Рабочая программа по риторике
рабочая программа на тему

Рабочая программа по риторике 5-9 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_ritorike_5-9_kl.doc388 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 6 села Архангельского

Буденновского района»

«Согласовано»

Руководитель ШМО

_____________/____________/

ФИО

Протокол № ___

от «__»__________201_г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ №6 с. Архангельского»

_____________/____________/

ФИО

 «__»____________201___г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ «СОШ №6 с. Архангельского»

_____________/ Н.П.Иванова/

ФИО

Приказ № ___

от «__»__________201_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Клюшниковой Ольги Дмитриевны

Ф.И.О., категория

по__риторике  в 5-9  классах

Предмет, класс и т.п.

Принята на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «___»_августа_2013 г.

2012 - 2013  учебный год


Пояснительная записка

        Рабочая программа по риторике для 5-9  класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также «Программы по риторике» Т.А.Ладыженской, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от   27 декабря 2011 г. 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»

Основная задача риторики - формирование такой личности, которая, могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д. Значит, этим умениям надо специально учить.

        Если основная цель курса риторики — обучать эффективному общению, то школьная риторика — предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на

формирование риторических умений, большое место занимают так называемые инструментальные знания о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.). Понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинен прагматической установке курса.

        Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:

-  первые (У—1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);

- вторые (У—2) — с умением общаться — в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.

Задачи курса школьной риторики - вызвать у учеников размышления о том, - что такое взаимопонимание, контакт между людьми;

-  как важно владеть словом в современном мире,

- какое бесценное богатство риторика.

        Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в разработанную нами программу мы включаем такой компонент, как риторические идеи. Следует отметить, что этот компонент вводится в школьные программы впервые. Нам представляется такой подход принципиально важным — в частности, для гуманитарных предметов, которые должны вносить особый вклад в духовное развитие подрастающего поколения.

Для разработки рабочей программы использована программа Т.А. Ладыженской, так как данная программа позволяет строить учебный процесс в соответствии с особенностями класса, личными особенностями учителя и велением времени.

Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ — учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.

Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика — самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи — обучение умелой, искусной, а точнее — эффективной речи. Поэтому в центре риторики — обучение эффективному общению, общающийся человек.

Характеристика программы

В разработанной программе можно выделить два смысловых блока:

  • первый — «Общение», — соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;
  • второй — «Речевые жанры», — соотносящийся с так называемой частной риторикой, которая в учебниках ХУШ—ХIХ вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры».

Краткая характеристика содержания каждого из блоков.

Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой коммуникативной ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.

Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д.

 Второй блок — «Речевые жанры» — дает представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие — речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Имеются в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д. В процессе обучения раскрывается своеобразие жанров, их разнообразие, а также синтез жанров (например, репортаж с элементами интервью, просьба с элементами комплимента). Важно, чтобы ученики использовали этот жанровый потенциал при создании своих текстов. Так осуществляется подход к творчеству.

Итак, основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности.

        В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Как правило, вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.

        В предлагаемой программе приведены формулировки некоторых из риторических идей, которые, безусловно, нужно рассматривать как примерные возможные (по существу и по форме). Например: Твоя речь — бесценное богатство — овладей им! По речи узнают человека. (Пословица)

Умей благодарить и быть благодарным. (ВА. Сухомлинский) На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово — что дать напиться. (Н. Рыленков)

        Представляется, что такой компонент программы учитель должен сам уточнять, корректировать, дополнять — в соответствии с особенностями коллектива, своими личными особенностями и велением времени.

        Структура программы для каждого класса выглядит так:

-  вначале формулируются идеи (которые должны быть осмыслены к концу обучения в каждом классе),

- затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний.

Риторический анализ формирует группу умений У—1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вторая группа более сложных вопросов:

• что сказал говорящий (пишущий);

• что хотел сказать (написать);

• что сказал (написал) ненамеренно.

        Учебники риторики для 1—9-го классов созданы авторским коллективом под руководством Т.А. Ладыженской (Издательский дом «Ювента»; Издательство «Баласс»). Учебники для 1—9-го классов утверждены Министерством образования и науки Российской Федерации.

Календарно-тематическое планирование

по риторике в 5  классе

Дата

Корректировка даты

уро

ка

Количество

ча

сов

Тема урока

Название раздела, параграфа

Примечание

1

1

Что значит общаться? Собеседники, партнёры, коммуникаторы…

Общение.

Что значит общаться?

А вместе мы называемся так…

С.6-19

2

1

Коммуникативная задача.

Ваша коммуникативная задача.

С.20-25

3

1

Межличностное, групповое, массовое.

Виды общения

Один – немного – много.

С.26-29

4

1

Словесное и несловесное общение.

Словесное и несловесное общение.

С.30-37

5

1

Мимика, жесты.

Словесное и несловесное общение.

С.30-37

6

1

Твой голос.

Твой голос. Подышим? Подышим!

С.38-46

7

1

Речь без ошибок

Речь правильная и хорошая.

Речь без ошибок.

С.52-59

8

1

Речь богатая и бедная.

Чья речь богаче?

С.60-67

9

1

Что такое точность речи? Фактическая и речевая точность. Приблизительно и точно. У кого речь точнее?

Говорите и пишите точно.

С.68-79

10

1

Три способа правки.

Учимся писать – редактировать.

Зачеркните ненужное (лишнее)!

Замените – подпишите нужное.

Включите недостающее! Дополните!

С.80-87

11

1

Вежливая речь и вежливое поведение. Вежливо – невежливо – грубо.

Будьте вежливы!

Что вы знаете о вежливости?

С.88-92

12

1

Просить – умолять – клянчить. Просить – требовать – командовать.

Просить – умолять – клянчить.

С.93-101

13

1

Вежливый отказ.

Вежливый отказ.

С.102-112

14

1

Слышать – слушать – понимать.

Учимся слушать

Слышать – слушать – внимать.

С.113-119

15

1

Основные способы слушания. Кто и как слушает.

Кто и как слушает.

С.120-122

16

1

Два основных правила слушания.

Правила для собеседования.

С.123-130

17

1

Чтение – вот лучшее учение.

Умеем ли мы читать?

Учимся читать

Чтение – вот лучшее учение. Умеем ли мы читать?

С.131-138

18

1

Общение с текстом.

Чтоб вершки не хватать.

С.139-150

19

1

Что такое текст?

Речевые жанры

Текст. В мире текстов.

С.4-9

20

1

Тема, основная мысль, микротема, ключевые слова, части текста. Типы заголовков.

Тема – микротема.

С.10-16

С.17-20

21

1

Необычный текст.

Визитная карточка. Текст о тексте.

С.20-27

22

1

Понятие о пересказе?

Вторичные тексты

Когда быть вторым совсем не обидно. Пересказы, пересказы…

С.28-35

23

1

Перескажи подробно.

Перескажи подробно.

С.36-42

24

1

Перескажи кратко. Исключаем подробности. Учимся обобщать.

Коротко, да ясно.

С.43-50

25

1

Что такое комплимент? Лесть и льстивые слова.

Давайте говорить друг другу комплименты.

Что такое комплименты? Комплимент комплименту – рознь. Похвала или похвальба.

С.51-60

26

1

Что такое объявление? Где? Когда?

Объявление

Что? Где? Когда? О чём ещё может сказать объявление? Секреты устных объявлений.

С.61-74

27

1

Секреты устных объявлений. Письменные  объявления.

Глашатаи и зазывалы. Приглашаем посмотреть, побывать, развлечься.

С.75-84

28

1

Понятие о рассказе. Анализ рассказов. Мы учимся рассказывать.

Рассказы

Что такое рассказ?

С.85-88

29

1

Структурные части рассказа.

Как строить рассказ.

С.89-94

30

1

Невыдуманные  рассказы.

Кому как надо рассказывать. Запиши свой рассказ.

С.96-99

31

1

Что такое спор. Правила спора.

Спор

Спорить или ссориться?

С.99-108

32

1

Сказочная страна, её особенности.

Сказки и притчи

Сказочная страна

С.109-114

33

1

Сказочные действия, герои, язык.

Волшебный мир сказки. Помогите сказочным героям.

С.114-129

34

1

Сочини свою сказку.

Конкурс на лучшего сказочника.

С.126-129

35

1

Мои первые воспоминания. Моя родословная.

Мои первые воспоминания. Мать и отец. Моя родословная.

С.130-136

Содержание тем учебного курса

ОБЩЕНИЕ

Общение.

Общение. Адресат – кто он? Содержание речи. Слово ритора меняет ход истории.

Виды общения. Официальное – неофициальное общение. Классное собрание.

Несловесное общение. Великая сила голоса. Учим голос «летать». Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты.

Будь вежлив. Вежливое обращение. Похвальное слово.

Требования к уровню подготовки:  

Определять вид общения (по месту общения).

Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации.

Оценивать, характеризовать голос товарища, персонажа.

Осмысливать различия в оттенках вежливости, в том, что такое истинная вежливость.

Контрольные мероприятия: устное выступление, продолжение рассказа, выразительное чтение

Речевая деятельность.

Слушание. Слушание бывает разным. Установка на восприятие. Способы и приемы слушания.

Требования к уровню подготовки:  

Определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего.

Определять способы и приемы слушания.

Критически оценивать слушание собеседников.

Контрольные мероприятия: устное выступление, продолжение рассказа, выразительное чтение

Говорение.

Побеседуем. Беседа, ее особенности. Дружеская беседа.

Учимся отвечать. Разные ответы. Как важно начать. Развернутый ответ. Основная часть. Конец – делу венец.

Требования к уровню подготовки:  

Находить коммуникативные недочеты.

Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.

Находить отклонения от норм в устной и письменной речи.

Контрольные мероприятия: устное выступление

Чтение.

Учимся читать.  Учимся читать учебный текст. Ознакомительное чтение.

Требования к уровню подготовки:  

Определять вид чтения.

Контрольные мероприятия:  выразительное чтение

Качества речи.

Речь правильная и хорошая. Клише, штампы. Находки.

Требования к уровню подготовки:  

Находить отклонения от норм в устной речи.

Искоренять ошибки в своей собственной речи.

Определять коэффициент лексического богатства речи.

Определять нарушения в точности речи.

Контрольные мероприятия: устное выступление

Письмо.

Учимся редактировать. Редактирование изучаемых речевых жанров.

Требования к уровню подготовки:  

Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.

Находить отклонения от норм в письменной речи.

Искоренять ошибки в своей собственной речи.

Контрольные мероприятия: мини-сочинение

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

Тексты и речевые жанры.

Что значит изобретать речь. Топ определение. Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров.

Требования к уровню подготовки:

Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей.

Контрольные мероприятия: мини-сочинение

Вторичные тексты.

Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными. Предисловие. Отзыв.

Требования к уровню подготовки:

Составлять аннотацию.

Контрольные мероприятия: аннотация.

Рассказы.

Автор – рассказчик – герой рассказа. Услышанный рассказ. Выдуманные истории.

Требования к уровню подготовки:

Пересказать услышанный рассказ.

Придумывать истории и рассказывать их.

Контрольные мероприятия: письменный пересказ, устный рассказ.

Спор.

Как управлять спором. Если ты – ведущий.

Требования к уровню подготовки:

Овладеть этикетными средствами вежливости в ситуации спорта.

Сказки и притчи.

Понятие о притче. Уместность ее использования.

Требования к уровню подготовки:

Рассказывать притчи.

Контрольные мероприятия: сочинение-притча.

Личное письмо.

Особенности писем. Письмо – поздравление. Письмо – просьба и т.д.

Требования к уровню подготовки:

Овладеть этикетными средствами письма.

Интервью.

Особенности интервью. Как подготовиться к интервью.

Требования к уровню подготовки:

Овладеть этикетными средствами ведения интервью.

Вести интервью.

Контрольные мероприятия: интервью.

Основные умения (два типа):

Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение,  в частности:

  • степень эффективности общения;
  • уровень владения языком;
  • корректность поведения.

Второй тип (У-2). Умение общаться – как минимум в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», в частности, умения:

  • ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресата (аудиторию);
  • формулировать явно (вслух-письменно) или для себя (неявно) своё коммуникативное намерение;
  • определять свои коммуникативные удачи-неудачи-промахи.

Календарно-тематическое планирование

 6 класс

Дата

Коррек

тировка

даты

урока

Тема урока

Задание на дом

1

Проверьте себя.

2

Общение.

3,4

Виды общения.

5

Обращение.

6,7

Великая сила голоса.

8

Жесты помогают общаться.

9,10

Виды речевой деятельности.

11,12

Учимся слушать информационную речь.

13,14

Беседа.

15

Можно ли управлять спором?

16,17

Учимся читать учебную книгу.

18,19

Учимся отвечать.

20

Изобретаем речь.

21

Речевые жанры.

22

Вторичные тексты.

23

Аннотация.

24

Предисловие. Отзыв. Щтампы и находки.

25

Личное письмо.

26

Дневниковые записи.

27

Похвальное слово.

28,29

Интервью.

30,31

Красна речь с притчею.

32

Классное собрание.

33

Бывальщины.

34

Слово ритора изменяет ход истории.

35

Заключительный урок.

Содержание тем курса

5 класс

6 класс

Общение

Что значит общаться.

Адресат — кто он? Содержание речи.

Собеседники, партнеры, коммуни канты.

Слово ритора меняет ход истории.

Коммуникативная задача.

Виды общения

Межличностное, групповое, массовое общение.

Официальное – неофициальное общение

Словесное и несловесное общение.

Классное собрание

Несловесное общение

Твой голос.

Великая сила голоса.

Мимика, жесты.

Учим голос «летать».

Жесты помогают общаться.

Уместные и неуместные  жесты.

Учимся слушать

Слышать — слушать — понимать.

Слушание бывает разным.

Кто и как слушает.

Установка на восприятие.

Два основных правила слушания.

Способы и приемы слушания.

Побеседуем

Беседа, ее особенности. дружеская беседа.

Учимся отвечать

Разные ответы.

Как важно начать

Развернутый ответ.

Основная часть.

Конец — делу венец.

Учимся читать

Чтение — вот лучшее учение.

Учимся читать учебный текст.

Умеем ли мы читать?

Ознакомительное чтение.

«Чтоб вершки не хватать».

Речь правильная и хорошая

Речь без ошибок.

Клише, штампы.

Чья речь богаче?

Находки.

Говори-пиши точно.

Учимся редактировать

Зачеркни ненужное.

Редактирование изучаемых речевых жанров.

Замени — надпиши нужное.

Включи недостающее (дополни).

Будь вежлив

Просить – умолять - клянчить

Вежливое обращение

Вежливый отказ.

Похвальное слово.

Что такое комплимент.

Лесть – льстивые слова

Тексты и речевые жанры

Тема, основная мысль, ключевые слова, части текста.

Что значит изобретать речь.

Топ определения

Разные речевые жанры.

Характеристика речевых жанров.

Вторичные тексты

Понятие о пересказе.

Понятие об аннотации

Перескажи подробно.

Аннотации бывают разные.

Перескажи кратко

Предисловие.

Отзыв.

Объявления

Что? Где? Когда?

Секреты устных объявлений.

Письменные объявления.

Рассказы

Что такое рассказ.

Автор – рассказчик – герой рассказа.

Как строится рассказ.

Услышанный рассказ.

Невыдуманные рассказы

Невыдуманные истории.

Спор

Что такое спор

Как управлять спором.

Правила спора

Если ты – ведущий.

Сказки и притчи

Сказочная страна, её особенности.

Понятие о притче.

Сказочные действия, герои, язык.

Уместность её использования

Сочини свою сказку.

Личное письмо

Особенности писем

Письмо-поздравление

Письмо – просьба.

Интервью

Особенности интервью.

Как подготовиться к интервью.

Календарно-тематическое планирование

 7 класс

Дата

Корректи

ровка даты

уро

ка

Кол-

во

 ча

сов

Тема урока

Домашнее задание

1

1

Общение. Модель речевой ситуации.

 Компоненты: Где? Когда мы общаемся?

Стр.28-35

2

1

Виды общения. Личное – публичное, их особенности.

Стр. 47-51

3

1

Вежливое возражение. Как вежливо возразить?

Стр.59-63

4

1

Подружимся с голосом. Несловесные средства. Что мешает голосу «летать».

 Совершенствуем свой голос.

Стр.76-82

5

1

Жесты вместе с мимикой. Помощники слова: взгляд, улыбка.

Стр.93-98

6

1

Учимся отвечать. Разновидности ответов. Определение, правила, описательная характеристика.

Стр.116-119

7

1

От души посоветовать. Советы бывают разные.

Стр.128-132

8

1

Качества речи. Коммуникативные качества речи. Уместность.

Стр.147-150

9

1

Я – редактор. Этапы редактирования. Культура цитирования.

Стр.158-166

10

1

Учимся читать учебную литературу. Изучающее чтение (учебная литература).

Стр.179-188

11-13

3

Урок-практикум. Изучающее чтение (учебная литература).

Стр.196

14-15

2

Урок-практикум. Учимся говорить и писать.

16

1

Изобретение. Все в мире состоит из частей.

17

1

Заголовок. Заголовки вокруг нас.

18-19

2

Необычные тексты. Фотография + слово? Оглянись на детство.

20-21

1

Коллективный дневник. «Голубые альбомы». Учимся писать летопись класса.

22-23

2

Чужая речь в моём тексте. Для чего нужна цитата?

24-25

2

От отзыва к рецензии. Рецензия на сочинение товарища.

26

1

Деловой стиль.

27-28

2

Учимся спорить. Тезис. Аргумент.

29-30

2

Газетная информация. Информационные газетные жанры. Хроника. Заметка.

31-32

2

Репортаж. 

 

33

1

Уроки житейской мудрости. Притча.

34-35

2

Итоговый урок. Итоговые задания.

Календарно-тематическое планирование по риторике в 8 классе

Дата

Корректировка даты

уро

ка

Количество

ча

сов

Тема урока

Примечание

1

1

Повторение изученного по риторике. Проверьте себя.

С.9

Общение.

2,3

2

Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки и их причины.

Речевая разминка.

С.12

Виды общения.

4,5

2

Общение контактное  - дистантное, их особенности, жанры.

Речевая разминка.

С.28

6,7

2

Подготовленная и неподготовленная устная речь.

С.40

8

1

Приёмы подготовки устной речи.

С.52

Несловесные средства.

9

1

Послушаем свой голос. Голосовой сценарий.

Подружимся с голосом.

С.60

10

1

Поза, её коммуникативное значение.

С.76

11

1

«Говорящие» жесты, мимика, позы на рисунках и картинках.

С.80

12

1

Молчание – золото.

С.88

Учимся отвечать.

13,14

2

Сравнительная характеристика.

С.92-107

15

1

Инструктивная речь.

С.108

16,

17

2

Группировка и классификация (обобщающее высказывание).

С.115

Качества речи.

18

1

Выразительность – особое качество речи.

С.124-134

Учимся читать учебную информацию.

19

1

Что помогает осознать и запомнить прочитанное.

С.150

20

1

Тезисы, конспекты учебного текста.

С.153

21, 22

2

Реферат как вид текста.

С.268

23

1

Этапы подготовки текста.

Ч.2-я С.7

24

1

Утешение

С.135, ч.1

Речевые жанры. Личное официальное письмо.

25

1

Личное официальное письмо.

С.77

26

1

Отчёт о работе.

С.94

Биографическое повествование

27

1

Биография и автобиография.  Протокол.

С.167

С.96

Учимся спорить.

28

1

Способы доказательства.

С.36

29

1

Как строится аргументированный текст.

С.40

Вторичные тексты

30

1

Что такое инсценировка.

С.55

Необычные тексты

31

1

История фотографии.

С.71

Бытовые жанры

32

1

Похвальное слово. Комплимент как речевой жанр.

С.113

33

1

Характеристика. Застольное слово.

С.134, С.119

Газетные жанры

34

1

Газетные жанры. Портретный очерк, его особенности. Тексты «с чужого голоса».

С.147

С.160

Календарно-тематическое планирование по риторике

 в 9 классе

Дата

Корректировка даты

уро

ка

Количество

ча

сов

Тема урока

Примечание

1

1

Проверьте себя

с.8,12

Зачем нужна риторика?

2

1

Зачем нужна риторика?

Общая и частная риторика.

Профессионально-ориентированные риторики

с.15,18

Загадки трёх «К»

3

1

Точки опоры успешного общения.

Первое «К» - контакт.

с.26,  28

4

1

Второе «К» - коммуникативность.

Третье «К» - коммуникабельность. Общение ли это?

с.32,34,36

Риторика уважения

5

1

Этика – этикет – речевой этикет. Сигналы риторики уважения.

с.44,47

6

1

Разговорные мелочи. Как поступить?

с.53,54

Голос – «одежда» нашей речи.

7

1

По песне и голос.

с.56, 60

8

1

За работу, мой голос.

с. 64

Риторические фигуры

9

1

Вспоминаем изученное. «Новый поворот».

с.70, 72,

10

1

Что такое риторические  фигуры?

Риторическое обращение и восклицание.

с. 74, 77

11

1

Антитеза. Риторическое сравнение. Структура риторического сравнения.

Подведём итоги.

81, 83, 84

12

1

Публичная речь. Роды, виды, жанры.

с.93

Устные информативные жанры.

13

1

Реферативное сообщение.

с.101

14,

15,

16

3

Сообщение, доклад. Отбор информации (этап изобретения).

Как расположить материал ( этап расположения). Говорите выразительно, доходчиво, живо (этап выражения).

 Готовимся выступать (этап произнесения).

с.106,108

112, 117

119

Ораторская речь

17

1

Какую речь называют ораторской. Условия успеха.

с.125, 129

18

1

 Части ораторской речи. Виды ораторской речи.

с.134, 136

Экскурсионная речь

19

1

Экскурсионная речь и виды общения.

Когда мы бываем экскурсоводами. Экскурсионная речь как речевой жанр.

с.144,145

20

1

Советы экскурсоводу и экскурсантам.

с.148

Дискуссия как жанр риторики

21

1

Такие разные , разные споры. Диспут, полемика, дебаты.

с.155, 159

22

1

Дискуссионная речь. Речь и приёмы ведущего дискуссию.

с.162, 163

23

1

Речь и приёмы участников дискуссии.

Непозволительные приёмы.

с.167, 172

Автобиографическое повествование

24

1

Познай самого себя. Деловая автобиография.

с.179, 180

25

1

Автобиография. Коммуникативная установка. Адресат. Адресант.

с.184,185,188

26

1

Время в автобиографии. Разные лики «Я».

с.191,193

Путевой очерк.

27

1

Первое знакомство. Заголовок. Собираем факты, думаем, размышляем

с.197,199, 200

28

1

Выдумка и домысел. Подлинная правда жизни.

с.201,203

29

1

Язык и стиль. Создание путевого очерка – это труд и творчество.

С.204,208

А-нек-дот! Ну да, анекдот!

30,31

2

Какие бывают анекдоты? Что смешного в анекдоте? Анекдот и анекдотическая ситуация. Анекдот хорош к месту. Мой анекдот.

с.215, 216,217,221, 229

32

1

Сказки с языковой начинкой. Сказочный эталон. Лингвистический герой. В сказочной лаборатории.

с.235,242

33

1

Риторика и современные информационные  технологии.

с.253-269

34

1

Подведём итоги.

с.269-271

Содержание тем курса

7 класс

8 класс

9 класс

Общение

Модель речевой ситуации.

Предтекстовые этапы (риторические действия, этапы подготовки к высказыванию):

Виды риторик:

общая и частная;

теоретическая и практическая.

Компоненты: Где?

  1. изобретение;
  2. 2) расположение;
  3. 3)выражение;

Профессионально

ориентированные риторики.

Когда мы общаемся?

4)запоминание;

5)произнесение.

Коммуникативные промахи, неудачи , ошибки.

Контакт.

Причины коммуникативных неудач и ошибок.

Коммуникабельность.

Развитие самоконтроля.

Самооценка коммуникабельности.

Эффективность речи (критерии).

Виды общения

Личное – публичное и их особенности

Контактное – дисконтактное общение, их особенности.

Подготовленная – частично подготовленная – неподготовленная речь.

Несловесные средства

Что мешает голосу «летать»

Послушаем свой голос.

Голос – одежда нашей речи.

Совершенствуем свой голос.

Голосовой сценарий.

Помощники слова: взгляд, улыбка.

Составляем для себя голосовой сценарий.

Поза, её коммуникативное значение.

Говорящие жесты, мимика, позы на рисунках и картинках.

Молчание – золото?

Устная речь

Типы информации: логическая и эмоциональная; фактуальная; концептуальная.

Особенности устной речи.

Стили публичного общения.

Ситуативность, избыточность.

Взаимопроникновение стилей.

Сегментация; паузы обдумывания, колебания, повторы и т.д.

Приёмы подготовки.

Учимся отвечать

Разновидности ответов. Определение, правила, описательная характеристика.

Инструктивная речь.

Ответ на экзаменах.

Сравнительная характеристика.

Группировка и классификация (обобщающее высказывание).

Качества речи

Коммуникативные качества речи. Уместность.

Качества речи.

Развитие основных риторичеких качеств речи.

Выразительная речь.

Учимся читать учебную литературу

Изучающее чтение (учебная литература).

Выписки. Приёмы осмысления учебного текста. Конспекты, тезисы учебного текста.

Речь и средства массовой информации.

Реферативное сообщение.

Реферат (письменный).

Риторика уважения

Знакомство.

Утешение.

Этикет в наше время.

Совет.

Правила хорошего тона.

Вежливое возражение.

Редактирование

Этапы редактирования.

Лингвистические словари.

Компьютер и редактирование.

Культура цитирования.

Словарная статья.

Речевые жанры

Личное письмо в газету, журнал (публицистического стиля).

Личное официальное письмо (с запросом информации, с благодарностью и т.д.).

Роды, виды, жанры.

Особенности делового стиля.

Отчёт о работе кружка.

Деловые бумаги (тексты жёсткой структуры и тексты полужёсткой структуры).

Заявление.

Автобиография.

Объяснительная записка.

Протокол.

Публичная речь

Разновидности ораторской речи: эпидейктическая, совещательная, судебная.

Информационная речь: её разновидности.

Экскурсионная речь.

Риторические фигуры.

Учимся спорить

Тезисы и аргументы.

Способы доказательств.

Типы вопросов (уточняющие позицию, побуждающие к откровенности, проблемные).

Как строится аргументативный текст.

Диспут.

Культура спора.

Выражение согласия.

Дебаты.

Констатация сказанного оппонентам.

Полемика.

Культура выражения несогласия.

Дискуссия.

Вторичные тексты

Отзыв.

Инсценировка.

Рецензия на новую книгу для детей младшего возраста.

Рецензия на сочинение товарища.

Необычные (поликодовые) тексты

Понятие о поликодовом тексте, его особенностях.

История фотографии (снимка). Языковая связь текста с фотографией.

Газетные зарисовки с фотографиями.

Прецедентные тексты

Чужая речь в тексте.

Понятие о прецедентных текстах.

Способы введения прецедентных текстов.

Бытовые жанры

Беседа и разговор.

Характеристика. Похвальное торжественное слово. Застольное слово.

Автобиографическое повествование. Анекдот.

Газетные жанры

Хроника.

Портретный очерк, его особенности.

Путевой очерк.

Заметка.

Репортаж.

Требования к уровню подготовки учащихся

  • . Умение анализировать и оценивать общение и речь, уметь общаться, а именно:

  • ·умело вести в разных ситуациях общение, быть талантливым собеседником

  • видеть свою коммуникативную задачу, свое коммуникативное намерение

  • ·отличать правильную речь от хорошей, видеть нарушение нормы, ошибки в речи и недочеты, уметь различать произносительные нормы, лексические, грамматические

  • уметь редактировать чужой и свой тексты ( убирать лишнее, включать недостающее, заменять неудачное выражение)

  • уметь правильно читать, слышать и слушать собеседника, говорить комплименты

  • Умение создавать тексты, речевые жанры, а именно:

  • уметь пользоваться схемой построения рассказа, создавать свой рассказ, выделять в своем рассказе основные компоненты построения

  • уметь выделять в теме – микротемы

  • уметь составлять объявления, афиши, визитные карточки

  • уметь создавать сказку, используя основные сказочные действия, сказочный язык

  • Умение работать над своим звукопроизношением, речевым дыханием. 

Прогнозируемые результаты

                                         Умения и навыки:

  • анализировать и оценивать общение, его эффективность, уровень вледения языком, корректность поведения в общении;
  • общаться, ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресата, определять свои коммуникативные удачи – неудачи – промахи;
  • различать виды общения;
  • понимать, в чем заключается вежливое поведение,
  • слушать и слышать;
  • различных видов чтения;
  • править неграмотно составленный текст;
  • пользоваться правильной, хорошей  речью;

                                            Знать и понимать:

  • Что такое текст;
  • сильные позиции текста;
  • вторичные тексты;
  • деловая речь;
  • речь художественная;
  • речь разговорная.

                         

                                      Учебно – методическое обеспечение

  • Образовательная система – «Школа 2100». Школьная риторика  5, 6, 7, 8, 9 класс. Под редакцией Т.А.Ладыженской. в 2 книгах

Баласс. Ювента. – М.: 2006.

  • Школьная риторика. 5, 6. 7 , 8. 9 класс. Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской – М., 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по риторике для 7 класса

Рабочая программа включает в себя пояснитльную записку и развёрнутое календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по риторике.8 класс.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного  общего образования Ладыженской Т.А.Рассчитана на 34ч+1ч резерв. Включает пояснительную записку, планирование....

Рабочая программа по риторике 1 класс

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 1 класса ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике 2 класс

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 2 класса ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике 3 класс

Рабочая программа по курсу "Риторика" для 3 класса ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике 7 класс

Рабочая программа курса "Речь и культура общения 7 класс...

Рабочая программа по риторике 6 класс

Рабочая программа курса "Речь и культура общения" для 6 класса...