Рабочая программа учебного курса Математика для 6 класса Н. Я. Виленкин
рабочая программа (6 класс) по теме
Рабочая программа учебного курса математика 6 класс, учебник Н.Я. Виленкин, 5 ч в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_6_v_klass_2012-2013_uch._god.doc | 241.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа учебного курса
Математика
для 6 «В» класса
Составитель: учитель математики
Белавина Анна Геннадиевна
2012 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Цели обучения математике. Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека.
Многим людям в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации. Таким образом, практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей.
Без базовой математической подготовки невозможно достичь высокого уровня образования, так как все больше специальностей связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многие другие). Следовательно, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. С помощью объектов математических умозаключений и правил их конструирования вскрывается механизм логических построений, вырабатываются умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивается логическое мышление.
Математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, воспитании умения действовать по заданным алгоритмам и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную устную и письменную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические и графические) средства. В решении задачи формирования у учащихся грамотной математической речи учителю поможет систематическое использование на уроках математических диктантов.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Ее необходимым компонентом является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека. Материалы об истории математики помещены в учебнике, дополнительные сведения и богатые материалы для внеклассной работы приводятся в книге И. Я. Депмана, Н. Я. Виленкина «За страницами учебника математики».
Школьное математическое образование ставит следующие цели обучения:
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для повседневной жизни;
формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов:
1. Программа. : Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С. Чесноков, С. И. Щварцбурд «Математика, 6», 2010 год
2. Стандарт основного общего образования по математике (Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование" (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004))
Программа соответствует учебнику «Математика» для пятого классов образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург –М. Мнемозина, 2004-2009 гг.
Преподавание ведется по первому варианту – 5 часов в неделю, всего 170 часов.
На итоговое повторение в 6 классе в конце года– 15часов, остальные часы распределила по всем темам. Считаю, что такое распределение часов наиболее эффективно .
По данной программе обучается 12 человек. В данном классе обучаются дети с задержкой психоречевого развития.
Учитывая особенности детей ЗПР, в данной программе исключаются громоздкие вычислительные операции, подбираются числа, которые являются составными и с помощью которых легко проводятся различные вычисления. Задачи предлагаются с наиболее доступным содержанием и простейшей формулировкой, уравнения решаются только с нахождением одного компонента, с несложным раскрытием скобок и приведением подобных слагаемых.
Объём изучаемого материала позволяет принять небыстрый темп продвижения по курсу. В 6 классе отводится достаточно времени на отработку основных умений и навыков, отвечающих обязательным требованиям, на повторение, в том числе коррекцию знаний и умений за 5 класс и начальную школу.
При изучении всего курса математики 6 класса вычисления производятся только устно и письменно без применения калькулятора.
Целью изучения курса математики в 6 классе является:
Систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений.
Учащиеся продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Требования к математической подготовке.
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
- Правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: цельное, дробное, десятичная дробь, переход от одной формы записи к другой (например, проценты в виде десятичной дроби; выделение целой части из неправильной дроби); решать три основные задачи на дроби;
- Сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше», «меньше» с расположением точек на координатной прямой; находить среднее арифметическое нескольких чисел;
- Выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями; округлять десятичные дроби;
- Распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, многоугольники, окружность, круг); изображать указанные геометрические фигуры; владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для построения и измерения отрезков и углов;
- Владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условиями задачи;
- Находить числовые значения буквенных выражений.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
- Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- Математической речи;
- Сенсорной сферы; двигательной моторики;
- Внимания; памяти;
- Навыков само и взаимопроверки.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
- Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- Волевых качеств;
- Коммуникабельности;
- Ответственности.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
АРИФМЕТИКА
Натуральные числа. Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем.
Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Деление с остатком.
Дроби. Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.
Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
Рациональные числа.
Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
Действительные числа.
Этапы развития представления о числе.
Текстовые задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Измерения, приближения, оценки. Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире.
Представление зависимости между величинами в виде формул.
Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.
Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости.
Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Выделение множителя – степени десяти в записи числа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать[1]
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Арифметика
уметь
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
Календарно-тематическое планирование
Уроков математики
(предмет)
Классы:_____6 класс___________________________________________________
Учитель:__________Белавина Анна Геннадиевна____________________
Кол-во часов за год:
Всего _____170___________________
В неделю ____5_________________
Плановых контрольных работ:____15_______,
Планирование составлено на основе ______программа : Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С. Чесноков, С. И. Щварцбурд «Математика,6», 2010 год, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ
Учебник__________Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 6 класс: учеб. для общеборазоват. Учреждений. – М.: Мнемозина, 2008.
Дополнительная литература:
- Преподавание математики в 5 – 6 классах. / В.И. Жохов. Методические рекомендации к учебнику. / 3-е издание. М.:
2. Дидактические материалы по математике. / В.И. Жохов. / М: Просвещение, 2010. - 126 с.
Общеучебные цели изучения курса:
-овладение математическими знаниями необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения физики и химии , для продолжения образования;
-развитие интереса к предмету, формирование понимания значимости математики ;
-развитие способностей, творческой активности;
-формирование опыта решения разнообразных задач, планирования деятельности;
-ясного, точного и грамотного изложения своих мыслей.
Задачи:
-развить навыки вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, отрицательными и положительными числами ;
-формировать навыки преобразования выражений;
-закрепить и углубить умения решать уравнения и текстовые задачи;
-ввести понятие координатной плоскости и научить изображать точки в координатной плоскости;
-познакомить с видами графиков.
Тематическое планирование по математике
6 класс, 5 часов в неделю, всего 170 часов
2010-2011 учебный год
Программа: Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов,
А.С. Чесноков, С. И. Щварцбурд
«Математика, 6», 2010 год
Учебник: Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов,
А.С. Чесноков, С. И. Щварцбурд
«Математика 6»,2008 год.
Учитель: Белавина А.Г.
Номер урока | Содержание материала | Количество часов | Обеспеченность |
Делимость чисел | 20 | ||
1-3 | Делители и кратные | 3 | Делители и кратные урок 1.ppt |
4-6 | Признаки делимости на 10, на 5, на 2 | 3 | Признаки делимости на 2, 5, 10YX.ppt |
7-8 | Признаки делимости на 9, на 3 | 2 | Признаки делимости на__3___9.rar |
9-10 | Простые и составные числа | 2 | |
11-12 | Разложение на простые множители | 2 | Разложение на простые множители____.ppt |
13-15 | Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. | 3 | Наибольший общий делитель .ppt |
16-19 | Наименьшее общее кратное | 4 | file_НОК ppt.ppt |
20 | Контрольная работа № 1 | 1 | |
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 21 | ||
21-22 | Основное свойство дроби | 2 | Основное свойство дробиi.zip |
23-25 | Сокращение дробей | 3 | 43_Сокращение дробей.zip |
26-29 | Приведение дробей к общему знаменателю | 4 | file_20111222195609 Обыкновенные дроби 6.ppt file_20111220232710Приведение дробей к общ. знаменателю 6.ppt |
30-34 | Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 5 | Сравнение, сложение дробе обык.rar |
35 | Контрольная работа № 2 | 1 | |
36-41 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 5 | Сложение и вычитание смешанных чисел.7z |
42 | Контрольная работа № 3 | 1 | |
Умножение и деление обыкновенных дробей | 29 | ||
43-46 | Умножение дробей | 4 | Умножение дробей__.rar 51742_умножение_дробей..rar |
47-50 | Нахождение дроби от числа | 4 | Произведение обыкновенных дробей.rar |
51-53 | Применение распределительного свойства умножения | 3 | 2042_Sv_umn0genija.rar |
54 | Контрольная работа № 4 | 1 | |
55-56 | Взаимно обратные числа | 2 | Взаимнообратные числа.rar |
57-61 | Деление | 5 | Деление обык. дробей.rar Деление обыкнов. дробей.ppt |
62 | Контрольная работа № 5 | 1 | |
63-67 | Нахождение числа по его дроби | 5 | 53_Drobi8.zip Нахождение числа по его дроби..rar |
68-70 | Дробные выражения | 3 | Устная работа Деление дробей..ppt |
71 | Контрольная работа № 6 | 1 | |
Отношения и пропорции | 24 | ||
П 20 | Отношения | 2 | file Введение понятия отношения.ppt |
П 21 | Пропорция | 3 | Пропорцияi.rar |
П 22 | Прямая и обратная пропорциональная зависимость | 4 | file_20110403125642 Прямая и обратная пропорциональная зависимость 6.ppt |
Контрольная работа №7 | 1 | ||
П 23 | Масштаб | 2 | file_20110403125712 Масштаб 6.ppt |
П 24 | Длина окружности | 3 | file_20110403125736 Длина окружности .ppt |
П 24 | Площадь круга | 2 | file_20110403125736 площадь круга 6.ppt |
П 25 | Шар | 2 | file_20091029214825 Шар 6.rar |
Контрольная работа № 9 | 1 | ||
Положительные и отрицательные числа | 13 | ||
П 26 | Координаты на прямой | 3 | iИзменение величин.rar |
П 27 | Противоположные числа | 2 | file_Тест положит и отриц числа.pfile_20110403125902 Противоположные числа 6.ppt |
П 28 | Модуль числа | 2 | Положительные и отрицательные числа.zip |
П 29 | Сравнение чисел | 3 | file_20110403130004 Сравнение чисел 6.ppt |
П 30 | Измерение величин | 2 | file_20110403130029 Изменение величин 6.ppt |
Контрольная работа № 10 | 1 | ||
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | 12 | ||
П 31 | Сложение чисел с помощью координатной прямой | 2 | Сложение чисел с помощью коорд. прямой.rar |
П 32 | Сложение отрицательных чисел | 2 | Сложение отрицательных.rarfile_20110403130124 Сложение отрицательных чисел 6.ppt |
П 33 | Сложение чисел с разными знаками | 3 | Сложение чисел с разными знаками.rar |
П 34 | Вычитание | 4 | Вычитание пол. и отриц. чисел.rar |
Контрольная работа № 11 | 1 | ||
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | 11 | ||
П 35 | Умножение | 3 | umnozhenie-celyh-chisel.rar |
П 36 | Деление | 2 | file_20110403130316 Деление рациональтных чисел 6.ppt |
П 37 | Рациональные числа | 2 | Рациональные числа.rar |
П 38 | Свойства действий с рациональными числами | 3 | file_20110403130416 Свойства действий с рациональными числами |
Контрольная работа № 12 | 1 | ||
Решение уравнений | 13 | ||
П 39 | Раскрытие скобок | 3 | file_20110403130448 Раскрытие скобок 6.ppt |
П 40 | Коэффициент | 2 | file_20110403130512. Коэффциент.ppt |
П 41 | Подобные слагаемые | 3 | file_20110403130535 Подобные слагаемые 6.ppt |
Контрольная работа № 13 | 1 | ||
П 42 | Решение уравнений | 3 | file_20110403130559 Решение уравнений 6.ppt |
Контрольная работа № 14 | 1 | ||
Координаты на плоскости | 12 | ||
П 43 | Перпендикулярные прямые | 2 | file_20110403130623 Перепендикулярные прямые 6.ppt |
П 44 | Параллельные прямые | 2 | file_20110403130645 Параллельные прямые 6.ppt |
П 45 | Координатная плоскость | 2 | Координатная плоскость.ppt file_20110403130726 Координатные плоскости 6.ppt |
П 46 | Столбчатые диаграммы | 2 | file_20110403130750 Стобчатые диаграммы 6.ppt |
П 47 | Графики | 3 | file_20110403130831Графики 6.ppt |
Контрольная работа № 15 | 1 | ||
Итоговое повторение курса 6 класса | 15 | ||
Контрольная работа № 15 | 1 | ||
Содержание программы
1. Делимость чисел (20ч.)
Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2,3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение на простые множители натурального числа. Понятия "НОД" и "НОК".
Цель: завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.
В данной теме завершается изучение вопросов, связанных с натуральными числами. Здесь основное внимание нужно уделить понятиям «делитель» и «кратное», которые необходимы при сокращении обыкновенных дробей и при приведении их к общему знаменателю. Понятия «нод» и «нок» вместе с алгоритмом их нахождения можно не рассматривать. Большое внимание необходимо уделять знакомству с признаками делимости, понятием простого и составного чисел. Упражнения полезно выполнять с опорой на таблицу умножения - прямым подбором. При их изучении целесообразно формировать умение делать простейшие умозаключения. Разложение числа на простые множители не относится к числу обязательных (достаточно записать 16=4* 4=2*8 и т.п.), поэтому необязательно добиваться от всех учащихся умения разложить число на простые множители.
В ходе изучения данной темы учащиеся должны:
- знать делители и кратные, общий делитель и общее кратное, признаки делимости на 2; 3; 5; 9; 10; простые и составные числа;
- уметь находить делители и кратные числа, раскладывать числа на множители, а именно:
16= 4* 4= 2* 8, 36 = 6*6 = 9*4 = 2*18 и т.п.
2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (21 ч.)
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел. Решение текстовых задач.
Цель: выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей как с одинаковыми, так и с разными знаменателями.
Важнейший результат обучения – это усвоение основного свойства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения к новому знаменателю. Умение приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей. Необходимо производить подбор дробей с наиболее удобными знаменателями, которые не требуют громоздких вычислений.
При рассмотрении действий с дробями используются правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Важно обратить внимание на случай вычитания дроби из целого числа.
В ходе изучения данной темы учащиеся должны:
- знать основное свойство дроби, правила сравнения, сложения, вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями;
- уметь сокращать дроби, приводить дроби к новому знаменателю, сравнивать, складывать, вычитать дроби с разными знаменателями и смешанные числа. Решать текстовые задачи.
3. Умножение и деление обыкновенных дробей (29 ч.)
Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.
Цель: выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями, решения основных задач на дроби.
Данной темой завершается работа над формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Эти навыки должны быть достаточно прочными, чтобы учащиеся не испытывали затруднений в вычислениях с рациональными числами, чтобы алгоритмы действий с обыкновенными дробями могли стать в дальнейшем опорой для формирования умений выполнять действия с алгебраическими дробями. Расширение аппарата действий с дробями позволяет решать текстовые задачи, в которых требуется найти дробь от числа или число по данному значению его дроби.
Рекомендуется подбирать задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби с самыми простейшими вычислениями и только с одним шагом действий.
В ходе изучения данной темы учащиеся должны:
- знать правила умножения и деления обыкновенных дробей, взаимообратные числа, правила нахождения дроби от числа и числа по его дроби;
- уметь умножать, делить обыкновенные дроби, находить число, обратное данному, находить дробь от числа, число по его дроби, решать основные задачи на дроби.
4. Отношения и пропорции (24 ч.)
Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Решение задач на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности, площади круга. Шар.
Цель: сформировать понятие пропорции, прямой и обратной пропорциональностей величин.
Достаточно большое внимание нужно уделить решению задач на проценты с помощью пропорции.
Необходимо, чтобы учащиеся усвоили основное свойство пропорции, так как оно находит применение на уроках географии, математики, физики, химии. В частности, достаточное внимание должно быть уделено решению с помощью пропорции задач на проценты.
При решении задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости, на проценты с помощью пропорции необходимо включать задачи бытового характера, практические задачи по вычислению расстояний на карте, подбирая при этом простейшие как по условию, так и по способу решения. При решении уравнений в виде пропорции предлагать простые по вычислению.
Понятие о прямой и обратной пропорциональностях величин можно сформировать как обобщение нескольких конкретных примеров, подчеркнув при этом практическую значимость этих понятий, возможность их применения для упрощения и решения соответствующих задач.
Даются представления о длине окружности и площади круга. Соответствующие формулы к обязательному материалу не относятся. В ознакомительном плане дать понятие «шар» и «сфера».
В ходе изучения данной темы учащиеся должны:
- знать определение пропорции, основное свойство пропорции, понятие о прямой и обратной пропорциональных зависимостях, формулы длины окружности, площади круга, определение шара, понятие сферы;
- уметь читать и проверять верность пропорции, решать уравнения в виде пропорции, решать задачи с помощью пропорции, находить по формуле длину окружности и площадь круга.
5. Положительные и отрицательные числа (13 ч.)
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на прямой. Координата точки.
Цель: расширить представление учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.
Целесообразность введения отрицательных чисел показывается на содержательных примерах. Учащиеся должны научиться изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой, так как в дальнейшем она служит наглядным примером для правил сравнения, сложения, вычитания чисел с отрицательными и положительными знаками в следующей теме.
Рекомендуется включать игровые моменты с использованием термометра, таблиц, карточек. В темах «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» и «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» рекомендуется вводить примеры только с двумя и тремя действиями.
Большое внимание необходимо уделить усвоению понятия модуля числа, так как его знание необходимо для формирования умения сравнивать отрицательные числа, а в дальнейшем для овладения и алгоритмами арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
В ходе изучения данной темы учащиеся должны:
- знать положительные и отрицательные числа, модуль числа, определение противоположных чисел, правила сравнения отрицательных и положительных чисел, определение целых чисел, координаты точки;
- уметь находить модуль числа; отличать, сравнивать, изображать на координатной прямой положительные и отрицательные числа, противоположные числа.
6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (12 ч.)
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Цель: выработка прочных навыков сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
Действия с отрицательными числами вводятся на основе представлений об изменении величин: сложение и вычитание чисел иллюстрируется соответствующими перемещениями точек координатной прямой.
При изучении данной темы целенаправленно отрабатываются алгоритмы сложения и вычитания при выполнении действий с целыми и дробными числами.
В ходе изучения данной темы учащиеся должны:
- знать правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел;
- уметь складывать и вычитать положительные и отрицательные числа.
7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (11 ч.)
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.
Цель: выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
Навыки умножения и деления положительных и отрицательных чисел отрабатываются сначала при выполнении отдельных действий, а затем в сочетании с навыками сложения и вычитания значений числовых выражений.
Здесь учащиеся должны усвоить, что для обращения обыкновенной дроби в десятичную достаточно разделить (если это возможно) числитель на знаменатель. В каждом конкретном случае они должны знать, в какую дробь обращается данная обыкновенная дробь – в десятичную или периодическую. Учащиеся должны знать представление в виде десятичной дроби таких дробей, как ; ; и т. д.
В ходе изучения данной темы учащиеся должны:
- знать правила умножения и деления отрицательных и положительных чисел, определение рациональных чисел, обращение обыкновенной дроби в десятичную;
- уметь умножать и делить отрицательные и положительные числа, переводить обыкновенную дробь в десятичную и десятичную в обыкновенную, выполнять все действия с рациональными числами.
8. Решение уравнений (13ч.)
Понятие коэффициента, подобных слагаемых. Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Общие приемы решения линейных уравнений с одним неизвестным.
Цель: подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, научить решать линейные уравнения.
Преобразование буквенных выражений путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых отрабатываются в той степени, в которой они необходимы для решения несложных уравнений. В теме «Решение уравнений» необходимо подбирать уравнения типа 3х+8х-12=32х-29 и т.п.
Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одной переменной.
В ходе изучения данной темы учащиеся должны:
- знать понятие коэффициента, какие слагаемые являются подобными, приемы решения линейных уравнений с одним неизвестным;
- уметь приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки, решать линейные уравнения, решать задачи с помощью линейных уравнений.
9. Координаты на плоскости (12 ч.)
Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью чертежного угольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.
Цель: познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
Научить учащихся распознавать перпендикулярные и параллельные прямые, изображать их с помощью угольника и линейки, не требуя воспроизведения точных определений. Внимание следует уделить отработке навыков их построения с помощью чертежного угольника и линейки.
Основным результатом знакомства учащихся с координатной плоскостью должны явиться знания порядка записи координат точек плоскости и их названий, умения построить координатные оси, отметить точку по заданным координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.
Формированию вычислительных и графических умений способствует построение столбчатых диаграмм. При выполнении соответствующих упражнений найдут применение полученные ранее сведения о масштабе и округлении чисел.
Рекомендуется включать игровые моменты по построению различных фигур на координатной плоскости.
В ходе изучения данной темы учащиеся должны:
- знать перпендикулярные и параллельные прямые, прямоугольную систему координат на плоскости, абсциссу и ординату точки;
- уметь распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые, записывать координаты точки, называть их, строить координатные оси, отмечать точку по заданным координатам, определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости; строить столбчатые диаграммы.
10. Повторение. Решение задач (15 ч.)
- Сравнение, сложение, вычитание, деление, умножение обыкновенных дробей.
- Сравнение, сложение, вычитание, деление, умножение положительных и отрицательных чисел.
- Решение текстовых задач на дроби, с помощью пропорции, с помощью уравнений.
- Решение линейных уравнений.
- Координатная плоскость.
- Геометрический материал: формулы С= 2πR, S = πR2;
- Построение перпендикулярных и параллельных прямых.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать/ понимать:
- распознавать на рисунках и моделях геометрические фигуры (отрезок, прямая, луч, прямоугольник, квадрат, треугольник, окружность); соотносить изученные геометрические формы с предметами окружающей обстановки;
- смысл терминов параллельные прямые, перпендикулярные прямые, симметричные фигуры, ось симметрии; распознавать изученные отношения в окружающей обстановке;
- комментировать процесс решения задачи; воспроизводить в свободной форме для конкретных случаев наиболее употребительные правила; делать в ходе пояснений ссылки на известные свойства и признаки;
- термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: натуральное, целое, дробное число, положительное и отрицательное число, обыкновенная дробь, десятичная дробь;
- смысл понятия процент, находить в простейших практических ситуациях несколько процентов от числа;
уметь:
- выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
- сравнивать два числа; изображать числа точками на координатной прямой;
- выполнять простейшие вычисления в уме, в несложных случаях делать прикидку и оценку результата вычислений;
- решать несложные задачи арифметически способом, в том числе на нахождение нескольких процентов числа и дроби числа;
- овладеть практическими геометрическими навыками; изображать фигуры и тела; измерять отрезки и углы, строить отрезки и углы заданной величины; вычислять площади прямоугольников и фигур, составленных из прямоугольников, объемы прямоугольных параллелепипедов и куба, а также тел, составленных из единичных кубов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения практических задач в повседневной деятельности с использованием действий с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями, положительными и отрицательными числами, свойств геометрических фигур (прямой, луча, отрезка, угла, прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда), формул объема прямоугольных параллелепипедов и куба, а также тел, составленных из единичных кубов;
- находить в простейших практических ситуациях несколько процентов от числа, в несложных случаях делать прикидку и оценку результата вычислений;
- выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге.
Литература для учителя
- Жохов В.И., Преподавание математики в 5 и 6 классах.-М.Мнемозина, 2004-2008.
- Миндюк М.Б., Рудницкая В.Н. Математика; Рабочая тетрадь для 6 класса. М.4Генжер, 2004-2008
- Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса.-М.Просвещение, 1990-2010.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин К.И. Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М.Просвещение, 1995-1996.
- Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы.-М.Издательство «Первое сентября» 2003.
- Абдрашитов Б.М. Учитесь мыслить нестандартно»: книга для учащихся.М.Просвещение: АО «Учебная литература» 1996.
- Программа: Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С. Чесноков, С. И. Щварцбурд «Математика, 6», 2010 год.
8. Учебник: Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С. Чесноков, С. И. Щварцбурд «Математика 6»,2008 год.
Литература для учащихся
- . Учебник: Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С. Чесноков, С. И. Щварцбурд «Математика 6»,2008 год.
- Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса.-М.Просвещение, 1990-2010.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин К.И. Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М.Просвещение, 1995-1996.
- Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы.-М.Издательство «Первое сентября» 2003.
- Абдрашитов Б.М. «Учитесь мыслить нестандартно»: книга для учащихся.М.Просвещение: АО «Учебная литература» 1996.
[1] Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Рабочая программа учебного курса «Математика» 5 класса К учебнику Н.Я. Виленкин
Рабочая программа курса математика 5 класс, 5 часов в неделю,к учебнику Н.Я. Виленкин....
Рабочая программа учебного курса математики в 6 классе авторов Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. - М. : Мнемозина, 2012.
Пояснительная записка, содержание курса, тематическое планирование...
Рабочая программа учебного курса математики в 8 классе. Программа разработана для преподавания курса математики по учебнику алгебры под редакцией С. А. Теляковского и учебнику геометрии под редакцией Атанасяна Л.С.
Пояснительная записка, содержание курса, тематическое планирование...
Рабочая программа учебного курса математики в 5 классе к учебнику Н.Я. Виленкина, В.И.Жохова и др.
Рабочая программа по математике для 5 класса составлена на 170 ч. в соответствии с требованиями ФГОС, содержит УУД к каждому уроку....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « Математика» 6 класс ФГОС к учебнику Виленкина Н.Я.
Класс: 6 класс. Уровень изучения учебного материала: базовыйРабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...