роль детской организации в современной школе
статья по теме

роль детской организации в современной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskaya_organizatsiya_v_shkole_statya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль детской организации в современной школе. 

В настоящее время в России идет процесс формирования новой системы образования. Модернизация  школы выводит на первый план идею личностно-развивающего воспитания. Это требует выявления и развития потенциальных возможностей каждого ребенка, создания условий для самореализации личности. Воспитание в детях таких качеств, как инициативность, самостоятельность, умения вести за собой, смелости, доброжелательности, креативности, целеустремленности становится не менее ценным, чем овладение конкретной предметной деятельностью. Это объясняется тем, что в современных условиях стал востребован человек, способный: принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности; не бояться брать на себя ответственность; уметь работать в команде, т. е. обладать лидерскими качествами.
Социально-антропологические исследования и практика убеждает в том, что именно детские организации обладают оптимальными условиями для формирования лидерской позиции подростков, так как дают возможность участвовать в социально-значимой деятельности. Такая деятельность помогает: научиться общаться, приобрести опыт социального взаимодействия с другими людьми, проявить свою неповторимость, реализовывать собственную инициативу, получить общественное призвание, уметь вести за собой, а при необходимости быть ведомым.

Детская организация в школе представляет собой самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе и четко выраженную структуру. Подавляющее большинство ребят ищут в детских объединениях реализации своих возрастных потребностей: коммуникативную (желание неформально общаться), деятельную (желание производить продукт), творческую (желание реализовывать свои идеи), амбиционную (желание быть признанным). Часто эти потребности вступают в противодействие друг с другом, например идея одного ребенка может быть встречена негативно другими детьми, затянувшееся по времени обсуждение ставит под удар произведение продукта и так далее. В качестве одного из решений подобного рода противоречий и возникли детские организации, где помимо желаний участников существуют еще и правила их взаимодействия описанные в законах, принципах или уставе организации. Таким образом, детская организация является более структурированной и простой в понимании ребятами, чем детское объединение.

Еще одной из отличительных особенностей детской организации является самоуправление и самодеятельность, то есть возможность любого члена коллектива влиять на те самые правила взаимодействия (формально выраженные в принципах, законах и уставе) и возможность определять конкретику своей деятельности в текущий момент (формально выраженную в плане работы, планируемых проектах и так далее). Долговременная детская организация не может существовать без участия взрослых. Так как общественная деятельность регулируется законодательством, для которого дееспособным лицом является только совершеннолетний гражданин, то для реальной работы организации необходим минимум один взрослый представитель. Деятельность взрослого в детской организации регулируется теми же принципами, законами, уставом, в соответствии с которыми живут и все остальные.

Но роль взрослого в организации особая. Даже не имея на то желания, взрослый человек в детской организации становится педагогом, так как действительная реализация детских потребностей спроецированная на общественный характер деятельности организации ставит его в педагогическую позицию.

Таким образом, как бы не формулировалась цель (идея) организации, для педагога она формулируется однозначно: образование детей.

Школа тоже является общественной организацией, основной целью которой является образование ребенка, то есть формирование целостной личности современного человека. Создается парадоксальная ситуация - с одной стороны и детская организация и школа стремятся к развитию ребенка, с другой стороны, зачастую видят друг в друге только объект для реализации своих потребностей.

Место детской организации именно в школе, так как для детской организации школа является огромным социальным объектом, что позволяет существенно расширять социальную деятельность организации, и развивать ее (в зависимости от возраста участников) постепенно. К примеру, в начальной школе социальным объектом может стать конкретный класс, конкретное помещение или территория школа, а в старших классах социальным объектом уже становятся все классные коллективы, то есть организованные мероприятия идут уже на общешкольном уровне.

К тому же, образовательный процесс идет комплексно, с участием большого количества педагогов. Это позволяет избежать ряда рисков, связанных с личными особенностями лидеров детских организаций и учителей, а так же координировать свои действия для достижения лучшего педагогического результата.

Кроме того расширяется методическая и ресурсная база образовательного процесса. То есть, методики работы детской организации могут быть использованы для проведения уроков и, наоборот, для реализации тех или иных внеурочных проектов могут быть задействованы уроки и элементы предметных программ. Школа может помогать организации помещениями, финансами, осуществлять нормативно-правовую и бухгалтерскую помощь, детская организация может направлять своих детских лидеров для проведения тренингов, кружков и других занятий с учащимися.

Помимо этого школа и детская организация могут быть полезны в рамках реализации практикориентированного подхода. Не секрет, что российское образование грешит оторванностью от реальной жизни. Тогда, как детская организация уделяет мало внимания или не уделяет вовсе использованию научной и предметных основ для своих дел. Взаимный интерес очевиден! Для его реализации достаточно немного изменить отношение к содержанию мероприятий детской организации и преподаванию предметов.

Таким образом, детская организация, это один из компонентов образовательной концепции школы, который реализует то, что невозможно реализовать в рамках классно-урочной системы. Но для этого лидер детской организации должен четко понимать, что организация - это не отражение его творческой личности и его педагогических и эмоциональных амбиций, а образовательная структура, являющаяся элементом другой образовательной структуры. Члены детской организации должны соизмерять свои потребности и интересы с интересами и потребностями школьного коллектива, а администрация школы должна учитывать мнение органов самоуправления организации и с управленческой, и с педагогической точек зрения одновременно. Только при соблюдении этих условий детская организация и школьный коллектив могут взаимовыгодно сосуществовать в школьном пространстве и приносить ощутимую пользу всем участникам образовательного процесса.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в современной школе

В презентации "Роль классного руководителя в современной школе " раскрываю деятельность классного руководителя  в создании условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его усп...

Роль классного руководителя в современной школе

Заседание ШМО классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в современной школе"...

роль детской организации в социуме, в территориально-образовательной среде

Материал для старших вожатых по теме самообразования....

Круглый стол: «Роль профсоюзных организаций в современном обществе»

Круглый стол: «Роль профсоюзных организаций  в современном обществе»...