Алгоритм написания эссе
материал на тему

Кочеткова Алена Владимировна

Алгоритм написания эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritm_esse.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

@ Алгоритм написания эссе

Говоря о стандартной структуре эссе, стоит обратить внимание на следующие  три его элемента.

1. Введение.  Объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, дается постановка проблемы,  формулировка её основных положений, Актуальность – это востребованность её рассмотрения, соответствие современному состоянию общества, указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для общества в целом.  

  • Объяснение: почему пишете по этой теме!
  • Указывается поднятая автором проблема
  • Отмечается её актуальность: Эта проблема весьма актуальна в нашей сегодняшней действительности, в современном мире, для нашей страны и всего мирового сообщества, для нашей семьи, для меня лично (если возможно - то объяснить почему).  Во введении определяется проблема и ваше отношение к ней.
  1. Основная часть. Анализ точки зрения автора высказывания + свой взгляд на проблему +  определение обществоведческих терминов по предложенной теме и их раскрытие.
  • Автор видит проблему так-то…Автор считает, высказывает, отмечает, разбирает вопрос (пересказ точки зрения автора своими словами)…
  • Свое отношение, мнение к авторскому пониманию. Автор(фамилия, имя) безусловно прав, но… Нельзя не согласиться с мнением автора… Я согласен отчасти с мнением автора… Я полностью разделяю точку зрения автора…
  • Аргументация конкретных положений: тезис → аргументы.
  • В аргументации могут быть ссылки на другие авторитеты. В науке есть мнение… Ряд ученых придерживаются мнения… Ученые-обществоведы (экономисты, политологи, социологи и т.п.) придерживаются иной точки зрения …+  Примеры и ссылки из исторического и социального опыта + Ссылки на собственный опыт и практику.
  • Тезис (ваши мысли по проблеме)
  • Аргумент (доказательства мысли), они могут выступать в виде фактов, явлений общественной жизни, научных доказательств, событий, жизненного опыта, ссылок на мнение ученых или авторитетных для вас людей…
  •  В текст включаются обществоведческие термины (понятия)  и их  объяснение. Не увлекаться определениями (не более 2-3)!

Каждый абзац основной части раскрывает отдельную проблему или одну из её сторон и логически является продолжением друг друга.

3. Заключение.  1) Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по проблеме (теме) высказывания. 2) Выводы по проблеме на основе вашего мнения, обобщение ваших раздумий. 3) Резюме по теме! (В завершение → к началу). Не делать повтора мыслей в выводе.

Можно использовать в эссе следующие глаголы (и производные от них деепричастия)

при раскрытии авторской позиции:

для  выражения своей позиции и отношения  к высказыванию:

  1. анализирует
  2. высказывает мнение
  3. дает (ся) анализ  и сравнительную оценку
  4. излагает
  5. констатирует
  6. находит
  7. обсуждает(ся)
  8. объясняет
  9. одобряет
  10. отмечает
  11. отстаивает
  12. определяет
  13. пишет
  14. полагает
  15. предлагает
  16. предполагает
  17. представляет
  18. прибегает к сравнению (к сопоставлению)
  19.  разбирает вопрос
  20. размышляет
  21. разрешает
  22. решает проблему
  23. содержит (высказывание)
  24. сообщает
  25. считает
  26. указывает
  27. утверждает
  28. фиксирует
  29. формулирует
  30. разъясняет

  1. аргументировать
  2. возражать
  3. добавлять
  4. допускать
  5. задать (возникает)  вопрос
  6. надеяться
  7. начинать
  8. не разделять точку зрения
  9. не соглашаться
  10. обнаруживать (ся)
  11. отвечать
  12. пересказывать
  13. повторять
  14. поддерживать
  15. подтверждать
  16. понимать
  17. признавать
  18. принимать точку зрения
  19. приходить к выводу
  20. разделять
  21. размышлять
  22. разъяснять
  23. следует
  24. соглашаться
  25. сомневаться
  26. спрашивать
  27. ссылаться
  28. упоминать
  29. уточнять

Этапы работы

Внимание! Каждый из этапов важен, это будет экономить время.

I. Выбираем тему. Пишем Вступление

  1. Философия  ─ (не рекомендую!)
  2. Социальная психология (Культурология) ─
  3. Социология ? (+ -)
  4. Экономика ☺+! (да)
  5. Политология ☺+! (да)
  6. Правоведение☺+!  (да) 

       II. Определяем проблему.

Если не получается сразу определить проблему, но есть понимание авторской фразы, есть что самому сказать по предложенной теме, есть знание по этому вопросу обществоведческих терминов (!), то в этом случае не следует  пугаться (того, что не сразу готовы записать чётко сформулированную проблему). Возможно, что решение придет в ходе рассуждений  и набора понятий по выбранной теме.

III. Определяем слова- «поводыри» (обществоведческие понятия).

IV. По мысли автора (тезис – аргументы).

V. Другие точки зрения.  

VI. С моей точки зрения (тезис - аргументы)

VI. Заключение (вывод)

Полезные советы 

  1. Обязательно выпиши высказывание,  по которому будешь писать эссе. Написав абзац опять возвращайся к прочтению фразы.
  2. Используя  черновик при написании эссе, полезно  оставлять пустые строчки между предложениями, оставлять широкие поля, где потом можно внести исправления, дополнения в процессе правки первоначального текста
  3. Выделяйте абзацы; соблюдайте красную строку; используйте краткие, простые, разнообразные по интонации предложения  
  4. Используйте схему построения предложений:
    "Я считаю (думаю, полагаю и др.), что … , так как ...";
    "Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как … , потому что …".
    По моему мнению.., я разделяю позицию автора…;
    В заключении можно сделать вывод, что…
  5. Владейте набором определений по каждой теме.
    Уверенное владение обществоведческими терминами и понятиями – первичное условие успеха при работе над эссе.

Правоведение

«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они были одинаково подчинены законам» (Ж. Даламбер)

Демонстрационный вариант эссе

  1. Я только что прочитала  высказывания различных авторов, предложенные в качестве темы эссе, и выбрала тему по  правоведению (почему?),  которая мне наиболее  близка и понятна.
  2. Автор затрагивает (поднимает) проблемы: равенства граждан перед законом,  действие принципа верховенства закона (который является характерным признаком правового государства), факторов обеспечения равноправия граждан, законности и правопорядка в стране.
  3. Данная проблема весьма актуальна  сегодня для всего мирового сообщества и, конечно же, для нашей страны. (Почему?) Принцип равенства, в соответствии с которым все члены общества должны быть поставлены в одинаковые условия, всегда был и остается одним из важнейших идеалов справедливого общественного устройства. 
  4. Ж. Даламбер считает, что  истинное равенство людей в обществе можно обеспечить лишь только в том случае, если они будут подчиняться единым законам одинаковым для всех без исключения  (пересказ точки зрения автора своими словами).
  5. Я поддерживаю точку зрения автора, так как принцип равноправия   означает официально признаваемое равенство граждан (подданных) перед государством, законом, судом. Этот принцип предполагает равенство прав, свобод и обязанностей граждан одного государства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. А еще невозможность  существования особых законов и судов для привилегированных сословий и социальных групп (представление своей точки зрения, аргументация).
  6. В силу этих положений, большинство  ученых-правоведов  считают принцип РАВЕНСТВА ВСЕХ ПЕРЕД ЗАКОНОМ – одним из важнейших принципов демократического правового государства и основой нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества (аргументация со ссылками на др. авторитеты)   
  7. Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина перед законом и судом. К сожалению, история нашей страны да и других стран изобилует примерами использования закона должностными лицами в своих целях. Хотелось бы, чтобы  в нашей стране в скором будущем  все это воплотилось  в  практической реальной жизни (использование понятий обществоведческого курса + примеры и ссылки на собственный социальный опыт и практику жизни).
  8. В заключение хотелось бы отметить, что  только в  условиях  неукоснительного действия  в стране принципа верховенства закона мы можем говорить о  цивилизованном обществе. Только тогда,  когда все органы государственной власти, должностные лица и граждане подчиняются праву, когда каждый должен подчинять свое поведение законам,  не допуская их нарушения и не злоупотребляя своими правами и властными полномочиями, когда нет никакой разницы в правах между теми, кто правит, и теми, кем правят,  возможно говорить о  реализации истинного равенства граждан (вывод).

«Законы для всех должны иметь одинаковый смысл» Ш. Монтескье.

Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались» . Дж. Локк.

Тема:  « Налоги – это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого».

С. Джонсон

Я полностью согласна с позицией автора, т.к. налоги регулируют экономику и, составляя значительную часть доходов госбюджета, расходуются в интересах всего общества. Налоги – это необходимая плата общества для получения общественных благ.

    Раскрывая данную тему, необходимо обратиться к понятию «налоги». Налоги – это принудительное изъятие государством у домашних хозяйств и фирм определённой денежной суммы. Возникают вопросы: для чего существуют налоги, на какие цели они идут?

    Налоги являются одним из инструментов фискальной политики государства. В зависимости от характера этой политики изменение налогов наряду с изменением государственных закупок и выплатами трансфертов приводит к регулированию развития экономики в целом. Существование автоматической фискальной политики основано на действии встроенных стабилизаторов. К ним относятся, например, подоходный налог (для фирм налог на прибыль); косвенные налоги (например, НДС), а также пособие по безработице и пособие по бедности, изменение которых связано со спадом или бумом в экономике. Кроме того, налоги -  одна из основных статей поступления средств в государственный бюджет.

     Затем они перераспределяются на выплаты населению и финансирование таких статей, как образование, медицина, культура и т.д.

    Однако со взиманием налогов связана проблема уклонения от них. Сокрытие доходов приводит к уменьшению поступлений в госбюджет. И не стоит после этого удивляться, что какие – то социальные программы плохо финансируются!

     Такая ситуация складывается и в современной России. С целью вывода части доходов из тени был принят единый подоходный налог в размере 13%. А высокие налоги, в Швеции уплачиваются всеми гражданами государства, т.к. они реально видят, куда идут данные налоги, по уровню благосостояния общества.

    Таким образом, налоги – это действительно важная составляющая регулирования экономики в интересах всего общества. Вследствие перераспределения поступающих налогов всё общество выигрывает, т.к. они идут на улучшение качества жизни людей. Главное, чтобы само общество это осознало!*


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм написания эссе

Практические советы ученикам для написания эссе по обществоведческим дисциплинам...

Алгоритм написания эссе

Пошаговый путь решения практических задач, с которыми придется столкнуться при написании эссе. Ни в коем случае не ограничивает учащихся в творческом полете. Дает возможность понять и реализовать себя...

Алгоритм написания эссе по обществознанию

Даётся алгоритм написания эссе по обществознанию (задание по ЕГЭ - С9)...

Алгоритм написания эссе по обществознанию

Материал содержит методические рекомендации по написанию эссе по обществознанию в 11 класса(задание С9)...

Алгоритм написания эссе

Эссе по обществознанию – это сочинение-рассуждение на заданную тему. Темой эссе является одна из выбранных экзаменуемым цитат. Цитаты принадлежат известным людям и расположены в соответствии с тем, с ...

Алгоритм написания эссе по истории

Этот жанр сейчас переживает очевидное возрастание своей популярности. Сейчас он востребован не только литераторами, но и также программой обучения в выпускных классах средней школы. Французское слово ...

Структура эссе. Алгоритм написания эссе.

Структура эссе . Алгоритм написания эссе....