Методическая разработка "Деятельность педагога в становлении и развитии сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста"
методическая разработка по теме

Акимцова Елена Николаевна

В работе раскрыты принципы концепции поэтапного формирования способов игры, показаны особенности сюжетно-ролевой игры, описаны методы и технологии развития игровой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

МБДОУ №1 г.ПОРОНАЙСК

методическая разработка

«Деятельность педагога в становлении и развитии сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста»

                                                                                       Выполнили:

Акимцова Елена Николаевна,

                                                                                   Воспитатель МБДОУ№1,

  Шапошникова Вероника Юрьевна,

Воспитатель МБДОУ№1,

                                                                                      г. Поронайск

Адрес: ул.Восточная,110 –А

Телефон: 8-(4242)-4-24-38

e-mail: doy1.ucoz.ru.

Поронайск

2013

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

Основная часть…………………………………………………………….

  1. Основные  принципы концепции поэтапного формирования способов  игры………………………………………………………7
  2. Особенности организации  сюжетно-ролевой игры……………....8
  3. Методы руководства сюжетно-ролевыми играми…….………….11
  4. Технологии развития игровой деятельности …………………….13
  5. Методы и приемы технологии ТРИЗ……………………………...18

Заключение………………………………………………………………………20

Список использованной литературы…………………………………………..21

“Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

В.А. Сухомлинский.

На Российском совещании «Современное начальное образование» поднимались проблемы, касающиеся работников дошкольных учреждений. Отмечалось, что 30-40% первоклассников не справляются с программой начальной школы. Дело не в том, что они не читают и не пишут, а в том, что эти дети недостаточно играли в детском саду. Ведь именно в игровой деятельности у ребёнка есть все необходимые условия для успешного освоения окружающей действительности. Именно в игре ребёнок получает возможность обучения коммуникативному общению со сверстником и взрослым в совместной игровой деятельности.

Сильными факторами разобщения детей являются телевизор и компьютер, у которых они проводят много времени.

В современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того, чтобы осуществлять педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Воспитатели не осознают в полной мере свою роль в обогащении сюжетно-ролевых игр современных дошкольников.

Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Для того, чтобы осуществить адекватное педагогическое воздействие по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов. Последнее особенно важно для воспитателей.

Обратимся к нормативным документам. В Федеральных Государственных требованиях игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития.

 «Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля2011г.№2151

«Об утверждении Ф.Г.Т. к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» 3.1.2. (основной формы работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса должно обеспечить возможность организации разнообразной  игровой деятельности), 3.2.9.-требования к игрушкам.

Право играть зафиксировано в конвенции о правах ребенка (ст.31).

« Каждый ребенок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни».

Поэтому в последнее время все перечисленные нами проблемы являются актуальными  в становлении и развитии сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста.

Актуальность вопроса определяется прежде всего тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности.

Для того, чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо понимать её природу, иметь представление о специфике её развитии на протяжении дошкольного возраста. А также уметь играть с детьми.

Выходом  из этой ситуации мы считаем следующее: необходимо познакомить с  методами современных педагогических технологий в становлении и развитии сюжетно-ролевой игры  детей дошкольного возраста. Что и будет являться целью нашей разработки.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1.Показать значимость сюжетно-ролевой игры в развитии и воспитании детей и помочь  педагогам осознать  свою роль в развитии и обогащении сюжетно-ролевых игр дошкольников.

2.Раскрыть  основные принципы организации игры в детском саду.

3. Определить содержание и формы работы педагога  по обучению детей дошкольного возраста сюжетно – ролевой игре (с учётом ФГТ).

 

 Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. В игре ребенок испытывает внутреннее  ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности .дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации.

 В 1987 г. Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой была опубликована концепция поэтапного формирования способов игр.

Взаимодействие взрослого с детьми строилось на основе партнерских взаимоотношений, т.е. взрослый выступал для ребенка таким же партнером по игре, как и другой ребенок.

Основными принципами концепции поэтапного формирования способов игры были следующие:

  1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями,  взрослому следует играть вместе с ними, т.е. сменить позицию «учителя»на позицию «играющего партнера».
  2. Начиная с младшего возраста  и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений необходимо ориентировать его на взаимодействие с партнером – сверстником, «обеспечивать способами согласования действий с партнером».
  3. Взрослый, играя вместе с детьми на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом из его этапов развертывать игру таким образом, чтобы ребенок «открывал» и усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построения того или иного вида игры.

Выявленные принципы организации сюжетно-ролевой игры направлены на формирование у детей игровых способов, умений, которые позволяют им развертывать самостоятельную игру в соответствии с их собственными желаниями и интересами.

Особенности организации и руководства

сюжетно - отобразительной игрой

    В группе детей раннего возраста

     Планируется

 - в процессе  непосредственно – образовательной деятельности в форме игрового упражнения, индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой группе; 

 - в ходе режимных моментов;

 - в самостоятельной деятельности детей. 

Роль  педагога:

Главное действующее лицо – вовлекает в игру, предоставляет детям возможность выбора (вида игры, сюжета, роли, стимулирует детей к ис пользованию предметов заместителей, способствует эмоционально – насыщенной атмосфере в игре.

Особенности руководства и планирования сюжетно – ролевой игрой
в младшей группе
 (с учётом ФГТ)

Планируется

 - в процессе  непосредственно – образовательной деятельности в

форме игрового упражнения, индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной , в малой группе (50 минут – 1 час);

 - в ходе режимных моментов (20 – 25 минут);

 - в самостоятельной деятельности детей.

Роль  педагога

 - при сговоре на игру  - главное действующее лицо  - стимулирует, направляет игровое общение детей. Предлагая малышу игрушку, спрашивает у ребёнка, с кем бы ему хотелось поиграть, располагает детей к общению. Помогает распределять роли, подбирать нужные атрибуты.

 - включается в игру во второстепенной роли.

Показателями успешного формирования ролевого поведения у детей 4-го года жизни являются следующие:

   -  развертывание      детьми      в      самостоятельной      деятельности
     специфических ролевых действий    и ролевой речи, направленной  на
     кукольных персонажей;

   -  парное   ролевое   взаимодействие   со   сверстником,   включающее
     
называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог    Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-          игровой среды и подбора соответствующего игрового материала.

Особенности руководства и планирования  сюжетно – ролевой игрой
в средней группе
 (с учётом ФГТ)

Планируется

 - в процессе  непосредственно – образовательной деятельности,  в

форме индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной , в малой группе (1 час – 1 час 10 минут);

 - в ходе режимных моментов (25 - 40 минут);

 - в самостоятельной деятельности детей в форме совместной со сверстниками игре.

Роль  педагога

 - при сговоре на игру – помогает распределить роли и развить новые сюжетные линии в знакомых играх, учит вспоминать самое интересное из своей жизни – вносить в игру.

 - при обсуждении содержания игры – репликой, советом, напоминанием актуализирует их личный опыт.

 - Включается в игру во второстепенной роли; участника, партнера детей в этом творческом процессе.

    Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом.  Вся игра носит характер свободной импровизации.

Особенности руководства и планирования  сюжетно – ролевой игрой
в старшей и подготовительной к школе группах
 (с учётом ФГТ)

Планируется:

 - в процессе  непосредственно – образовательной деятельности в

форме индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной - в малой группе (1 час 40 минут);

 - в ходе режимных моментов (45 – 50  минут);

 - в самостоятельной деятельности детей в форме индивидуальной игры и     совместной со сверстниками игре.

    Роль педагога (в ходе игры второстепенная)

Учитывает дружеские привязанности между детьми при организации совместных игр.

Объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом, развивает    умение договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность

Включает в игру застенчивых детей, способствует полоролевой социализации мальчиков и девочек в игре,

          необходимо овладение более новым сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением.

Методы руководства творческими (сюжетно-ролевыми) играми

  1. Методы организации и руководства игровой деятельностью, направленные на развитие детского коллективизма

1.        Постановка перед детьми перспективы интересной, увлекательной деятельности.

2.        Выполнение воспитателем ведущей роли и показ в игровой ситуации как возможное регулирование взаимоотношений  между играющими.

3.        Оказание помощи в воспроизведении норм и правил коллективистских взаимоотношений при длительном выполнении роли.

4.Упражнение детей в самостоятельной организации игр и развитие умения согласовывать сюжетный ход игры путем разъяснения, одобрения, похвалы, доверия, советов по возможному подбору материала для игры, беседа — разговор по поводу дальнейшего хода игры, подведение итогов, положительная оценка предложений детей, изготовление игрушек-самоделок.

5.        Приучение к самостоятельному распределению ролей с учетом возможностей, интересов, желаний каждого ребенка путем изучения и раскрытия перед детьми его лучших, положительных сторон, воспроизведения и раскрытия поступков, привычек, нравов и обычаев тех или иных персонажей игры, давая советы при распределении ролей, индивидуальных заданий и поручений для самостоятельного развития роли и доведения ее до конца.

6.        Объяснение понятий «хорошо», «плохо», «добро», «зло» в игровой ситуации, связанной с реализацией игры, выполнением роли и игровых

правил.

  1. Установление игровых традиций

2) . Методы развития содержания творческих игр и детских взаимоотношений на основе взаимосвязи обучения и игры

1.        Проведение экскурсий (первичная, повторная, завершающая).

2.        Организация (по возможности) встреч с людьми разных профессий.

3.        Эмоционально-выразительное чтение художественной литературы, отражающей коллективный труд  взрослых и героику современной жизни.

4.        Беседа— рассказ с иллюстрированным материалом о труде     взрослых и их взаимоотношениях .

5.        Рассказ воспитателя по специально подобранным фотографиям, репродукциям картин о современных событиях, происходящих в стране.

6.        Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни.

7.        Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления детей о современных событиях, о том, что такое хорошо и что такое плохо.

8.        Инсценирование отдельных литературных произведений с использованием игрушек и участием детей.

9.        Использование персонажей кукольного театра для проведения этических бесед, драматизации литературных произведений с идеями дружбы и товарищества.

3). Методы развития содержания игры на основе взаимосвязи игры с трудом

1.        Обучение детей умениям и навыкам конструирования из строительного материала.

2.        Оказание помощи в развитии строительного творчества.

3.        Обучение приемам коллективной постройки.

4.        Обучение навыкам изготовления игрушек-самоделок из разных материалов (картона, плотной бумаги, дерева, коробков, шишек, желудей и т. д.).

5.        Приучение детей к самостоятельному изготовлению игрушек-самоделок для игры, которой они увлечены.


Для организации игровой деятельности можно использовать игровые технологии следующих авторов:

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Концепция становления сюжетной игры в дошкольном возрасте».

Технология развития игровой деятельности

(Н.Я. Михайленко,   Н.А. Короткова)

Цель: развитие самостоятельной игры через целенаправленное руководство ею воспитателем — партнером, поэтапное формирование игровых умений на протяжении дошкольного возраста.

Этапы

I

II

III

Возраст

1,5 года

3—5 лет

5—7 лет

Задача

Развитие

Формирование

Формирова-

игровых

умения при

ние умения

действий с

нимать роль,

придумывать

игрушками.

развертывать

сюжет игры,

предметами-

ролевые дей-

согласовывать

заменителями

ствия, менять

игровые дей-

роль, вступать

ствия

во взаимо-

действие

Основные

Создание

«Телефон-

Игра-при-

приемы

ситуаций к

ный» ролевой

думывание,

осуществле-

диалог и пове-

совместное

нию условных

дение

сюжетосло-

действий с

жение


предметами

Схема раз-

1. Воспита-

1. Воспита-

1. Ребенок —

вития игры

тель — игра-

тель — иг-

воспитатель.

(особенности

ющий парт-

рушка.

2. Воспита-

формирова-

нер.

2. Воспита-

тель — ребе-

ния игровых

2. Воспита-

тель — ребе-

нок.

умений)

тель, обеспе-

нок.

3. Ребенок —

чивающий

3. Ребенок —

ребенок

условия для

игрушка.

игры и ис-

4. Ребенок —

пользования

ребенок

детьми игро-

вых умений

-

из арсенала

Новизна авторского подхода заключается в поэтапной передаче детям усложняющихся игровых умений (способов построения игры) в процессе совместной деятельности.

—        Зворыгина Е.В., Новоселова СЛ. Комплексный подход руководства сюжетными играми детей

        

Технология развития игровой деятельности

(Е.В. Зворыгина, СЛ. Новоселова)

Возраст

Этапы

Основа  игры

Игровые действия

Руководство игрой

Младенческий

Ознакомительная

игра

Обследование

игрушки,

предмета

Манипуляция с предметом, игрушкой, связанная с их физическим свойством. Игра в одиночку

—        Игровую ситуацию готовит взрослый;

—        ознакомление с окружающим при активном участии детей;

—        общение взрослого с ребенком;

—        наличие условно-образных игрушек

2-й год

Отобразительная игра

Отражение

знакомой

ситуации,

(действия

людей),

действии

 на

результат.

Не связанные между собой действия с предметами в соответствии с их социальным назначением. Отражение знакомой ситуации. Игра в одиночку

—        Передача игрового опыта через обучающие игры;

—        общение взрослого с ребенком;

—        наличие условно-образных реалистических игрушек;

—        игровую ситуацию готовит взрослый

3-й год

Сюжетно-отобразительная игра

Отображение действий людей, действие на выполнение условной цели

2—3 игровых действия передают элементы поведения тех, кого изображают, «роль в действии». Объединение по 2—3 человека, игра рядом

—        Наличие условных образных игрушек, предметов-заменителей, воображаемых предметов;

—        условия игры готовят дети;

—        обучающие игры

4-й год

Сюжетно-ролевая игра

Познавательный интерес, потребность в общении

Действия связаны с принятой ролью, объединение в группы, групповая игра, носят обобщающий характер

—        Наличие сюжетно-образных игрушек, предметов-заменителей, воображаемых предметов;

—        условия для игры готовят дети;

—        обучающие игры

5-й год

Ролевая игра

Познавательный интерес, потребность в общении

Действия связаны с отражением и моделированием естественных отношений. Коллективная игра

—        Активное общение взрослого и ребенка;

—        использование воображения взрослого совместно с ребенком;.

—        использование воображаемого предмета и замена действий словами

Сущность метода в использовании на каждом этапе игры единого комплекса обязательных педагогических мероприятий, вытекающих из природы игр (ознакомление с окружающим при активной деятельности детей, организация игровой среды с использованием игрушек по степени обобщенности образа, передача реального и игрового опыта через обучающие игры, активизирующие общение взрослого с детьми в процессе игры).

Одной из линий развития сюжетной игры дошкольников является игра-фантазирование. Для развития в ней творческих способностей предлагаем использовать приемы фантазирования технологии ТРИЗ.

Придумывание новых сказок с помощью технологии ТРИЗ.

Составление сказок с помощью метода "Каталога".

Цель метода: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели.

 (предлагается сочинить сказку с помощью книги, ответ на который ребенок "находит", указав слово на открытой странице выбранного текста.)

Составление сказок  с помощью  волшебной дорожки.

Цель:  В такой сказке один или несколько объектов совершают действия с определенной целью, при этом, взаимодействуя с разным окружением, которое по-разному реагирует на действия героев.

Метод гирлянд и ассоциаций

Гирлянды аналогий формируются в виде списка слов. Это могут быть все части речи, а также сочетания слов. Цепочка слов может закончиться произвольно или тем словом, от которого «тянули» гирлянду. Этот метод применяется для стимулирования творческих проявлений детей.

Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания

Название игры и цель

Содержание

«Действия героя»

 Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.

Воспитатель предлагает героя из сказки. 
Просит детей назвать все действия Условия: говорить только глаголами. Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках. 

«Волшебник» Цель: Учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы

Воспитатель предлагает поиграть в волшебников с помощью колец Луллия. На 1 кольце - изображение обычных предметов, на 2-ом - волшебники (ТПФ). 
Дети раскручивают круги, выделяют сектор и рассказывают о том волшебстве, которому научился предмет.

«Где-то, кто-то…» Учить детей представлять объект в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания.

Работа идет либо на морфотаблице, либо с кольцами Луллия. Воспитатель на одной части выкладывает карточки с изображением героев, на второй - с изображением места, где это может происходить. 
Пересечение объекта и места позволяет ребенку представить сказочную ситуацию и стимулирует его творчество. 

Заключение

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно игра является основой творческого развития ребенка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.

Успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого происходит полноценное развитие ребенка-дошкольника.

 Сюжетно-ролевая игра должна соответствовать  современной действительности, так как в связи с развитием научно-технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей ,задача воспитателя -  создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.

Полученный в игре со взрослым  опыт придумывания сюжетов, событий, помогает детям успешно развертывать самостоятельную совместную игру.

Мы надеемся, что данная методическая разработка заинтересует педагогов своими методами и приемами руководства сюжетно-ролевыми играми с детьми и поможет им в дальнейшей работе.

Список использованной литературы


1.Воронова В.Ю.Творческие игры  старших дошкольников изд., Просвещение,    1981 . – 79 с.

2 .Гин  А. А..  Педагогика + ТРИЗ. Изд., Вита-пресс, 2000г.  - 80 с.

3.Гин С.И.  Занятия по ТРИЗ в детском саду.  УП "ИВЦ Минфина",

     2002г.- 12 с.

4.Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей.  изд., 

        Просвещение - 1988г.,96 с.

5. Касаткина Е.И. Игра в жизни ребенка.  изд., Дрофа 2010г. 176 с.

6.  Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. изд.,Феникс 2011 г. 256 с.

7. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры, сопровождение сюжетных игр детей. изд., Речь, Сфера 2010г., 176 с.

8.Фесюкова Л. Б.Воспитание сказкой изд.,: Фолио, АСТ
   2000г. 464 с.

9.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. 

 2-е изд., переработанное и дополненное - Москва: Издательский центр «Академия», 2000г. - 416 с.

10.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателя. 2-е изд.,  «ГНОМ и Д», 2000г.-96 с.

11.«Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля2011г.№2151

12. Конвенция о правах ребенка (ст.31).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральные игры как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Психологами доказано, что дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поруче...

Методика организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста

Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий помогают реализовать личност...

«Особенности развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста»

Памятка для родителей «Особенности развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей и педагогов "Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов«Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста» . За последние десятилетия резко возросла речевая патология дошкольного возраста что отмечаетс...

Методическая разработка игр и упражнений по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста

Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей бедующей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс ...