Проект прграммы. Методика организации работы на занятиях кружка.
проект по теме

Рябкова Татьяна Анатольевна

 С целью выявления вопроса по изучению гобеленового ковроткачества на занятиях по ДПИ были рассмотрены, изучены программы по изобразительному искусству и художественному труду для средних общеобразовательных учебных заведений:«Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» (авторский коллектив под руководством  Т.Я. Шпикаловой) с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.Анализ программы показал, что в программе существует декоративно-прикладная художественная деятельность. На индивидуальных и коллективных практических занятиях школьники могут проявить свой уровень творческих способностей, используя различные художественные материалы. Разработок и упоминания о гобеленовом ковроткачестве в программе не наблюдается.

В содержание данного проекта акцент сделан  на приобретение новых технологических навыков, развитие творческого потенциала. Проект направлен на изучение: сущности понятия "ткачество"; принципов композиции; этапов проектирования и создания оригинальных изделий из пряжи. Трудовое воспитание помогает решать разнообразные воспитательные задачи; является одним из важнейших средств всестороннего развития личности ребенка. Развивается мелкая моторика рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_programmy.docx74.79 КБ

Предварительный просмотр:

 Методика организации работы на занятиях кружка 

Анализ авторских программ,  вывод

     С целью выявления вопроса по изучению гобеленового ковроткачества на занятиях по ДПИ были рассмотрены, изучены программы по изобразительному искусству и художественному труду для средних общеобразовательных учебных заведений:

«Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» (авторский коллектив под руководством  Т.Я. Шпикаловой) с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.

     Анализ программы показал, что в программе существует декоративно-прикладная художественная деятельность. На индивидуальных и коллективных практических занятиях школьники могут проявить свой уровень творческих способностей, используя различные художественные материалы. Разработок и упоминания о гобеленовом ковроткачестве в программе не наблюдается.

     Анализ авторских программ по данной теме:

     Программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «РУКОДЕЛЬНИЦА». Возраст обучающихся 11-18 лет. Срок реализации: 1 год (62 часа). Составитель программы: Драй Татьяна Сергеевна, учитель трудового обучения. Город Апатиты, 2010 год. Программа состоит из двух блоков:

  • Технология изготовления ковров (32 часа)
  • Технология вышивки бисером (30 часов)

Основные теоретические сведения: знакомство с традиционными видами рукоделия и декоративно-прикладного творчества: вышивка, мережка, вышивка бисером, ковроткачество (безворсовое). Применение видов рукоделия в народном и современном костюме. Техника выполнения. Демонстрация изделий.

     Программа кружка «Ручного ковроткачество» Авторы: Мытник Л.В. Гаврилова Г.Ф. Программа рассчитана на один год занятий (44часа) с учащимися 4-9 классов. Программа предложена в двух вариантах: для иглопрошивного, и для узелкового способа  ковроткачества. Из опыта работы кружков УО «Республиканский центр технического творчества учащихся».

     Проанализировав программы можно отметить, что они захватывают не все аспекты и виды ковроткачества. Предложенные в этих программах технологии не всегда можно применять на кружковых занятиях, из того что не каждый кружок может приобрести себе дорогостоящее оборудование (ткацкие станки).

     Практика показала, что дети проявляют большой интерес к технике гобеленового ковроткачества при рассмотрении  готовых  изделий, иллюстраций, фотографий с применением ворса.

Проект программы по обучению школьников гобеленовому  ковроткачеству

     Актуальность: В содержание данного проекта акцент сделан на, на приобретение новых технологических навыков, развитие творческого потенциала. Проект направлен на изучение: сущности понятия "ткачество"; принципов композиции; этапов проектирования и создания оригинальных изделий из пряжи. Трудовое воспитание помогает решать разнообразные воспитательные задачи; является одним из важнейших средств всестороннего развития личности ребенка. Развивается мелкая моторика рук.

Цели и задачи проекта

Цели: Образовательная - знакомство с историей «Ковроткачество», материалами и приспособлениями для создания ковровых изделий.

Воспитательная – заинтересовать учащихся новым видом рукоделия, привить уважение к народным традициям.

Развивающая – ознакомить учащихся с нетрадиционными приемами получения ворса.                

Задачи:

Обучающие:

- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

- развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий;

- научить приёмам работы с инструментами;

- развивать индивидуальные способности обучающихся.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к труду;

- воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;

- воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность);

- формировать чувство самоконтроля.

Познавательные:

- развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству.

Развивающие:

- развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;

- формировать интерес к освоению опыта познавательной, творческой деятельности;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности;

- создавать условия для социального, профессионального самоопределения обучающихся.

Эстетические:

- воспитывать аккуратность, культуру поведения;

- формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.

Коррекционные задачи:

- развитие мелкой моторики

- развитие воображения, внимательности, логического мышления, памяти

Введение в проект программы

   Проблема развития творческих способностей подростков интересовала и интересует многих педагогов. В школах и в учреждениях дополнительного образования существует множество учебных групп и студий, уделяющих внимание занятиям по декоративно-прикладному искусству.

   Сегодня ручное ковроткачество не самая распространенная техника для воплощения детских фантазий. Связано это, прежде всего, с трудоемкостью процесса ткачества, требующего большого количества времени, терпения и усидчивости. Кроме того, в связи с быстрым развитием машинного ковроделия старый ручной способ (вместе со своими достоинствами и недостатками) отошел на задний план, и на сегодняшний день мы имеем незначительное количество специалистов, работающих в этой области. Исключения составляют традиционные районы ковровых промыслов: Курская, Курганская, Тюменская области, Северный Кавказ, Дагестан.

   Ручные ковры несут в себе вековые традиции художественной культуры, воплощенные в передающихся из поколения в поколение образах, символах, цветовых сочетаниях.

   Передавая сегодняшним школьникам наивные (с высоты XXI века) секреты древней техники, педагог формирует целостную художественную культуру учащихся как неотъемлемую часть культуры духовной. Ребята учатся видеть в старинных и, может быть, запутанных ковровых рисунках целые рассказы о жизни крестьян, учатся отличать особенности ковров разных районов России, Кавказа, Средней Азии. Этому способствуют, просмотр слайдфильмов, художественных альбомов. Ребят привлекают яркие, самобытные рисунки народных ковров, интерес вызывают также современные декоративные панно-гобелены.

   Техника ковроткачества развивает мелкие движения пальцев, внимание, усидчивость, а также художественный вкус.

   Кроме непосредственного ткачества, которому посвящен  данный проект, занятия должны включать в себя работу над декоративной композицией (общие сведения о составлении коврового рисунка и переработка собственной оригинальной композиции для воплощения ее в материале), а также работу над цветовым колористическим решением.

     В задачи преподавания входит формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в декоративно-прикладном искусстве, формирование художественно-творческой активности учащихся, овладение образным языком ковра и гобелена.

     И пусть ручные ковры никогда уже не займут того важного и необходимого места в каждой семье, в каждом доме, но традиция ручных художественных изделий, украшающих наш интерьер, хранящих тепло человеческих рук должна быть нами сохранена и передана нашим детям.

     В учебной группе по ручному ковроткачеству могут быть с успехом заниматься как мальчики, так и девочки возраста 11-12 лет.

     У младших школьников трудность состоит в необходимости длительное время повторять однообразные движения, кроме того, чем младше ученик, тем быстрее ему хочется увидеть свою работу завершенной, а в ковроткачестве до результата бывает довольно далеко. Однако терпение часто побеждает.

     У старших школьников сейчас ярко выражена профессиональная ориентация. Если декоративно-прикладное искусство не связано с будущим занятием, то учащийся может потерять к нему интерес. Однако на увлекательное хобби найдет время каждый.

     Для ребят, серьезно увлекающихся рисованием, гобелен – новое, необычное поприще для воплощения своих замыслов.  

Описание условий работы по данному методическому пособию.

     Для работы в данной технике набивного гобелена необходимы следующие материалы и оборудование:

  1. Рабочий кабинет со столами и стульями по количеству детей;
  2. Необходимое освещение;
  3. Подвесная доска;
  4. Стенды для просмотра готовых работ;
  5. Столы и стулья (согласно роста ребенка)
  6. Нити для ткачества;
  7. Декоративные элементы: бусинки деревянные, стеклянные, керамические;
  8. Конструктивные детали: каркасы;
  9. Иглы для набивного гобелена;
  10. Прочные булавки с большими головками (бусинками), «цыганские» иглы;
  11. Ножницы;
  12. Клей ПВА;

Оптимальное наличие детей в группе от 7 до 10. Более эффективной и результативной формой является индивидуальное обучение. Периодичность занятий 2 раза в неделю.

По окончании курса «Ручное ткачество» дети должны:

- знать: сведения о народных промыслах ковроткачества и их специфических чертах; сведения о современных технологиях создания тканых изделий; требования, предъявляемые к изделиям ковроткачества и к процессу их создания; приемы безопасной работы с инструментами и приспособлениями для ковроткачества; основные виды пряжи, нитей и их свойства; сведения о различных составах пряжи, нитей их достоинствах и недостатках; последовательность, основные приемы и применяемые приспособления для создания тканых изделий вручную, с помощью вертикального подрамника, посредством основных техник ткачества; способы создания «гобеленов» малых форм – мини-гобеленов, объемных форм, «арт-объектов» с включением различных материалов (кожи, металла, дерева, стекла и т.д); основные сведения о дизайне в ковроткачестве и тканых изделий; основные способы декорирования в ковроткачестве и типы художественной отделки текстильной поверхности, способы приготовления и подготовки к работе материалов ковроткачества (шерстяной пряжи, натуральных и искусственных нитей различных составов, фурнитуры, красителей и т.д.); сведения о температурной обработке изделий в процессе оформления; виды и причины основных технических неточностей в ручном ткачестве, способы их предотвращения и устранения.

- уметь рационально организовать свое рабочее место, оборудование, инструменты с учетом техники безопасности, эргономических, эстетических и санитарно-гигиенических требований, поддерживать порядок во время работы; соблюдать приемы безопасной работы; рационально и целесообразно используя оборудование, инструменты и приспособления; планировать последовательность создания изделия (например, в виде технологической карты), осуществлять контроль качества изделий в процессе и в результате практической работы; владеть правильными приемами набивного гобелена; качественно выполнять работу, предотвращать и устранять основные дефекты тканых изделий; самостоятельно выполнять творческие композиции.

- владеть навыками подготовки материалов, инструментов и приспособлений для производства ковроткачества; создания уникальных изделий методом ручного гобеленового ковроткачества, навыками рабоы на вертикальном подрамнике; декорирования изделий ковроткачества и их художественного оформления.

Средства  обучения:

  • Печатные (учебники  и учебные пособия, раздаточный материал и т.д.)
  • Электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные  универсальные энциклопедии)
  • Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные )
  • Наглядные плоскостные (плакаты,  репродукции, иллюстрации)

Планирование и организация занятий

Подготовка учителя к занятию

     Подготовка учителя к занятию складывается из двух органически связанных между собой этапов: планирование системы уроков по теме и конкретизации этого планирования применительно к каждому уроку, продумывание и составление планов отдельных уроков. Тематическое планирование предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций учебно-воспитательного процесса в системе кружковых занятий по данной теме. В эту систему, в зависимости от основной дидактической цели, могут войти занятия различного типа и вида. Успех тематического планирования зависит главным образом от того, насколько четко преподаватель представляет себе, что должны учащиеся твердо усвоить, с чем познакомиться, что уметь, что знать и т.д. "Поскольку результаты воспитания и развития учащихся проявляются не сразу после проведения того или иного занятия, планировать эти задачи надо на более длительный период, т.е. по курсу в целом (что определено программой), и по целой теме или разделу (что намечает сам педагог, исходя из знания им особенностей учащихся того или иного класса". Только в результате такой предварительной работы можно увидеть и понять значение каждого "рождающегося" в тематическом плане урока. В противном случае вместо системы взаимосвязанных уроков получится случайный "набор" уроков.

     Наиболее удачную, научно аргументированную схему тематического планирования предложил в свое время известный отечественный дидакт М.И.Махмутов. Содержательно эта схема выглядит следующим образом (см. Махмутов М.И. Современный урок. М.,1985. С. 147):

Схема тематического планирования

  1. Номера уроков

I. Название темы

1.Цель (общая дидактическая) занятий или системы занятий

  1. Тип занятия
  2. Общие методы обучения (репродуктивные или продуктивные)
  3. Оборудование и основные источники информации
  4. Виды контрольных рвбот по системе уроков

II. Актуализация

Опорные знания (понятия и факты) и способы действий

Типы самостоятельных работ

III. Формирование новых понятий и способов действий

Новые понятия и способы действия

Основные и второстепенные проблемы и типы самостоятельных работ

IV. Применение (формирование умений и навыков)

Типы самостоятельных работ

     В чем же заключается непосредственная подготовка учителя к занятию?

     Непосредственная подготовка учителя к занятию — это планирование занятия, конкретизация тематического планирования применительно к каждому отдельно взятому занятию, продумывание и составление плана и конспекта урока после того, как определено основное содержание и направленность занятия. План занятия необходим каждому преподавателю, независимо от его стажа, эрудиции и уровня педагогического мастерства.     Составляется он на основе тематического плана, содержания программы, знания педагога учащихся, а также уровня их подготовки. В планировании занятия и разработке технологии его проведения выделяются две взаимосвязанные части: 1) обдумывание цели занятия, каждого его шага; 2) запись в специальной тетради в той или иной форме плана занятия.

     Цель занятия определяется, исхода из содержания материала программы, материальной базы. В этой части подготовки занятия педагог на основе мысленного эксперимента осуществляет прогнозирование будущего занятия, его мысленное проигрывание, разрабатывает своеобразный сценарий своих собственных действий и действий учащихся в их единстве. И только после определения основного содержания и направленности собственной деятельности и деятельности учащихся на занятии педагог отбирает необходимый и достаточный материал, который должны усвоить дети, намечает последовательность введения в оборот тех или иных понятий, которые будут отрабатываться на занятии. Подбирает наиболее емкий и яркий материал, необходимый для возбуждения активности учащихся при работе с намечаемыми понятиями, намечает ориентиры в виде обобщенных вопросов, проблемные задачи, предопределяет структуру занятия, исходя из объема предстоящей работы. Оценивает возможности детей и свои собственные, готовит себя психологически к возможным изменениям занятия в связи с меняющимися условиями на занятии, с введением в содержание занятия дополнительной информации. В ходе подготовки занятия усиливается внимание учителя к педагогическому предвидению, к прогнозированию поворотов мысли учащихся. Подготовка педагога к занятию охватывает, таким образом, не только тщательный анализ учебного материала, его структурирование в соответствии с этапами его изучения, но и возможные вопросы, ответы, суждения самих детей в ходе работы с этим материалом — его восприятия, осмысливания и т.п. Чем тщательнее проведен такой анализ, тем меньше вероятности встретиться с совершенно неожиданными ситуациями в процессе проведения занятия.

     После такого тщательного анализа, обдумывания занятия учитель осуществляет запись плана-конспекта. При этом конспект занятия, особенно для начинающего педагога, разрабатывается довольно подробно, развернуто.

     План занятия — это начало творческого поиска, средство эффективности занятия, реализация замысла педагога, фундамент вдохновения и талантливой импровизации. В нем отражается тема занятия, цель с конкретизацией его дидактических задач, краткое содержание материала, изучаемого на занятии, определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач, в ходе выполнения которых успешно будет осуществляться актуализация ранее усвоенных опорных знаний и способов деятельности.

 Календарно-тематический план

№ п/п

Темы занятий

Часы

Всего

Теоретич.

Практич.

1.

Техника безопасности. Вводный инструктаж. Знакомство с программой.

2

2

2.

История ковроткачества

2

2

3.

Виды ковровых техник

2

2

4

Ковроткачество на Руси

2

2

5.

Знакомство с технологией изготовления ковров.

2

2

6.

Материалы, оборудование, приспособления для изготовления ковров.

2

2

7.

Работа с журналами, книгами, открытками. Выбор рисунка.

2

2

8.

Способы перевода рисунка. Цветовое решение. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке.

2

1

1

9.

Подготовка канвы и пряжи.

2

1

1

10.

Изготовление ковриков.

Творческие работы.

50

4

46

10.1

«Веселая полянка»

10

1

9

10.2

«Зоопарк»

11

1

10

10.3

Прикроватный коврик «Вдохновение»

18

1

17

10.4

«Весенняя мозаика»

11

1

10

11.

Оформление края коврика. Оформление в рамку.  Самоконтроль изделия, самооценка.

2

2

12

Заключительное занятие.  Подведение итогов за год.   Выставка работ.

2

1

1

Итого:

72

21

51

Планы конспекты занятий

  1. Занятие.

Тема: История ковроткачества.

Тип занятия: комбинированный.

Вид занятия: рассказ, беседа.

Цели: Развивать интерес и уважение к истории, культуре и предметам национального рукоделия.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с понятиями: прядение, ткачество, пряжа, ткань, переплетение нитей.
  • Развивать память, мышление, воображение.
  • Воспитывать интерес к изучению ковровых техник.

Оборудование:

Для педагога: Наглядные пособия, проектор.

Для ученика: Подрамник или пяльцы, ножницы, игла с большим ушком, так называемая "цыганская", булавки, гобеленовая игла, линейка, карандаши, копировальный ролик, копировальная бумага.  

Структура занятия

Этапы работы

Содержание работы

Время в минутах

Материально-техническая база

Организационно-подготовительный

Приветствие, проверка явки участников кружка. Формулировка темы и целей.        

3

Формирование новых знаний

Теоретические сведения.

25

Презентация, наглядные пособия

Самостоятельная работа

Практическая работа

44

Контроль и рефлексия.

Ответы на вопросы

5

Тест

Подведение итогов.

3

Ход занятия

Этапы урока

Содержание

Примечание

1

Организационно-подготовительный

Сегодня на занятии мы поговорим о истории ковроткачества. Сегодня вы познакомитесь с происхождением ковров и ковровых техник. Так же новым для вас будет такое понятие: ткачество, гобелен, ворс.

2

Формирование новых знаний

Ткачество – вид декоративно-прикладного творчества, возникший более двух с половиной тысяч лет назад. Раскопки древних захоронений и поселений подтверждают, что ручное изготовление ковров было знакомо людям далёкого прошлого. Ткацкие изделия известны по памятникам изобразительного искусства и литературы, а также по отдельным образцам тканей, найденных в раскопках (второе тысячелетие до н.э.). Орнаментация в ковровых изделиях строилась по принципу ритмических повторов и достигалась тремя способами: переплетением нитей, набивным рисунком и вышивкой.

   Самые древние, дошедшие до нас ковры ручной работы - войлочные. Из овечьей шерсти или верблюжьей, подобные ковры и по сей день являются распространенным видом рукоделия в Индии, Средней Азии и у некоторых народностей Кавказа. Современные художники декоративно-прикладного искусства, применяющие в своих работах некоторые приемы этого вида народного ремесла, используют не только шерстяной, но и синтетический войлок. Серию таких композиций в технике аппликации с применением начеса и вышивки создала латышская художница Рута Богустова.

Ворсовые ковры известны всем. Возникновение ворсового ковроткачества относят к V веку до нашей эры, а вероятным местом происхождения считается Персия. Современный Иран называют классической страной восточных ковров. Упоминается о коврах с ворсом еще в Ветхом завете, а остатки наиболее ранних дошедших экземпляров были найдены при раскопках в Горном Алтае. Имеются письменные источники, относящиеся к третьему тысячелетию до нашей эры, в которых упоминается о мануфактурах и мастерских коврового производства. Подлинники, подтверждающие высокое развитие ковроткачества в XVI-XVII веках, имеются в музеях некоторых стран. Это персидские ковры, поражающие своей красотой, тонкостью исполнения и размерами. Так, в Лондоне в Музее королевы Виктории и принца Альберта находится самый знаменитый персидский ковер - Ардебильский ковер, общая площадь которого около 60

кв.м., а число узлов больше 33 млн. Из Персии ковроткачество распространилось на Кавказ, в Китай, Индию. А в XVI веке в персидских государственных ковровых мастерских проводились экспортные экземпляры.

Первоначально в Европу восточные ковры попадали в качестве военных трофеев и дипломатических даров. Если в европейском интерьере восточные ковры использовались для утепления и украшения, то на Востоке коврами жилище устилалось. Восточному человеку ковры заменяли мебель, седло, а кочевникам - порой и само жилище. На ковре молились, сидели, лежали, пировали, принимали гостей. Они же составляли приданое и наследство. Можно сказать, что ковры – неотъемлемая часть повседневного обихода для восточного человека, и в какой-то степени образ жизни. Именно на ковре герои восточного эпоса отправляются за своим счастьем.

   Культура ислама запрещает изображение живых существ, поэтому в орнаментике восточных ковров преобладают растительные и геометрические мотивы. Однако в Персии запрет был не так жесток. Здесь достигли большого совершенства в изображении животных. Композиции персидских ковров отличает тонкое обращение с растительными формами, искусное изображение движущихся животных, сплетение стилизованных цветов и геометрических линий. Орнамент состоит из всевозможных птиц и животных (львов, слонов, верблюдов, серн), цветов (нарциссов, роз, гвоздик). Тона приглушенные: бледно-розовые, блекло-синие, голубые, приглушенно красные с терракотовым оттенком. По способу изготовления ворсовые ковры могут быть ручными или фабричным. Различают ковры по месту производства, орнаменту, количеству утков и виду узлов.

   Ткачество – это переплетение закрепленных на станке нитей основы с уточными нитями. В ворсовом ткачестве два вида утка: ряды уточных нитей, переплетающих основу ковра от края до края, и ряды нитей, завязываемых узлами и дающих ворс.

   Помимо надвязки узлов, ворс можно получить путем разрезания махровых петель. Техника вязки ковров, как и конструкции станка, не менялись на протяжении столетий. У кочевников станок состоял из двух параллельных шестов, укрепленных на земле колышками. Такой станок было легко переносить с места на место. Позднее, в мастерских, вертикальный станок образовали два вращающихся валика, соединенные вертикальными палками. На нижний валик навивается вытканный ковер, а с верхнего смазывалась основа. Подобные станки бытуют и по сей день.

   Увлечение в конце XIX века восточным искусством повысило спрос на средневековые восточные ковры ручной работы в Европе. Они стали предметом антиквариата. Спрос порождает предложения, появились не только копии, но и подделки. Поражают изощренные способы подделок: травление кислотами и щелочью, высветление на солнце и с помощью химических веществ, опаление лампой, поджигание ворса, натирание кофейной гущей и даже закапывание в землю. Все эти варварские ухищрения – для того чтобы придать свежим краскам только что сотканного ковра паутину (налет времени). Если тонкое искусное ковровое ремесло возникло на Востоке, то изощренные способы подделки – в Европе, а уже отсюда перекочевали на Востоке, где и достигли совершенства.

   В Европу техника ворсового ткачества попала с Востока через Испанию. Ковровщики – сарацины (так в Европе называли арабов), попавшие в Европу еще в XIII веке, принесли свой опыт ворсового ковроткачества во французские гильдии ткачей.

   Из наиболее ранних дошедших до нас экземпляров настенных ковров ручной работы является ковер королевы Матильды, шириной 0,5 м. и длинной 63 м. Он хранится в музее г. Байо во Франции и представляет вышивку по холсту с изображением сцен времен завоевания Англии норманнами.

Презентация

Наглядные пособи

3

Самостоятельная работа

Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов:

- Поисково-исследовательский (организационно-подготовительный). Этот этап позволяет уточнить тему проекта, сделать проектную деятельность более осмысленной и конкретной. Для этого предстоит собрать необходимую информацию на тему проекта и проанализировать ею. Источниками информации могут быть учебники, энциклопедии, специализированная литература, журналы, передачи телевидения и др.

- Технологический этап. Этот этап является центральным, основополагающим, системообразующим, связанным с продуктивной деятельностью, результатом которой является объект проектной деятельности

- Заключительный этап. Включает оформление и презентацию работы, ее оценку исполнителем, другими учащимися и учителем.

(Показывая изделия, обращаю внимание учащихся на технологию выполнения, которая потребует от них терпения, определенных навыков и предварительной подготовки. При выборе проекта учащиеся должны уметь реально оценивать свои возможности, учитывать сложность проекта и доступность его изготовления.)

4

Контроль и рефлексия.

В завершении занятия проводится шуточный тест

Приложение 1.

5

Подведение итогов.

На сегодняшнем занятии вы познакомились с новыми понятиями: прядение, ткачество, переплетение нитей, основа, уток.

3. Занятие.

Тема: Виды ковровых техник.

Цель:  Изучение видов ковровых техник.

Задачи:

  • Развить интерес к народному творчеству – ковроткачеству;
  • Продолжать воспитывать  усидчивость, терпение, трудолюбие;
  • Получить  технологические знания в основных видах ковроткачества.

Тип занятия: Комбинированный.

Вид занятия: Беседа

Оборудование:

Для педагога: Наглядные пособия, проектор.

Для ученика: Подрамник или пяльцы, ножницы, игла с большим ушком, так называемая "цыганская", булавки, гобеленовая игла, линейка, карандаши, копировальный ролик, копировальная бумага

Структура занятия

Этапы работы

Содержание работы

Время в минутах

Материально-техническая база

Организационно-подготовительный

Приветствие, проверка явки. Формулировка темы и целей.

3

Формирование новых знаний

Теоретические сведения.

20

Презентация, наглядные пособия

Самостоятельная работа

Практическая работа

45

Контроль и рефлексия.

Ответы на вопросы

5

Фронтальный опрос

Подведение итогов.

2

Ход занятия

Этапы урока

Содержание

Примечание

1

Организационно-подготовительный

2

Формирование новых знаний

Ковровые изделия можно разделить на два основных вида: гладкие и ворсовые.

   Гладкие, в свою очередь, делятся на односторонние (рисунок прочитывается только с лицевой стороны) – это кавказские ковры сумахи и ямани, поверхность которых напоминает вязанную на спицах, гобелены – декоративные настенные панно со свободным рисунком; двусторонние (рисунок можно читать с любой стороны, изнанка отсутствует) – это, прежде всего, паласы с геометрическим или цветочным узором и килимы, которые ткались в южных районах: на Украине, в Молдавии, Румынии, для их рисунка характерны плавные растительные линии и силуэты, которые, однако, могут сочетаться и с геометрическими.

   Ворсовые ковры имеют мягкую ворсовую поверхность, которую образуют ковровые узлы, завязанные на нитях основы. Такие ковры делятся на собственно ворсовые (высота ворса 4-10 мм) кавказские и среднеазиатские с геометрическим рисунком; махровые – более рыхлые сибирские ковры с высотой ворса 20-30 мм, чаще с растительным узором; прибалтийские ковры в технике рю-ю с длиною ворса 70-80 мм.

   Существуют также ручные ковры с комбинированной техникой: паласы с ворсом, паласы с настилом и др.

   Промыслы ковроткачества возникли еще в XVII веке, а техника, как разновидность ткачества, еще раньше. Традиционными районами ворсовых ковров и сумахов были Кавказ и Средняя Азия, где ковры являлись неотъемлемой частью быта. Коврами утепляли и украшали интерьер, покрывали лошадей, верблюдов. В России существовали безворсовые ковры-паласы, которыми устилали пол в избах, закрывали лавки, сундуки. Махровые русские ковры продавали на ярмарках и использовались они на санях зимой во время длинных поездок.

   Название «гобелен» сегодня укрепилось за декоративным текстильным панно, выполненным в самых различных техниках. Проще говоря, гобелен – это текстильная картина, имеющая, однако, свои особенности и подчиняющаяся законам декоративной композиции.

   Настенные гладкие ковры – шпалеры – появились в Европе во времена Крестовых походов, однако, современные произведения роднит со старинными образцами подчас лишь название. Одна из первых шпалерных мануфактур в Париже заняла помещение мастерской красильщиков по фамилии Гобелен, и это имя распространилось на вырабатываемые ею шпалеры. Композиции гобеленов были рассчитаны на большие плоскости стен замков (которые они утепляли и украшали), фасады домов, балконы. Гобелены могли служить перегородками в залах. Обычно они заказывались сериями, как, например, серия «Дама с единорогом».

   По сравнению с современными гобеленами в те времена использовались более тонкие шерстяные и шелковые нитки.

Спустя несколько веков производство ручных шпалер потеряло свое значение, перестало быть необходимостью, старые рисунки и старая техника изжили себя. К началу ХХ века большинство шпалерных мануфактур было закрыто.

   Возрождение искусства гобелена связано с именем француза Жана Люрса. Он взял за основу средневековую технику и благодаря силе своего таланта и усилиям других художников его мастерской дал гобеленам новый оригинальный символический язык. Яркость и декоративность его работ оказали огромное влияние на художников-гобеленистов ХХ века.

   Появление и последующее широкое распространение искусства гобелена в Прибалтике связано с творчеством художницы Мари Адамсон и ее учеников.

   Путь развития современного гобелена насчитывает всего около пяти десятилетий. Художники, как правило, сами создают композицию и сами выполняют панно на ковроткацком станке.

   Все многообразие типов современного гобелена можно условно разделить на три группы.

   Основное место занимает так называемый плоскостной гобелен, имеющий традиционную форму прямоугольника и выполняемый в технике паласного переплетения, иногда в сочетании с ворсом, сумахом, ажурным плетением, что придает работам особые декоративные эффекты.

   Второй тип – это объемная или рельефная форма, то есть тканая скульптура. Она выполняется по выкройке и потом собирается на каркас.    

   Третий тип – это «мини-гобелен», то есть декоративное панно маленького размера (обычно не более 300 х 300 мм).

3

Самостоятельная работа

Техника выполнения набивного стежка.

Техника вышивки гобеленовой иглой дает мягкую нарядную ворсовую поверхность вышитого изделия. Чтобы поверхность лицевой стороны была ровной, нужно делать петли одинаковой высоты. Набивной стежок выполняется следующим образом. Работа ведется с изнаночной стороны изделия, образуя гобеленовую поверхность.  Игла прокалывает ткань, проводя нить на лицевую сторону. При подъеме вверх, на лицевой стороне образуется петелька - напуск, образующая ворсовую поверхность. Затем игла возвращается в первоначальное положение. Сделав стежок в 3-5 мм, игла снова прокалывает ткань.

    При выполнении набивного стежка гобеленовой иглой  следует помнить, что игла устанавливается перпендикулярно поверхности ткани. Ткань прокалывается до упора ручки иглы. При работе срез иглы идет в ту сторону, где будет следующий стежок. Игла должна "ползти" по ткани, не поднимаясь над ней.

     Нить, входящая в ручку иглы должна быть абсолютно свободна, а выходящая из ушка туго натянута.

     Стежки следует класть "в кирпичик", длиной не более 1-2мм.  Если на ткани недостаточное натяжение, то следует дать дополнительное натяжение путем надавливания на ткань в месте образования стежка.

     Заканчивая работу ниткой одного цвета её отрезают под "корешок", не оставляя хвостиков на изнаночной стороне. Так же обрезают и начало нити у первого стежка.

     Начинать работу можно с любого места и в любом направлении. Для того чтобы на работе не смешивались  цветовые пятна, следует отступить на 1мм (расстояние в толщину нити) одного цвета от другого, оставив промежуток (пробел).

4

Контроль и рефлексия.

На какие два основных вида можно разделить ковровую технику?

Откуда же пришло слово «гобелен»?

На какие три группы можно условно разделить все многообразие типов современного гобелена?

5

Подведение итогов.

Все прекрасно поработали. В результате опроса ясно, что каждый из вас многое запомнил в ходе изучения новой темы. Молодцы.

  1. Организационно-подготовительный
  2. Формирование новых знаний
  3. Самостоятельная работа
  4. Контроль и рефлексия.
  5. Подведение итогов.

6. Занятие.

Тема: Материалы, оборудование, приспособления для изготовления ковров.

Цели: Продолжать осваивать различные техники, приемы и оборудование по гобеленовому ковроткачеству.

Задачи:

  • Развиваем абстрактное мышление, умение творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме;
  • Воспитываем усидчивость, аккуратность в работе;
  • Учим умению получать удовольствие от работы.

Тип занятия: Комбинированный.

Вид занятия: рассказ, беседа.

Оборудование:

Для педагога: Музыкальный центр, компакт-диск с муз. произведением «Детского альбома», наглядные пособия, проектор, подрамник или пяльцы, ножницы, игла с большим ушком, так называемая "цыганская", булавки, гобеленовая игла, линейка, карандаши, копировальный ролик, копировальная бумага,  клей   ПВА.

Для ученика: подрамник или пяльцы, ножницы, игла с большим ушком, так называемая "цыганская", булавки, гобеленовая игла, линейка, карандаши, копировальный ролик, копировальная бумага,  клей   ПВА.

Структура занятия

Этапы работы

Содержание работы

Время в минутах

Материально-техническая база

Организационно-подготовительный

Приветствие, проверка явки участников кружка. Формулировка темы и целей. Постановка учебной задачи.        

2

Формирование новых знаний

Теоретические сведения.

68

Наглядные пособия

Контроль и рефлексия.

Ответы на вопросы

5

Фронтальный опрос

Подведение итогов.

5

Ход занятия

Этапы урока

Содержание

Примечание

1

Организационно-подготовительный

2

Формирование новых знаний

     Работа над гобеленовым ковровым полотном достаточно трудоёмка. И чтобы работа шла скоро, следует хорошо приготовиться к ней. Рабочее место должно быть освещено дневным светом. Если у вас нет специальной стойки для подрамника, воспользуйтесь креслом с большими подлокотниками, на которые можно положить края подрамника и работать как на столе. Можно поставить подрамник  на колени и облокотить его на край стола.

     Нитки лучше хранить в одном месте, смотанные в тугие клубки. При работе клубок лучше положить в небольшую коробку, где он свободно будет разматываться, а не кататься по всему полу.

     Ножницы, иглы, карандаши и другие мелочи очень удобно держать в коробочке, крышку которой можно использовать как коробочку для мусора – обрезков ниток.

     Надевайте перед работой фартук, чтобы шерстяные волокна не сыпались на одежду.

     Соблюдайте эти мелочи, – и успех в работе вам гарантирован.

  1. Инструменты и принадлежности. 

В работе над гобеленом используют стандартный набор инструментов для вышивания.

     Подрамник или пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии, что влияет на качество работы. Для больших работ используют подрамники, выполненные из дерева. Для маленьких тренировочных работ – пяльцы.

     Ножницы. Вам понадобятся нескольких видов: большие – для вырезания ткани; средние, желательно с закругленными концами – для обрезания концов ниток.

     Молоток и мелкие гвозди  нужны для  натягивания ткани на рамку. Лучше приготовить гвозди с большой шляпкой, чтобы они не прорывали ткань. Чем тоньше рамка, тем мельче гвозди.

     Игла с большим ушком, так называемая "цыганская", понадобится вам при обметывании краев готового ковра. Ушко должно быть настолько большим, чтобы через него можно было провести толстую шерстяную нить, сложенную в два раза.

     Булавки портновские понадобятся вам для скрепления ткани и бумаги.

     Гобеленовая игла предназначена для выполнения стежков с петельками напуск. Современные иглы выпускаются в комплекте с проволокой для протягивания нитки сквозь трубчатый стержень. И регулируемой длиной иглы

     Линейка  может быть очень короткой, она необходима для измерения высоты иглы.

     Карандаши должны быть мягкими, так как ими вы будете рисовать на ткани. Для светлой ткани можно использовать простые или цветные, а для темной – белые, желтые.

     Копировальный ролик имеет зубчатое колесико им удобно переводить с бумаги рисунок на ткань.

     Копировальная бумага понадобиться вам при переводе рисунка на ткань.

     Клей   ПВА используют как закрепляющее средство стежков с изнаночной стороны полотна. 

3. Материалы и нитки.

     В качестве основы гобеленового полотна используют ткани средней плотности, полотняного переплетения. Это может быть смесовая костюмная ткань или хлопчатобумажная, драп или льняное полотно типа рогожки, габардин, канва. Выбор ткани на основу зависит от размеров вышиваемого полотна, так как чем больше работа, тем ткань должна быть менее растяжима. Во много, зависит и от толщины ниток, ведь чем толще нить, тем толще игла. Чем толще игла, тем толще ткань. При выборе ткани на основу можно воспользоваться и тканями уже бывшими в употреблении. Распороть старое пальто или мужские брюки, главное чтобы ткань не была выношенной.

     Лучшие нитки для вышивания – акриловые, шерстяные, полушерстяные. Они могут быть с люриксом и однотонные. Можно использовать и хлопчатобумажные. Для гобелена подойдут нитки любого качества и толщины, в зависимости отимеющейся толщины иглы. Подбирая нитки для работы, следует помнить, что они не должны связываться узелками. Нить должна быть ровной. Если вы используете нити из развязанных вещей, то прежде смотайте все нитки в плотный клубок, затем отпарьте на паровой бане, высушите, а потом используйте в работе. К работе могут быть пригодны нитки любой длины, иногда даже до 15см.

     При покупке ниток в мотках обращайте внимание на длину нити. В гобеленах используют пряжу гладкую, мало ворсовую, чтобы фактура вашего ковра была четкой и гладкой и легко проходила внутри стержня.

4. Заправка нити в иглу.

     Прежде чем заправлять нитку в иглу, рассмотрим ее строение. Игла состоит из ручки, стержня иглы и регулировочного винта

 

     Ручка может быть любой формы и длины, но обязательно полой и гладкой. У основания ручки крепится регулировочный винт.

     Регулировочный винт фиксирует длину иглы. Это может быть винт, отвинчивающийся отверткой или просто рукой. Игла полая, имеет срез и ушко. Очень важно чтобы при прокалывании игла раздвигала нити ткани, а срез не разрезал нити. Ушко  должно быть гладким, без заусенцев.

     Нить в иглу заправляют с помощью продержки в два приёма. Первый: продержку складывают вдвое, образуя с одной стороны петлю. Проводят её через срез иглы в стержень иглы, ручку, и когда петелька появится из ручки, в эту петлю вставляют конец нити от клубка. Затем продержку вытаскивают, выходя, она тянет за собой нить – через ручку, иглу, в срез.

5.Последовательность выполнения работы.

     Изделия, выполненные в технике набивного гобеленового стежка, могут быть как мелкие бытовые: диванные подушки, карманы для мелочей, декоративные панно, так и крупные вещи: чехлы для диванов и кресел, настенных ковров.

     Работа начинается с выбора рисунка. Это может быть открытка или марка, фотография или нарисованная картина. Если рисунок  оказался меньшего размера его всегда можно увеличить.  Есть много способов увеличения рисунка: современный – с помощью множительной техники и более распространенный и доступный – с помощью наложения квадратной сетки. Делать копию в цвете не стоит, ведь у вас есть оригинал, где вся цветовая гамма дана. Главное чтобы у вас оказалась рамка того размера и нитки нужного цвета. Итак, рисунок выбран.

3

Контроль и рефлексия.

Фронтальный опрос

4

Подведение итогов.

Все прекрасно поработали. В результате опроса ясно, что каждый из вас многое запомнил в ходе изучения новой темы. Молодцы.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе"

Самообразование учителя есть необходимое условие его профессиональной деятельности. Для того, чтобы учить других, необходимо знать больше, чем все остальные. Поэтому учитель должен знать свой предмет,...

Методика организации работы Стрелкового клуба в условиях дополнительного образования

Данная разработка составлена на основе деятельности Стрелкового клуба «Традиция», работающего в системе дополнительного образования Нахимовского военно-морского училища с 2010 года. Программа стрелков...

Использование интерактивных форм работы на занятиях кружка

Использование интерактивных форм работы на занятиях кружкаДоценко Т.Н. из книги «Организация обучения лидеров самоуправления детей и учащейся молодежи» Занятия кружка центра дополнительного ...

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

В статье представлена методика организации учебно-тренировочных занятий, основанная на принципах индивидуализации и последовательности....

Методика организации работы учителя физической культуры с учащимися с целью повышения интереса к занятиям спортом.

Педагогика рассматривает физическое воспитание в качестве неотъемлемой составной части всестороннего развития личности. Одним из важнейших направлений физического воспитания является приобщение детей ...

Методика организации работы с детьми по композиции постановки танца в танцевальном коллективе «Восторг»

Попробуем ответить на вопрос, как формируется танец в воображении педагога и как реализуется идея КПТ в танце?Постановщик, ознакомившись со всеми материалами, относящимися к интересующей его теме, - л...

Методика организации работы в технике бумагокручения

Трудовое обучение - обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребёнка на начальной ступени общеобразовательной школы реализуется средствами разнообразной урочной и внеуроч...