Уроки риторики в 9 классе.
календарно-тематическое планирование (9 класс) по теме

Шустова Наталья Владимировна

Планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_ritorika_9_klass.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по риторике в 9 классе

№ п.п.

Раздел, тема урока

Риторические умения

Понятийные и инструментальные знания

Домашнее задание

Часы

Дата

Общение

1

Проверьте себя

Вводный урок: гимнастика для голоса, основные понятия за курс 8 класса; учет выявленных проблем, чтобы постепенно ликвидировать их

Голос как основа риторических умений. Виды общения. Речевой жанр. Спор. Речь и ее виды. Коммуникативная удача и неудача. Успешное общение. Риторический журнал

Выпуск номера риторической газеты.

1

2.09

2

Зачем нужна риторика?

Определять вид риторики

Общая и частная риторика. Профессионально ориентированные риторики. Их особенности

Составление схем, работа  упр.25; упр. 31

2

8.09

15.09

3

Загадка трех «К»

Ориентироваться в конкретной речевой ситуации. Владеть различными средствами выражения мысли. Быть в разной степени коммуникабельным, учитывая разные речевые ситуации

Коммуникабельность, контакт, коммуникативность

Изучающее чтение теории с.26, роль корректора, редактирование текста

2

22.09

1.10

4

Риторика уважения

Выделять критерии оценки для данной речевой ситуации, считая главным – соответствие цели высказывания. Уважение.  Определять средства выражения уважительного отношения. Пользоваться этикетными средствами в жанрах гомилетики и ораторики. Оценивать свое и чужое высказывание с точки зрения определенных критериев, заявленных автором или вытекающих из речевой ситуации

Критерии оценки и самооценки общения. Этика, этикет и речевой этикет. Сигналы риторики уважения (речевой этикет): специальные слова и выражения;

Соответствующая интонация (просительная, благодарственная и т.д., т.е. уважительная);

Невербальные средства (жесты, мимика, теложвижения)

Ответы на вопросы учебника, с. 54

2

7.10

21.10

5

Голос – «одежда» нашей речи

Определять особенности использования голоса в диалогической и монологической речи. Составлять «голосовой сценарий» (партитуру) для произнесения подготовленной и частично подготовленной речи. Реализовывать на практике «голосовой сценарий»

Голос как основа риторических умений. Его постановка. Рекомендации для дальнейшего самостоятельного совершенствования собственного голоса

Составление памятки «Хороший тон голоса»

1

29.10

Этапы предтекстовой подготовки и риторические фигуры

6

КР№1

Риторические фигуры

Определять основные этапы предтекстовой подготовки. (Нужен ли сбор материала? Необходимо ли специальное его расположение – какое именно? Какие риторические фигуры и где сделали бы текст убедительнее, украсили бы его?)

Основные этапы предтекстовой подготовки – в зависимости от формы (устной или письменной) и особенностей речевого жанра.

Речевые жанры и риторические фигуры, их связь

Составить таблицу функций риторических фигур; создание хвалебной речи для администрации школы; составить инструкцию по применению риторических фигур в речи

3

7.11

15.11

23.11

Основные роды, виды и жанры речи

7

Публичная речь

Определять устный жанр, его вид и род

Речь публичная и непубличная. Род. Публичная  устная и письменная.

Виды устной публичной речи: информационная; убеждающая, или воздействующая (ораторика). Жанры информационной речи: сообщение, лекция, доклад.

Специфика каждого жанра

Определение рода, вида и жанра текста (задание по группам). Инд.задания: составление публичной письменной речи (тема на выбор учащихся)

2

2.12

7.12

8

Устные информативные жанры

Определять устный жанр. Определять род, вид и жанр устной речи, ее особенности, характерные для речевого жанра этапы подготовки, осуществлять в необходимых случаях подтекстовую подготовку на этапах изобретения, расположения, выражения, произнесения

Речь устная. Хрия как способ обучения структуре текста. Жанры риторики: совещательная; судебная, защитительная и обвинительная; подторжественная, т.е. эпидектическая; политическая

Ответы на вопросы учебника (устно); составление графика речи, подготовка защитной речи (Баба-Яга, сказочные и мифические герои); составление совещательного монолога (от лица Знайки и Незнайки)

3

17.12

25.12

11.01

9

Ораторская речь

Создавать совещательные, торжественные речи. Особенности ораторской речи. Публицистическая ораторская речь.

Осмыслить тему сообщения и доклада; собирать и отбирать материал с целью устного информационного выступления; правильно систематизировать и распределять материал; уместно и эффективно пользоваться средствами языка; произносить подготовленные тексты и фрагменты текстов в ораторской речи

Анализ текстов по выступлениям учащихся Ответы на вопросы учебника с.74; письменный анализ выступления (самоанализ)

2

18.01

29.01

10

Экскурсионная речь

Создавать экскурсионные речи

Информационно-убеждающие жанры: экскурсионная речь, отзывы

Составление текстов – выступлений для экскурсовода по Кремлю и Дарвиновскому музею (по вариантам); составление памятки секретов экскурсоводу и экскурсантам, упр. 67

2

4.02

9.02

11

Дискуссия как жанр риторики

Дискуссия как жанр риторики. Вести дискуссию и участвовать в ней. Различать виды публичного спора по их основным признакам; отбирать ведущим дискуссию средства и приемы реализации коммуникативного намерения; отбирать участниками дискуссии средства и приемы реализации коммуникативных намерений; выбирать оптимальные языковые средства для конкретной конфликтной ситуации

Дискуссия, диспут, полемика, их разграничение и особенности.

Составить речь и приемы ведущего дискуссию «Каким ты видишь будущее России?»; подготовить вопросы для дискуссии, составить аргументированные тексты; упр.71

2

17.02

28.02

12

КР№2

Автобиографическое повествование

Создавать биографию и автобиографию

Биография (деловая) и автобиография делового характера. Значение деловой автобиографии в жизни; обучение написанию автобиографии с учетом адресата

Составление деловой автобиографии, редактирование биографии; упр. 83

2

4.03

11.03

13

Путевой очерк

Создавать путевой очерк

Информационно-убеждающие жанры: портретный и путевой очерк

Упр. 95, 99

2

17.03

25.03

14

А-нек-дот! Ну да, анекдот!

Представление об анекдоте. Специфика жанра. Жанр современного фольклора. Различные виды анекдотов.

Информационно-развлекательные жанры: юмористический рассказ и анекдот

Составление сборника «Анекдоты от ученика 9 класса «Б», упр. 101 (устно)

1

4.04

15

Сказки с языковой начинкой

Задачи сказки. Содержание сказки. Секреты создания сказки.

Создание текстов лингвистической сказки

Создаем сказочный эталон (проблемное задание), упр.108

2

11.04

18.04

16

Тест№1

Риторика и современные информационные технологии

Создавать тексты (в том числе поликодовые) с применением компьютера

Риторика и современные информационные технологии

Просмотреть и обсудить телевизионную программу, обсудить ее на материале (вопросы); написать проект телепередачи кабельного телевидения, адресат которой – учащиеся 9 классов вашего города: сформулируйте цель, содержание этой передачи, число и состав ведущих; подумайте и объясните, чем вы можете заинтересовать возможных спонсоров передачи; составьте рекламный гимн вашей передачи или музыкальную заставку

3

26.04

5.05

12.05

17

Резерв

2

19.05

26.05

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе:

  1. Государственного стандарта основного общего образования по риторике;
  2. Примерной программы основного общего образования по риторике;
  3. Образовательной программы по курсу «Русский язык» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В – Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ под науч. ред. Леонтьева А.А. – М.: Баласс, 2009

Преподавание ведется по учебнику «Риторика 9 класс» 1 час в неделю (34 часа за год) под редакцией Ладыженской  Т.А. М.: Баласс, 2005

Особое место занимает курс риторики в программе, так как она «постигает начало, сущность и развитие всех вещей, достоинств, обязанностей, всех законов природы, управляющей человеческими нравами, мышлением и жизнью», «красноречие есть одно из высших проявлений нравственной силы человека» (Цицерон).

Содержание курса таково. Что в нем естественно и целенаправленно мысли и сердца подрастающего поколения обращены на проблемы нравственного характера, связанные с жизненно важной функцией личности – общением.

В программе выделены идеи курса, отражающие этические задачи:

  1. Не делай того, что осуждает твоя совесть
  2. Не говори того, что не согласно с правдой (Марк Аврелий)
  3. Дар речи возвышает человека над животными (Сократ)

Цели:

  1. Стимулировать учащихся задуматься над своими речевыми поступками, в основе которых – проблемы нравственного характера;
  2. Над тем, насколько школьники внимательны к окружающим, доброжелательны ли они;
  3. Всегда ли удается понять и почувствовать ситуацию общения;

Основные требования к умениям и навыкам в конце учебного года:

  1. Способность оценить свой и чужой речевой поступок
  2. Самопознание
  3. Самооценка
  4. Рефлексия
  5. Различать речевые жанры
  6. Уметь спорить
  7. Знать риторические фигуры (риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание, антитеза, риторическое сравнение)
  8. Уметь публично выступать
  9. Уметь дискуссировать, знать приемы дискуссии
  10. Использовать современные информационные технологии в риторике

Прогнозируемые результаты

Умения и навыки:

-анализировать и оценивать общение, корректность поведения в контакте

-понимать этику, этикет в речи

-различать роды, виды, жанры публичной речи

-умело дискуссировать

-делать доклады, составлять рефераты

-использовать хорошую литературную речь

Знать и понимать:

-контакт, коммуникативность, коммуникабельность

-сигналы уважения

-антитезу, риторическое сравнение

-путевой очерк

-анекдот и его применение к месту

-пользоваться правильной, красивой речью

Литература для учителя:

  1. Риторика. Учебное пособие для общеобразовательной школы 9 класс под редакцией Ладыженской Т.А. – М.: Баласс, 2005
  2. Школьная риторика: 9 класс – Методические рекомендации  -  под редакцией Ладыженской Т.А. – 2-е издание, преработанное – М.: Баласс, 1998

Литература для учащихся:

  1. Риторика. Учебное пособие для общеобразовательной школы. 9 класс под редакцией Т.А.Ладыженской – М.: 2011-10-25

Формы контроля:

  1. Контрольная работа – 2 часа
  2. Тест – 1 час

Планирование уроков. Разработка уроков поурочно

Урок 1

Тема: «Проверьте себя»

Цель: проверить знания и умения учащихся, поставить на учет выявленные проблемы, чтобы постепенно их ликвидировать, выявить пробелы изученного материала и систематически работать над ними., проверить риторические умения и риторический опыт (приобретенный)

Ход урока

  1. Повторение. Виды общения ( межличностное, групповое, массовое).
  2. Устная речь. Ответы на вопросы. Качество речи. Вывод.
  3. Ознакомительное и изучающее чтение.
  4. Топы и риторические фигуры.
  5. Речь подготовленная и неподготовленная.
  6. Спор. Правила спора.
  7. Утешение как речевой жанр. Обсуждение вопросов.
  8. Причины коммуникативной неудачи.
  9. Записи в рабочие тетради: причины коммуникативных неудач и пути совершенствования неудач в общении.
  10. Успешное общение. Рассуждения учащихся.
  11. Записи учащимися планов работы по риторике на учебный год.
  12. Самостоятельная работа в тетрадях: записи примеров коммуникативных неудач
  13. Обсуждение записей по самостоятельной работе.
  14. Инсценировки-миниатюры
  15. Импровизация темы. «Красота», «Радость», «Верность».
  16. Устная работа. Развитие речи. «Истории успеха»
  17. Закрепление. Работа по вопросам.
  18. Самостоятельная работа
  19. Закрепление и обобщение работы на уроке по вопросам: Считаете ли вы, что можно добиться больших успехов в данной области? Что для этого нужно сделать?
  20. Домашнее задание: создать проект риторического журнала

Урок 2-3

Тема. Зачем нужна риторика?

Цель: углубить знания о значении риторики, актуализировать понимание целей изучения курса риторики в школе, продолжать формировать интерес  к риторике, развивать навыки поискового (выборочного) чтения и прогнозирования, которые являются общеучебными

Ход урока

  1. Чтение первого диалога Риторика и Цицерона
  2. Работа по тексту (диалогу). Вопросы и задания: найти в тексте слова, обозначающие цели изучения риторики, назвать и прокомментировать их
  3. Знакомство с различными определениями риторики, сопоставляем их, выявляя общее и специфическое в каждом.
  4. Развитие слухового внимания. Прослушивание один раз фрагмента текста из первой русской риторики (1620 г.) и задание: дать определение предмета греческими мудрецами: «Расис по-гречески значит речи или речение, греческие же мудрецы называют риторикой течение слов. Латинские мудрецы называют науку риторикой, далее ритор, Демосфен. Цицерон.
  5. Дополнительное задание. Развитие спонтанной (неподготовленной) речи. Прошлое риторическое учащихся. Опыт учеников.
  6. Работа по схеме на закрепление.
  7. Формулировка основных мыслей  в виде тезисов. Изучающее чтение.
  8. Работа в парах. Освоение нового материала. Общая и частная риторика.
  9. Изучение сведений теоретического характера. Риторика 17 века. Деление риторики на общую и частную.
  10. Развитие зрительной памяти. Задание. Прочитать выделенный текст 2 раза, закрыть книгу, сделать запись по памяти. Сверить с печатным вариантом.
  11. Повторение. Основные этапы работы над речью.
  12. Закрепление. Работа по тексту. Ключевые слова.
  13. Обобщение по уроку. Названия основных частей общей риторики. Смысловое ядро. Разница между частной и общей риторикой.
  14. Речеведческий комментарий рисунков.
  15. Составление схемы, прослушивание текста, проверка правильности составленных схем.
  16. Итоги урока. Выступить в роли учителя, объясняющего ученику, пропустившему по болезни урок, что такое общая и частная риторика.
  17. Домашнее задание: упр. 32, составление схем

Урок 4-5

Тема. Загадки трех «К»

Цель: продолжение закрепления знаний о многофункциональной риторике, ввести новое понятие «профессионально ориентированная риторика», знакомство с родами, видами, жанрами профессиональной речи, учим различать обвинительные, защитительные, военные, педагогические и другие речи; работаем над интонационной выразительностью речи; повторяем риторические правила общения с аудиторией; даем новые сведения о языковых средствах, используемых для усиления воздействия словом на слушателя

Ход урока

  1. Актуализация мысли о культуре общения, умениях: ориентироваться в конкретной речевой ситуации, адекватно реагировать на слова собеседника, устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, не допускать псевдообщения. Учим различать понятия «контакт», «коммуникабельность», «коммуникативность». Повторение материала о видах общения, коммуникативных неточностях и ошибках. Даем представление о составляющих успешного общения: контакте, коммуникативности и коммуникабельности. Знакомим с проблемой псевдообщения и возможностями избежать его.
  2. Беседа. Эпиграф к разделу. Успех эффективного общения.
  3. Чтение теории с.26 учебника
  4. Работа с рисунками. Вопросы. Почему мы вступаем в контакт? Мотив? Цель? Кто говорит? К кому обращается? Где и когда говорит?
  5. Выводы по работе. Межличностное общение. Официальное общение и научная речь. Ситуации общения.
  6. Дополнительное задание. Анализ поведения слушателей во время экскурсии.
  7. Закрепление. Коммуникативные промахи и ошибки. Иллюстративная работа.
  8. Игра. «Корректор».
  9. Объяснение нового материала. Первое «К».
  10. Подбор однокоренных слов.
  11. Сравнение двух диалогов.
  12. Анализ фрагмента из повести Л.Н.Толстого «Отрочество».
  13. Комментарий отрывка романа Э.Л.Войнич «Овод»
  14. Обобщение Взаимопонимание.
  15. Второе «К».
  16. Работа по словарю С.И.Ожегова.
  17. Анализ отрывка рассказа «Мастеровой» И.Ф.Горбунова.
  18. Работа в паре. Чтение диалога по ролям
  19. Анализ фразы из школьных сочинений.
  20. Составление схем.
  21. Выявление особенностей диалога повести А.Алексина «Очень страшная история».
  22. Итоги работы. Выводы.
  23. Третье «К».
  24. Чтение теории. Опыт ученика.
  25. Словарная работа.
  26. Сравнительная характеристика двух диалогов.
  27. Псевдообщение. Сцена из пьесы «Ревизор». Анализ отрывка (действие второе, явление 7).
  28. Итоги урока.
  29. Домашнее задание по учебнику упр.42

Урок 6-7

Тема. Риторика уважения.

Цель: знакомство с понятием «уважение», речевой этикет

Ход урока

1. Новый         материал. Чтение отрывка из романа Л.Н.Толстого, анализ прочитанного отрывка.

Беседа по вопросам текста.

  1. Работа по схеме учебника.
  2. Подбор ключевых понятий по тексту.
  3. Работа по схеме. Ответы на вопросы. Уважительное отношение (работа по таблице).
  4. Устная монологическая речь учащихся на закрепление о постулатах общения.
  5. Выводы по схеме.
  6. Закрепление. Дополнительное задание. Работа по пословицам.
  7. Составление своих постулатов. Конспект.
  8. Сигналы риторики уважения.
  9. Словесные и несловесные средства героев (работа по упражнению учебника на освоение нового материала)
  10. Чтение отрывков из повести Л.Н.Толстого, характеристика разговора двух братьев с точки зрения сигналов риторики уважения-неуважения.
  11. Анализ отрывка рассказа А.П.Чехова. ответы на вопросы по заданию упражнения учебника.
  12. Невербальные сигналы общения.
  13. Работа в парах. Материалы о невербальных сигналах общения.
  14. Поэзия и уважение. Брюсов. Лирика. Анализ высказывания поэта.
  15. Интонация уважения. Ее сигналы.
  16. Закрепление. Разговорные мелочи.
  17. Чтение текстов. Анализ прочитанных текстов.
  18. Разыгрывание ситуаций.
  19. Работа на закрепление по книге В.Леви «Искусство быть другом»
  20.  Итоги урока.
  21. Домашнее задание. Составление памятки «Правила уважения»

Урок 8

Тема. Голос – «одежда» нашей речи.

Цель: привести и обобщить знания учащихся об особенностях использования голоса в различных коммуникативных ситуациях; дать информацию о роли речевого (фонационного) дыхания, порционного выдоха, активной артикуляции, отдельных элементов речевого аппарата в качественном произнесении; сведения о роли хорошей осанки, уместной позы говорящего в голосообразовании; основные способы улучшения качеств голоса, различные произносительные упражнения

Ход урока

  1. Осмысление о работе голоса в различных ситуациях
  2. Предупреждение основных недостатков в произношении
  3. Характеристика ситуаций по схеме: коммуниканты, цель и мотив общения, место, оценка качества голоса, речевой этикет, «работа» голоса.
  4. Ситуация «На трибуне». Советы.
  5. Ситуация «На уроке». Публичное выступление.
  6. Ситуация «У телевизора». Советы.
  7. Ситуация «В театре». «У костра».
  8. Анализ ситуаций и составление письменной характеристики сравнения.
  9. Закрепление. Пересказ по ролям рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг». История о русалке.
  10. Анализ голоса .
  11. Работа в парах.
  12. Звуковое оформление речи.
  13. Анализ голосового сценария текста и его пересказ.
  14. Роль сказочника в произведении Грина А. «Алые паруса».
  15. Обобщение урока. Речь учащихся. Голос.
  16. Оценка голоса.
  17. Возможности голоса. Слово учителя.
  18. Изречения и пословицы. Работа в парах.
  19. Трактовка содержания высказываний Дж. Байрона, Мишеля Монтеня, Ж.Ренара.
  20. Индивидуальная работа по карточкам. Монолог Чацкого, Репетилова, Онегина, Лариной, Мери, Максима Максимыча, героев Гоголя.
  21. Литературная викторина.
  22. Интервью героя.
  23. Озвучивание голоса героя.
  24. Образцы КВН, речь В.Гиляровского.
  25. Контрольное задание.
  26. Домашнее задание. Составление памятки о свойствах голоса в произнесении речи. Инд.задания. Устные сообщения о великих ораторах Греции, памятниках древнерусской литературы, литературоведческих работ о писателях, художественных произведений, произведений музыки и живописи.
  27. «Только интонация убеждает» Д. Жирарден.

Урок 9-11

Тема. Риторические фигуры

Цель: умение использовать правильно риторические фигуры, формирование четкого представления о функциях каждой риторической фигуры, акцент на понятии «речевая фигура» и разграничение тропов и фигур.

Ход урока

  1. Риторические фигуры – качество речи.
  2. Повторение. Схема (составление) – «Коммуникативные качества речи»
  3. Повторение. Основные этапы подготовки к высказыванию.
  4. Повторение. Тексты из архива.
  5. Закрепление. Анализ средств выразительности. А.А.Ахматова. Лирика
  6. «Новый поворот» - диалог Коли и Риторика.
  7. Научно-популярный стиль.
  8. Чтение по ролям диалога Риторика и Коли.
  9. Чтение и комментарий словарного определения. Слово учителя.
  10. Основа тропов.
  11. Самостоятельная работа. Создание похвальной речи с использованием тропов. Адресат – администрация школы
  12. Закрепление. Интонация риторического вопроса. Возможные варианты вопросительно  - риторических предложений.
  13. Сравнение исходного и преобразованного вариантов
  14. Закрепление. Аннотация, отрывки из личного дневника, интервью дополнение риторическими вопросами
  15. Риторический вопрос на реплику
  16. Пример. Лекция Менделеева Д.И.  для России
  17. Анализ отрывка из произведения Н.В.Гоголя. Эффект диалога с читателем
  18. Самостоятельная работа. Передать идеи Гоголя Н.В. в виде обычных предложений (без риторических вопросов)
  19. Риторическое обращение и восклицание.
  20. Сообщение «Риторическое обращение как средство выражения авторской позиции на примере «Слова о полку Игореве»
  21. Анализ текста Р.Роллана. Речь Марата.
  22. Анализ текста И.С.Тургенева – речь о Пушкине А.С.
  23. Внутренняя обстановка риторических фигур
  24. Проведение конкурса – лучшее выступление, речь с трибуны при открытии школы для учащихся, их родителей
  25. Роль антитезы в речи
  26. Обработка пословиц
  27. Схема «Противопоставление – противостояние – противоположность»
  28. Закрепление выполнение упражнения 111
  29. Самостоятельная работа. Создание текстов с использованием антитез
  30. Риторическое сравнение.
  31. Структура риторического сравнения
  32. Самостоятельное сочинение риторических сравнений учащимися
  33. Варианты образов, примеров, сравнений: камни на дороге, грамотный человек чувствует в своих силах уверенность, малограмотный – сомнение; грамотная речь как исправная машина (прямая, ровная дорога): с ее помощью достигнешь цели быстро и надежно
  34. Вывод: Риторическое сравнение: риторические фигуры – как соль. Нет ее – невкусно. Много – есть невозможно
  35. Домашнее задание: упражнение 121

Урок 12-13

Тема. Публичная речь

Цель: знакомство с понятиями род, вид, жанр

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя и беседа
  2. М.В.Ломоносов и его письма.
  3. Работа по учебнику
  4. Схема деления публичной речи на роды, виды и жанры.
  5. Примеры информационной речи по телевидению («Новости спорта», «Погода»)
  6. Репортаж с места событий, приветственная речь, схема жанра. Жанры информационной речи. Жанры воздействующей речи. Деление ораторской речи на жанры
  7. Резерв. Сравнение по принадлежности к роду и виду жанров: объявление и реклама, отчет и отзыв.
  8. Самостоятельная работа по определению рода, вида и жанра текста: Речь Катона Старшего, Диогена Лаэртия, Надпись из Бергема 1 половины 2 века до н.э.; Обновленный дворец
  9. Объяснение нового материала. Хрия – как структурно-смысловая схема. Хрия – слово, которое изъясняет и доказывает краткую, лапидарную, нравоучительную речь
  10. Части хрии, элемента хрии
  11. Закрепление. Примеры использования хрии
  12. Самостоятельная работа. Создание хрии в интерпретации М.В.Ломоносова или Н.Ф.Кошанского
  13. Анализ текстов
  14. Значение хрии.
  15. Анализ примеров из учебника с элементами хрии
  16. Итоги урока
  17. Домашнее задание: создание хрии по образцу

Урок 14-16

Тема. Устные информативные жанры

Цель: раскрыть основные признаки сообщения, доклада, специфику реферативного сообщения; показать, как нужно действовать на различных этапах подготовки доклада или сообщения; выработать умения – осмыслить тему сообщения и доклада, собрать и расположить материал, правильно систематизировать материал, правильно располагать материал, уместно и эффективно пользоваться средствами языка; анализировать тексты и фрагменты текстов докладов и сообщений, произносить подготовленные сообщения с учетом темы, целей и задач говорящего и ситуации, в которой происходит выступление

Ход урока

  1. Объяснение нового материала. Изучение теории
  2. Анализ текстов
  3. Реферативное сообщение
  4. Сравнительная характеристика текстов: реферата и устного реферативного сообщения
  5. Отличия текстов реферата и реферативного сообщения
  6. Создание текста устного реферативного сообщения на основе письменного текста в устный
  7. Подбор примеров и изменение вступительной части, использование средств активизации внимания слушателей
  8. Работа по таблице учебника
  9. Правильный выбор слов. Устранение лексических ошибок. Лексическая сочетаемость
  10. Сообщение и доклад
  11. Анализ текста, ответы на вопросы текста (цель автора, хвалебная речь)
  12. Вступление – основа и ключ части
  13. Основная часть – признаки эпидейктической речи
  14. Заключение – воодушевление слушателей,  успех оратора. Выразительность речи
  15. Выводы: проблемный вопрос. Почему выступление показалось интересным лично вам?
  16. Работа по этапам создания речи, доклада и сообщения
  17. Этап изобретения (Отбор информации)
  18. Приветствия
  19. Этап расположения (Как расположить материал?)
  20. Примеры работы с текстом вступления
  21. Задачи вступления
  22. Письменная работа: написать вступление и заключение к нему, логично и последовательно расположить материал основной части, ввести в сообщение средства, способствующие общению со слушателями
  23. Варианты обобщений и выводов по содержанию вступления
  24. Этап выражения (Говорите выразительно, доходчиво, живо0
  25. Цитирование текстов
  26. Цели высказываний
  27. Резервный материал. Приемы, помогающие заинтересовать слушателей, выразить свое отношение к содержанию.
  28. Работа по материалам учебника истории
  29. Анализ текста
  30. Этап произнесения (Готовимся выступать)
  31. Анализ устных информативных выступлений учащихся. Повторение
  32. Закрепление. Анализ одного выступления учащегося
  33. Общие рекомендации: обязателен вывод
  34. Домашнее задание: подготовить выступление (доклад, сообщение)

Урок 17-18

Тема. Ораторская речь

Цель: знакомство с ораторской речью, ее особенностями, отличите ораторской речи от публицистической, формирование навыков ораторской речи

Ход урока

  1. Слово учителя.
  2. Ораторская речь в разных ситуациях. Иллюстративная работа по учебнику
  3. Примеры ораторских выступлений. Андокид и его речи. Демосфен «Третья речь против Филиппа». Судебная речь Ликурга. Речь президента США А.Линкольна, речь канцлера ФРГ Л.Эрхарда
  4. Обобщение учителя. Три речи: интеллектуальные, эмоциональные и нейтральные
  5. Условия успеха оратора и его речи.
  6. Зрительный контакт и голос оратора
  7. Сообщение на тему урока, используя материал в начале параграфа и рисунки. Пример: Речь оратора портит поза.
  8. Составление памятки «Чтобы хорошо выступать…»
  9. Схема ораторской речи
  10. Части ораторской речи.
  11. Вступительное слово учителя: построение речи, расположение ее частей, выбор темы и определение целей речи
  12. Главная тема
  13. Структура речи
  14. Целевая установка
  15. План речи
  16. Резервный материал.
  17. Введение, основная часть, заключение
  18. Работа по учебнику: тренировка учащихся в составлении плана ораторской речи
  19. Введение понятий: судебная, совещательная, политическая, торжественная (эпидейктическая) речь
  20. Сфера употребления, коммуникативная задача и вид ораторской речи
  21. Теория

Урок 19-20

Тема. Экскурсионная речь

Цель: знакомство с особенностями экскурсионной речи

Ход урока

  1. Вступительное слово и беседа
  2. Экскурсовод и экскурсионная речь, их роль
  3. Возможные ситуации
  4. Когда мы – экскурсоводы
  5. Резервный материал.
  6. Прослушивание текста и пересказ его
  7. Сравнение двух текстов о Кремле
  8. Практикум. Страница путеводителя по залам Эрмитажа.
  9. Коллективная работа. Составление путеводителя по залам музея (на выбор учащихся)
  10. Советы экскурсоводу и экскурсантам
  11. Как готовиться к экскурсии
  12. Секреты экскурсии и экскурсовода
  13. Примеры: Тарханы
  14. Работа по текстам
  15. Выводы по уроку
  16. Домашнее задание: составить путеводитель (по выбору учащегося) музей, театр, опера и т.д.

Урок 21-22

Тема. Дискуссия как жанр риторики

Цель: учим эффективному дискуссионному общению, формируем риторические умения: различать виды публичного спора по их основным признакам, отбирать средства и приемы реализации коммуникативного намерения, выбирать оптимальные языковые средства для конкретной конфликтной ситуации

Ход урока

  1. Обработка фрагментов публичных споров
  2. Закрепление понятий: спор, дискуссия
  3. Объяснение нового материала
  4. Виды дискуссий по цели и результату
  5. Определение по типу дискуссии по учебнику. Работа в парах.
  6. Тип дискуссии: императивный, конфронтационный, информационный, результативный, ничейный, неопределенный
  7. Диспут, полемика, дебаты – новый материал, знакомство
  8. Формулирование учащимися темы, которую можно обсудить в публичном споре (индивидуальная работа)
  9. Формулирование тем для публичного спора (подведение итогов индивидуальной работы)
  10.  Признаки дебатов
  11. Дискуссионная речь
  12. Чтение отрывка из романа Д.Гранина «Картина». Монолог и диалог в споре героев.
  13. Речь и приемы ведущего дискуссию
  14. «Энергетический заряд»
  15. Функции вопросов ведущего, его речь, описание возможных речевых ситуаций
  16. Контактоустанавливающие слова.
  17. Закрепление. Умение задавать вопросы, правильно давать формулировку вопросам. Обращение к аудитории
  18. Обнажение стратегии и тактики
  19. Речь и приемы участников дискуссии
  20. Сведение к абсурду
  21. Атака вопросами
  22. Прием «бумеранг», или «бей врага его же оружием»
  23. Непозволительные приемы (уловки)
  24. Вывод. Объяснение таблицы, использование ее в речи, составление аргументов, текстов, речевые средства и приемы, вводимые в речь.
  25. Домашнее задание. Роль ведущего (составить дискуссию, провести в классе по теме(на выбор учащихся).

Урок 23-24

Тема. Автобиографическое повествование

Цель: показать значение автобиографии в жизни, обучение написанию автобиографии

Ход урока

  1. Объяснение нового материала
  2. Анализ биографии ученицы по учебнику упр. 132
  3. Деловая автобиография
  4. Рассказ учительницы и ученицы
  5. Резервный материал. Автобиография С.А.Есенина. Анализ автобиографии поэта
  6. Деловая автобиография Есенина С.А. Отличие автобиографии и деловой автобиографии поэта
  7. Коммуникативная установка. Автобиография
  8. Адресат. Данные адресата.
  9. Определение адресата – самостоятельная работа по учебнику упр.137
  10. Адресант.
  11. Основные способы обозначения адресанта (автора) в автобиографии
  12. Коммуникативные намерения
  13. Время в автобиографии
  14. Резервный материал. Временная организация автобиографии. Временные отношения
  15. Разные лики «Я»
  16. Рассказ о себе (обучающий этап урока)
  17. Резервный материал. «Двойник» автора.
  18. Работа по тексту Пришвина М.м.
  19. Воображаемые персонажи в отрывке Вс. Иванова «Похождения факира»
  20. Автобиография, дневник, мемуары
  21. Работа по текстам в парах на закрепление
  22. Автобиография и характеристика. Отличие автобиографии и характеристики
  23. Работа по тексту Ю.Сальникова о жизни К.Д.Ушинского
  24. Работа группами. Автобиография К.М.Симонова
  25. Итоги урока.
  26. Домашнее задание: составить деловую автобиографию (на себя)

Урок 25-26

Тема. Путевой очерк

Цель: знакомство с путевым очерком, его отличие от очерка, признаки , виды, особенности

Ход урока

1. Очерк. Сопоставление статей толкового словаря и энциклопедического словаря.

Особенности очерка: документальность; достоверность фактов, событий; полистилизм; элементы художественной типизации.

Документальный очерк. Публицистический очерк.

Виды очерка: путевой, портретный, проблемный.

Портретный очерк на страницах газеты «Народная трибуна». Герои очерков. Профессии, увлечения. Анализ портретного очерка: определение жанровых черт, средств выразительности.

Возможен анализ других портретных очерков (например, В. Распутин «Твой сын, Россия, горячий брат наш… О Василии Шукшине). Определение жанровых особенностей, стилистических особенностей, определение функции выразительных средств языка.

Вступительное слово учителя:

- Ребята! Вот мы с вами и попрощались с красным летом и встретили загадочный сентябрь. Поистине, это чудесный осенний месяц! Особенно, если любуешься его чарующей и вопиющей красотой в лесу. Давайте же совершим путешествие в сентябрьский лес, неспешное, вдумчивое!

В пути мы познакомимся с лирическими произведениями русских классиков 19-20 вв., чтобы вместе с ними причаститься могуществу и таинству осенней природы. Вероятно, кто-то из вас тоже захочет поделиться с нами собственными впечатлениями в своих стихотворениях. Такие желающие, конечно, будут отмечены. Каждый из путешественников сможет получить не только незабываемые впечатления и новые знания, но и положительные отметки, в том числе за свои путевые очерки. С этим речевым жанром мы также познакомимся в ходе нашей прогулки.

У.: Итак, начнём! Полюбуемся сентябрьскими пейзажами! Оцените их великолепие, проникнетесь, неунывающие путешественники, осенней песней! Внимание, задание! Озаглавьте данный музыкальный фрагмент, поделитесь своими первичными впечатлениями в устной или письменной форме.

Демонстрируется музыкальная видео зарисовка осенней природы.

После просмотра ученики предлагают свои заголовки к сюжету, например: “Осенняя прелесть”, “Торжество сентября”, “По следам осени”, “Дорогами сентября”, и т. д. Далее беседуем: “Что особенно запомнилось в осенних пейзажах? Какие чувства в вас пробудили картины осенней природы в музыкальном сопровождении? Какую музыку вы бы присовокупили к этому фрагменту?”

У.: Вот мы с вами и миновали первые лесные тропки. Давайте зафиксируем в текстовом виде полученные нами впечатления!

Например, “ Осень, как известно, – удивительная пора! Так незабываем и притягателен сентябрьский лес! Видимая сумрачность и утомлённость этого разряженного шалуна обманчива. Ведь сколько очарования и шарма под куполом молчаливых дерев, сколько игры и загадок в пёстрой мозаике листьев! Так что не пройдёшь беспечно мимо осеннего терема, забывчиво нырнёшь в тревожный его лабиринт!”

Ученики зачитывают свои тексты, попутно вместе с педагогом корректируют речевые ошибки и недочёты.

У.: Итак, ребята! Считайте, что это – начало вашего будущего путевого очерка. Что это за жанр? А давайте поиграем в “Юного разведчика”! Слушаем внимательно условия игры, самые активные получат пятёрки в журнал! Откройте стр. 197 -209 учебника по риторике за 9 класс. Да-да! Мы чуть опередим события. Вы уже знаете, как отыскать научный материал в учебных статьях. Так, вам предстоит “разведать” данные страницы и отыскать необходимые, важные сведения, как раз касающиеся структуры и создания путевого очерка. Все “добытые” знания мы поместим в следующую таблицу:

Путевой очерк как речевой жанр, его особенности.                                                  

Как создавать путевой очерк

Путевой очерк – текст публицистического стиля, в котором автор от своего имени открывает собеседникам новые страны и континенты, рассказывает о своих впечатлениях и событиях во время путешествия.

1. Отправиться в путешествие, взять фотоаппарат, видеокамеру, магнитофон, блокнот журналиста и т. д. Подумать, над какой проблемой хотелось бы поразмыслить, на что обратить внимание.

Материал путевого очерка сугубо личный, субъективный, с живым, ярким и интересным изложением фактов.

2. Записывать по пути свои впечатления, мысли, чувства. Зафиксировать документальные факты. Снимать на видео- или фото интересные места и т. д. На магнитофон записывать “подслушанные” диалоги, голоса природы и др.

Путевой очерк всегда имеет познавательное значение и в то же время развлекает нас, вызывает сравнения и сопоставления, заставляет задуматься.         

3. Отобрать необходимый материал, придумать точный, яркий заголовок. Расположить основные части материала в нужной последовательности.

Основа путевого очерка – это подлинный жизненный материал, который может постичь тот, кто много видел и умел наблюдать.

4. Не нужно также забывать о тщательном отборе языковых средств, в частности, о красочных выражениях и ярких словах, помогающих передать ваши мысли, впечатления, чувства; о языковых средствах публицистического стиля.

В путевом очерке автор, как правило, раскрывает проблему, ради которой было предпринято путешествие. Важны и авторские впечатления.

5. Приступить к письменному оформлению путевого очерка, присовокупляя свои фото- и видео-зарисовки, рисунки, записи и т. д.

Выразительно озвучить готовый текст путевого очерка.


                        

У.: Т. о., в путевом очерке важно не просто поделиться фактами и впечатлениями, но и поразмыслить над какой-либо проблемой.

Предложите, ребята, свои темы для размышления во время пути по осенним тропкам. Но перед этим давайте продолжим наше путешествие и просмотрим ряд фрагментов, записанных мною во время предварительного визита в сентябрьский лес. Вы услышите стихотворения русских классиков XIX-XX вв. в моём исполнении.

Узнаете ли вы авторов и названия стихотворений, прозвучавших в видеофрагментах?

Демонстрируются видеофрагменты, в которых на фоне пейзажей учителем озвучиваются стихотворения Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной…” и “Осенний вечер”, а также С. А. Есенина “По-осеннему кычет сова…” Каждый из преподавателей может самостоятельно отснять подобные кадры.

У.: Молодцы, коли вспомнили авторов и названия стихотворений, прозвучавших в данных отрывках. Дополнительно я включила и собственные лирические произведения – отголоски незабываемых впечатлений.

Предлагаю подробнее познакомиться с текстами этих двух замечательных классиков. Ученикам выдаются распечатки с текстами стихотворений Ф. И. Тютчева и С. А. Есенина.

Далее – творческий анализ текстов по следующим вопросам:

1. Какие чувства пробуждает каждое из стихотворений?

2. Сопоставьте описание осенних пейзажей:

- что общего в изображении осени, в настроении?

- что индивидуально?

3. О чём размышляют, по-вашему, Ф. И. Тютчев и С. А. Есенин?

4. Какую мелодию вы бы предложили в качестве фона во время выразительного чтения данных произведений?

В ходе анализа учителем корректируются ответы, и обобщающие выводы фиксируются на доске и в тетрадях:

Ф. И. Тютчев: лирика глубоко философская. Природа – это целое, необъятное, одухотворённое, загадочное царство; великое и непостижимое разумом явление. Пейзажи насыщены красками, звуками, чувствами, переживаниями:

Багряных листьев томный, лёгкий шелест…

 …Над грустно-сиротеющей землёю.

 Весь день стоит как бы хрустальный,

 И лучезарны вечера…

 И льётся чистая и тёплая лазурь

 На отдыхающее поле…

Вместе с тем ощущается некая тревожность, предчувствуются “сходящие бури”, и человек, постигающий осенние метаморфозы, как бы сопрягается с живой душой природы, её противоборства отождествляются с его противоречивой сущностью:

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всём

Та кроткая улыбка увяданья,

 Что в существе разумном мы зовём

 Божественной стыдливостью страданья.

Противоречивость   как человека,  так и природы, акцентируется:: “умильная прелесть”, “чистая лазурь” и “зловещий блеск…дерев”, “порывистый, холодный ветр порою…”, “кроткая улыбка увяданья…”. Кажется, что теперь уже речь не о том, что видишь со стороны, а о том, что ты сам сбой являешь, что отражает от тебя, как в зеркале, окружающая действительность. Т.о., ощущается сложность, многообразие и неоднозначность природных явлений осени, уподобляемых человеческому бытию.

С. А. Есенин: философское размышление о судьбе поэта, выходца из села Константинова. Осень – это уже не романтическое созерцание и постижение “умильной таинственной прелести”, а, скорее, необратимое увядание, печальное знамение:

Скоро месяц, купаясь в снегу,

 Сядет в редкие кудри сына.

Есенин отождествляет неизбежные процессы в судьбе человека и необратимые явления в круговороте природы:

Облетает моя голова,

 Куст волос золотистый вянет.

Поэт с любовью отзывается о своём прекрасном родном уголке.

Он описывает родственные отношения, подчёркивая неразрывную связь лирического героя с сельской природой, близкой и дорогой С. А. Есенину:

Здравствуй, мать голубая осина!

 Скоро месяц, купаясь в снегу,

 Сядет в редкие кудри сына.

Но неизбежное “новое” тревожит поэта и осеннюю природу:

По-осеннему сыплет ветр,

 По-осеннему шепчут листья

Это “ветр” неизменных и близких перемен. Поэта печалит, что его время проходит, и забвение наступит подобно тому, как естественен круговорот явлений в природе. В данном стихотворении Есенина это “новое” вполне конкретизировано:

Скоро мне без листвы холодеть,

 Звоном звёзд насыпая уши.

 Новый с поля придёт поэт,

 В новом лес огласится свисте.

Однако это “новое”, тем не менее, оптимистично.

Т. о., природа и человек в лирическом произведении С. А. Есенина образуют единый мир, но не идиллический, а реальный, осязаемый.

Переживания лирического героя и родной ему окружающей среды противоречивы.

Учитель отмечает положительными оценками наиболее старательных учащихся.

У.: Ребята, а на какие темы вы бы поразмышляли во время путешествия по лесным дорогам осени? Ребята предлагают разные темы и проблемы, например, “Неизбежность перемен”, “Круговорот в природе и в жизни людей”, “Невостребованная красота осени” и др.

У.: Надеюсь, вы теперь заинтересовались лирическими произведениями русских классиков XIX-XX веков, которые размышляли над темой “Человек и природа”. А мы с вами, завершая путешествие, не можем не остановиться на эпитетах как одном из важнейших и значимых тропов для образного оформления своих переживаний, впечатлений, мыслей, чувств.

Давайте вспомним, какой частью речи выражен эпитет? Верно, именем прилагательным, употребляемым в переносном значении: румяное яблоко, золотой лист и т. д. Перед вами фотографии осенних пейзажей.

Рассмотрите их подробнее и напишите как можно больше эпитетов к любому из предложенных изображений.

Учитель отмечает положительными оценками наиболее старательных учащихся.

Домашнее задание:

1. Выбрать один из двух вариантов:

- нарисовать красочные осенние пейзажи с приложением к ним своих стихотворений;

- подготовить устные сообщения о творчестве любого поэта XIX-XX вв., одной из основных тем которого была “Человек и природа” (Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, А. А. Фет, С. А. Есенин и др.)

2. Поделиться своими впечатлениями о путешествии, а, вместе с тем, поразмышлять на какую – либо тему в своём путевом очерке. На конкурс – “Я – журналист!” Оформление, прилагаемые видео- и фотоматериалы поощряются особо. А также учитывается грамотность письменной речи. Желательно, посетить осенний лес. Однако принимаются путевые очерки и о других реально совершённых вами путешествиях (не забывайте о фактической стороне этого речевого жанра).

Заключительное слово учителя:

- Вот мы и завершили наше путешествие! Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями, предложениями. Что вы усвоили, запомнили. Что осталось неясным, непонятным? Куда бы вы хотели отправиться со мной в следующий раз? С какой целью? Почему так важно не забывать о классических образцах художественной литературы? Зачем мы всегда обращаем внимание на грамотность письменной и устной форм речи?

Т. о, наше путешествие оказалось не только увлекательным, но и плодотворным! Мы постараемся научиться создавать грамотные путевые очерки о собственных реальных путешествиях! В счастливый путь!

Урок 27

Тема. А-нек-дот?! Ну да, анекдот!

Цель: изучение анекдота, привитие культуры восприятия, отбора и рассказывания анекдотических текстов; выработать представление об анекдоте как многофункциональном, широко используемом в различных ситуациях речевом жанре современного фольклора, создание мотивации к изучению анекдота, возможность высказать свое отношение к анекдоту

Ход урока

  1. Слово учителя об анекдоте
  2. Рассуждения учащихся. Обсуждение темы
  3. Итоги рассуждений
  4. Логическое определение анекдота.
  5. Какие бывают анекдоты? Виды анекдотов. Объяснение нового материала
  6. Критерии отбора анекдота
  7. Оглавление сборника «Анекдоты от Никулина» - совместная работа учеников и учителя
  8. Индивидуальная работа – создание классификаций анекдотов
  9. Основные структурные компоненты жанра анекдота. Ознакомление
  10. Анекдот и анекдотическая ситуация
  11. Работа по схеме учебника
  12. Работа по таблице учебника (групповая)
  13. Дополнительное задание. Примеры из классики. Анализ текстов
  14. Введение в речь анекдота и коммуникативной задачи в целом
  15. Цели анекдотов
  16. Дополнительное задание. Цель анекдотов, работа по текстам индивидуально
  17. Итоги работы: создание анекдота учащимися (работа в парах)
  18. Анекдот хорош к месту
  19. Проблемные вопросы об анекдоте, пути их решения
  20. Изобретение анекдота
  21. Расположение анекдота
  22. Выражение анекдота (украшение)
  23. Запоминание анекдота (записывание основных структурных элементов анекдота)
  24. Произнесение анекдота (исполнение)
  25. Итоги урока
  26. Домашнее задание: составить список передач, в которых звучат анекдоты, выразительное чтение анекдота, подготовиться к игре по анекдотам

Урок 28-29

Тема. Сказки с языковой начинкой

Цель: выяснить задачи лингвистической сказки, ее содержание, умения сочинять лингвистические сказки

Ход урока

  1. Объяснение нового материала. Слово учителя. Предметная, лингвистическая сказка, ее задачи, содержание, условия сочинения лингвистической сказки
  2. Знакомство с секретами создания сказки – педагогической, предметной, лингвистической, в том числе
  3. Комментарий учителя к заданию. Работа в парах
  4. Создание схемы, записи схемы в тетради.
  5. Схема: Сказка

Народная                        Литературная, предметная

Знания о мире                  Знания по предмету

Сказочные герои             Лингвистический герой

Чудесные помощники    Упрощенный сюжет не должен оттеснить основную учебную задачу

Сложный

(напряженный)

Сюжет,

Включающий

Сказочные

Действия

(отлучка, запрет,

Нарушение запрета,

Вредитель

Побежден и пр.

Общее у сказок – живая как жизнь, а остальное – это отличия

  1. Современные писатели – сказочники
  2. Сказочный эталон
  3. Анализ лингвистической сказки о букве Е. Коллективная работа на закрепление
  4. Самостоятельная работа. Сочинение сказки - мотировки
  5. Лингвистический герой
  6. Закрепление – иллюстративная работа по учебнику
  7. Построение лингвистической сказки
  8. Сказочная лаборатория
  9. Грамматический детектив
  10. Духовный смысл сказки
  11. Итоги урока
  12. Домашнее задание: сочинение сказки – мотировки (лингвистической), мини-проект сказки или презентация

Урок 30-32

Тема. Риторика и современные информационные технологии

Цель: показать роль новых технических средств в устном и письменном общении, раскрыть положительные и отрицательные факторы применения новейшей техники при массовой коммуникации, доказать необходимость применения правил и законов риторики при создании монологических и диалогических речевых жанров с помощью технических средств Интернета

Ход урока

  1. Постановка задачи урока
  2. Работа по учебнику
  3. Эпиграф
  4. Тезис стихотворения
  5. Троп стихотворения
  6. Смысл эпиграфа?
  7. Создание телевизионной рекламы. Самостоятельная работа
  8. Анализ отрывка телевизионной программы
  9. Индивидуальная работа: написать проект телепередачи кабельного телевидения, адресат которой – учащиеся 9-10 классов вашего микрорайона, вашего города; сформулировать цель, содержание этой передачи, число и состав ведущих, чем вы заинтересует возможных спонсоров передачи
  10. Общение и Интернет
  11. Работа по учебнику
  12. Резервный материал. Создать телеконференцию (письменную) по проблеме (выбор за вами), но не в компьютерной сети, а в школьной газете
  13. Деловые бумаги
  14. Работа по учебнику самостоятельно – усвоение материала
  15. Справка, счет, заявление, информационное письмо (объявление)
  16. Самостоятельная работа
  17. Закрепление. Деловая речь и компьютер
  18. Пародия на деловое письмо – обсуждение коллективное
  19. Итоги урока
  20. Домашнее задание: создать деловое письмо директору (тема определяется учащимися0

Урок 33

Тема. Итоговое занятие

Цель: подвести итоги изучения риторики в 9 классе

Ход урока

  1. Слово учителя
  2. Составление объявления
  3. Классный час
  4. Ученик школы
  5. Человек и факты
  6. Современная риторика в школе
  7. Игра (риторические термины, запись на время)
  8. Итоги урока
  9. Выводы: анализ своих достижений по риторике (письменно), объем 2-3 страницы, шрифт 14, интервал 1.5 Урок 34 - резерв

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Риторика» 3 класс Сочиняем загадки

Урок «Риторика» 3 классСочиняем загадкиЗадача: научить загадывать загадки, придумывая их использовать слова, обозначающие признаки и действия предметовЦели: развивать монологическую речь, память...

Риторика и информационные технологии. Дидактический материал к уроку риторики для 9-11 классов

Данный материал может быть использован на уроках риторики при изучении такой темы, как "Риторика и Интернет. Дистантное общение", а также на уроках русского языка....

Дидактический материал к урокам риторики (10 класс): Дистантное общение и современная техника.

Материал для работы на уроках риторики в 10 классе. Тема: "Дистантное общение и современная техника". Задание предполагает просмотр видеофрагмента, его риторический анализ и решение риториче...

Дидактический материал к урокам риторики (10 класс): Конфликтная ситуация. Конфликт.

Материал разработан к уроку риторики в 10 классе по теме: "Конфликтная ситуация. Конфликт". Задание предполагает просмотр и риторический анализ видеофрагмента, далее ребятам предлагается реш...

Дидактический материал к урокам риторики (10 класс): Официальный тост.

Матриал предполагает просмотр, последующее за ним обсуждение видеофрагмента и решение риторической задачи по теме: "Официальный тост"....

Дидактический материал к урокам риторики (10 класс): Дистантное общение и современная техника. "Из комментария слов не выкинешь".

Предлагаемый материал включает анализ образцов комментариев и последующее их обсуждение....

Дидактический материал к урокам риторики (10 класс): Дистантное общение и современная техника.

Материал включает в себя памятку, содержащую правила успешного официального общения по видеосвязи....