Доклад на тему "Воспитательное пространство сельской школы"
методическая разработка на тему

Представлен материал из 17-летнего опыта работы в должности заместителя директора по воспитательной работе в сельской школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательное пространство сельской школы

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра  – древняя земля.

Более 100 национальностей живут в мудром согласии не первый век.

Любовь к Родине, привязанность к своим традициям , гостеприимство, умение выживать в суровых условиях Крайнего Севера – все это присуще людям, живущим на этой земле, на карте которой находится маленькое сельское поселение Лямина.

  В 1964 году в Лямина была образована санаторно – лесная школа.

В конце шестидесятых годов в поселке началось строительство жилья. Здесь базировалась ремонтно-эксплутационная база речного флота, работала Ляминская группа партий.

Ляминская средняя общеобразовательная школа  организована в 1988году на базе восьмилетней школы, основанной в 1970году.

Учителя двух школ, многие специалисты  речного флота и ЛГП имели высшее или средне – специальное образование. Это обуславливало высокий социальный статус населения.

    Социальное благополучие сельского поселения Лямина сохраняется до сих пор.

Поэтому требования,  предъявляемые родителями  к школе,  были и остаются  высокими.

    Характерной чертой нашей школы последние годы является  стабильность: нет текучести кадров, нет вакансий.

Постоянный, дружный коллектив осознает  ответственность за судьбу  каждого воспитанника, сумел найти союзников, единомышленников в окружающей школу среде, для которых небезразлична судьба «своих» сельских детей.

Педагогическим коллективом была разработана

Программа  «Ценности  и нормы жизни школы»,  которая обеспечивала  развитие воспитательной системы школы на 2003 – 2007 учебные годы.

За время реализации этой программы определены  приоритетные направления в воспитательной  работе.

Педагогическим коллективом проведен мониторинг окружающей школу среды. Благодаря этому было создано воспитательное пространство МОУ «Ляминская СОШ».

(схема№1, схема №2).

      В школах ХМАО- ЮГРЫ преподается краеведение, однако знания, которые  получают учащиеся непоследовательны и фрагментарны. Дети не могут понять красоты и своеобразия родного края, если не будут знать свою родословную, культуру своего народа, если не почувствуют , что все мы – часть огромного вневременного потока. А для этого  нужно знать – каким  воздухом дышали наши предки , за какими столами сидели, какие рубахи носили.

С середины 19-го века  ни одно  из больших исторических событий огромной России не обошло стороной маленькую деревушку, затерявшуюся в непроходимой тайге.

Историю деревни  жители передавали из поколения в поколение.

Приоритетным направлением в воспитательной работе школы стало изучение  истории родного края. Начали  с декадника краеведения, потом был организован кружок, и ребята, которые в нем занимались  стали собирать предметы старинной утвари. В результате деятельности кружка  был создан школьный музей. С развитием музея , создавались новые звенья в воспитательном пространстве школы.

Воспитательная программа,  по которой  работает школа сегодня называется «Истоки».

Изучение, обобщение и сохранение лучшего , что было в истории с. п . Лямина, района, округа - вот цель, которую определила школа, создавая воспитательную программу, рассчитанную  на 4 года.

  Нынешний 2007 – 2008 учебный год посвящен с. п. Лямина, его девизом являются слова  Константина Георгиевича Паустовского

 «Нет  такой деревни – даже самой захудалой, где бы не было своих замечательных историй».

            Традиции являются основой в воспитательной работе и охватывают

  • Воспитательную среду
  • Учебный процесс
  • Систему дополнительного образования.

  Дополнительное образование  на сегодняшний день представлено  восьмью творческими объединениями ,  работающими на базе нашей школы от РЦДТ  - это «Оформитель», «Театральный», «Кукольный театр», Маленькие художники», «Робинзон», «Конструируем с компьютером», , «Юный журналист»,  «Вологодские кружева»и спортивной секцией «Волейбол».

Сотрудничество с РЦДТ дает нам возможность  участвовать в конкурсах прикладного детского творчества районного уровня, педагоги дополнительного образования имеют возможность повышать свое педагогическое мастерство, участвуя в работе семинаров, мастер-классов.

Успешно работает творческое  объединение «Оформитель», руководителем которого является Галиуллина Марина Александровна учитель ИЗО.

    Уже много лет школа сотрудничает с МОУ ДОД «СДЮСШОР» (Дополнительное образование детей Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва) Сургутского района, благодаря этому у школы хорошая лыжная база. Руководит  спортивной секцией «Лыжные гонки» учитель физической культуры , имеющий высшую категорию Устинов Геннадий Артемьевич.

Ребята имеют возможность участвовать в соревнованиях районного и окружного уровня.

Учащиеся нашей школы  являются призерами районных  и окружных соревнований в эстафетной лыжной гонке.

  Старшеклассники с удовольствием занимаются в  секции «Волейбол», которой руководит молодой специалист,  выпускник нашей школы -Фарносов А.В..

У посещающих спортивные секции всегда есть возможность проверить свои силы в соревнованиях на первенство школы,  на дружеских встречах с командами  учителей , учащихся  МОУ «Сытоминская  СОШ», «МОШИ СОШИ».

Пятый год наша школа сотрудничает с МУ «КМЦ « Резерв».

На базе нашей школы создана военно - спортивная группа «Дельта» , ее руководителем является учитель технологии  Верхорубов И.Н..

В группе занимаются старшеклассники и  учащиеся среднего звена. На районных соревнованиях группа часто занимает призовые места.

  Многие учащиеся занимаются в  9 –ти творческих коллективах  ЦДиТ.

Дети с удовольствием  принимают участие в общепоселковых  праздниках.

Сотрудничество школы и ЦДиТ  продолжается при организации  летнего отдыха учащихся. Совместная программа работы преследует одни цели и задачи , обогащает жизнь лагеря с дневным пребыванием детей.

 

Органы школьного самоуправления – Совет старшеклассников и активисты детского объединения «Республика САМ» получили  возможность  учиться и развивать свои  коммуникативные качества, участвуя  в работе районной ассоциации детских объединений и организаций школьников Сургутского района  «СЕВЕРиЯ» , обучаясь в школе лидеров детского парламента  Сургутского района.

 Один из будущих выпускников  стал участником и победителем конкурса

« Лучший учащийся Сургутского района»  в рамках реализации  приоритетного национального проекта «Образование.»

второй  занял второе место  в районном конкурсе «Лидер 21 –го века», который проводился Управлением  молодежной политики  физической культуры и спорта Администрации Сургутского района.

Старшеклассники участвуют в районной школе КВН, районном конкурсе КВН.

Традиционными стали совместные мероприятия, которые проводятся школой и  специалистом по молодежной политике с. п.  Лямина  Гоголь Екатериной Викторовной

В прошлом учебном году в школах района  стартовал проект «Мое школьное видение» .

Этот проект соединил воедино работу Совета старшеклассников . активистов детского объединения «Республики САМ» и актива школьного музея.

Ребята с увлечением ведут видеосъемку, берут интервью, монтируют документальные видеоролики.

    «Общешкольные  традиционные мероприятия обязательно отражены в учебном процессе,  предметных декадах, воспитательной программе каждого классного руководителя и руководителя творческого объединения, ,.

При этом просматриваются все связи как внутренние, так и внешние воспитательного пространства школы.

  В ходе создания и реализации воспитательных программ , в школе появились «свои» праздники  - это «Праздник Осени», который мы проводим совместно с Советом ветеранов с. п. Лямина, «Вечер сказок» , первые гости на котором дети из детского сада «Белочка». «День театра», когда актовый зал школы превращается в театр.

С обязательными атрибутами:  афишей, билетами,  и тремя звонками.

       Специфика сельской школы в том, что сфера деятельности учащихся и педагогов ограничена, сужены рамки  их кругозора, знаний,  информации из-за удаленности от центра, ребятам  катастрофически  недостает общения со сверстниками, нет возможности проявить себя.

         Благодаря созданию воспитывающей среды, которая есть в нашей школе на сегодняшний день, учащиеся могут раскрыть свои задатки, развить способности к творческому труду, получить разнообразный социальный опыт,  научиться содержательному взаимодействию  со сверстниками и взрослыми.

     Мы предлагаем вам  посмотреть фрагменты мероприятий сложившейся воспитательной системы, в которой системообразующим видом деятельности является краеведение, поисковая работа, давшая предпосылки для создания и деятельности школьного музея, детской организации, классных руководителей. Вы увидите в представленных мероприятиях связь с ветеранами и старожилами,  родителями, культурно просветительными и образовательными  учреждениями нашего сельского поселения.

Схема№1

Внутренние связи и взаимодействия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стендовый доклад "Обновление методической работы в школе - основа развития детской одаренности сельских школьников"

Стендовый доклад "Обновление методической работы в школе - основа развития детской одаренности сельских школьников"...

Формирование воспитательного пространства сельской школы в условиях поликультурного региона

Это проект, который содержит проблему и обоснование её решения, цель, задачи, этапы реализации проекта, реализаторов, источники финансирования, ожидаемые результаты, принципы реализации. Так же выдели...

Презентация к докладу "Воспитательное пространство сельской школы"

Дополнительно к докладу материал в форме презентации...

План самообразования учителя английского языка по теме:" Расширение образовательного пространства учащихся сельских школ через интерактивные технологии"

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обуче...

Доклад "Внеурочная деятельность в сельской школе"

Доклад "Внеурочная деятельность в сельской школе"...

ПРОЕКТ «СОЗДАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ»

Проект «Создание и организация развивающего пространства в сельской школе»...

Музейная педагогика в образовательном пространстве сельской школы. Мастер-класс

Музейная педагогика как педагогическая система способна обогатить образовательное пространство в школе:-         использование элементов системы в образовательн...