Визуальная среда обучения
учебно-методический материал на тему
Цель методического сообщения: акцентировать внимание преподавателей на визуальную среду обучения как составляющую активизации учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАЛАКОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ ИСКУССТВ (ТЕХНИКУМ)»
Методическое сообщение
«Визуальная среда обучения
как составляющая активизации
учебного процесса»
На круглый стол для преподавателей ДМШ и ДШИ г. Балаково
по теме «Способы активизации учебного процесса при изучении музыкально – теоретических дисциплин»
Подготовила:
преподаватель ПЦК
«Инструментальное исполнительство»
(инструменты народного оркестра)
Коршун М.Ю.
2013
г. Балаково
Содержание
- Пояснительная записка ………………………………………………..с.3
- Визуальная среда обучения как составляющая активизации учебного процесса:
- Сущность визуальной среды обучения………………… …..................с.4
- Специальные приемы введения и преобразования информационных сообщений при изучении музыкально – теоретических дисциплин……….......................................................................................с.4
- Визуальное учебное оборудование........................................................с.5
- Светотехнические средства визуального учебного оборудования...............................................................................................с.5
- Заключение……………………………………………..……………........с.6
- Литература………………………………………………………………. .с.7
- Сведения об авторе …………………………………………………...….с.8
Пояснительная записка
В настоящее время определились новые направления в подходах к среднему специальному профессиональному образованию. В центре внимания оказались не столько сами результаты обучения, сколько внимание к личности студента, к его возможностям и потребностям. В связи с этим все большее признание завоевывает обучение, направленное на активизацию учебной деятельности студента, развитие различных сторон его мышления и в этом случае визуальная среда обучения при изучении музыкально – теоретических дисциплин является составляющей активизации учебного процесса.
Цель методического сообщения: акцентировать внимание преподавателей на визуальную среду обучения как составляющую активизации учебного процесса.
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- дать определение визуальной среды обучения,
- выявить составляющие компоненты данного понятия,
- обозначить роль визуальной среды обучения в современной музыкально – педагогической практике.
Визуальная среда обучения как составляющая активизации учебного процесса
Одним из направлений реализации обучения, направленного на активизацию учебной деятельности студента, развитие различных сторон его мышления на занятиях по музыкально – теоретическим дисциплинам в средних специальных учебных заведениях, является создание визуальной среды обучения, в структурировании и функционировании которой положено применение трех способов предъявления учебной знаковой информации: текст, рисунок, формула. Данная модель опирается на природный механизм получения человеком информации – зрение, что ставит ее в один ряд с современными, в том числе и компьютерными, средствами обучения.
Визуальная среда обучения – специальная дидактическая система, направленная на переработку и передачу учебных знаний, в основу которой положен акцент на использование и развитие визуального мышления обучаемого. Эти условия предполагают наличие как традиционно наглядных, так и специальных средств и приемов, позволяющих активизировать работу зрения.
Музыкальная педагогика, являясь частью педагогики в целом, опирается на принципы общей дидактики. Музыкально – теоретические дисциплины, как и все учебные дисциплины, имеют строго определенное содержание, что предполагает их соответствующую организацию, помогающую постичь данное содержание. Это постижение идет по двум каналам: образному и знаковому. Им соответствуют язык образов и язык знаков. Роль интерпретатора для них исполняет третий - разговорный текст, напечатанный или произнесенный вслух.
Умение активно воспринимать и перерабатывать визуальную музыкальную информацию образуется в результате длительной и кропотливой работы преподавателя и студента. Существенную роль могут оказать специальные приемы введения и преобразования информационных сообщений - расчленение на отдельные фрагменты, визуально четкое оформление, постоянное взаимодействие трех языков предъявления информации.
Нотный текст играет ведущую роль в изучении всего цикла музыкально – теоретических дисциплин, а это визуальная среда. Объекты нотного текста воспринимаются в первую очередь зрением. Естественно, что такая среда должна учитывать принцип наглядности.
Работа с нотным текстом является в первую очередь работой со знаковой информацией. Специальная организация учебного материала нацеливает студента на поиск определенных элементов музыкального языка, их анализ и обобщение, применение полученных знаний для решения учебных задач, в творчестве самих студентов.
Рисунок позволяет визуально определить элементы нотной формулы и обозреть ее структуру, наглядно продемонстрировать новые понятия, их свойства, показать их связи и операции над ними, объединить несколько фактов теории в единый зрительный образ. Формульный способ также содержит в себе некоторый запас наглядности, который можно расширить и обогатить за счет знаков, в которых налицо слияние “имени и образа”. Так как текст наиболее трудно поддается составлению и непосредственному зрительному восприятию, в качестве его основы положена постоянная связь между словом и рисунком (формулой и словом, рисунком и формулой), позволяющая воссоздать соответствующий зрительный образ, увидеть и запомнить отличительные, существенные особенности изучаемого понятия.
Визуальное учебное оборудование – это материальные средства обучения, используемые в учебном процессе для формирования у студентов знаний, умений и навыков, управления их познавательной деятельностью.
Различают три основные группы визуального оборудования:
- натуральные объекты – это музыкальные инструменты, принадлежности для записи нот и лекций;
- изображения и отображения предметов и явлений действительности – это плоскостные пособия - таблицы, картины, фотографии, схемы;
- описания предметов и явлений мира знаками, словами и фразами – это нотный текст, нотная литература, литература для преподавателя.
Так же в современной музыкально - педагогической практике используются светотехнические средства (мультимедийные проекторы, компьютеры), которые обеспечивают визуальную информацию и выполняют самые разнообразные функции:
- служат опорой для понимания речевой и музыкальной структуры;
- являются связующим звеном между смысловой и звуковой стороной музыкального образа и, таким образом, облегчают запоминание;
- проецируют на экран различные ситуации для обучения музыканта – исполнителя.
Заключение
Концепция модернизации российского образования в свете модульно - компетентностного подхода позволила выделить ряд существенных проблем в развитии российского образования и начать движение в направлении подготовки более глубоких преобразований. Ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости смены подходов к разработке содержания образования и технологий обучения.
Обогатить дидактическое и методическое обеспечение учебного процесса, помогающее преподавателю найти путь к наиболее понятному и легко усваиваемому объяснению положений теории и применению их на практике, можно, разрабатывая и внедряя в учебный процесс визуальную информационную среду, обладающую избыточным наполнением и гибкой вариативностью.
Литература
М., 2006.- 11с.
- Башмаков М.И. Информационная среда обучения/М.И.Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А.Резник .СПб.: СВЕТ, 1997. – 400 с.
- Фридман JI.M. Наглядность и моделирование в обучении/Л.М. Фридман. М.: Знание, 1984. 80 с.
- Хуторской А. Педагогическая инноватика - рычаг образования.
//Вступительный доклад на VII-й Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции «Инновации в образовании»// М.: 2010.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
ФИО
| Коршун Марина Юрьевна |
Место работы | ГОУСПО «Балаковское училище искусств (техникум)» |
Должность | Преподаватель |
Образование | Высшее, Московский Ордена Красного знамени Государственный институт культуры |
Стаж работы | 29 лет |
Домашний адрес | г. Балаково ул. Степная дом 88 кв. 68 |
Рабочий телефон | 8-8453623697 |
Домашний телефон | 8-845339895 |
Рецензия
на методическое сообщение преподавателя
ГОУСПО «Балаковское училище искусств (техникум)»
Коршун Марины Юрьевны
на тему «Визуальная среда обучения как составляющая активизации учебного процесса»
Представленная в методическом сообщении преподавателя Коршун Марины Юрьевны тема является очень актуальной. На данном этапе рынок труда предъявляет требования не только к уровню теоретических знаний потенциального работника, но и к той степени ответственности, профессиональной компетентности, которую он может продемонстрировать.
В пояснительной записке Марина Юрьевна показала, что на данном этапе в центре внимания оказались не столько сами результаты обучения, сколько внимание к личности студента, к его возможностям и потребностям. В связи с этим все большее признание завоевывает обучение, направленное на активизацию учебной деятельности студента, развитие различных сторон его мышления при изучении музыкально – теоретических дисциплин.
Одним из принципов реализации обучения, направленного на активизацию учебной деятельности студента, развитие различных сторон его мышления на занятиях по музыкально – теоретическим дисциплинам в средних специальных учебных заведениях, является создание визуальной среды обучения, в структурировании и функционировании которой положено применение трех способов предъявления учебной знаковой информации: текст, рисунок, формула. В своей работе Марина Юрьевна дала определение сущности «визуальной среды обучения», подробно выявила роль составляющих компонентов данного понятия и обозначила необходимость применения визуальной среды обучения при изучении музыкально – теоретических дисциплин. Слушатели согласились с докладчиком, что возрастающие требования к уровню специальной подготовки выпускников ССУЗов, компетентному вхождению в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и самореализации являются приоритетными на данном этапе модульно - компетентностного подхода в современной системе российского образования.
Марине Юрьевне удалось раскрыть выбранную тему с разных сторон. Проведённое комплексное исследование позволяет сказать, что поставленная цель данного сообщения - акцентировать внимание преподавателей на значение и роль визуальной среды обучения при изучении музыкально – теоретических дисциплин - достигнута.
Хотелось бы рекомендовать данное методическое сообщение для участия в областной научно – практической конференции «Современные образовательные технологии и методики (теория и практика)» (декабрь 2012 г., г. Вольск).
Преподаватель высшей квалификационной категории
ГОУСПО «Балаковское училище искусств (техникум)» Пруцкова И.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/03/picture-31764-1422973310.jpg)
Информационные технологии в системе РО. Понятие информационной среды обучения/
Развивающее обучение — это личностно-ориентированная педагогическая система, обеспечивающая получение образования на основе создаваемой сети образовательных маршрутов, представляющих собой последов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/05/picture-778251-1459878591.jpg)
Визуальная среда создания и дизайна объектов OpenGL для обучения программированию в MS Visual Studio C++ "gamebase"
Статья рассказывает о разработке программного пакета "gamebase", состоящего из библиотеки, позволяющей ученикам 9-10 классов создавать приложения с качественной графикой, и специальной визуальной сред...
Деятельность в группе с использованием текста и визуальных методов обучения на уроках французского языка в 5 классе по теме: «Наш дом, моя квартира и комната».
Главная задача - воплотить в образах и нарисовать на бумаге основное содержание прочитанного текста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/19/picture-79735-1503117690.jpg)
"ВИЗУАЛЬНАЯ СРЕДА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ " Исследовательский проект
Предмет проекта: визуальная среда учебных кабинетов и коридоров.Вид проекта: исследовательский.Срок реализации: средней продолжительности (февраль – апрель 2017 года).Ожидаемые ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/08/picture-211804-1546952677.jpg)
Конспект урока "Визуальная среда и фитодизайн" Внеурочная деятельность 10 класс
Работа ориентирует на преобразование и применение полученных теоретических знаний по факторам здоровья человека в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;приобретение ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/29/picture-851006-1556564058.jpg)
Программирование роботов в визуальной среде BlockCode
Разработано приложение для программирования роботов, которое позволяет изучать основы алгоритмизации на уроках информатики используя роботов как наглядное пособие, исполнителя комманд....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/29/picture-851006-1556564058.jpg)
Визуальная среда программирования BlockCode
Описание авторской визуальной среды программирования роботов BlockCode....