Доклад на тему "Дом детского творчества - центр развития воспитания и дополнительного образования детей
статья
Доклад на тему "Дом детского творчества - центр развития воспитания и дополнительного образования детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 42.5 КБ |
doklad_na_pps_analiz_effektivnosti_deyat_tvorch_obedineniy.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Дом детского творчества - центр развития воспитания и дополнительного образования детей»
Основными целями работы нашего учреждения являются:
1. Развитие системы дополнительного образования детей, сохранение государственных гарантий в доступности и бесплатности дополнительного образования.
2. Повышение эффективности системы дополнительного образования детей в создании условий для их саморазвития, успешной социализации и профессиональном самоопределении, организация активной жизнедеятельности детей;
3. Обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка в детском сообществе;
4. Снижение детской преступности через отвлечение детей с улиц;
5. Популяризация здорового образа жизни.
Дом детского творчества работает по шести направленностям: физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, спортивно-технической, туристско-краеведческой, научно-технической, социально-педагогической.
Основной перед учреждением стоит задача сохранения контингента. Основным показателем работы кружка и учреждения в целом является постоянное посещение детей и наполняемость групп, проведение учреждением разного рода массовых мероприятий, участие воспитанников ДДТ в массовых воспитательных мероприятиях различного уровня.
В минувшем учебном году контингент детей составил 1032 обучающихся, что составляет 30% от общего количества обучающихся района. Сохранность контингента в конце учебного года составила по направленностям 92%.
В учреждении закрепилась тенденция сотрудничества с общеобразовательными учреждениями. В минувшем учебном году детскими объединениями руководили 40 педагогов, проводивших занятия на базе трех детских садов, десяти школ, а также приюта «Сказка», школы-интерната для детей сирот и Дома детского творчества. Таким образом, в 2012-2013 учебном году детские объединения Дома детского творчества работали в 14 образовательных учреждениях района и в одном учреждение социального обслуживания.
В соответствии с Концепцией воспитания ДДТ педагогами ведется большая воспитательная работа: было проведено 13 походов, 12 экскурсий, 7 дней здоровья. Воспитанники ДДТ приняли участие в 23 соревнованиях разного уровня, где получили призовые места.
В течение года прошло 24 игры по волейболу, баскетболу, теннису, их участниками стали 168 обучающихся. 12 массовых мероприятий проведено с 75 обучающимися.
В районной выставке «Дыхание весны» было задействовано около 100 детей, посетили выставку 89 ребятишек из школы района, школы- интернат, а также детских садов «Колокольчик», «Светлячок».
В начале учебного года был составлен план совместной работы с детскими садами и ГИБДД, в соответствии с которыми ребятишки из детского сада «Светлячка» и «Колокольчика» приходили в ДДТ на экскурсии и занимались в кабинете ПДД. Детскую библиотеку посетили 72 ребенка. Поставлено 8 спектаклей обучающимися объединения «Арт-фантазия» педагог Н.М. Лоншаковой, два тренинга с 18 обучающимися, 2 викторины. Традиционно каждый год проводятся следующие мероприятия- межрайонный турнир по борьбе самбо, по паэурлифтингу, пулевой стрельбе из пневматической винтовки, участие в областном турнире по самбо «Весенние ласточки, областном фестивале по оздоровительным видам аэробики «Фитнес-стиль».
Для повышения уровня профессиональной компетентности учреждение работает по нескольким направлениям:
1. Педагоги и руководители ДДТ особое внимание уделяют повышению своей квалификации. На данный момент почти всеми педагогами пройдены курсы повышения квалификации в ИПКРО.
2. В текущем учебном году были аттестованы на первую квалификационную категорию – 5 педагогов, на соответствие занимаемой должности – 2 педагога.
3. Для повышения уровня педагогического мастерства в течение учебного года были проведены с педагогами обучающие семинары, семинары-тренинги.
4. Педагоги Дома детского творчества работают на основе комплексных программ, 31 - рабочие, утвержденные Педагогическим советом ДДТ, 3 адаптационные программы, 2 комбинаторные, утвержденные Экспертным советом Управления образования «Усть-Удинский район». Одна программа является авторской радикальной, 1 программа – авторской адаптационной, эти программы утверждены Министерством образования Иркутской области. По уровню освоения эти программы представляют собой 28 общекультурные программы, 7 - углубленные, 4 - профессионально-ориентированные. Всего выполнение заявленных образовательных программ Дома детского творчества за 2012-2013 учебный год составило 97,4%.
5. В течение учебного года педагоги делают отчеты о работе по самообразованию на заседаниях методического объединения.
6. В целях организации методического обеспечения образовательного процесса, методической учебы педагогических кадров и внедрения эффективных методов обучения в каждой учебной четверти проводились методические советы.
7. Согласно закону об образовании учреждение самостоятельно устанавливает формы аттестации обучающихся. У нас в ДДТ приняты различные формы аттестации в зависимости от направленностей.
Оценивание результатов работы по программам физкультурно-спортивной, спортивно-технической направленностям проводится по участию обучающихся в соревнованиях, турнирах, а также по выполнению контрольных нормативов. В течение учебного года проводилась диагностика уровня общей и специальной физической подготовленности детей в спортивных кружках совместно с педагогами.
Формы контроля результатов по программам художественно-эстетической, научно-технической направленностям – это участие детей в различных выставках, смотрах, конкурсах. Итоги работы детских объединений туристко-краеведческой, эколого-биологической направленностей подводятся на отчетных занятиях, выставках работ объединений, конференциях, выездах на природу, участие в слетах и т.п.
В отличии от общего образования, где процесс выявления результата образовательной деятельности достаточно четко отработан, в дополнительном образовании этот вопрос вызывает реальные затруднения педагогов, так как отсутствуют единые образовательные стандарты.
Поэтому в Доме детского творчества разработан мониторинг качества обучения, который размещен на сайте ДДТ. Педагоги 2 раза в год в индивидуальных карточках учета результатов обучения по своей дополнительной образовательной программе отражают теоретические знания, владение специальной терминологией, учебно-организационные умения и навыки, предметные достижения обучающихся: на уровне детского объединения, на уровне района, на уровне области
Наши педагоги в постоянном творческом поиске: как разнообразить занятия, как заинтересовать и научить ребенка, чтобы каждую минуту он был поглощен полезным делом. И сами активно и с отличным результатом участвуют в конкурсах. Л.Ю. Митюкова и А.В. Распутин приняли участие в конкурсе на присуждение премии губернатора Иркутской области за высокие достижения педагогической деятельности. Исаченко И.Н. победил в областном конкурсе и получил звание «Лучший дворовый тренер».
Впервые в районе был проведен конкурс педагогического мастерства среди педагогов дополнительного образования «Педагог года». Конкурс интересный и оказался очень нужным для педагогов доп.образования района, поэтому было принято решение проводить конкурс ежегодно.
Работа проводится большая. И в процессе работы выявляются проблемы. Во-первых, обучающиеся – дети сложные, современные – их не удивить тем, чем можно было удивить их старших товарищей. Во-вторых, педагоги могут и хотят работать так, чтобы ребята хотели заниматься и достигать новых вершин. Но устаревшая материально-техническая база, нехватка собственных площадей и финансирования не позволяют раскрыть потенциал педагогов и обучающихся полностью.
Интерес к занятиям у обучающихся значительно возрастает, как только становится известно, что скоро будут соревнования или конкурсы. Возрастает не только интерес, но и количество обучающихся – приходят новенькие, возвращаются когда-то посещавшие занятия ребята.
В таких непростых условиях хочется поблагодарить руководителей учреждений, которые идут нам навстречу, и вопрос с нехваткой помещений пока не обостряется. Поблагодарить отдел по делам молодежи и спорта, который помогает с проведением крупных мероприятий: межрайонный турнир по борьбе самбо, областной фестиваль по аэробике в Иркутске – эти мероприятия включены в календарный план отдела. И, конечно же, поблагодарить наших педагогов, которые не отступают перед трудностями, делают большую работу. Делают потому, что здоровье и благополучие наших детей - физическое, нравственное, социальное - важнее всего этого.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Усть-Удинский районный Дом детского творчества
Доклад на профессиональном предметном сообществе
на тему:
«Анализ эффективности деятельности творческих объединений»
Подготовил:
Красотенко Олеся Витальевна
27.02.2023 г.
п.Усть-Уда
Детское объединение дополнительного образования - основное структурное звено (элемент) в системе дополнительного образования детей любого уровня: государственной, региональной, учреждения. Поэтому его деятельность нуждается в документальной регламентации на каждом этапе работы с детьми.
Для детского творческого объединения самым важным документом является дополнительная общеобразовательная программа. Она определяет своеобразную «стратегию» работы объединения на весь период обучения. Педагог дополнительного образования в своей программе должен отражать систему оценки ее результативности.
Проблема выявления результативности работы детского творческого объединения может показаться надуманной, ведь дополнительное образование — это свободный выбор учащимися вида и профиля деятельности, совместное творчество учащегося и педагога, взаимная самореализация каждого из них, то как же можно проверить результаты всего этого? Но дополнительное образование — это не простая форма проведения детского досуга, это образовательный процесс. И его можно рассматривать с точки зрения общих требований к педагогической деятельности.
Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса; оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с учащимися, результат обучения, развития и воспитания учащихся. Сегодня все чаще в качестве одного из требований к деятельности учреждений и детских объединений дополнительного образования детей называется результативность. Все это актуализирует необходимость ее системного выявления в образовательной сфере.
Определяя процесс выявления результативности образовательной деятельности детского творческого объединения как педагогическую проблему, необходимо проанализировать ряд аспектов.
Во-первых, для кого необходима проверка результата работы детского творческого объединения учреждения допонительного образования детей? Можно сразу сказать, что результат работы и так виден - это выступления и «победные , призовые места» на соревнованиях, участие и «победные, призовые места» в выставках. Но в таких мероприятиях участвуют не все учащиеся детских творческих объединений, а лишь некоторая их часть, т.е. наиболее способные. А остальной контингент детского объединения получается не охваченным.
Во-вторых, что нужно и можно проверять у учащихся детских творческих объединений? Естественно, в сфере дополнительного образования детей нет и не может быть единых образовательных стандартов, как в общеобразовательной школе. Но ведь в каждой дополнительной общеобразовательной программе определены результаты обучения, развития, воспитания учащихся на каждый год обучения, которые могут стать для педагога неким «стандартом» в выявлении реальных достижений учащихся объединения по итогам учебного года.
В-третьих, что необходимо проверить педагогу в своей работе с учащимися? Иногда в «текучке» занятий могут остаться незамеченными отдельные пробелы в теоретической подготовке учащихся, их практических умениях и навыках - ведь в целом все справляются с заданиями. И далеко не каждый педагог дополнительного образования отчетливо понимает, что при выполнении практической работы многие учащиеся просто действуют «по-образцу», который дает взрослый. Работа «по-образцу» является необходимым начальным этапом при освоении любой деятельности, но при отсутствии хорошей теоретической подготовки учащийся становится как бы привязанным к педагогу, а в дальнейшем не сможет работать самостоятельно. Не очень серьезной проблемой могут показаться незначительные технические погрешности практической деятельности учащихся. Но, мелкие практические ошибки постепенно могут сформироваться в серьезные нарушения технологии исполнения различных видов работы. Выявить это можно лишь, если педагог имеет возможность одновременно в ограниченное время увидеть самостоятельную деятельность всех учащихся, тогда будут отчетливо видны все «пробелы».
Поэтому в ходе проверки результативности необходимо обратить внимание на наличие у учащихся необходимых теоретических знаний и соответствие их практических умений, навыков требованиям технологии конкретной деятельности.
В-четвертых, как выявить результат работы детского объединения? Для этого можно использовать любые формы контроля, традиционные и нетрадиционные, позволяющие выявить соответствия программным требованиям реального уровня теоретической и практической подготовки учащихся.
В тоже время педагогам необходимо осознать, что выставки, соревнования не могут решить проблемы выявления результатов подготовки каждого учащегося.
В-пятых, как оценивать результаты работы детского творческого объединения? Здесь необходимо выделить минимум два аспекта - это критерии и формы оценки результатов освоения программы каждым учащимся и оценку общего уровня освоения программы всеми учащимися детского творческого объединения. Оба параметра оценки соотносятся с ожидаемыми результатами, заявленными в дополнительной общеобразовательной программе, но отличаются по содержанию и качеству.
Проверяя уровень освоения теоретических знаний и приобретение практических умений, навыков у учащихся, требуется оценить, насколько свободно он владеет базовыми теоретическими понятиями в данной области деятельности и необходимыми техническими умениями и навыками. Очень важно продумать и форму оценки результатов учащихсяся. Она должна быть конкретна и понятна учащимся, отражать реальный уровень их освоения программы, но не формировать у них позицию «двоечника» или «троечника». В этом случае на помощь педагогу могут прийти 10-балльная или любая другая система оценки, например, вручения «знаков» определенного достоинстао и др. Главное , чтобы у учащихся формировалась адекватная самооценка собственных достижений, стремление к достижению еще более высоких результатов. Когда же надо подводить общие итоги диагностики результатов, необходимо обращать внимание на то, что сколько учащихся выполнили программу полностью, сколько - частично и т. д.; если оценивать результативность реализации любой дополнительной общеобразовательной программы, то 100% «обученности» быть не может, так как в объединении одновременно занимаются учащиеся с разными способностями, разного возраста.Анализ таких результатов может стать поводом для пересмотра и коррекции программы; требуется усложнить или , наоборот, если программу освоили менее половины учащихся, то она является слишком сложной и нуждается в определенном упрощении.
Педагогу необходимо проанализировать и общий уровень теоретической и практической подготовки учащихся для того, чтобы в дальнейшем ликвидировать выявленные пробелы или недостатки.
В нашем учреждении на данный момент в каждой образовательной программе предусмотрены формы промежуточной аттестации. А также 2 раза в год проводится мониторинг качества обучения на сайте ДДТ, где проверяется уровень усвоения программы, соблюдение охраны труда, достижение детей на разных уровнях. Планируется разработка нормативного обеспечения процесса результатов на уровнен учреждения:
Положение об аттестации учащихся учреждения дополнительного образования детей и аналогичный документ в каждом детском творческом объединении.;
- на основании Положения и дополнительной общеобразовательной программы далее составляется программа итоговой аттестации, включающая теоретические вопросы и практические задания (продумываются их содержание и форма);
- непосредственно для проведения итоговой аттестации создается комиссия, включающая представителей адмистрации, профсоюзного комитета, педагогов определенного профиля деятельности, а также издается соответствующий приказ по учреждению;
- завершается итоговая аттестация тщательным педагогическим анализом ее результатов.
При правильной педагогической организации аттестации учащиеся не только не боятся проверки их знаний, умений, навыков, но стремятся проявить себя как можно лучше перед сверстниками и взрослыми, получить их одобрение и оценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология детского проектного обучения в ситеме дополнительного образования детей
Модернизация образования, несмотря на свою масштабность, в основном зависит от целенаправленной и результативной деятельности педагога, его творческой активности. Инновационная деятельность становится...
детское творчество как метод воспитания
Требования к преподавателю по классу фортепиано в воспитании творческой личности.О роли педагога в развитии личностных качеств ребенка....
Использование технологии мыследеятельности в духовно-нравственном воспитания военно- патриотического объединения «Постовец» г. Абакана. Марденская С.Ф., МОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Абакана, педагог дополнительного образования
Как воспиать человека с высочайшей духовно-нравственной координатой? На этот вопрос частично поможет ответить моя статья, в которой я рассказала, как применяю новые технологии мыследеятельности и смыс...
Поддержка детского и молодежного технического творчества путем создания стажировочных площадок как элементов развития техносферы дополнительного образования детей.
Удостоверение 2013 год, 72 часа....
Сценарий праздника спорта и творчества для обучающихся отделений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, школьных спортивных клубов образовательных учреждений МО № 53.
Методическая разработка сценария праздника спорта и творчества для обучающихся отделений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, школьных спортивных клубов обра...
Программа работы МБОУ ДОД «Тазовский районный Дом детского творчества» по патриотическому воспитанию подрастающего поколения на 2015-2019 гг.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, с активной граж...