Сообщение Составление тематического плана по работе с тканью и волокнистыми материалами
статья по теме

Казаринова Инна Юрьевна

Текстиль играет важную роль в жизни человека и его окружении. Следует познакомить учеников:

-   с различными видами текстиля,

-   научить обращаться с ним

-   изготавливать из него одежду

-   с помощью текстиля оформлять жилые помещения

-   использовать текстиль для художественных работ.

Основная цель работы с текстилем - научить детей применять специальные знания в бытовых ситуациях.

Поэтому занятия нужно строить на широком использовании повседневных ситуаций, выборе и освоении тех средств, которые необходимы для их разрешения.

Через игровые упражнения и творческие задания, направленные на создание художественных поделок.

Работу с текстилем можно использовать для проведения свободного времени. Уроки работы с текстилем должны проходить в специально оборудованном помещении под руководством учителей со специальным образованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostavlenie_tematicheskogo.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ

«СОСТАВЛЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО

ПЛАНА ПО РАБОТЕ С ТКАНЬЮ И ВОЛОКНИСТЫМИ МАТЕРИАЛАМИ»

Учитель Казаринова И.Ю.

Заседание МО . 16.05.07г.

г. Петродворец

Текстиль играет важную роль в жизни человека и его окружении. Следует познакомить учеников:

  • с различными видами текстиля,
  • научить обращаться с ним
  • изготавливать из него одежду
  • с помощью текстиля оформлять жилые помещения
  • использовать текстиль для художественных работ.

Основная цель работы с текстилем - научить детей применять специальные знания в бытовых ситуациях.

Поэтому занятия нужно строить на широком использовании повседневных ситуаций, выборе и освоении тех средств, которые необходимы для их разрешения.

Через игровые упражнения и творческие задания, направленные на создание художественных поделок.

Работу с текстилем можно использовать для проведения свободного времени. Уроки работы с текстилем должны проходить в специально оборудованном помещении под руководством учителей со специальным образованием.

Одна из задач обучения работе с текстилем - помочь умственно
ограниченным детям глубже познать окружающий их мир. Знакомятся с
основными свойствами текстиля. Они изучают, например, что нитки,
пряжа, веревки, шнуры отличаются друг от друга своими качествами и
поэтому могут использоваться для различных целей.
Учитель объясняет им, что текстильное полотно состоит из отдельных
нитей, имеет разную плотность, структуру и прочность, что различные
виды ткани по-разному воспринимаются на ощупь.

1.        Сбор основных знаний о текстиле.

Одна из задач обучения работе с текстилем - помочь умственно ограниченным детям глубже познать окружающий мир.

На уроках ученики в игровой форме знакомятся с основными свойствами текстиля.

Они узнают, например, что нитки, пряжа, веревки, шнуры отличаются друг от друга своими качествами и поэтому могут использоваться для различных целей.

Учитель объясняет им, что текстильное полотно состоит из отдельных нитей, имеет разную плотность, структуру и прочность, что различные виды ткани по-разному воспринимаются на ощупь.

В процессе работы с текстилем ученик должен понять его роль в своей жизни.

Школьный быт дает разные возможности для достижения этой задачи. Например,' во время перемены надеть куртку и почувствовать тепло* выходя в дождливую погоду на улицу, надеть плащ и ощутить, что он не

пропускает влагу! надеть фартук и обратить внимание на то, что благодаря ему одежда осталась чистой.

Эти упражнения можно проводить с учениками, используя другие ткани -лен, мешковину, целлофан, бумагу и т.д.

При этом важно, чтобы ребенок рассказывал о пережитых ощущениях \приятно, неприятно и т.дЛ вспух.

Наблюдая бытовые и праздничные ситуации, ученики должны осознать, что ткани могут создавать определенную атмосферу

-стол накрытый скатертью, выглядит красиво,

-подушки в уголке для отдыха создают уют,

-шторы придают помещению более жилой вид,

-красивая одежда придает человеку праздничный вид. В игровых и реальных ситуациях ученики должны усвоить, что ткани имеют различные свойства и вызывают разные ощущения, например:

-шерстяным шарфом можно завернуть шею \ он может быть колючим или мягким\;

-шелковый шарф совсем другой на ощупь;

-одеялом можно накрыться, тогда станет тепло, если будет жарко, его можно отодвинуть в сторону;

-полотенцем можно вытереться, оно впитывает влагу, может быть жестким или мягким;

-шерстяная куртка пропускает воду, плащ - нет;

-шерстяное пальто тяжёлое, а пальто из поплина значительно легче. Знать виды тканей и различать их :

-узнавать ткани,

-отличать от других материалов,

-отличать одну ткань от другой. Для достижения этой цели рекомендуются игры и упражнения, в которых задействованы все органы чувств, например:

-ощупать материал,

-сравнить ткань ,кожу, бумагу по производимым ими ощущениям,

-послушать шорох который производят различные ткани \ когда их, например, рвут, мнут и т.д.\

-вслепую отличить один материал от другого,

-рассортировать ткани по качеству. Важно научить детей выражать словами те ощущения, которые они испытывают, ощупывая различные ткани. Проводить опыты с тканью.

На примере льняного полотна дети должны усвоить, что ткань состоит из поперечных и продольных нитей.

Для выполнения заданий лучше всего взять полотно с редким плетением.

Упражнения:

-вытянуть нити из полотна

-пропускать нить сквозь полотно

-сдвигать нити

-распускать полотно Проводить эксперименты с пряжей:

-создавать рисунки из ниток,

-распускать пряжу. С помощью соответствующих упражнений надо показать ученику, что

-пряжа может быть разной толщины,

-крученую нить можно распустить на отдельные нити,

-полученные таким образом нити отличаются от исходной,

-одинаково обработанные разные нитки дают разный результат. Учитель должен позаботиться о том, чтобы в процессе обучения возникало как можно меньше отходов, чтобы полученный в результате выполнения одних упражнений материал, мог быть использован для выполнения других заданий, например, для изготовления кукол, картинок из ниток или в качестве наполнителя. Дети должны знать сырье, из которого изготавливают ткани ; -шерсть -хлопок

-искусственное волокно. Эти знания ученики должны получить не в виде теоретического материала,  а  в  форме  опыта,  приобретенного  при выполнении практических заданий, например;

-мы вяжем шарф из шерсти \шерсть получают от овец, она греет\.

-мы шьем фартук из хлопчатобумажной ткани \ хлопок растет, ткань из хлопка прочная, хорошо стирается долго носится и т.д.\ Надо научиться бережно относиться к тканям. В процессе учебы дети должны понять, что ткани имеют свою ценность и расходовать их надо бережно.

Для этого существует множество различных возможностей научить учеников.

-использовать остатки ткани для изготовления аппликаций, -вырезать из ткани детали, экономно, -экономно обрезать нитку по окончании вязания, -набивать игрушки пряжей и остатками ниток,

-собирать остатки ткани и обрывки ниток.придумывать, для чего их можно использовать.

2. Развитие общих навыков, необходимых для работы с текстилем.

Дети должны научиться сортировать предметы и распределять их по группам с учетом: -размера, -формы, - цвета, -толщины. Например:

-рассортировать пуговицы по размеру и разложить их в разные коробочки, -вслепую определить размер пуговиц,

-провести игру ,,Кто быстрее-найдет пуговицы заданного размера, формы и т д,

-рассортировать   пуговицы   по   их   назначению   \ бельевые, декоративные, для верхней одежды и т.д.\, пряжу по цвету, -подобрать соответствующую иглу для той или иной нити, -выбрать куски ткани нужной формы для выполнения аппликации. Эти упражнения можно проводить в виде соревнований - это помогает детям лучше и быстрее усваивать материал.

Сравнивать и различать предметы по определенным понятиям дети могут научиться только в результате длительной тренировки.

3. Развитие основных двигательных навыков, необходимых для работы с текстилем.

Необходимо подготовить руку ученика для работы с тканью и сформировать первоначальные двигательные навыки, необходимые для рукоделия.

В качестве подготовительной работы учитель может проводить игры с пальцами, в которых дети запоминают их названия и отрабатывают такие понятия, как/

-правая рука

-левая рука

-ладонь

-тыльная сторона руки

-кончики пальцев и т.д. Комкать материал, большие куски бумаги, маленькие кусочки, рвать бумагу произвольно, на мелкие кусочки .рвать из бумаги определенные фигурки, рвать разный материал.

Упражнения с бумагой могут выполнять терапевтическую функцию и поэтому особенно важно для учеников с нарушениями моторики кисти.

Мотать нить

-отмотать

-размотать

-намотать вокруг предмета. Скручивать несколько ниток в одну.

Выполняя это упражнение, ученики совершенствуют моторные навыки и приобретают новые знания, например ■

-чем больше ниток скручивать вместе, тем толще получится шнур;

-чем толще отдельные нитки, тем меньше их надо, чтобы получить нужную толщину. Плести косичку.

Плетение косичкой можно применить для изготовления различных поделок

-закладки для книги

петельки для настенного календаря

-ручки для сумки.

Прокалывать иголкой дырку, нанизывать на нитку пуговицы, бусинки, бисер и т.д.

Оба действия являются подготовительными для обучения шитью и вышиванию.

Нанизывать бусины на нитку

-сначала рекомендуется брать крупные бусины и мягкую проволоку, позже их можно заменить мелкими бусинами и ниткой. Продевать нитку в иголку

-сначала надо брать иголки с большим ушком, вставлять в них нитку и нанизывать на нее бусинки. По мере обучения брать более тонкую иголку.

Сворачивать и класть на место

-эти навыки важны в работе с тканью, так как изделия из нее в большинстве случаев хранятся в сложенном виде \например -полотенца, постельное белье\

Складывать стопкой: выполнение этого действия предполагает хорошо развитые восприятие, моторику и мышление. Делать игрушки, складывая бумагу;

-шапку

-кораблик

Учитель должен научить детей точно работать и заучить с ними следующие понятия:

-четырехугольник

-треугольник

-сгиб

-резанный край, сторона -угол

-средняя линия, центр и т.д. Приобретенные навыки ученикам необходимы для рукоделия. -   измерять  длину   и   ширину   материала,   применяя   линейку и

сантиметровую ленту,

  • соединять узлом несколько нитей \техника макраме\
  • резать ножницами - понять, что такое ножницы

Учить детей работать ножницами следует систематически в течение длительного времени, регулярно выполняя с ними большое количество упражнений.

На уроках надо тщательно следить за тем, чтобы ученики соблюдали технику безопасности.

Разводить и сводить бранши ножниц

-чтобы ребенок лучше усвоил действия, рекомендуется различные игры на ритмическое разведение и сведение браншей  . Они способствуют укреплению мышц кисти и развитию пальцев.

  • Произвольно резать материал
  • Резать материал в соответствии с заданием.
  • Резать из бумаги фигуры
  • Вырезать простые геометрические фигуры
  • Круги
  • Различные фигуры.
  • Резать материал разного качества.
  • Соединять детали в единое целое
  • Скреплять их булавками
  • Склеивать
  • Сшивать.

Учитель должен подбирать конкретные задания каждому ученику в зависимости от уровня его развития.

Украшение текстиля.

Эта направленность идет на развитие творческих способностей. Для активизации на начальных этапах можно использовать шаблоны, трафареты, образцы.

Чтобы   добиться   желаемых   результатов,   ученикам приходится пользоваться различными материалами и инструментами. Вся работа с текстилем состоит из трех разделов:

-украшение ткани,

-создание полотна,

-обработка тканей. Украшать основу нитками.

Продергивать нить сквозь полотно и выдергивать ее из полотна. Вышивать нитками.

Плести  полотно,  учитывая  способности  учеников,  учитель может предложить им плетение \крючком, спицы, на машине. Украшать полотно рисунком.

Раскрашивать ткани. Расписывать ткань.

Украшать ткани и изделия аппликацией.

Пришивать детали рисунка вручную, на машинке.

Вязать полотно на простейшей вязальной машине.

Ученики, которые не могут освоить вязание на спицах, могут научиться

вязать на простейшей вязальной машине и из полученного полотна.—

Г

лать - шарфики, кукол .тапочки. Чтобы   получить   готовую   вещь,   текстильное   полотно надо соответствующим образом обработать. Сшить одежду или постельное белье можно только после раскроя ткани и сметывания деталей. Необходимо также обучить детей выбирать нужные инструменты и пользоваться машиной, шить вручную, выполнять различные виды швов, пришивать пуговицы, делать швы и подшивать пйрой, шить на машине, -знать швейную машину \из каких частей она состоит, как работает\, -делать простые швы,

-закреплять нитку в начале и в конце работы, -обрабатывать резаный край полотна \двойным швом\, -пользоваться все возможными машинами, -замечать ошибки, -шить несложные вещи.

Также необходимо научить детей распознавать изделия из ткани вокруг себя и потом правильно применять их. Ситуативный метод обучения - например

-поход в театр,

-вылазки на природу,

-спортивного праздника,

-лыжной прогулки,

-похода в гости. Для хозяйственных нужд. Для оборудования квартиры. Правильно обращаться с тканями.

Постепенно ученики должны понять, что надо бережно относиться к тканям, что они дорого стоят. Содержать в порядке, чинить изделия из тканей. Знать, какие заведения занимаются ремонтом одежды. Изменять изделия из тканей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план воспитательной работы в общежитии

Планирование воспитательной работы в общежитии - это первое, чему должен научиться начинающий воспитатель. План составлен с учётом ундивидуальных психологических особенностей и интересов обучающихся, ...

Колендарно-тематический план воспитательной работы для 5 класса

Тематика внеклассных занятий по направлениям воспитательной работы для воспитанников 5 класса...

Календарно тематический план воспитательной работы

Задачи воспитания:1.      Создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, воспитанников, укрепление их здоровья.2....

Календарно-тематический план воспитательной работы

Календарно-тематический план воспитательной работы на 2015 - 2016 учебный год...

Годовой Календарно-тематический план профориентационной работы детей с ТНР.( тяжелыми нарушениями речи).

Этот КТП предназначен для помощи классным руководителям у которых в классе есть дети с нарушениями речи.социальным работникам,педагогам психологам, логопедам, которые хотят помочь таким детям опр...