Рабочая программа по курсу ОРКСЭ
рабочая программа по теме

 Кочеткова Галина Евгеньевна

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной ультуры)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_osnov_provoslavnoy_kultury_i_svetskoy_etiki.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  -

Основная общеобразовательная школа с. Бородаевка

Марксовского  района Саратовской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________/Т.А.Дворцевая

Протокол №  от

 «    » января 2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ-ООШ с. Бородаевка

_____________/ Г.Е. Кочеткова

«    »января 2012г.

«Утверждаю»

Директор МОУ-ООШ с. Бородаевка

_____________/Т.Р. Воронцова./.

Приказ №  

от «    » января 2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 дополнительного образования

«Основы православной культуры»

Возраст обучающихся – 10-11 лет

Автор: учитель истории и обществознания

Кочеткова Галина Евгеньевна

Срок реализации:  II полугодие 2011-2012 учебного года

Год разработки программы

январь 2012

Пояснительная записка

   

Нормативно-правовой основой разработки и введения во внеурочную деятельность обучающихся 3-4 классов курса «Основы православной культуры» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632), приказы Комитета образования Марксовского МР №926 от 16.11.2011 и №1064 от 22.12.2011

Курс «Основы православной культуры» является частью комплексной учебно-воспитательной системы. Содержание занятий обеспечивает связь содержательных, понятийных, ценностно-смысловых  с гуманитарными предметами начальной школы.

 Культурологическое  направление программы дополнительного образования дает возможность  развития у школьников 9-10 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу православных традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

 Усвоение знаний основ православной  культуры призвано сыграть важную роль в расширении образовательного кругозора учащегося, в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Изучение основ православной культуры на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:

-познакомить младших школьников с событиями Евангелия как с основой православной культуры

-продолжить формировать и углублять представления школьников о культуре народов и о народе как созидателе и хранителе культуры;

-продолжать раскрывать особенности культуры России и духовно- эстетических ценностей русского народа, роль православия в формировании русской культуры;

-продолжать формировать и углублять понятие о православной вере;

- способствовать творческому развитию ребенка на основе знаний об отечественной культуре;

-воспитывать общую культуру личности школьника

Задачи программы дополнительного образования «Основы православной культуры»

 1. знакомство обучающихся с основами православной культуры;

 2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Место курса «Основы православной культуры в программе внеурочной деятельности.

 Курс, раскрывающий основы православной культуры предлагается изучать во втором полугодии 2011-2012 учебного года. И по месту в плане внеурочной деятельности, и по содержанию он служит важным связующим звеном в  гуманитарном образовании и воспитании школьников. Курс «Основы православной культуры» дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир, а  ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Занятия кружка строятся на ценностно- знаниевом подходе к обучению, который соответствует лучшим образовательным традициям отечественной школы. Реализуется принцип идейно-тематического планирования, занятия объединены в циклы по темам, ведущим целям и задачам обучения. Каждый цикл занятий пронизывает ведущая воспитывающая идея, создающая ценностно-ориентированную направленность и эмоциональный настрой для решения образовательных и воспитательных задач.

На занятиях кружка в качестве основных методов используется  рассказ учителя, рассказ-беседа и беседа с учащимися, комментированное чтение. Часть времени используется для развития творческих способностей обучающихся: рисование, инсценирование изучаемого материала, организация и проведение праздников православного календаря.

Метапредметные связи:

- с уроками русского языка: запись отдельных слов, словосочетаний, выражений и их значений,

Планируемые результаты.

Обучающиеся должны

 знать важнейшие евангельские события, православные праздники, православные иконы;

- знать основные понятия религиозной культуры;

- активизировать культурологический словарь;

-получить представление о культурно – исторической преемственности, о единстве России, российского народа,

о взаимосвязи духовных событий мировой истории и русской культуры, о единстве духовного и материального в жизни народа, о важности

СТРУКТУРА КУРСА

№ п\п

Тема

К-во часов

I

Вводное занятие.

1

II

Священное Писание Ветхого Завета

2

III

Священное Писание Нового Завета

2

IV

Православная культура

4

V

Православная этика

10

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ раздела

Тема

К-во -часов

Дата проведения

по плану

по факту

1

В добрый путь! Мир Божий. Мир видимый и невидимый.

1

2

Рождение и детство Девы Марии. Рождество

 Христово. Крещение Господне

1

3

Учение Господа Иисуса Христа

1

4

Православный храм – дом Божий. Зачем люди

ходят в храм? Как человек говорит с Богом.

 Что такое пост?

1

5

Православные праздники. Праздник в нашем

 доме: день именин. Праздник Сретение Господне.

1

6

Святые иконы. История первой иконы «Спас Нерукотворный».

1

7

Простить – исправить зло. Прощеное воскресенье. Начало Великого поста.

1

8

Совесть – голос Божий в душе человека.        

1

9

Добрые и злые дела человека. Доброе

отношение к животным.

1

10

Любовь – венец всех человеческих

добродетелей.

1

11

Священное Писание Нового Завета

Праздник Благовещения Пресвятой

Богородицы. Праздник Входа Господня

 в Иерусалим.

1

1

12

Праздник светлого Воскресения Христова

1

13

Радость послушания. Дети и родители.

1

14

Зависть. Сострадание. Милосердие.

1

15

Отношение к чужому. Не укради.

1

16

Ложь – это грех. Честность.

1

17

Трусость и жадность – пороки нашей

 души. Мужество и щедрость.

1

18-19

О трудолюбии. День славянской

 письменности и культуры. Святые

 Кирилл и Мефодий – создатели

 славянской азбуки. Праздник.

2

Цели программы

-Духовно-нравственное развитие ребёнка посредством его приобщения к ценностям православной культуры.

-Создание наиболее благоприятных условий и возможностей для воспитания толерантности гражданственности,  чувства милосердия и товарищества.

Задачи программы

1.Формировать интерес к православной культуре

2.Развивать творческие способности обучающихся

3  Познакомить с основами незыблемых  ценностей православия.

Участники программы - учащиеся 3-4 классов школы.

 Срок реализации –II полугодие 2011-2012 учебного года

Формы и методы занятий

     В программе использованы формы работы: беседы, викторины, инсценировки, выставки творческих работ, тренинги - написание творческих работ в доступной для учащихся форме.

   В основу взяты методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.                                                                

     Прогнозируемый результат:  В процессе реализации программы предполагается:

- усвоить систему знаний  об основах православной культуры;

- накопить опыт погружения в нравственные проблемы человека и определения вариантов их разрешения;

-подготовить школьников к участию в общественной жизни школы, посёлка  через участие в благотворительных акция

Методическое обеспечение программы дополнительного образования                              «Основы православной культуры»

№ п\п

Тема занятия

Форма занятия

результат

1

В добрый путь! Мир Божий.

Мир видимый и невидимый.

Вводная беседа  Мир рукотворный и нерукотворный

Конкурс рисунков «Мир – наш дом»

2

Рождение и детство Девы Марии.

 Рождество Христово. Крещение Господне

Беседа о святочной неделе, изготовление поделок

Выставка – подарок «Свет рождественской звезды »      

3

Учение Господа Иисуса Христа

Беседа.  Комментированное чтение

Мини-сочинение

«Я и мой Ангел»

4

Православный храм – дом Божий. Зачем люди ходят в храм? Как человек говорит с Богом. Что такое пост?

Беседа. Викторина

Конкурс рисунков

5

Православные праздники. Праздник в нашем доме: день именин. Праздник Сретение Господне.

Устный журнал

«Обычаи, обряды

наших предков»-

сообщения

6

Святые иконы. История первой иконы «Спас Нерукотворный».

Виртуальная экскурсия

Мини –сочинение                « Образы святые»

7

Простить – исправить зло. Прощеное воскресенье. Начало Великого поста.

Игра  «Говорили наши деды…»

Поступки   радующие и огорчающие – рассказы

8

Совесть – голос Божий в душе человека.        

Чтение с обсуждением: духовная поэзия А.Блока, Токмакова, «Сказочка о счастье»

Достоевский  Ф.М.«Мальчик у Христа на ёлке».

Конкурс рисунков

9

Добрые и злые дела человека. Доброе отношение к животным.

Беседа.

« Галерея добрых дел»

изготовление кормушек

10

Любовь – венец всех человеческих добродетелей.

Беседа

Мини- сочинение

11

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Праздник Входа Господня в Иерусалим.

Беседа-диалог

«Души тепло и свет»

«Слушая звон колокольный» -

впечатления ребят в стихах, рисунках, мини-сочинениях .

12

Праздник светлого Воскресения Христова

Праздник

Пасхальная выставка

13

Радость послушания. Дети и родители.

Беседа.

Инсценирование рассказов

Моя родословная,

тест «Я и моя семья»

14

Зависть. Сострадание. Милосердие.

Социальный проект «Спеши делать добро»

Изготовление подарков для детского сада

15

Отношение к чужому. Не укради.

Инсценирование рассказов.

Мини -сочинение

16

Ложь – это грех. Честность.

Беседа. Комментированное чтение

Тест « Грехи человеческие»

17

Трусость и жадность – пороки нашей души. Мужество и щедрость.

Беседа о защитниках земли русской.

Конкурс чтецов

18

О трудолюбии. День славянской письменности и культуры. Святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. Праздник.

Праздник

Выставка поделок, конкурс рисунков

Режим работы кружка:

Пятница с 15.15 до 16.00 часов

Список литературы

 1. Ачаирский Крестовый монастырь. Буклет. – Омск, 2009. –(К 2000- летию Христианства).

2. Библейская энциклопедия: Репринтное издание. - М.: «Терра», 1991.

3. Голубцов С.В.    История Саратовской Епархии. - Омск, ЗАО «Полиграф»,2008. – 168с. 4. Дементьев В.В.

  Монастыри и храмы России. От Москвы до Соловков. - М.: Вече,2006.-320с.- (Православие и мы).

5. Забылин М.В.

    Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Праздники, обряды и обычаи.- М.: Изд-во «Эксмо»,2005.-256 с.:ил.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по курсу ОРКСЭ

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы св...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур"

Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-ых классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.Используется учебник: «Основ...

рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур"

рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур" для учителей...

рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур"

рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур" для учителей...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ

Рабочая программа составлена под авторством Беглова...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") для 4 класса составлена по учебнику А. Кураева...