как же можно назвать одним словом все те предметы, на которых я буду добираться до Африки?

- Какой бывает транспорт?

- Для чего он нужен?

- Молодцы, ребята. А чтобы вы никогда не болели, были всегда здоровыми, я угощу вас витаминками. А мне пора отправляться в Африку. До свидания.

IV. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

- Ну вот и закончилась наша поездка. Понравилось вам путешествовать?

   До свидания.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Морской транспорт"поОБЖ для 5-го класса

Данный материал адресован преподавателям-организаторам ОБЖ в средней школе. Георгий Александрович Поляков работает в ГБОУ № 302 Фрунзенского района Санкт-Петербурга и хочет поделиться с коллегами свои...

Конспект урока по развитию устной речи на тему "Транспорт. Автобус, троллейбус, трамвай", 3 класс.

По программе Воронковой В. В.Цель урока:обогащение, уточнение и активизация словаря на основе изучения материала по теме урока.Задачи урока:образователные- формирование обобщённого понятия "транспорт"...

План-конспект урока в 6 классе по теме “Городской транспорт: метро”.

Подробный план конспект-урока в сопровождении красочной презентации и приложений "Мини-тест" и  "Диалог"....

План-конспект урока "Виды городского транспорта Кореи. Транспорт Сеула".

Краткий план-конспект урока содержит цели, задачи, поэтапное построение урока в соответствии с ФГОС....

Конспект урока по основам социальной жизни в 5 классе: Транспорт. Виды транспорта по способу передвижения.

Формирование у детей представления о видах транспорта по способу передвижения....