Республиканский семинар учителей истории
статья по теме

 

1. Актуальность гражданско – патриотического воспитания в современной России.

 

       Условия, в которых сегодня находится российское общество в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания. Ориентированного на высокие гражданские идеалы. Можно выделить ряд факторов, которые противоречат гражданско – патриотическому воспитанию и ограничивают его эффект:

       - в настоящее время Россия переживает духовный кризис.

       - поиски национальной идеи которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис и консолидировать общество,в полной мере  не принесли желаемых результатов.

       - упадок общественной морали, которая не может быть остановлена без приоритетного внимания государства к воспитанию подрастающего поколения.

       - единую Всероссийскую пионерскую организацию заменили малочисленные детские организации, которые должны были подчеркнуть плюрализм молодежной политики и ее свободу .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon respublikanskiy_seminar_uchiteley_istorii.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : « Актуальные методы организации гражданско- патриотического воспитания учащихся среднего звена» ( Из опыта работы музея школы ).

Учитель истории  первой квалификационной категории, руководитель историко-краеведческого музея « Память поколений» МБОУ СОШ  №30 города Подольска - Хузина  Ирина Геннадьевна

1. Актуальность гражданско – патриотического воспитания в современной России.

       Условия, в которых сегодня находится российское общество в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания. Ориентированного на высокие гражданские идеалы. Можно выделить ряд факторов, которые противоречат гражданско – патриотическому воспитанию и ограничивают его эффект:

       - в настоящее время Россия переживает духовный кризис.

       - поиски национальной идеи которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис и консолидировать общество,в полной мере  не принесли желаемых результатов.

       - упадок общественной морали, которая не может быть остановлена без приоритетного внимания государства к воспитанию подрастающего поколения.

       - единую Всероссийскую пионерскую организацию заменили малочисленные детские организации, которые должны были подчеркнуть плюрализм молодежной политики и ее свободу от какой – либо идеологии

2. Содержание, цели и задачи гражданско – патриотического образования и воспитания школьников.

       Начало 21 в. для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.

       Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе. Активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия. нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как дно из базовых направлений в области образования.

       В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления, среди которых одним из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования.

       В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.

       Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей. А также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.

Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности

       В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков гражданских качеств особую роль сыграли П.П.Блонский, А.С.Макаренко, , В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации гражданско-патриотического воспитания, выделил для себя группы методов, которые могут быть представлены следующей таблицей:

I.        

Методы формирования сознания личности (Убеждение, внушение, беседы, ле кции)

II.        

Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения        

Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод- требование,  создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело,  

III.        

Методы стимулирования деятельности и поведения        

Соревнование, поощрение, взаимовыручка,  создание ситуации успеха.        

Одним из  направлений гражданско- патриотического воспитания учащихся  является развитие лидерских качеств на основе патриотической работы в музее гимназии.

Сегодня важно говорить не только о формировании лидерских умений и навыков, но и о характере лидерства. Современные подростки оказались не в лучшей ситуации: природа социальной активности, закономерно присущая подросткам, не находит своей позитивной реализации.

Процесс воспитания активности и подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения, доверия взрослых и детей. Только тогда закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для человека.

 Учащиеся учатся занимать активную жизненную позицию.

С каждым годом растет число активистов, которые стремятся воплотить свои мечты в реальность. В связи с этим школьная жизнь стала интереснее, колоритнее.

   От лидера зависит умелый анализ реальной действительности. На основе выводов, полученных в результате проведенного анализа, формируется линия поведения, программа действий — и принимаются решения.

В работе объединения « Поиск» музея школы большое внимание уделяется развитию лидерских качеств участников объединения.

Учащиеся объединения принимают активное участие в различных конкурсах, проводимых на базе музея школы.

Ежегодно в музее проводятся различные конкурсы, направленные на повышения интереса к деятельности объединения, познавательных способностей, научно- практической деятельности, развитие лидерских качеств:

Конкурс: « Лучший экскурсовод года»

« Лучшее портфолио экскурсовода».

Конкурсы рисунков, посвященные Дню защитника Отечества, Дню победы.

Конкурс военной песни, конкурс чтецов, проектная деятельность учащихся.

Музеем гимназии постоянно организовываются встречи с интересными людьми: художниками, поэтами, работниками музеев , ветеранами Великой Отечественной войны и , на которых учащиеся не только выступают в роли слушателей, но и активно участвуют в проектной и исследовательской деятельности.

Участвуя в различных конкурсах , конференциях и встречах, участники объединения  не только проявляют живой интерес к историческим событиям, культуре и традициям нашей страны, но и стремятся улучшить коммуникативные и познавательные способности.

За последние два года участники объединения « Поиск» музея школы  стали победителями и призерами научно- исследовательских конференций и конкурсов:

В зале музея оформлены стенды на которых размещены фотографии , грамоты и благодарности лучшим экскурсоводам музея. Ребята гордятся тем, что они являются участниками этого объединения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что учащиеся нашей  школы  стремятся изменять школьную жизнь к лучшему, реализовывать свои творческие потенциалы, занимать активную позицию и все это благодаря тому, что они учатся быть лидерами, прежде всего, занимаясь патриотической работой в музее школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре учителей истории "Деятельностный подход к .ЕНТ"

Широкое использование современных компьютерных технологий, проведение тренингов, учебных занятий в деятельностном режиме, проектирование, интерактивное общение посредством электронной почты, использов...

Материал выступления на городском семинаре учителей истории и обществознания «Проектируем урок, формирующий УУД» Козюриной О.Г

Характеристика линии УМК по истории основной школы авт. А. А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы. (5—9 классы) и линия учебно-методических комплексов (УМК) под редакцией Л. Н. Боголюбова. Обществознание...

районный семинар учителей истории

В работе рассказывается о районном семинаре учителей истории....

Республиканский семинар учителей биологии на тему:"Изучение опыта работы методического объединения учителей биологии Правобережного района по повышению качества образования"

Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории....

Республиканский семинар учителей татарского языка и литературы (07 декабря 2016г)

Информация о проведении республиканского семинара (стажировочной площадки) учителей татарского языка и литературы Республики Татарстан, который проходил 7 декабря 2016 года....

Выступление на республиканском семинаре учителей истории и обществознания «Интеллект – карты как средство формирования метапредметных связей у учащихся в условиях перехода на ФГОС ООО»

Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме. ...

Республиканский семинар учителей английского языка в Баргузине

На  республиканском семинаре учителей английского, бурятского языков «Реализация эффективных практик педагогического взаимодействия в рамках внедрения ФГОС» я давала мастер-класс по т...