Рабочая программа по курсу ОРКСЭ
рабочая программа по теме
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной ультуры)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
Основная общеобразовательная школа с. Бородаевка
Марксовского района Саратовской области
«Рассмотрено» Руководитель МО _________/Т.А.Дворцевая Протокол № от « » января 2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ-ООШ с. Бородаевка _____________/ Г.Е. Кочеткова | «Утверждаю» Директор МОУ-ООШ с. Бородаевка _____________/Т.Р. Воронцова./. Приказ № от « » января 2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Основы православной культуры»
Возраст обучающихся – 10-11 лет
Автор: учитель истории и обществознания
Кочеткова Галина Евгеньевна
Срок реализации: II полугодие 2011-2012 учебного года
Год разработки программы
январь 2012
Пояснительная записка
Нормативно-правовой основой разработки и введения во внеурочную деятельность обучающихся 3-4 классов курса «Основы православной культуры» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632), приказы Комитета образования Марксовского МР №926 от 16.11.2011 и №1064 от 22.12.2011
Курс «Основы православной культуры» является частью комплексной учебно-воспитательной системы. Содержание занятий обеспечивает связь содержательных, понятийных, ценностно-смысловых с гуманитарными предметами начальной школы.
Культурологическое направление программы дополнительного образования дает возможность развития у школьников 9-10 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу православных традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Усвоение знаний основ православной культуры призвано сыграть важную роль в расширении образовательного кругозора учащегося, в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Изучение основ православной культуры на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
-познакомить младших школьников с событиями Евангелия как с основой православной культуры
-продолжить формировать и углублять представления школьников о культуре народов и о народе как созидателе и хранителе культуры;
-продолжать раскрывать особенности культуры России и духовно- эстетических ценностей русского народа, роль православия в формировании русской культуры;
-продолжать формировать и углублять понятие о православной вере;
- способствовать творческому развитию ребенка на основе знаний об отечественной культуре;
-воспитывать общую культуру личности школьника
Задачи программы дополнительного образования «Основы православной культуры»
1. знакомство обучающихся с основами православной культуры;
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Место курса «Основы православной культуры в программе внеурочной деятельности.
Курс, раскрывающий основы православной культуры предлагается изучать во втором полугодии 2011-2012 учебного года. И по месту в плане внеурочной деятельности, и по содержанию он служит важным связующим звеном в гуманитарном образовании и воспитании школьников. Курс «Основы православной культуры» дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир, а ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Занятия кружка строятся на ценностно- знаниевом подходе к обучению, который соответствует лучшим образовательным традициям отечественной школы. Реализуется принцип идейно-тематического планирования, занятия объединены в циклы по темам, ведущим целям и задачам обучения. Каждый цикл занятий пронизывает ведущая воспитывающая идея, создающая ценностно-ориентированную направленность и эмоциональный настрой для решения образовательных и воспитательных задач.
На занятиях кружка в качестве основных методов используется рассказ учителя, рассказ-беседа и беседа с учащимися, комментированное чтение. Часть времени используется для развития творческих способностей обучающихся: рисование, инсценирование изучаемого материала, организация и проведение праздников православного календаря.
Метапредметные связи:
- с уроками русского языка: запись отдельных слов, словосочетаний, выражений и их значений,
Планируемые результаты.
Обучающиеся должны
знать важнейшие евангельские события, православные праздники, православные иконы;
- знать основные понятия религиозной культуры;
- активизировать культурологический словарь;
-получить представление о культурно – исторической преемственности, о единстве России, российского народа,
о взаимосвязи духовных событий мировой истории и русской культуры, о единстве духовного и материального в жизни народа, о важности
СТРУКТУРА КУРСА
№ п\п | Тема | К-во часов |
I | Вводное занятие. | 1 |
II | Священное Писание Ветхого Завета | 2 |
III | Священное Писание Нового Завета | 2 |
IV | Православная культура | 4 |
V | Православная этика | 10 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ раздела | Тема | К-во -часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
1 | В добрый путь! Мир Божий. Мир видимый и невидимый. | 1 | ||
2 | Рождение и детство Девы Марии. Рождество Христово. Крещение Господне | 1 | ||
3 | Учение Господа Иисуса Христа | 1 | ||
4 | Православный храм – дом Божий. Зачем люди ходят в храм? Как человек говорит с Богом. Что такое пост? | 1 | ||
5 | Православные праздники. Праздник в нашем доме: день именин. Праздник Сретение Господне. | 1 | ||
6 | Святые иконы. История первой иконы «Спас Нерукотворный». | 1 | ||
7 | Простить – исправить зло. Прощеное воскресенье. Начало Великого поста. | 1 | ||
8 | Совесть – голос Божий в душе человека. | 1 | ||
9 | Добрые и злые дела человека. Доброе отношение к животным. | 1 | ||
10 | Любовь – венец всех человеческих добродетелей. | 1 | ||
11 | Священное Писание Нового Завета Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Праздник Входа Господня в Иерусалим. | 1 1 | ||
12 | Праздник светлого Воскресения Христова | 1 | ||
13 | Радость послушания. Дети и родители. | 1 | ||
14 | Зависть. Сострадание. Милосердие. | 1 | ||
15 | Отношение к чужому. Не укради. | 1 | ||
16 | Ложь – это грех. Честность. | 1 | ||
17 | Трусость и жадность – пороки нашей души. Мужество и щедрость. | 1 | ||
18-19 | О трудолюбии. День славянской письменности и культуры. Святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. Праздник. | 2 |
Цели программы
-Духовно-нравственное развитие ребёнка посредством его приобщения к ценностям православной культуры.
-Создание наиболее благоприятных условий и возможностей для воспитания толерантности гражданственности, чувства милосердия и товарищества.
Задачи программы
1.Формировать интерес к православной культуре
2.Развивать творческие способности обучающихся
3 Познакомить с основами незыблемых ценностей православия.
Участники программы - учащиеся 3-4 классов школы.
Срок реализации –II полугодие 2011-2012 учебного года
Формы и методы занятий
В программе использованы формы работы: беседы, викторины, инсценировки, выставки творческих работ, тренинги - написание творческих работ в доступной для учащихся форме.
В основу взяты методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.
Прогнозируемый результат: В процессе реализации программы предполагается:
- усвоить систему знаний об основах православной культуры;
- накопить опыт погружения в нравственные проблемы человека и определения вариантов их разрешения;
-подготовить школьников к участию в общественной жизни школы, посёлка через участие в благотворительных акция
Методическое обеспечение программы дополнительного образования «Основы православной культуры»
№ п\п | Тема занятия | Форма занятия | результат |
1 | В добрый путь! Мир Божий. Мир видимый и невидимый. | Вводная беседа Мир рукотворный и нерукотворный | Конкурс рисунков «Мир – наш дом» |
2 | Рождение и детство Девы Марии. Рождество Христово. Крещение Господне | Беседа о святочной неделе, изготовление поделок | Выставка – подарок «Свет рождественской звезды » |
3 | Учение Господа Иисуса Христа | Беседа. Комментированное чтение | Мини-сочинение «Я и мой Ангел» |
4 | Православный храм – дом Божий. Зачем люди ходят в храм? Как человек говорит с Богом. Что такое пост? | Беседа. Викторина | Конкурс рисунков |
5 | Православные праздники. Праздник в нашем доме: день именин. Праздник Сретение Господне. | Устный журнал | «Обычаи, обряды наших предков»- сообщения |
6 | Святые иконы. История первой иконы «Спас Нерукотворный». | Виртуальная экскурсия | Мини –сочинение « Образы святые» |
7 | Простить – исправить зло. Прощеное воскресенье. Начало Великого поста. | Игра «Говорили наши деды…» | Поступки радующие и огорчающие – рассказы |
8 | Совесть – голос Божий в душе человека. | Чтение с обсуждением: духовная поэзия А.Блока, Токмакова, «Сказочка о счастье» Достоевский Ф.М.«Мальчик у Христа на ёлке». | Конкурс рисунков |
9 | Добрые и злые дела человека. Доброе отношение к животным. | Беседа. « Галерея добрых дел» | изготовление кормушек |
10 | Любовь – венец всех человеческих добродетелей. | Беседа | Мини- сочинение |
11 | Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Праздник Входа Господня в Иерусалим. | Беседа-диалог «Души тепло и свет» | «Слушая звон колокольный» - впечатления ребят в стихах, рисунках, мини-сочинениях . |
12 | Праздник светлого Воскресения Христова | Праздник | Пасхальная выставка |
13 | Радость послушания. Дети и родители. | Беседа. Инсценирование рассказов | Моя родословная, тест «Я и моя семья» |
14 | Зависть. Сострадание. Милосердие. | Социальный проект «Спеши делать добро» | Изготовление подарков для детского сада |
15 | Отношение к чужому. Не укради. | Инсценирование рассказов. | Мини -сочинение |
16 | Ложь – это грех. Честность. | Беседа. Комментированное чтение | Тест « Грехи человеческие» |
17 | Трусость и жадность – пороки нашей души. Мужество и щедрость. | Беседа о защитниках земли русской. | Конкурс чтецов |
18 | О трудолюбии. День славянской письменности и культуры. Святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. Праздник. | Праздник | Выставка поделок, конкурс рисунков |
Режим работы кружка:
Пятница с 15.15 до 16.00 часов
Список литературы
1. Ачаирский Крестовый монастырь. Буклет. – Омск, 2009. –(К 2000- летию Христианства).
2. Библейская энциклопедия: Репринтное издание. - М.: «Терра», 1991.
3. Голубцов С.В. История Саратовской Епархии. - Омск, ЗАО «Полиграф»,2008. – 168с. 4. Дементьев В.В.
Монастыри и храмы России. От Москвы до Соловков. - М.: Вече,2006.-320с.- (Православие и мы).
5. Забылин М.В.
Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Праздники, обряды и обычаи.- М.: Изд-во «Эксмо»,2005.-256 с.:ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по курсу ОРКСЭ
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы св...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/13/picture-416728-1394706956.jpg)
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур"
Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-ых классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.Используется учебник: «Основ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/06/picture-662518-1441525798.jpg)
рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур"
рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур" для учителей...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/06/picture-662518-1441525798.jpg)
рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур"
рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур" для учителей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/03/picture-129199-1380787269.jpg)
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/03/picture-129199-1380787269.jpg)
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") для 4 класса составлена по учебнику А. Кураева...