Создание школьной медиатеки
методическая разработка по теме

Фирфарова Валерия Михайловна
 
Медиатека в школе — такое структурное подразделение, которое включает совокупность фонда книг и разнообразных технических и информационных средств; располагает
педагогически обоснованным комплексом оборудования и мебели для хранения книг, информационных и технических средств, читальным залом с различными рабочими зонами, где
созданы благоприятные условия для индивидуализации и развития творческих способностей учащихся. 
В своей работе я хочу отразить основные этапы создания медиатеки на примере нашей школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги! 

Позвольте представиться. Меня зовут Валерия Михайловна Фирфарова. Я – заведующая библиотекой  в средней общеобразовательной школе № 466 Курортного района, работаю в школе 25 лет. В нашей школе в этом году 400 учащихся.

Слайд 1.  Медиатека в 466 школе.

        Сегодня я поделюсь с вами опытом работы по созданию медиатеки в нашей школе.

        Слайд 2. Медиатека – это

Из множества определение медиатеки для своей деятельности мы выбрали именно это. Оно наиболее четко и лаконично отражает сущность созданного нами нового структурного подразделения.

Слайд 3. Причины создания медиатеки.

Несколько слов скажу о причинах создания медиатеки. На протяжении пяти лет мы были федеральной экспериментальной площадкой по теме «Школьная библиотека нового поколения – центр повышения информационной культуры учителей, учащихся и их родителей». Работа над проектом, получение нового компьютера и первых компакт-дисков, мнение читателей  привели нас к созданию Информационно-библиотечного центра.

Слайд 4. Информационно-библиотечного центр.

Информационно-библиотечный центр находился только на территории школьной библиотеки состоял из двух частей: библиотеки и информационного центра.

Слайд 5.Посещаемость библиотеки

По анализу посещаемости мы установили, как часто  читатели ходят  в библиотеку.

Слайд 6.Причины редкого посещения библиотеки.

Почему же читатели редко ходят в школьную библиотеку? Для  Определение целей посещения библиотеки и чтения мы проводим  Мониторинг читательских запросов в виде анкетирования, также опрос для Выявления соответствия фонда читательским требованиям. Немаловажная причина – нет компьютера и выхода в  Интернет.

Слайд 7.Цели посещения библиотеки. 

  • Взять книги на дом для подготовки к урокам 60%

                Выполнить задание учителя 40%

Слайд 8. За необходимой информацией по предмету Вы обращаетесь:

  • В Интернет 48%
  • медиасредствам 35%
  • К дискам и К знакомым 24%.
  • В школьную библиотеку 42%

Слайд 9. Для занятий Вы используете следующие источники информации

Книги 78%

Компьютер, Интернет 75%

Слайд 10.Пакет документов по функционированию медиатеки

Проводя этот мониторинг, данные которого меняются от возраста, интересов, возможностей, мы пришли к выводу, что одной библиотеки в настоящее время недостаточно, и решили создать Медиатеку, тем более что и правительство поддерживает и рекомендует это.

Слайд 11. Регламентирующие документы

Слайд 12.Функциональные элементы или рабочие зоны школьного информационного центра.

Теперь информационно-библиотечный центр имеет такую структуру. Посмотрите, как изменилась структура от библиотеки- к информационно-библиотечному центру –к медиатеке.

Слайд 13.Печатный фонд.

        Печатный фонд является теперь частью медиатеки.

        Мы видим, что в учебном фонде находятся не только учебники, но и обучающие программы, электронные тренажеры, развивающие игры, компьютерные презентации учителей и учащихся.

        В справочном фонде находятся не только книги-энциклопедии, но и электронные, а также Интернет.

        Отраслевой фонд это не только научная и научно-познавательная литература, но и аудио-  и видеоматериалы, Интернет, развивающие игры, презентации по предметам.

        В художественный фонд вошли аудиокниги, Интернет.

        Периодическую печать также можно прочитать в Интернете.

        Творческие работы пополнились электронными презентациями учителей и учащихся, которые можно найти на сайте школы.

        Итак, в фонде медиатеки имеется Печатный фонд, Фонд медиатеки, Интернет и школьный сайт.

Слайд 13.Каталог медиаресурсов. Систематизируя все медиаресурсы школы, мы создали каталог-список, расположенный по предметным областям. В нем  представлены не только готовые диски, , но и работы учителей нашей школы, других школ, методистов АППО, и работы учащихся (проекты, конкурсные работы УМКА) – в основном это презентации.

А теперь, создав медиатеку, мы узнаем, полезно ли это?

А готовы ли учителя использовать новые ресурсы?

Слайд 15.Учителя школы используют систематически.

Аудио видео материалы 78%

Информацию в Интернете 56%

Электронные презентации 52%

Электронные учебники 42%

Обучающие программы и электронные энциклопедии 41 40%

Эл. Тренажеры 38%.

Слайд 16.«Использование материалов медиатеки в прошлом году.»

В январе, до получения дисков, Медиатека использовалась на 20%

Со времени получения дисков, в феврале, 38%

В марте, начали создавать каталог медиаресурсов, создали книгу выдачи дисков, 42%

В апреле, 60%.  Каждый учитель хоть 1 раз поработал с дисками.

 Слайд 17. Индивидуальная и самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся получили возможность поработать с медиаресурсами и с компьютером в библиотеки, и в лекционном зале. Это:

  • Подготовка по следующим темам, так называемое опережающее обучение,
  • Поиск дополнительной информации к урокам,
  • Выполнение творческих заданий,
  • Тренинги и ликвидация пробелов знаний в случае болезни,
  • Самостоятельный контроль знаний.

Слайд 18. Оценка ИКТ компетентности учащегося . ИКТ-информационно-коммуникативные технологии. Как учащиеся готовы к этому? Мы провели это исследование среди 10-11 классников. Что же оказалось?

Оказалось, 60% учащихся имеет компьютер дома. 5 % дома с выходом в Интернет,

30% имеют адрес электронной почты, и только 10% не имеют компьютера дома вообще.

Как же учащиеся используют свои знания и умения пользоваться компьютерам ан практике?

Слайд 19.  Использование ИКТ в повседневной жизни.

Оказалось, поиск информации в Интернете осуществляют 65% учащихся

Слайд 19.Способность выполнить учебные задания следующих типов

Используют в работе над письменным заданием учителя текстовый редактор 38%

Слайд 20. Использование цифровых энциклопедий и словарей

Используют цифровые энциклопедии и словари 20 и 45 %.

Итак, создав медиатеку в нашей школе, мы:

-осуществляем дифференцировнный подход к читателям. Одни читатели  работают с книгами, а другие - с дисками.

-Внедряем в работу новые информационные технологии.

Слайд 21.

        Итак, Я показала

  • Как, учитывая мониторинг, мы меняем формы работы, создаем новые структурные подразделения, - медиатеку.
  • Как новые носители информации входят в нашу жизнь и учебный процесс.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Регламентирующие документы. Закон «Об информации, информатизации и защите информации». Письмо Министерства Образования РФ «О создании медиацентров образовательных учреждений.»

Слайд 4

Каталог медиаресурсов школы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:


Значение возможностей информационного центра для образовательного процесса.

Информационный центр

Творческая реорганизация образовательного процесса

Изменение роли преподавателя в учебном процессе

Создание активной обучающей среды

Создание и реализация новых технологий

Опережающее обучение

Повышение информационной культуры учащихся

Успешное решение проблемных ситуаций

Адаптация в информационном обществе

Повышение качества и эффективности образования

Функциональные элементы или рабочие зоны школьного  информационного центра медиатека

Библиографический отдел

Абонемент и служба информации

  • картотеки,
  • библиографические пособия,
  • электронный каталог,
  • базы данных

Компьютерная зона

Индивидуальная и самостоятельная деятельность

Работа с

  • книгой,
  • периодикой,
  • электронными программами,
  • аудио-  и видеоинформацией

Видеотека

Для групповых занятий

  • лекционные занятия,
  • просмотр фильмов,
  • прослушивание аудиоматериалов

Хранение информационных материалов

Печатный фонд

Учебная литература:

  • учебники,
  • дидактические материалы,
  • хрестоматии,
  • учебные пособия

Справочная литература:

  • справочники,
  • энциклопедии,
  • словари

Отраслевая литература:

  • познавательная,
  • научная,
  • научно-популярная

Художественная литература

Периодическая литература:

  • газеты,
  • журналы

Творческие работы:

  • рефераты, доклады,
  • олимпиадные работы

Обучающие программы

Электронные  симуляции, компьютерное моделирование

Развивающие игры

Аудио-, видеоматериалы

Электронные презентации учителей и учащихся

Фонд медиатеки

Интернет

Школьный сайт



Предварительный просмотр:

Фонд медиатеки школы


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание школьной газеты

Как в школе мы создавали свою печатную газету "ПЕРЕМЕНА"...

Проект "Создание школьной газеты"

Так как я являюсь учителем физики и информатики, то работая в 7 классах, предлагаю обучающимся проектную деятельность. Хочу поделиться как поэтапно выполнять проект по информатике с моей точки зрения....

Рекомендации по созданию школьной газеты

Несколько рекомендаций о том, как начать работу по созданию школьной газеты от главного редактора....

«Развитие креативных способностей учащихся при работе над созданием школьной газеты»

Представленная методическая разработка содержит материалы по организации работы кружка «Школьная газета».  Ведущая идея проекта раскрывается в предоставлении каждому ученику необходимых усл...

Функции школьной медиатеки

Общешкольное родительское собрание по теме "Организация работы школьной медиатеки".Цель: познакомить родителей учащихся школы и общественность с организацией работы, функциями и графиком работы ш...

Создание школьной медиатеки

Термин «медиатека»  предполагает  новые формы работы школьной библиотеки  с включением нетрадиционных  средств информации: электронных носителей, компакт-дисков,  использовани...

Создание школьной медиатеки

Термин «медиатека»  предполагает  новые формы работы школьной библиотеки  с включением нетрадиционных  средств информации: электронных носителей, компакт-дисков,  использовани...