Применение оздоровительных технологий для детей дошкольного возраста.
статья по теме

Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Применение оздоровительных технологий для детей дошкольного возраста.(Профилактика нарушений осанки).

Термин лечебная физкультура (ЛФК) применяется в самых различных аспектах, обозначая метод лечения, медицинскую или педагогическую специальность, оздоровительную технологию.

Лечебная физкультура подразделяется на общую и специальную. Общие упражнения оказывают общеукрепляющие упражнения на организм человека. Специальные упражнения воздействуют на определенный орган, пораженный болезнью или травмой.

В условиях детского сада ЛФК - это оздоровительная технология, метод лечебно-профилактического воздействия на ребенка, состоящий в применении комплекса физических упражнений и естественных факторов природы. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма - движения. Средством ЛФК может являться любая двигательная активность: плавание, ходьба, банные процедуры, физические упражнения, занятия на тренажерах и игры, что естественно для детей дошкольного возраста.

Для участия ребенка в занятиях ЛФК не требуется заключение врача, так как в практике дошкольного образовательного учреждения лечебная физкультура - это скорее профилактическая, оздоровительная и восстановительная физкультура, чем лечебная. Лечебная физкультура выполняет и воспитательную функцию. Она воспитывает сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические навыки, приобщает к закаливанию организма естественными факторами природы. ЛФК тесно связана с педагогикой и гигиеной. ЛФК развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливает организм.

Таким образом:

• лечебная физкультура, за счет повышения активности обмена веществ и других процессов в организме, может влиять на скорость выздоровления человека; 
• лечебная физкультура может использоваться как для оздоровления всего организма в целом, так и для воздействия на определенные органы;
 
• лечебная физкультура подготавливает организм к нормальному функционированию в обычных жизненных условиях после перенесенной болезни;
 
• лечебная физкультура может использоваться как самостоятельный метод восстановления после болезни, так и в комплексе с другими методами;
 
• лечебная физкультура может использоваться для профилактики различных заболеваний, лечения их, а также реабилитации человека после выздоровления;
 
• лечебная физкультура является естественным для организма способом оздоровления, ведь все мы помним фразу: "Движение - это жизнь!"

Лечебной физкультурой можно заниматься самостоятельно, но делать это нужно очень осторожно, не форсируя нагрузок, желательно под руководством специалиста или после глубокого ознакомления с системой ЛФК.

Любое заболевание всегда легче предотвратить, чем его потом лечить. Особенно это касается нарушения осанки у детей.

  • заниматься гимнастикой нужно в хорошо проветренной комнате не раньше чем через 1,5 часа после еды;
  • для выполнения упражнений подберите соответствующую музыку: ритмичную и задорную для проведения разминки (нужно обязательно провести для разогрева мышц перед выполнением рекомендуемых упражнений) и более спокойную для выполнения основных упражнений.
  • Рекомендованные упражнения можно выполнять с детьми от 3-х лет.
  • Очень важно вызвать у ребенка желание выполнять рекомендованные упражнения. Как этого достичь? Ведь сколько дошкольнику не объясняй, что гимнастика полезна и поможет ему сохранить красивую осанку, большой мотивации на выполнение упражнений это не вызовет! Вот как можно выйти из этой ситуации:

Во-первых, оздоровительную задачу, который ставит перед собой взрослый, нужно перевести в игровую, понятную для детей. Лучше всего для этой цели подходят различные игры путешествия. Например, Вы предлагаете детям отправиться путешествовать в сказку (лес, джунгли, необитаемый остров и т.д., в зависимости от возраста и интересов ребенка). По дороге они встречают различных персонажей (кошечку, собачку, змею (упражнение на выполнения скручивания), ежика (упражнение “качалка”), которые спрашивают у детей умеют ли они выполнять такие же движения как эти персонажи, или предлагают им определенные “испытания” (выполнение упражнений). Сюжеты можно придумывать разные. Все это заинтересует детей и они с удовольствием будут с Вами играть если:

  • все упражнения вы будете выполнять вместе с ним;
  •  голос взрослого  должен быть эмоционально выразительным, не  монотонным. Интерес ребенка к любому делу всегда вызовет взрослый, который мастерски владеет своим голосом.
  • ребенок должен видеть Ваш неподдельный интерес
  • можно использовать для повышения интереса любимые игрушки ребенка, а также различные атрибуты: с помощью веревочки или ленточки обозначить мостик через ручей, по которой нужно будет пройти, очертить домик лесника и т.д.

 

Упражнения для профилактики нарушения осанки у детей.

 

1.“Кошечка”.

И.п. – Ребенок стоит на коленях и упирается руками в пол.

1-выгибает  спину (круглая спина), голова опущена вниз;

2-прогибает спину, голова смотрит вверх.

Дозировка 6-8 раз

2.“Большая собака”

И.п. – Ноги выпрямлены,

1- нагнуться, достать руками пола

2- пытаться переставлять руки вперед

3- вернуться в исходное положение.

Это упражнение развивает гибкость позвоночника,

тренируется поясничный отдел.

Дозировка – 4-6 раз

3.“Скручивание”

И.п. – лёжа на спине, руки развести в стороны.

  1. Ноги, согнутые в коленях, поворачивает в одну сторону, голову и руки – в другую.
  2. Выполнить то же самое в противоположную сторону.

Дозировка 8-10 повторений. Это упражнение – хорошая профилактика сколиоза.

4.“Топорик”

И.п. – Гимнастическую палку или скакалку держать сзади, ноги прямые.

  1. Наклон вперед, руки с палкой или скакалкой поднимает вверх,
  2. И.п.

Дозировка 8-10 повторений.

Способствует укреплению мышц спины, поддерживающих позвоночник.

5. “Качалка”

И.п. – ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях. Обхватить их руками и катается по коврику покачивающимися движениями вперед и назад. Маленьким детям нужно помогать. Упражнение нужно выполнять очень аккуратно!

Дозировка 6-8 раз.

Примерный комплекс упражнений для профилактики осанки у детей 5-7 летнего возраста.

 

Построение в шеренгу. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.

Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.

Упражнения в ходьбе по кругу

Обычный шаг с сохранением пра-вильной осанки (25-30 шагов).

Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого про-ходящего мимо ребенка.

"Журавлик". Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе) 20-25 шагов.

Следить за правильным положе-нием тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согну-той ноги оттягивать.

"Вырастаем большими". Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25 шагов.

Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

"Мишка косолапый". Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе): "Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою - топ!".

Следить за тем, чтобы дети держа-ли спину прямо, не наклоняли го-лову. Ноги ставить точно на на-ружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети хором произносили стихи.

Ходьба с ускорением и переходом в бег. Ходьба с последующим замедлением.

Следить за тем, чтобы дети бежали легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.

Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох - на 2 шага, выдох - на 4 шага.

Вдох глубокий через нос. Выдох - через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении "стоя"

"Воробышек". Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками.

Отводя локти назад, сближать лопатки.

"Лягушонок". Из И. П. – ос., руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперед, пальцы врозь) и, говоря хором "квак", вернуться в И. П. (4-6 раз).

В положении "кисти к плечам" локти должны быть прижаты к бокам.

"Большие круги". Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) - 6-8 раз.

Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.

"Мельница". Поочередное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз).

Плечи развернуты, локти отведены назад, голова прямо.

"Резинка". Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки - вдох. Вернуться в И. П., произнося звук "ш-ш-ш" - выдох.

При отведении рук в стороны сближать лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.

"Вместе ножки - покажи ладошки". Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперед. Вернуться в И. П., расслабляя мышцы рук (4-6 раз).

Держать спину ровно и не выпя-чивать живот.

"Потягивание". Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П., расслабив руки (4-8 раз).

Плечи развернуты, колени вып-рямлены, живот подтянут.

Упражнения в положении "лежа на спине"

"Здраствуйте-прощайте". Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз).

При оттягивании носков рекомен-дуется слегка разводить пятки.

"Волна". Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить. Пауза 3-5 сек. и отпустить ноги (4-6 раз).

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты.

"Пляска". И. П. – лежа на спине, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз).

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.

Упражнения в положении "лежа на животе"

"Воробышек". Круги назад локтями рук, приведенными к плечам (5-8) раз.

Голова приподнята.

"Рыбка". Поднять голову и отвести плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза).

Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.

"Лягушонок". Руки из-под подбородка привести к плечам ладонями вперед. Поднять голову и развести ноги. Медленно вернуться в И. П. (6-8 раз).

Построение, ходьба обычным шагом (1-2-3 круга).

Проверка правильности осанки в положении "стоя" и в движении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа «Современные здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста»

Работа будет в помощь работникам детских садов сделать свою работу с воспитанниками ещё более эффективной. Форма использования как групповая, так и индивидуальная. Упражнения, описанные в работе, могу...

Информационный материал "Применение игровых технологий с детьми дошкольного возраста"

Работая с детьми дошкольного возраста педагог должен осваивать всегда чтот-то новое. Инновационные технологии дополнительного образования используются всегда в первую очередь.Игровые технологии -это ф...

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУЛарина Т.Ю.Хакасский государственный университет им Н.Ф. Катанова, г. АбаканМуниципальное бюджетн...

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Презентация на тему "Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста". Данную презентацию можно использовать в качестве методического пособия при подготовке докл...

Технологии обучения детей дошкольного возраста составлению сравнений, загадок и метафор (на основе приемов и методов ТРИЗ и РТВ)

Одна из проблем дошкольного воспитания - обуение детей выразительности речи. С помощью методов и приемов ТРИЗ и РТВ достигаются высокие результаты....

Методические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительных праздников для детей дошкольного возраста

laquo;Береги здоровье смолоду» – это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребѐнка с первых дней его жизни. Растить здоровыми, сильными, эмоциональными – задачи каждого п...

Мастер-класс на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной технологии «Синтез искусств»»

Мастер-класс на тему:«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной  технологии «Синтез искусств»»...