Применение оздоровительных технологий для детей дошкольного возраста.
статья по теме
Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение оздоровительных технологий для детей дошкольного возраста.(Профилактика нарушений осанки).
Термин лечебная физкультура (ЛФК) применяется в самых различных аспектах, обозначая метод лечения, медицинскую или педагогическую специальность, оздоровительную технологию.
Лечебная физкультура подразделяется на общую и специальную. Общие упражнения оказывают общеукрепляющие упражнения на организм человека. Специальные упражнения воздействуют на определенный орган, пораженный болезнью или травмой.
В условиях детского сада ЛФК - это оздоровительная технология, метод лечебно-профилактического воздействия на ребенка, состоящий в применении комплекса физических упражнений и естественных факторов природы. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма - движения. Средством ЛФК может являться любая двигательная активность: плавание, ходьба, банные процедуры, физические упражнения, занятия на тренажерах и игры, что естественно для детей дошкольного возраста.
Для участия ребенка в занятиях ЛФК не требуется заключение врача, так как в практике дошкольного образовательного учреждения лечебная физкультура - это скорее профилактическая, оздоровительная и восстановительная физкультура, чем лечебная. Лечебная физкультура выполняет и воспитательную функцию. Она воспитывает сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические навыки, приобщает к закаливанию организма естественными факторами природы. ЛФК тесно связана с педагогикой и гигиеной. ЛФК развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливает организм.
Таким образом:
• лечебная физкультура, за счет повышения активности обмена веществ и других процессов в организме, может влиять на скорость выздоровления человека;
• лечебная физкультура может использоваться как для оздоровления всего организма в целом, так и для воздействия на определенные органы;
• лечебная физкультура подготавливает организм к нормальному функционированию в обычных жизненных условиях после перенесенной болезни;
• лечебная физкультура может использоваться как самостоятельный метод восстановления после болезни, так и в комплексе с другими методами;
• лечебная физкультура может использоваться для профилактики различных заболеваний, лечения их, а также реабилитации человека после выздоровления;
• лечебная физкультура является естественным для организма способом оздоровления, ведь все мы помним фразу: "Движение - это жизнь!"
Лечебной физкультурой можно заниматься самостоятельно, но делать это нужно очень осторожно, не форсируя нагрузок, желательно под руководством специалиста или после глубокого ознакомления с системой ЛФК.
Любое заболевание всегда легче предотвратить, чем его потом лечить. Особенно это касается нарушения осанки у детей.
- заниматься гимнастикой нужно в хорошо проветренной комнате не раньше чем через 1,5 часа после еды;
- для выполнения упражнений подберите соответствующую музыку: ритмичную и задорную для проведения разминки (нужно обязательно провести для разогрева мышц перед выполнением рекомендуемых упражнений) и более спокойную для выполнения основных упражнений.
- Рекомендованные упражнения можно выполнять с детьми от 3-х лет.
- Очень важно вызвать у ребенка желание выполнять рекомендованные упражнения. Как этого достичь? Ведь сколько дошкольнику не объясняй, что гимнастика полезна и поможет ему сохранить красивую осанку, большой мотивации на выполнение упражнений это не вызовет! Вот как можно выйти из этой ситуации:
Во-первых, оздоровительную задачу, который ставит перед собой взрослый, нужно перевести в игровую, понятную для детей. Лучше всего для этой цели подходят различные игры путешествия. Например, Вы предлагаете детям отправиться путешествовать в сказку (лес, джунгли, необитаемый остров и т.д., в зависимости от возраста и интересов ребенка). По дороге они встречают различных персонажей (кошечку, собачку, змею (упражнение на выполнения скручивания), ежика (упражнение “качалка”), которые спрашивают у детей умеют ли они выполнять такие же движения как эти персонажи, или предлагают им определенные “испытания” (выполнение упражнений). Сюжеты можно придумывать разные. Все это заинтересует детей и они с удовольствием будут с Вами играть если:
- все упражнения вы будете выполнять вместе с ним;
- голос взрослого должен быть эмоционально выразительным, не монотонным. Интерес ребенка к любому делу всегда вызовет взрослый, который мастерски владеет своим голосом.
- ребенок должен видеть Ваш неподдельный интерес
- можно использовать для повышения интереса любимые игрушки ребенка, а также различные атрибуты: с помощью веревочки или ленточки обозначить мостик через ручей, по которой нужно будет пройти, очертить домик лесника и т.д.
Упражнения для профилактики нарушения осанки у детей.
1.“Кошечка”.
И.п. – Ребенок стоит на коленях и упирается руками в пол.
1-выгибает спину (круглая спина), голова опущена вниз;
2-прогибает спину, голова смотрит вверх.
Дозировка 6-8 раз
2.“Большая собака”
И.п. – Ноги выпрямлены,
1- нагнуться, достать руками пола
2- пытаться переставлять руки вперед
3- вернуться в исходное положение.
Это упражнение развивает гибкость позвоночника,
тренируется поясничный отдел.
Дозировка – 4-6 раз
3.“Скручивание”
И.п. – лёжа на спине, руки развести в стороны.
- Ноги, согнутые в коленях, поворачивает в одну сторону, голову и руки – в другую.
- Выполнить то же самое в противоположную сторону.
Дозировка 8-10 повторений. Это упражнение – хорошая профилактика сколиоза.
4.“Топорик”
И.п. – Гимнастическую палку или скакалку держать сзади, ноги прямые.
- Наклон вперед, руки с палкой или скакалкой поднимает вверх,
- И.п.
Дозировка 8-10 повторений.
Способствует укреплению мышц спины, поддерживающих позвоночник.
5. “Качалка”
И.п. – ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях. Обхватить их руками и катается по коврику покачивающимися движениями вперед и назад. Маленьким детям нужно помогать. Упражнение нужно выполнять очень аккуратно!
Дозировка 6-8 раз.
Примерный комплекс упражнений для профилактики осанки у детей 5-7 летнего возраста.
Построение в шеренгу. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены. | Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги. |
Упражнения в ходьбе по кругу | |
Обычный шаг с сохранением пра-вильной осанки (25-30 шагов). | Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого про-ходящего мимо ребенка. |
"Журавлик". Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе) 20-25 шагов. | Следить за правильным положе-нием тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согну-той ноги оттягивать. |
"Вырастаем большими". Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25 шагов. | Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх. |
"Мишка косолапый". Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе): "Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою - топ!". | Следить за тем, чтобы дети держа-ли спину прямо, не наклоняли го-лову. Ноги ставить точно на на-ружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети хором произносили стихи. |
Ходьба с ускорением и переходом в бег. Ходьба с последующим замедлением. | Следить за тем, чтобы дети бежали легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей. |
Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох - на 2 шага, выдох - на 4 шага. | Вдох глубокий через нос. Выдох - через губы, сложенные трубочкой. |
Упражнения в положении "стоя" | |
"Воробышек". Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками. | Отводя локти назад, сближать лопатки. |
"Лягушонок". Из И. П. – ос., руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперед, пальцы врозь) и, говоря хором "квак", вернуться в И. П. (4-6 раз). | В положении "кисти к плечам" локти должны быть прижаты к бокам. |
"Большие круги". Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) - 6-8 раз. | Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч. |
"Мельница". Поочередное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз). | Плечи развернуты, локти отведены назад, голова прямо. |
"Резинка". Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки - вдох. Вернуться в И. П., произнося звук "ш-ш-ш" - выдох. | При отведении рук в стороны сближать лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч. |
"Вместе ножки - покажи ладошки". Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперед. Вернуться в И. П., расслабляя мышцы рук (4-6 раз). | Держать спину ровно и не выпя-чивать живот. |
"Потягивание". Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П., расслабив руки (4-8 раз). | Плечи развернуты, колени вып-рямлены, живот подтянут. |
Упражнения в положении "лежа на спине" | |
"Здраствуйте-прощайте". Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз). | При оттягивании носков рекомен-дуется слегка разводить пятки. |
"Волна". Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить. Пауза 3-5 сек. и отпустить ноги (4-6 раз). | Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты. |
"Пляска". И. П. – лежа на спине, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз). | Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. |
Упражнения в положении "лежа на животе" | |
"Воробышек". Круги назад локтями рук, приведенными к плечам (5-8) раз. | Голова приподнята. |
"Рыбка". Поднять голову и отвести плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза). | Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице. |
"Лягушонок". Руки из-под подбородка привести к плечам ладонями вперед. Поднять голову и развести ноги. Медленно вернуться в И. П. (6-8 раз). | |
Построение, ходьба обычным шагом (1-2-3 круга). | Проверка правильности осанки в положении "стоя" и в движении. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа «Современные здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста»
Работа будет в помощь работникам детских садов сделать свою работу с воспитанниками ещё более эффективной. Форма использования как групповая, так и индивидуальная. Упражнения, описанные в работе, могу...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/24/picture-1198729-1577161787.jpg)
Информационный материал "Применение игровых технологий с детьми дошкольного возраста"
Работая с детьми дошкольного возраста педагог должен осваивать всегда чтот-то новое. Инновационные технологии дополнительного образования используются всегда в первую очередь.Игровые технологии -это ф...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/09/picture-1272606-1709958796.jpg)
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУЛарина Т.Ю.Хакасский государственный университет им Н.Ф. Катанова, г. АбаканМуниципальное бюджетн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/10/picture-847892-1478774594.jpg)
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Презентация на тему "Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста". Данную презентацию можно использовать в качестве методического пособия при подготовке докл...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/27/picture-1367359-1638030658.jpg)
Технологии обучения детей дошкольного возраста составлению сравнений, загадок и метафор (на основе приемов и методов ТРИЗ и РТВ)
Одна из проблем дошкольного воспитания - обуение детей выразительности речи. С помощью методов и приемов ТРИЗ и РТВ достигаются высокие результаты....
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/21/picture-1168655-1692647594.jpg)
Методические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительных праздников для детей дошкольного возраста
laquo;Береги здоровье смолоду» – это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребѐнка с первых дней его жизни. Растить здоровыми, сильными, эмоциональными – задачи каждого п...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/11/picture-1457035-1676107394.jpg)
Мастер-класс на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной технологии «Синтез искусств»»
Мастер-класс на тему:«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной технологии «Синтез искусств»»...