Мастер-класс ""Организация исследовательской деятельности на уроке"
материал по теме

Кольца Надежда Ивановна

Цель мастер - класса:

Обучение участников мастер-класса построению образовательного процесса с учетом исследовательской деятельности учащихся.
Задачи: 
• Знакомство участников мастер - класса с основными теоретическими аспектами исследовательской деятельности учащихся;
• Определение различных форм, методов и приёмов исследовательской деятельности учащихся; 
• Формирование ситуации успеха, рефлексии, установление духовного контакта между мастером и участниками мастер-класса. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: учитель физики МБОУ «Таушинская ООШ» Кольца Н.И.

Мастер – класс "Организация исследовательской деятельности на уроке"


     Современный процесс развития начальной школы характеризуется ломкой традиционных форм, методов, подходов к обучению. Современные тенденции модернизации образования диктуют настоятельную необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе, которое призвано гарантировать право на качественное образование каждому ребенку, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития.
Цель мастер - класса:

Обучение участников мастер-класса построению образовательного процесса с учетом исследовательской деятельности учащихся.
Задачи: 
• Знакомство участников мастер - класса с основными теоретическими аспектами исследовательской деятельности учащихся;
• Определение различных форм, методов и приёмов исследовательской деятельности учащихся;
 
• Формирование ситуации успеха, рефлексии, установление духовного контакта между мастером и участниками мастер-класса.
 
Ход мастер – класса.
1. Знакомство с участниками.
- Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени.
(Представление участников)
Поработайте с вашим соседом, выберите имя и придумайте качества людей на каждую букву имени!
Подберите работу с именами, которая имела бы исследовательский характер. (Назвать художественные и литературные произведения, где бы использовались имена. Провести исследования «Самое популярное имя в школе?», «Влияет ли имя на характер человека?»)

Слайд 1. Эпиграф к работе.
Слайд 2. Вступление.
2. Теоретический аспект.
Многочисленными исследованиями в области педагогики и психологии доказано, что именно исследовательская деятельность в наибольшей степени развивает способность человека мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал (2). Интенсивное развитие интеллекта происходит главным образом на ранних этапах становления личности: к шести годам – более чем на треть, к восьми – наполовину, а к двенадцати годам – на три четверти (1). Поэтому именно на первой ступени обучения необходимо активно приобщать школьников к исследовательской деятельности.
Объект исследования: личность младшего школьника.
Предмет исследования: организация исследовательской деятельности младшего школьника.
Предпосылкой формирования исследовательской деятельности является способность мышления давать ответы, далеко отклоняющиеся по степени оригинальности, нестандартности, неожиданности от других (стандартных) решений. Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина, подвижность. Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся системой познавательных задач, при решении которых у ребят появляется интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска.
Слайд 3.
Процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик взаимодействовал с внешними образовательными областями с помощью трех основных видов деятельности:
 
1) познание объектов окружающего мира;
 
2) создание учеником личностного продукта образования;
3) самоорганизация предыдущих видов деятельности – познания и созидания.
Слайд 4.
При осуществлении этих видов образовательной деятельности проявляются соответствующие им качества личности:
 
1) когнитивные качества, необходимые в процессе познания учеником внешнего мира;
 
2) креативные качества, обеспечивающие условия создания учеником творческого продукта деятельности;
 
3) методологические (оргдеятельностные) качества, проявляющиеся при организации образовательной деятельности ученика.
Ведущим средством развития детей является создание эвристической образовательной ситуации. Эвристическая образовательная ситуация характеризуется образовательным напряжением, возникающим спонтанно или организуемым учителем, требующим своего разрешения через эвристическую деятельность всех ее участников. Получаемый в результате образовательный продукт непредсказуем, педагог проблематизирует ситуацию, задает технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретные образовательные результаты, которые должны быть получены.
Цикл эвристической образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы эвристического обучения: мотивацию, проблематизацию деятельности, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, рефлексию результатов.
Слайд 5.
Методы обучения:
 
- метод вживания – ученик пытается «вселиться» в изучаемый объект, познать его изнутри. Применим для изучения объектов окружающего мира;
- метод эвристических вопросов. Применим для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте. Задаются семь ключевых вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?
- метод сравнения применяется для сопоставления версий разных учеников с культурно-историческими аналогами;
- метод эвристического наблюдения. Цель данного метода – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдения;
- метод эвристического исследования. Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования – факты об объекте – опыты – новые факты – возникшие вопросы и проблемы – гипотезы – рефлексивные суждения – результаты;
- метод конструирования понятия. Сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии, учитель помогает достроить его до культурных форм. Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт;
- метод «Если бы…» - ученикам предлагается составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится, например, исчезнут все окончания в словах или сами слова, хищники станут травоядными, все люди переселятся на Луну.
3. Практическая работа «Ромашка» (учащиеся в группе выбирают метод и придумывают работу).
Слайд 6.
Формы организации занятий:
- занятия креативного типа: диалог, дискуссия, диспут, эвристическая беседа; занятие-противоречие, парадокс, фантазия; поисковое занятие, постановка проблем и их решение; изобретательство, моделирование, эвристическая ситуация, сочинение, деловая игра, урок наоборот (ученик в роли учителя), защита творческих работ.
- занятия когнитивного типа: наблюдение, эксперимент, исследование объекта, конструирование понятий (правил, закономерностей, гипотез, теорий, картины мира) и т.д.
 
- занятия орг.деятельностного типа: целеполагание, нормотворчество, разработка и защита коллективных и индивидуальных проектов, рецензирование, взаимоконтроль, самооценка, рефлексия; конференция, творческий отчет; рефлексия.
 
Практическая работа учащихся мастер - класса.
В привлечении младших школьников к правильно организованной и содержательно насыщенной исследовательской деятельности, использовании исследовательских моделей обучения педагогический коллектив начальной школы видит решение одной из важнейших задач современного образования – формирование активной жизненной позиции личности.
4. Знакомство с формами работы мастера. (слайды 7,8,9,10,11,12,13)
Метод вживания.
Метод эвристических вопросов.
Тема: Для чего нужен компас?
 
Цель: научить пользоваться компасом.
 
- Подумай и скажи: в каком приборе применяется магнит?
 
- Как пройти через лес и не заблудиться?
 
Тема: Поверхность нашего края.
 
Цель: Научить определять различные формы поверхности на карте.
 
- Рассмотрите изображения суши на карте полушарий.
 
- Почему она пестрит разным цветом?

Метод эвристических наблюдений.
Книга «Поиграем в ученых».
Метод эвристических исследований.
Метерлинк «Синяя птица», Маршак «12 месяцев».
4-й шаг. Рефлексия.
- Свое общение с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".

- Давайте сделаем вывод: В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

Мастер-класс "Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках черкесского языка и литературы"

Данный мастер-класс я провела совместно с учителями школы и учащимися 6 класса. Я показала на практике как проводить проектную и исследовательскую работу с учащимися, ознакомила с этапами работы над п...

МАСТЕР-КЛАСС на тему: «Исследовательская деятельность на занятиях по программе «Углубленная биология» для учащихся 10-11 классов» (В рамках опытно- экспериментальной работы с одаренными детьми)

Разработка мастер-класса на тему "Исследовательская деятельность на занятиях по программе "Углубленная биология " для учащихся  10-11 классов...

Организация исследовательской деятельности на уроках химии

Организация исследовательской деятельности на уроках химии....

Организация исследовательской деятельности на уроках физики в коррекционной школе III -IVвида

Организация исследовательской деятельности на уроках физики в коррекционной школе III – IV вида.В статье представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности  по физике  в к...

Алгоритм организации исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

В статье рассказывается о личном  опыте работы автора по организации исследовательской деятельности на уроках истории  и во внеурочной деятельности, начиная с работы с памятками, иллюстрация...

Мастер класс для педагогов "«Организация исследовательской деятельности на уроке и внеурочной деятельности как способ достижения метапредметных результатов обучения».

Распространение опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способству...