здоровьесберегающие технологии
материал на тему

здоровьесберегающие технологии  в  МБОУ СОШ №75

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon здоровьесберегающие технологии 98.96 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие  технологии  

Каждый учитель ставит перед собой цель – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.

В процессе обучения в соответствии с целью здоровьесберегающих технологий  мы ставим следующие задачи:

1. сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни в учебном процессе,

2. научить применять полученные знания в повседневной жизни.

В своей работе учителя начальных классов придерживаются следующих принципов:

1. учет индивидуальных, возрастных и физических особенностей ребёнка;

2. учёт медицинских показателей (паспорта здоровья);

3. соблюдение санитарных норм в кабинетах (маркировка в соответствии с возрастом, освещение, оформление, проветривание, гигиена);

4. соблюдение охранительного режима во время урока (смена форм деятельности во время урока, рациональная организация учебной деятельности, физкультминутки, динамические паузы, осанка детей, и т.д.);

5. введение в уроки здоровьесберегающих элементов с помощью разнообразных форм, методов и средств обучения.

        Учителя 1-х классов строят  учебный процесс так , чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения. 

Физическая культура – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса.

         Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым, способствуя её развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребёнку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идет процесс его психического развития. И поэтому регулярные занятия физической культурой и проведение физкультминуток благотворно влияют не только на физическое развитие, но и на психику ребёнка. Перечислю, каким требованиям и рекомендациям придерживаются учителя при проведении физкультминуток. 

Виды физкультминуток:

·         Упражнения для снятия общего или локального утомления;

·         Упражнения для кистей рук;

·         Гимнастика для глаз;

·         Гимнастика для слуха;

·         Упражнения, корректирующие осанку;

·         Дыхательная гимнастика.

Требования к проведению физкультминуток:

·         Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;

·         Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;

·         Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

     

Например на уроках чтения очень большая     нагрузка на зрение. Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка возникает головная боль и головокружение.

     Использую в своей работе специально-восстановительные зрительные игры ( дети закрывают глаза, а я устно описываю картины, которые им нужно представить)

      Способствует расширению зрительно - двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда.

Сейчас я предлагаю вам посмотреть  одну из таких физкультминуток.

 

Преобладающий вид деятельности на уроке русского языка и математике  – письмо.

В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем “телом”. Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому рекомендуются:

- упражнения для снятия общего или локального утомления;

- упражнения для кистей рук, пальчиковая гимнастика

 

Упражнения для этой гимнастики разнообразны, например, массаж пальцев. Минутки отдыха необходимы учащимся после продолжительного  письма.

Уроки ведутся по 40 минут, проводится динамическая пауза. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения,  провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Кроме того,  определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу  эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Физкультминутки  проводятся, зачастую с музыкальным сопровождением.

Предлагаю вам пример физкультминутки для снятия общего или локального утомления.

Учителям  начальной школы следует проводить  также  активные перемены, которые помогают сплотить коллектив. Необходимо  правильно организовать перемены

  • подвижные игры малой и средней подвижности;
  • музыкальные перемены;
  • динамические паузы (как правило, проводятся   на школьном дворе , на спортивной площадке, в детском городке);  Мы считаем, что эти динамические паузы  играют роль не только в укреплении мышц организма, подвижности, но и являются профилактикой от простудных заболеваний и гриппа.

Представляю вашему вниманию физкультминутку для перемены, которая направлена не только на здоровьесбережение, но и на сплочение  классного коллектива  

Таким образом изложенные выше материал выше показывает, применение здоровьеразвивающих технологии, дающих не только повышение двигательной активности на занятиях, но и развитие познавательных процессов, остроты зрения, мелкой моторики у детей. Кроме того, у них улучшается умственная деятельность, развиваются  творческие способности. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее  нашего общества.