Сетевое взаимодействие МКУ "ГИМК" и образовательных организаций г.Арзамаса в рамках методического сопровождения образовательного процесса
проект по теме

Коршунова Надежда Зиновьевна

Актуальность  сетевого  взаимодействия заключается в том, что при  нем происходит не просто сотрудничество, обмен различными материалами  и  инновационными  разработками, а  идет процесс работы  образовательных  организаций  над совместными сетевыми  проектами, разработка и реализация совместных программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx59.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Городской информационно-методический кабинет»

                                ПРОЕКТ 

сетевое взаимодействие МКУ «Городской информационно-методический кабинет» И образовательных ОРГАНИЗАЦИЙ города Арзамаса

 в рамках методического сопровождения образовательного процесса 

Сроки реализации: 2015 – 2016 гг.

Разработчик: Коршунова Н.З.,

методист МКУ «ГИМК»

г.Арзамас

2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Паспорт проекта

3

Введение

5

                       I.  Описание проекта:

7-11

1.1.Обоснование актуальности проекта

7

1.2.Условия реализации проекта

8

1.3.Ресурсы

10

1.4.Этапы реализации проекта

11

II.Эффективность реализации Проекта

13

III.Форма обобщения и представления результатов

14

IV.Риски реализации Проекта

15

V.Нормативное и учебно-методическое обеспечение проекта

16

Заключение

18

Приложение 1. Проект Положения о сетевом взаимодействии педагогов образовательных организаций г.Арзамаса в рамках методического сопровождения образовательного процесса

19

Приложение 2. Проект Положения о виртуальном методическом кабинете МКУ «ГИМК»

22

«Люди вместе могут совершить то,

 чего не в силах сделать в одиночку;

единение умов и рук, сосредоточение

их сил может стать почти всемогущим»

Д. Уибстер

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название Проекта

Сетевое взаимодействие МКУ «Городской информационно-методический кабинет» и образовательных организаций города Арзамаса  в рамках методического сопровождения образовательного процесса

Разработчик Проекта

Коршунова Надежда Зиновьевна, методист МКУ «ГИМК»

Участнки Проекта

МКУ «ГИМК», ОО г.Арзамаса

Цель и задачи проекта

Цель проекта:

создание условий для сетевого взаимодействия образовательных организаций в рамках методического сопровождения образовательного процесса, основанного на паритетной кооперации общеобразовательных учреждений и МКУ «ГИМК».

Задачи проекта:

1. Разработать и внедрить сетевую модель информационно-технологического сервиса

2. Создать необходимые организационные условия для оказания информационно-технологических услуг и методической поддержки работников образовательных организаций:

- поддержка сетевых информационных ресурсов;

- организация системы дистанционного методического обеспечения специалистов учреждений образования;

- усиление взаимодействия с образовательными организациями на основе социального партнёрства;

- развитие профессиональных компетентностей педагогических работников;

- обеспечение информационной и научно-методической поддержки деятельности педагогических и руководящих работников  образовательных организаций;

- создание продуктов, обеспечивающих реализацию требований ФГОС.

Финансово-экономическое обеспечение

-приобретение материально-технических и информационно- методических средств для создания и укрепления базы виртуального методического кабинета;

- оплата установки и обслуживания программного обеспечения

-оплата разработки и продвижения сайта МКУ «ГИМК»

Ожидаемые показатели эффективности Проекта

1. Усовершенствование системы методического обеспечения деятельности педагогических работников образовательных организаций на основе развития их профессионально-личностной культуры и мастерства через внедрение модели информационно-технологического сервиса.

2. Практическое и аналитическое обоснование результативности внедрения информационно-технологического сервиса методической службы в деятельность образовательных организаций.

3. Создание эффективной системы комплексного использования сетевого сервиса методической службы как центра, аккумулирующего передовой опыт методической работы.

4. Структурирование информационных материалов по запросам и потребностям пользователей с учётом целей и задач современной образовательной деятельности

5. Создание фонда методической продукции научно-практического назначения.

6.    Повышение доли учителей, транслирующих свой опыт в области применения современных технологий, в условиях сетевого взаимодействия.

  • 7. Рост достижений всех участников в конкурсах, проектах, олимпиадах, в том числе дистанционных.


ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в нашей стране сетевое взаимодействие в сфере образования понимается как  система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.

Сеть – форма решения творческих инновационных задач, требующая объединения усилий разных образовательных учреждений, а также других субъектов социокультурной среды территорий; в сетевом взаимодействии важны психологическая совместимость и позитивные отношения людей; сеть складывается не только из образовательных учреждений, но и из отдельных педагогов, микросообществ, ассоциаций, стремящихся к развитию нового педагогического опыта; в сети активно используются идеи ученых, их опыт и личное участие; сеть является открытой для новых идей, подходов и участников; образовательная сеть нуждается в информационных ресурсах (интернет и другие способы передачи и обработки информации).

Важной особенностью сетевого взаимодействия является то, что в сети каждый человек может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание индивидуального образовательного развития каждого человека, образовательного учреждения, образовательной среды. Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом, и отсутствием обязательного внедрения. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы.

В практической педагогике начало использования понятия «сеть» относится к 70–80–м годам прошлого века. Тогда метод сетевого планирования бал заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику.

Несомненная заслуга в этом принадлежит А. И. Адамскому и созданной им образовательной сети «Эврика».

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, по его мнению, несет в себе коренное отличие от иерархического взаимодействия, функционирующего в современной системе образования. Нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом выращиваются внутри сети образовательных учреждений, основываясь на реалиях деятельности каждого участника сети.

        Образовательная сеть предусматривает наличие вертикальных и горизонтальных связей образовательных организаций; наличие и понимание общей цели и задач деятельности, которые уточняются в условиях диалога и взаимодействия.

Сетевое взаимодействие организаций на муниципальном уровне  предполагает объединение всех образовательных организаций г.Арзамаса  и МКУ «Городской информационно – методический кабинет» в муниципальную методическую сеть, в рамках которой  осуществляется  взаимодействие с сетевыми педагогическими сообществами, организациями, отдельными участниками сети  (педагогами, родителями, учениками, представителями общественности и т.д.).

                 I.ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

1.1.Обоснование актуальности проекта.

    В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года  в основу  развития системы образования  заложены  такие принципы, как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

Эти принципы позволяет реализовать модель сетевого взаимодействия образовательных  организаций, предполагающая  использование современных информационно-телекоммуникационных технологий, средств телекоммуникаций  с использованием сети Интернет.

             Актуальность  сетевого  взаимодействия заключается в том, что при  нем происходит не просто сотрудничество, обмен различными материалами  и  инновационными  разработками, а  идет процесс работы  образовательных  организаций  над совместными сетевыми  проектами, разработка и реализация совместных программ.

Предлагаемый проект опирается на ряд федеральных программ по информатизации школы: «Электронная Россия», «Развитие единой образовательной информационной среды».

Важными особенностями этого проекта являются его ориентация на изменение содержания образования, радикальное обновление всего арсенала технологий, методов и приемов методической работы.

В настоящее время система образования г.Арзамаса  представлена 17 общеобразовательными школами, 33 учреждениями дошкольного образования, 5 – дополнительного образования детей. Все ОО имеют выход в Интернет, веб-сайты.

Однако методическое сопровождение и обмен опытом работы осуществляется лишь через традиционные формы (заседания ГМО): семинары, круглые столы, мастер-классы.

Современные требования же  предполагают не только информационное сопровождение образовательной деятельности с использованием традиционных методических материалов, но и деятельность, связанную с использованием информационных технологий в данном процессе.

Накопление и использование мультимедийной продукции, использование Интернет-ресурсов и обеспечение свободного доступа педагогических работников учреждений образования к ним является важными задачами информационно-методического обеспечения.

        

1.2.Условия реализации проекта

Для реализации сетевого взаимодействия    необходимо:

  • обеспечение всех желающих доступом к имеющимся ресурсам в любое время;
  • поддержка усилия тех, кто хочет поделиться своими знаниями и умениями
  •  выявление  тех, кто хочет научиться;
  •  предоставление всем желающим возможность публиковать, представлять на обсуждение общественности свои результаты работы.

Одной из  дополнительных возможностей активного использования ресурсов информационно-методического пространства для повышения профессионально-личностной культуры педагогов является электронная методическая служба (виртуальный методический кабинет).

Внедрение модели электронной методической службы направлено на решение важнейшей задачи – повышение качества методического обеспечения педагогической деятельности через совершенствование профессиональной компетентности и мастерства работников образовательных организаций.

       Значимая роль электронной методической службы заключается в использовании информационно-социальных технологий, направленных на совершенствовании качества методического обеспечения образовательной деятельности, позволяющего решать основные задачи:

- развитие единого информационного пространства МКУ «ГИМК», учреждений образования и присутствие в нем в различное время и независимо друг от друга всех участников информационно-методического и творческого процесса;

- создание, развитие и эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных педагогических работников с возможностью повсеместного доступа для работы с ними.

            Таким образом, виртуальный методический кабинет предполагает доступ к необходимой информации без временных и пространственных границ.

Характерные черты информационно-технологического сервиса:

гибкость - специалист может планировать время самостоятельно, а также регламентировать продолжительность работы в сети;

доступность - независимо от местонахождения  отсутствие ограничений в информационно-методических потребностях;

рентабельность- за счет экономии ресурсов временных, материальных (печать, размножение материалов и пр.) может проявляется экономическая эффективность;

мобильность - эффективная реализация обратной связи между педагогами ОО и методистами МКУ «ГИМК» является одним из основных требований и оснований успешности процесса использования сетевого информационно-технологического сервиса электронного методического кабинета;

охват - возможно обращение ко многим источникам методической информации одновременно (электронным библиотекам, банкам данных, и пр.), возможность получения необходимой методической поддержки;

интернациональность - экспорт и импорт мировых достижений на рынке информационно-методических услуг.

        Анализ достоинств и недостатков существующего на данном этапе методического обеспечения и сопровождения позволил сформулировать основополагающие принципы, на которых должен строиться проектируемый современный информационно-технологический сервис МКУ «ГИМК»:

Многокомпонентность - информационно-технологическое методическое обеспечение представляет собой многокомпонентную среду, которая включает в себя информационно- методические материалы, системы контроля уровня информационной компетентности специалистов, технические и электронные средства, электронные базы данных и информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида, включая графику, видео, взаимосвязанные между собой;

интегральность - информационная компонента электронного методического кабинета должна включать в себя всю необходимую совокупность базовых знаний с выходом в глобальную сеть, учитывать профессионально-предметные связи, информационно-справочную базу дополнительных методических материалов, детализирующих и углубляющих знания;

систематизацию - информационная компонента электронного методического обеспечения образовательной  деятельности оптимальным образом распределена по хранилищам информации (серверам) с учетом требований и ограничений современных технических средств и экономической эффективности;

адаптивность - предлагаемое информационно-технологическое обеспечение методической службы не должно нарушать структуру и принципы построения существующего традиционного методического обеспечения и сопровождения образовательного процесса, оно должно позволить гибко модифицировать информационное ядро методической службы, адекватно отражая потребности педагогических работников.

        Сформулированные принципы базирования информационно-технологического сервиса методической службы позволяют рассматривать данную модель как самостоятельную систему, направленную на развитие активной творческой деятельности работников образовательных организаций, совершенствование их информационной культуры.

1.3.Ресурсы:

Материально-техническая база МКУ «ГИМК»:

Имеется:

  • компьютеры – 7;
  • подключение к сети Интернет;
  • электронная почта;

необходимо:

  • создание и продвижение сайта МКУ «ГИМК»;
  • приобретение веб-камер.

Материально-техническая база ОО:

Общее количество компьютеров,

в том числе:

Количество компьютеров, подключенных к сети Интернет,

в том числе:

всего

используется в учебных целях

всего

используется в учебных целях

1168

949

730

616

Информационные:

  • Все ОО имеют выход в ИНТЕРНЕТ;
  • Все ОО имеют электронную почту;
  • Все ОО имеют собственные сайты;
  • Возможно использование Skyp.

1.4.Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап (диагностический, прогностический, организационный)

январь 2015 г. – август 2016 г.

Цель:

создание условий для обеспечения качественной реализации инновационного

проекта.

1. Разработка структурно-функционального подхода в управлении инновационным процессом на всех уровнях, при котором каждый компонент модели и участники процесса имеют свои конкретные функции и информационные связи.

2. Создание творческой группы по осуществлению информационно-технологического сервиса методической службы.

3. Организация работы постоянно действующего семинара по развитию информационно - технологической компетентности специалистов учреждений образования в работе с Интернет – ресурсами.

4. Создание модели информационных навыков специалистов.

5. Разработка сетевой модели виртуального методического кабинета.

6. Разработка механизма диагностики готовности образовательных организаций к инновационной деятельности.

7. Организационно-разъяснительная работа с участниками проекта об особенностях функционирования учреждения в инновационном режиме.

Практический этап

сентябрь 2016 г. – август 2017г.

Цель:

реализация содержания инновационного проекта, практическое решение поставленных задач, разработка методических материалов.

1. Определение основных составляющих содержания модели информационно-технологического сервиса методического кабинета.

2. Организационно-управленческая работа, направленная на реализацию инновационного проекта.

3. Обеспечение информационного сопровождения в свете реализации основополагающих нормативных правовых документов в вопросах организации методического обеспечения учреждений образования.

4. Проведение постоянно действующего семинара по развитию информационно-технологической компетентности специалистов в работе с Интернет – ресурсами.

5. Обновление системы профессионального взаимодействия в рамках сетевой организации.

6. Создание электронного банка данных современных методических средств.

7. Использование современных информационных средств (выход в Интернет; web-сайты, электронная почта; локальная сеть, skyp).

8. Формирование современной технической базы информатизации  и ее обслуживание.

9. Установление взаимодействия с образовательными  организациями на основе социального партнёрства.

Обобщающий этап

сентябрь 2015 г. - декабрь 2015 г.

Цель: подведение итогов инновационной деятельности, анализ и обобщение результатов, разработка методических рекомендаций специалистам учреждений образования по созданию необходимых условий для внедрения модели информационно-технологического сервиса.

1. Экспертная оценка результатов осуществления инновационной деятельности по реализации и внедрению электронного методического кабинета.

2. Системный анализ и обобщение опыта реализации инновационного проекта методистами и специалистами творческой группы по информатизации методической службы.

3. Выявление соответствия полученных результатов цели и задачам инновационного проекта.

4. Оценка эффективности методического обеспечения образовательной деятельности.

5. Трансляция опыта внедрения электронного методического кабинета на различных уровнях.

 

II.Эффективность реализации Проекта

  • Развитие муниципальной системы образования на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций.
  • Развитие конкурентоспособности школ в образовательной сети муниципалитета.
  • Повышение эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств.
  • Повышение уровня качества, доступности, открытости образовательной информации.
  • Обеспечение качества конечного результата деятельности ОО соответственно ресурсоемкости;
  • Достижение высокой степени удовлетворенности населения качеством образования.
  • Включенность участников образовательного процесса в сетевые мероприятия.
  • Появление на муниципальной карте образовательной сети инновационно-активных образовательных организаций.
  • Создание моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа.
  • Повышение информационной культуры, инновационной компетентности педагогических работников.
  • Расширение возможностей использования ресурсов информационного пространства.

III.Форма обобщения и представления результатов:

1. Аналитические материалы (диаграммы, таблицы, схемы) для наглядного представления динамики:

- уровня овладения информационной грамотностью: от позиции компетентного пользователя к экспертному уровню рефлексии и критического осознания информации (информационные навыков);

-результатов информационно-методической деятельности за год;

-результатов участия в конкурсах и грантах;

-результатов результативности организационно-творческой деятельности работников образовательных организаций.

2. Публикации опыта внедрения в научно-методических газетах и журналах, Интернет-ресурсах.

IV.Риски реализации Проекта

Неготовность к реализации Проекта и недопонимание сути изменений, обеспечивающих реализацию Проекта

Разъяснительная работа с использованием различных методов и способов формирования понимания сути инновационных изменений в рамках реализации Проекта: семинары, круглые столы, индивидуальные консультации.

Ошибки при выборе механизмов управления Проектом могут привести к недостаточной координации деятельности

Корректировка хода реализации Проекта и включение изменений в ежегодные планы деятельности ОО

Недостаточный уровень мониторинговых исследований реализации Проекта может существенно повлиять на объективность принятия решений и его эффективность

Разработка системы мониторинговых исследований. Поиски новых форм и механизмов оценки и контроля деятельности школы в рамках реализации Проекта.

V.Нормативное и учебно-методическое обеспечение проекта:

Федеральный закон «Об образовании в РФ».

Национальная инициатива «Наша новая школа». 

Федеральный государственный образовательный стандарт.

Бугрова Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров. Дисс. на соискание уч.степени к.п.н.- Омск, 2009.

Гружевская Т.Н. Роль методического кабинета в поддержке и развитии инновационных процессов в системе района / Т.Н. Гружевская – 2010. - № 3. – С.41.

Доклад «Сетевое взаимодействие инновационных образовательных учреждений» [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://wiki.saripkro.ru/index.php 

Информационные технологии в образовании / авт.-сост. О.А. Минич. - Мн.: Красико-Принт, 2008.

Информация об организации работы по инновационному проекту «Внедрение модели информационно-технологического сервиса методической службы учреждения образования» [Электронный ресурс].– Режим доступа: sosh21.mogilev.by/informacij..docx

Конаржевский Ю.А.  Менеджмент  и  внутришкольное управление. – М., 2000.

Комплексная информатизация образования / авт.-сост. О.В. Крючкова. – Мн.:Красико-Принт, 2006.

Кулененок, Л.Н. К вопросу о реализации творческого потенциала средствами информационных технологий / Л.Н. Куленок – Витебск, 2005.

Образовательный портал «Открытый класс». [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/102834

Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. Адамского А.И. – М.: Эврика, 2006.

Сайт Центра образовательных инициатив Омского государственного педагогического университета.  [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.coitest.ru 

Тарасов С.В. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса: понятие и содержание // Научно-методическое обеспечение образовательного процесса. СПб., 1998.

Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями. – М.: Изд-во Института социологии, 1999. – 38 с.

Чучкевич М.М. Что такое сетевая организация? – М.: Изд-во Института социологии, 1999.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимость осуществления сетевого взаимодействия диктуют сама жизнь, ее социальные, экономические, информационные стороны.

  В рамках предлагаемого проекта сетевое взаимодействие организуется на основе информационно-коммуникационных технологий. Выбор такого подхода основан на применении сетевого взаимодействия при создании и эксплуатации сайтов, порталов, телекоммуникационных сетей и т.п.

К его преимуществам также можно отнести высокую скорость поиска и передачи информации; расширение информационного поля; визуализацию процесса участия; облегчение доступа к структурированной информации. 

Модель сетевой организации методической работы поможет использовать профессиональные возможности и интеллектуальный потенциал  педагогов из разных учреждений для взаимного обучения, обмена опытом, различных исследований, развивать компетенции, связанные с формированием способности постоянного самообразования, осуществлять распространение лучшего педагогического и управленческого опыта, повышать готовность учителей к участию в инновационных процессах.    Таким образом, предлагаемая модель организации методического сопровождения деятельности позволит реализовывать поставленные задачи. При этом  система методической службы должна быть гибкой и вариативной, оперативно реагировать на быстроменяющуюся ситуацию в обществе.  

Результаты проекта будут иметь большое значение для формирования открытой сети инновационно-активных ОО города, обеспечивающей массовое распространение в системе общего образования лучших практик и трансферт инновационных результатов, полученных образовательными учреждениями, внедряющими инновационные образовательные программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса.

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса....

6. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

6.1. Методическая работа 6.2. Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах 6.3. Участие в деятельности  профессиональных ассоциаций, союзов и сетевых сообществ, экспер...

Критерий 5: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Участие в работе методических обьединений педагогических работников, оказание методической помощи при подготовки к муниципальному и областному конкурсу "Учитель года", выступления на методич...

Методическая разработка. «Информационно-методическое сопровождение образовательных организаций на основе интеграции результатов оценочных процедур»

Совершенствование управления качеством образования является одним из направлений реформирования системы российского образования, реализации национального проекта «Образование», утвержденно...

Критерий 4. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Критерий 4. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах...

Методические разработка "Повышение эффективности межведомственного взаимодействия ТПМПК со специалистами служб сопровождения образовательных организаций"

Методические разработка "Повышение эффективности межведомственного взаимодействия  ТПМПК со специалистами служб сопровождения образовательных организаций"...