Сетевое взаимодействие МКУ "ГИМК" и образовательных организаций г.Арзамаса в рамках методического сопровождения образовательного процесса
проект по теме

Коршунова Надежда Зиновьевна

Актуальность  сетевого  взаимодействия заключается в том, что при  нем происходит не просто сотрудничество, обмен различными материалами  и  инновационными  разработками, а  идет процесс работы  образовательных  организаций  над совместными сетевыми  проектами, разработка и реализация совместных программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx59.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Городской информационно-методический кабинет»

                                ПРОЕКТ 

сетевое взаимодействие МКУ «Городской информационно-методический кабинет» И образовательных ОРГАНИЗАЦИЙ города Арзамаса

 в рамках методического сопровождения образовательного процесса 

Сроки реализации: 2015 – 2016 гг.

Разработчик: Коршунова Н.З.,

методист МКУ «ГИМК»

г.Арзамас

2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Паспорт проекта

3

Введение

5

                       I.  Описание проекта:

7-11

1.1.Обоснование актуальности проекта

7

1.2.Условия реализации проекта

8

1.3.Ресурсы

10

1.4.Этапы реализации проекта

11

II.Эффективность реализации Проекта

13

III.Форма обобщения и представления результатов

14

IV.Риски реализации Проекта

15

V.Нормативное и учебно-методическое обеспечение проекта

16

Заключение

18

Приложение 1. Проект Положения о сетевом взаимодействии педагогов образовательных организаций г.Арзамаса в рамках методического сопровождения образовательного процесса

19

Приложение 2. Проект Положения о виртуальном методическом кабинете МКУ «ГИМК»

22

«Люди вместе могут совершить то,

 чего не в силах сделать в одиночку;

единение умов и рук, сосредоточение

их сил может стать почти всемогущим»

Д. Уибстер

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название Проекта

Сетевое взаимодействие МКУ «Городской информационно-методический кабинет» и образовательных организаций города Арзамаса  в рамках методического сопровождения образовательного процесса

Разработчик Проекта

Коршунова Надежда Зиновьевна, методист МКУ «ГИМК»

Участнки Проекта

МКУ «ГИМК», ОО г.Арзамаса

Цель и задачи проекта

Цель проекта:

создание условий для сетевого взаимодействия образовательных организаций в рамках методического сопровождения образовательного процесса, основанного на паритетной кооперации общеобразовательных учреждений и МКУ «ГИМК».

Задачи проекта:

1. Разработать и внедрить сетевую модель информационно-технологического сервиса

2. Создать необходимые организационные условия для оказания информационно-технологических услуг и методической поддержки работников образовательных организаций:

- поддержка сетевых информационных ресурсов;

- организация системы дистанционного методического обеспечения специалистов учреждений образования;

- усиление взаимодействия с образовательными организациями на основе социального партнёрства;

- развитие профессиональных компетентностей педагогических работников;

- обеспечение информационной и научно-методической поддержки деятельности педагогических и руководящих работников  образовательных организаций;

- создание продуктов, обеспечивающих реализацию требований ФГОС.

Финансово-экономическое обеспечение

-приобретение материально-технических и информационно- методических средств для создания и укрепления базы виртуального методического кабинета;

- оплата установки и обслуживания программного обеспечения

-оплата разработки и продвижения сайта МКУ «ГИМК»

Ожидаемые показатели эффективности Проекта

1. Усовершенствование системы методического обеспечения деятельности педагогических работников образовательных организаций на основе развития их профессионально-личностной культуры и мастерства через внедрение модели информационно-технологического сервиса.

2. Практическое и аналитическое обоснование результативности внедрения информационно-технологического сервиса методической службы в деятельность образовательных организаций.

3. Создание эффективной системы комплексного использования сетевого сервиса методической службы как центра, аккумулирующего передовой опыт методической работы.

4. Структурирование информационных материалов по запросам и потребностям пользователей с учётом целей и задач современной образовательной деятельности

5. Создание фонда методической продукции научно-практического назначения.

6.    Повышение доли учителей, транслирующих свой опыт в области применения современных технологий, в условиях сетевого взаимодействия.

  • 7. Рост достижений всех участников в конкурсах, проектах, олимпиадах, в том числе дистанционных.


ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в нашей стране сетевое взаимодействие в сфере образования понимается как  система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.

Сеть – форма решения творческих инновационных задач, требующая объединения усилий разных образовательных учреждений, а также других субъектов социокультурной среды территорий; в сетевом взаимодействии важны психологическая совместимость и позитивные отношения людей; сеть складывается не только из образовательных учреждений, но и из отдельных педагогов, микросообществ, ассоциаций, стремящихся к развитию нового педагогического опыта; в сети активно используются идеи ученых, их опыт и личное участие; сеть является открытой для новых идей, подходов и участников; образовательная сеть нуждается в информационных ресурсах (интернет и другие способы передачи и обработки информации).

Важной особенностью сетевого взаимодействия является то, что в сети каждый человек может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание индивидуального образовательного развития каждого человека, образовательного учреждения, образовательной среды. Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом, и отсутствием обязательного внедрения. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы.

В практической педагогике начало использования понятия «сеть» относится к 70–80–м годам прошлого века. Тогда метод сетевого планирования бал заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику.

Несомненная заслуга в этом принадлежит А. И. Адамскому и созданной им образовательной сети «Эврика».

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, по его мнению, несет в себе коренное отличие от иерархического взаимодействия, функционирующего в современной системе образования. Нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом выращиваются внутри сети образовательных учреждений, основываясь на реалиях деятельности каждого участника сети.

        Образовательная сеть предусматривает наличие вертикальных и горизонтальных связей образовательных организаций; наличие и понимание общей цели и задач деятельности, которые уточняются в условиях диалога и взаимодействия.

Сетевое взаимодействие организаций на муниципальном уровне  предполагает объединение всех образовательных организаций г.Арзамаса  и МКУ «Городской информационно – методический кабинет» в муниципальную методическую сеть, в рамках которой  осуществляется  взаимодействие с сетевыми педагогическими сообществами, организациями, отдельными участниками сети  (педагогами, родителями, учениками, представителями общественности и т.д.).

                 I.ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

1.1.Обоснование актуальности проекта.

    В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года  в основу  развития системы образования  заложены  такие принципы, как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

Эти принципы позволяет реализовать модель сетевого взаимодействия образовательных  организаций, предполагающая  использование современных информационно-телекоммуникационных технологий, средств телекоммуникаций  с использованием сети Интернет.

             Актуальность  сетевого  взаимодействия заключается в том, что при  нем происходит не просто сотрудничество, обмен различными материалами  и  инновационными  разработками, а  идет процесс работы  образовательных  организаций  над совместными сетевыми  проектами, разработка и реализация совместных программ.

Предлагаемый проект опирается на ряд федеральных программ по информатизации школы: «Электронная Россия», «Развитие единой образовательной информационной среды».

Важными особенностями этого проекта являются его ориентация на изменение содержания образования, радикальное обновление всего арсенала технологий, методов и приемов методической работы.

В настоящее время система образования г.Арзамаса  представлена 17 общеобразовательными школами, 33 учреждениями дошкольного образования, 5 – дополнительного образования детей. Все ОО имеют выход в Интернет, веб-сайты.

Однако методическое сопровождение и обмен опытом работы осуществляется лишь через традиционные формы (заседания ГМО): семинары, круглые столы, мастер-классы.

Современные требования же  предполагают не только информационное сопровождение образовательной деятельности с использованием традиционных методических материалов, но и деятельность, связанную с использованием информационных технологий в данном процессе.

Накопление и использование мультимедийной продукции, использование Интернет-ресурсов и обеспечение свободного доступа педагогических работников учреждений образования к ним является важными задачами информационно-методического обеспечения.

        

1.2.Условия реализации проекта

Для реализации сетевого взаимодействия    необходимо:

  • обеспечение всех желающих доступом к имеющимся ресурсам в любое время;
  • поддержка усилия тех, кто хочет поделиться своими знаниями и умениями
  •  выявление  тех, кто хочет научиться;
  •  предоставление всем желающим возможность публиковать, представлять на обсуждение общественности свои результаты работы.

Одной из  дополнительных возможностей активного использования ресурсов информационно-методического пространства для повышения профессионально-личностной культуры педагогов является электронная методическая служба (виртуальный методический кабинет).

Внедрение модели электронной методической службы направлено на решение важнейшей задачи – повышение качества методического обеспечения педагогической деятельности через совершенствование профессиональной компетентности и мастерства работников образовательных организаций.

       Значимая роль электронной методической службы заключается в использовании информационно-социальных технологий, направленных на совершенствовании качества методического обеспечения образовательной деятельности, позволяющего решать основные задачи:

- развитие единого информационного пространства МКУ «ГИМК», учреждений образования и присутствие в нем в различное время и независимо друг от друга всех участников информационно-методического и творческого процесса;

- создание, развитие и эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных педагогических работников с возможностью повсеместного доступа для работы с ними.

            Таким образом, виртуальный методический кабинет предполагает доступ к необходимой информации без временных и пространственных границ.

Характерные черты информационно-технологического сервиса:

гибкость - специалист может планировать время самостоятельно, а также регламентировать продолжительность работы в сети;

доступность - независимо от местонахождения  отсутствие ограничений в информационно-методических потребностях;

рентабельность- за счет экономии ресурсов временных, материальных (печать, размножение материалов и пр.) может проявляется экономическая эффективность;

мобильность - эффективная реализация обратной связи между педагогами ОО и методистами МКУ «ГИМК» является одним из основных требований и оснований успешности процесса использования сетевого информационно-технологического сервиса электронного методического кабинета;

охват - возможно обращение ко многим источникам методической информации одновременно (электронным библиотекам, банкам данных, и пр.), возможность получения необходимой методической поддержки;

интернациональность - экспорт и импорт мировых достижений на рынке информационно-методических услуг.

        Анализ достоинств и недостатков существующего на данном этапе методического обеспечения и сопровождения позволил сформулировать основополагающие принципы, на которых должен строиться проектируемый современный информационно-технологический сервис МКУ «ГИМК»:

Многокомпонентность - информационно-технологическое методическое обеспечение представляет собой многокомпонентную среду, которая включает в себя информационно- методические материалы, системы контроля уровня информационной компетентности специалистов, технические и электронные средства, электронные базы данных и информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида, включая графику, видео, взаимосвязанные между собой;

интегральность - информационная компонента электронного методического кабинета должна включать в себя всю необходимую совокупность базовых знаний с выходом в глобальную сеть, учитывать профессионально-предметные связи, информационно-справочную базу дополнительных методических материалов, детализирующих и углубляющих знания;

систематизацию - информационная компонента электронного методического обеспечения образовательной  деятельности оптимальным образом распределена по хранилищам информации (серверам) с учетом требований и ограничений современных технических средств и экономической эффективности;

адаптивность - предлагаемое информационно-технологическое обеспечение методической службы не должно нарушать структуру и принципы построения существующего традиционного методического обеспечения и сопровождения образовательного процесса, оно должно позволить гибко модифицировать информационное ядро методической службы, адекватно отражая потребности педагогических работников.

        Сформулированные принципы базирования информационно-технологического сервиса методической службы позволяют рассматривать данную модель как самостоятельную систему, направленную на развитие активной творческой деятельности работников образовательных организаций, совершенствование их информационной культуры.

1.3.Ресурсы:

Материально-техническая база МКУ «ГИМК»:

Имеется:

  • компьютеры – 7;
  • подключение к сети Интернет;
  • электронная почта;

необходимо:

  • создание и продвижение сайта МКУ «ГИМК»;
  • приобретение веб-камер.

Материально-техническая база ОО:

Общее количество компьютеров,

в том числе:

Количество компьютеров, подключенных к сети Интернет,

в том числе:

всего

используется в учебных целях

всего

используется в учебных целях

1168

949

730

616

Информационные:

  • Все ОО имеют выход в ИНТЕРНЕТ;
  • Все ОО имеют электронную почту;
  • Все ОО имеют собственные сайты;
  • Возможно использование Skyp.

1.4.Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап (диагностический, прогностический, организационный)

январь 2015 г. – август 2016 г.

Цель:

создание условий для обеспечения качественной реализации инновационного

проекта.

1. Разработка структурно-функционального подхода в управлении инновационным процессом на всех уровнях, при котором каждый компонент модели и участники процесса имеют свои конкретные функции и информационные связи.

2. Создание творческой группы по осуществлению информационно-технологического сервиса методической службы.

3. Организация работы постоянно действующего семинара по развитию информационно - технологической компетентности специалистов учреждений образования в работе с Интернет – ресурсами.

4. Создание модели информационных навыков специалистов.

5. Разработка сетевой модели виртуального методического кабинета.

6. Разработка механизма диагностики готовности образовательных организаций к инновационной деятельности.

7. Организационно-разъяснительная работа с участниками проекта об особенностях функционирования учреждения в инновационном режиме.

Практический этап

сентябрь 2016 г. – август 2017г.

Цель:

реализация содержания инновационного проекта, практическое решение поставленных задач, разработка методических материалов.

1. Определение основных составляющих содержания модели информационно-технологического сервиса методического кабинета.

2. Организационно-управленческая работа, направленная на реализацию инновационного проекта.

3. Обеспечение информационного сопровождения в свете реализации основополагающих нормативных правовых документов в вопросах организации методического обеспечения учреждений образования.

4. Проведение постоянно действующего семинара по развитию информационно-технологической компетентности специалистов в работе с Интернет – ресурсами.

5. Обновление системы профессионального взаимодействия в рамках сетевой организации.

6. Создание электронного банка данных современных методических средств.

7. Использование современных информационных средств (выход в Интернет; web-сайты, электронная почта; локальная сеть, skyp).

8. Формирование современной технической базы информатизации  и ее обслуживание.

9. Установление взаимодействия с образовательными  организациями на основе социального партнёрства.

Обобщающий этап

сентябрь 2015 г. - декабрь 2015 г.

Цель: подведение итогов инновационной деятельности, анализ и обобщение результатов, разработка методических рекомендаций специалистам учреждений образования по созданию необходимых условий для внедрения модели информационно-технологического сервиса.

1. Экспертная оценка результатов осуществления инновационной деятельности по реализации и внедрению электронного методического кабинета.

2. Системный анализ и обобщение опыта реализации инновационного проекта методистами и специалистами творческой группы по информатизации методической службы.

3. Выявление соответствия полученных результатов цели и задачам инновационного проекта.

4. Оценка эффективности методического обеспечения образовательной деятельности.

5. Трансляция опыта внедрения электронного методического кабинета на различных уровнях.

 

II.Эффективность реализации Проекта

  • Развитие муниципальной системы образования на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций.
  • Развитие конкурентоспособности школ в образовательной сети муниципалитета.
  • Повышение эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств.
  • Повышение уровня качества, доступности, открытости образовательной информации.
  • Обеспечение качества конечного результата деятельности ОО соответственно ресурсоемкости;
  • Достижение высокой степени удовлетворенности населения качеством образования.
  • Включенность участников образовательного процесса в сетевые мероприятия.
  • Появление на муниципальной карте образовательной сети инновационно-активных образовательных организаций.
  • Создание моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа.
  • Повышение информационной культуры, инновационной компетентности педагогических работников.
  • Расширение возможностей использования ресурсов информационного пространства.

III.Форма обобщения и представления результатов:

1. Аналитические материалы (диаграммы, таблицы, схемы) для наглядного представления динамики:

- уровня овладения информационной грамотностью: от позиции компетентного пользователя к экспертному уровню рефлексии и критического осознания информации (информационные навыков);

-результатов информационно-методической деятельности за год;

-результатов участия в конкурсах и грантах;

-результатов результативности организационно-творческой деятельности работников образовательных организаций.

2. Публикации опыта внедрения в научно-методических газетах и журналах, Интернет-ресурсах.

IV.Риски реализации Проекта

Неготовность к реализации Проекта и недопонимание сути изменений, обеспечивающих реализацию Проекта

Разъяснительная работа с использованием различных методов и способов формирования понимания сути инновационных изменений в рамках реализации Проекта: семинары, круглые столы, индивидуальные консультации.

Ошибки при выборе механизмов управления Проектом могут привести к недостаточной координации деятельности

Корректировка хода реализации Проекта и включение изменений в ежегодные планы деятельности ОО

Недостаточный уровень мониторинговых исследований реализации Проекта может существенно повлиять на объективность принятия решений и его эффективность

Разработка системы мониторинговых исследований. Поиски новых форм и механизмов оценки и контроля деятельности школы в рамках реализации Проекта.

V.Нормативное и учебно-методическое обеспечение проекта:

Федеральный закон «Об образовании в РФ».

Национальная инициатива «Наша новая школа». 

Федеральный государственный образовательный стандарт.

Бугрова Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров. Дисс. на соискание уч.степени к.п.н.- Омск, 2009.

Гружевская Т.Н. Роль методического кабинета в поддержке и развитии инновационных процессов в системе района / Т.Н. Гружевская – 2010. - № 3. – С.41.

Доклад «Сетевое взаимодействие инновационных образовательных учреждений» [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://wiki.saripkro.ru/index.php 

Информационные технологии в образовании / авт.-сост. О.А. Минич. - Мн.: Красико-Принт, 2008.

Информация об организации работы по инновационному проекту «Внедрение модели информационно-технологического сервиса методической службы учреждения образования» [Электронный ресурс].– Режим доступа: sosh21.mogilev.by/informacij..docx

Конаржевский Ю.А.  Менеджмент  и  внутришкольное управление. – М., 2000.

Комплексная информатизация образования / авт.-сост. О.В. Крючкова. – Мн.:Красико-Принт, 2006.

Кулененок, Л.Н. К вопросу о реализации творческого потенциала средствами информационных технологий / Л.Н. Куленок – Витебск, 2005.

Образовательный портал «Открытый класс». [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/102834

Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. Адамского А.И. – М.: Эврика, 2006.

Сайт Центра образовательных инициатив Омского государственного педагогического университета.  [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.coitest.ru 

Тарасов С.В. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса: понятие и содержание // Научно-методическое обеспечение образовательного процесса. СПб., 1998.

Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями. – М.: Изд-во Института социологии, 1999. – 38 с.

Чучкевич М.М. Что такое сетевая организация? – М.: Изд-во Института социологии, 1999.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимость осуществления сетевого взаимодействия диктуют сама жизнь, ее социальные, экономические, информационные стороны.

  В рамках предлагаемого проекта сетевое взаимодействие организуется на основе информационно-коммуникационных технологий. Выбор такого подхода основан на применении сетевого взаимодействия при создании и эксплуатации сайтов, порталов, телекоммуникационных сетей и т.п.

К его преимуществам также можно отнести высокую скорость поиска и передачи информации; расширение информационного поля; визуализацию процесса участия; облегчение доступа к структурированной информации. 

Модель сетевой организации методической работы поможет использовать профессиональные возможности и интеллектуальный потенциал  педагогов из разных учреждений для взаимного обучения, обмена опытом, различных исследований, развивать компетенции, связанные с формированием способности постоянного самообразования, осуществлять распространение лучшего педагогического и управленческого опыта, повышать готовность учителей к участию в инновационных процессах.    Таким образом, предлагаемая модель организации методического сопровождения деятельности позволит реализовывать поставленные задачи. При этом  система методической службы должна быть гибкой и вариативной, оперативно реагировать на быстроменяющуюся ситуацию в обществе.  

Результаты проекта будут иметь большое значение для формирования открытой сети инновационно-активных ОО города, обеспечивающей массовое распространение в системе общего образования лучших практик и трансферт инновационных результатов, полученных образовательными учреждениями, внедряющими инновационные образовательные программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса.

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса....

6. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

6.1. Методическая работа 6.2. Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах 6.3. Участие в деятельности  профессиональных ассоциаций, союзов и сетевых сообществ, экспер...

Критерий 5: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Участие в работе методических обьединений педагогических работников, оказание методической помощи при подготовки к муниципальному и областному конкурсу "Учитель года", участие о областной ол...

Методическая разработка. «Информационно-методическое сопровождение образовательных организаций на основе интеграции результатов оценочных процедур»

Совершенствование управления качеством образования является одним из направлений реформирования системы российского образования, реализации национального проекта «Образование», утвержденно...

Критерий 4. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Критерий 4. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах...

Критерий 5: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса.

1. Выписка из протокола заседаний методической комисси о выступлении.2.Справка о методической работе.3. Перечень утвержденных программно-методических материалов сопровождения образовательного процесса...