Обобщение опыта по теме "Изображение окружающего мира, видение и понимание"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы по самообразованию:
Тема: «Изображение окружающего мира, видение и понимание»
(пейзажная живопись –
средства художественной выразительности).
Автор:
Глушкова Л.П. –
учитель изобразительного искусства
МБОУ «Усть-Удинская
СОШ №2»
(первая квалификационная категория)
2013г.
Применение темы
по самообразованию:
(кружковая работа,
уроки изобразительного искусства)
План:
- Значение изобразительного искусства как одного из учебных предметов общеобразовательной школы в развитии и воспитании учащихся.
- Основные задачи.
- Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
- Средства выразительности в произведениях художников.
- Выразительные возможности (понятие формы, линия, ритм пятен – пятно, как средство выражения, объем, основы цветоведения).
- Применение на практике
Участие в конкурсах рисунков:
Всероссийские, Международные, районные, школьные конкурсы – подведение итогов.
Красота – могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства. «Важнейшая задача эстетического воспитания: научить ребенка видеть в красоте окружающего мира (природе, искусстве, человеческих отношениях) духовное богатство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе».
В.А. Сухомлинский.
Рисование является важным средством эстетического воспитания:
оно позволяет детям выразить свое представление об окружающем мире, что создает положительный эмоциональный настрой; развивает фантазию и воображение; дает возможность закрепить знания о форме и цвете. И это не простое стремление выразить свои чувства или поделиться впечатлениями с теми, кто увидит рисунок. Рисуя, дети не только отражают мир, но и показывают его!
Реалистическое искусство – это искусство жизненной правды. Оно основывается на глубокой связи с жизнью, с ее проблемами, с теми чувствами, которые возникают у человека от соприкосновения с окружающей действительностью.
«Непрестанно рисовать с натуры – вот школа, самая высшая и верная»
- говорил И.Е.Репин своим ученикам.
Стремление приблизиться в творчестве к природе, к зримому миру пронизывает всю историю изобразительного искусства. При обучении и воспитании учащихся особое значение имеет тема изучения действительности, изучения жизни, познания законов. Работа с натуры, изучение форм и красок окружающей действительности главное в становлении будущего художника. Не научившись грамотно изображать натуру, нельзя успешно двигаться по пути реалистического изобразительного творчества. Только в долгой и упорной работе с натуры можно приобрести настоящее ощущение природы, гармонии красок, красоты колорита, а работы становятся содержательными, убедительными, наполненными глубоким, эмоциональным чувством. Реализм в художественном творчестве с полным основанием можно отнести к высшим достижениям мировой культуры. Основным средством восприятия изобразительных образов является зрение. Посредством зрительных реакций воспринимается и окружающий мир, и художественное изображение. Реалистическое произведение может выразить и то, чего не видно, что как будто бы и невозможно выразить в изображении какого-либо пейзажа. В ходе выполнения работ развивается глазомер, упражняется рука, развивается зрительная память, наблюдательность, впечатлительность, пространственное мышление, углубляется понимание главного, характерного в изображаемых объектах и явлениях. С овладением основами мастерства в изображении натуры для юного художника открывается свой путь. Если говорить, например, о рисунке, нужно научиться размещать изображаемый объект, постановку фигуры, определение пропорций, изображать на плоскости объемную форму и уметь передавать в рисунке пространство. Весь процесс обучения композиции подчинен воспитанию способности замечать в жизни интересное, важное, существенное, подлинно прекрасное. Природа, окружающая нас бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет создает неисчерпаемую гармонию красок. Он всегда - зимой и летом, весной и осенью – меняет лицо пейзажа и никогда не делает его уродливым. Деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно,в результате накопления, уточнения образов – представлений и овладения способами изображения. Продуктом художественно – творческой деятельности является выразительный образ.
На примере репродукций с картин художников, воплощаем в свои работы особенные чувства прекрасного.
Пейзаж
Выполнение работ по воску, автор работ: Глушкова Л.П.
Творческая деятельность
учащихся:
кружковая работа:
«Палитра»,
уроки изобразительного искусства:
Подготовка к выставке «Юбилей школы – 50 лет»
Работа по воску (акварель, гуашь)
Работы учащихся (акварель, гуашь, белила)
Работы учащихся (пластилин, акварель, гуашь)
Глушкова Л.П.
Подготовка к Новогодней выставке
На уроках изобразительного искусства:
учитель: Глушкова Л.П.
На уроке изобразительного искусства
- 5 «в» класс
(просмотр презентации – «Творчество художника-сказочника В. М. Васнецова)
«В сказочном подводном царстве»
(2 класс)
Аппликация (цветная бумага)
Участие в районном конкурсе»
«130 лет храним от бед"
(районный конкурс детского
творчества)
И сама я, человек
творчества!
Люблю искусство:
люблю рисовать, очень люблю музыку,
в свободное от работы время вяжу на спицах,
работаю крючком - создаю гобелены.
Для более полного понимания окружающего мира
в работе по самообразованию, изучаю жизнь и
творчество выдающихся художников,
создаю презентации:
- «Творчество выдающегося художника пейзажного жанра И.И. Левитана»;
- «Творчество художника И.И.Шишкина»;
- «И.К.Айвазовский – художник-маринист»;
- «Жизнь и творчество художника В.Г.Перова»;
- Творчество художника исторического жанра В.И.Сурикова»;
- «Празднование весеннего праздника Масленицы»;
- «В.М.Васнецов – художник сказочник»;
- «Жизнь и творчество художника И.Е.Репина»;
- «Творчество художника пейзажного жанра
А.К.Саврасова»;
10. «Русские матрешки – история создания»;
11. Экскурсия «История русской матрешки»;
12. «Славное море – священный Байкал»;
13. «Иркутску – 350 лет»;
14. «Палех – город мастеров»;
15. «Муха – цокотуха», К.И.Чуковского;
16. «День Защитника Отечества»;
17. «Глиняные игрушки» - история изготовления;
18. «Гжель – история Балтийского происхождения»;
19. «Гжель» - российский центр производства керамики;
20. «Бородинская битва»;
21. «Растительный и животный мир озера Байкал»;
22. «Полет в космос»;
23. «Архитектура Москвы и Санкт-Петербурга»;
24. «Ледяные композиции» - (скульптуры, сказочные замки»;
25. Художник скульптор В.Е. Вучетич (Мамаев курган, город Волгоград);
26. «Леонардо да Винчи»;
27. К.И.Чуковский «Телефон»;
28. «Фарфоровая посуда» (Китай, Япония»;
29. «Золотая хохлома»;
30. «Глиняная игрушка – история создания»;
31. «Натюрморт»;
32. «Нерпинарий» - г. Иркутск;
33. «Зоопарк в Иркутске»;
34. «Репка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-147556-1354869389.jpg)
План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе по теме «Охрана животного мира»
План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе по теме «Охрана животного мира»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/15/picture-81600-1702598911.jpg)
Урок обобщение знаний «Объекты окружающего мира», «Компьютерные объекты» 6 класс, учебник Босова Л.Л.
Цель:o развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;o развитие у школьников умение излагать мысли;o повторение и закрепление основного программ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/05/picture-485463-1567716204.jpg)
Использование экспериментирования для эффективного формирования личностного опыта дошкольника с интеллектуальной недостаточностью при ознакомлении с окружающим миром.
Данный материал говорит об особенностях использования технологий эксперементирования в работе с детьми дошкольного возраста с интелектуальной недостаточностью....
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/26/picture-16836-1527365277.jpg)
Авторская рабочая программа «Познание окружающего мира через систему познавательных опытов» для учащихся 11-15 лет (5-8 классы)
Программа «Познание окружающего мира через систему познавательных опытов» предназначена на учащихся 5-8 классов и разработана на основе Междисциплинарной учебной программы «Основы уч...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/04/picture-228747-1578129910.jpg)
Методическая разработка "В мире духовных ценностей" (обобщение опыта, ОРКСЭ), 2019г.
Материалы методической разработки "В мире духовных ценнойстей" были представлены на региональном этапе Всероссийского конкурса "За нравственный подвиг учителя-2019". Из-за большого...
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"
В статье рассматриваются приемы работы с учебно-методическим комплектом «Планета знаний» на уроках окружающего мира при обучении детей с нарушениями слуха. Приведены фрагменты конспектов у...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/20/picture-657710-1621488670.jpg)
Конспект урока по окружающему миру. Охрана окружающей среды
Конспект урока по окружающиму миру в 5 классе. Охрана окружающей среды....