Шагаа - национальный праздник тувинского народа
статья по теме

         Шагаа - Новый год по восточному календарю. К нему тувинцы тщательно готовились. Проводился праздник по-этапно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Шагаа  - национальный праздник тувинского народа

         Шагаа - Новый год по восточному календарю. К нему тувинцы тщательно готовились. Проводился праздник по-этапно.

         Обряд "«сан салыр» осуществлял обычно шаман или лама, а при их отсутствии - старейшина рода, семейства или самый старший и уважаемый житель данной местности.

На специально сооруженном  алтаре или костре возжигают артыш (можжевельник)  и бросают в огонь дээжи - самую почетную и лакомую часть принесенной еды: топленое масло (саржаг, сарыг ус), молоко, муку из поджаренного пшена (далган), роджаренное просо (тараа), сушеные пенки (ореме),сыр (быштак),сухой творог (ааржы), пресные лепешки (поова, боорзак).

        Во время обряда присутствующие молятся духам, с приветствиями поклоняются восходящему солнцу.

        После обряда участники выбирают место почище, куда никто еще не ступал ,валятся на снег и катаются в нем с целью очищения, а затем снимают шапки и полощут их в снегу.

Затем после окончания обряда «сан салыр» начинается следующий обряд «чолукшуур»- обмен новогодними приветствиями.

       Младший старшему (или женщина мужчине, если они ровесники)протягивает руки ладонями вверх, старший кладет сверху свои руки ладонями вниз. В этом жесте выражается уважение и обещание в случае необходимости помощи и поддержки. Иногда он - между родственниками и товарищами- сопровождается легким прикосновением щек.

Этот обряд иногда дополняется тем, что младший может на вытянутых руках преподнести хадак- шарф и возложить его на кисти протянутых рук старшего, тот возвращает его,  перекладывая на кисть правой руки младшего, и лишь после этого ритуала оба совершают «чолукшуур».

Раньше женщины вместо хадака получали платок, и при совершении обряда «чолукшуур»  в отличии от мужчин они не снимали головные уборы, а обшлага их рукавов были спущены.

Во время обряда «чолукшуур» тувинцы обменивались не только хадаками или платками.  Дарили, например, пушнину белого цвета. А иногда преподносили дадаазын - ремешок от одежды, подношение бедняков.

       Завершив обряд «сан салыр», все возвращаются домой, и праздник переходит на стадию взаимных поздравлений, приема гостей и хождения в гости.

Прежде всего, члены каждой семьи поздравляли друг друга. Особенно полагается усердствовать младшим членам семьи. Они должны спешить поздравить старших первыми.

        Затем - непрерывная цепь хождений по домам, из юрты в юрту,  поздравлений, застолий, обмена подарками - до тех пор, пока все родственники не обойдут друг друга.

       Современные тувинцы за время запрета Шагаа в советское время утратили обычай хождения в гости, поэтому стараются праздновать его уединенно в узком семейном кругу. Здесь заметно влияние традиции празднования европейского, а скорее, советского нового времени.

       Но, тем не менее, сегодня можно наблюдать, как некоторые люди возрождают церемонию приема гостей и посещения домов родственников, друзей.

       В  старину люди, собираясь то в одной юрте, то в другой, играли в различные игры, пели песни, играли на музыкальных инструментах, слушали сказителей, устраивали гадания.

Гаданием занимались ламы-астрологи, они составляли каждому человеку его индивидуальный гороскоп на наступивший год.

      В обязательном порядке следует посетить, проведать родственников, живущих в других населенных пунктах, в отдельных местностях, обменяться с ними приветствиями и подарками.

      По сравнению с Тувой в современной Монголии данная традиция продолжает широко бытовать и по настоящее время в силу того, что она и не прерывалась.

      Важнейшая особенность празднования Шагаа - во время него категорически запрещается употреблять спиртные напитки.

Как отмечает Монгуш Кенин-Лопсан (доктор исторических наук) , тувинцы с давних времен считали водку и всякое спиртное "аза суксуну" - напиток чертей.

Шагаа считается самым трезвым праздником.

       Ход праздника всегда имел и до сих пор имеет 3 уровня: канун, первый день нового года и весь следующий месяц.

 В старину в канун - будуу- люди занимаются уборкой территории аала (аула), юрты, квартир, домов, двора, избавляясь от накопившейся грязи и хлама. Заранее готовят разные угощения: варят жирный суп (шагаа муну),  лепят пельмени, закалывают барана, поскольку  во время праздника запрещается прерывать жизнь живых существ.

У многих сохранились традиции готовить ууже - ещё осенью перед самым наступлением зимы заготавливают неприкосновенный запас мяса для Шагаа.                                                                                               Первый день - это исключительный день в году. В старину по шагаа опрелеляли возраст, говорили: "Я встретил столько-то шагаа" Новорожденный считался годовалым, а рожденный накануне шагаа-  двухлетним.

В последний день старого года люди активно посещали буддийские монастыри - хурээ и совершали обряд очищения от грехов уходящего года.

        В новогоднюю ночь шла служба в храмах. Существует поверье: если уснуть в новогоднюю ночь, то богиня Лхамо, облетая планету на своем коне, может засчитать заснувшего в число умерших. Поэтому в ночь последнего дня старого года на первый день нового года люди старались бодрствовать. Дети до 13 лет могли заснуть, а взрослые слушали сказки и сказания, играли в различные игры.

        Между 3 и 5 часами утра наступает новый год. По - тувински этот момент называется "шагаа бажы чаларады" - голова нового года показалась.

Использованная литература:

1. ЛЕ ПТИ ФЮТЕ "Тува". Издательство "Авангард"

2. М.Кенин - Лопсан "Традиционная этика тувинцев"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника «Национальных подвижных игр народов Севера»

Сценарий праздника «Национальных подвижных игр народов Севера» можно использовать учителям физической культуры во внеклассной работе с учащимися....

Национальный праздник тувинцев "Шагаа"

Цель: возрождение народных традиций; пробудить у учащихся интерес к Национальному празднику Шагаа; добиться того, чтобы ребята помнили и не забывали народные традиции....

конспект урока на тему : "Сабантуй- национальный праздник татарского народа"

План-конспект урока предназначен для русскоязычных детей.Цели урока:1.Совершенствовать знания по теме "Глаголы изъявительного наклонения"2.Развивать диалогическую,монологическую речь учащихся3.Воспита...

Проектная работа “Национальный праздник татарского народа “Сабантуй”

1. Татар халкы эштә дә, ял иткәндә дә — бердәм. Татар халкы — бик борынгы халык. Ул элек-электән терлек асраган, җир сөргән, иген иккән. Безнең халык — искиткеч тырыш, эшчән халык. Б...

Сценарий разработка к национальному празднику Шагаа «Ак чолдуг Шагаам»

Сценарий разработка к национальному празднику Шагаа «Ак чолдуг Шагаам». Сорулгазы:1. Ада-огбелернин бурун шагдан байырлап келгени улусчу байырлалынын ёзулалдарын уругларга билиндирип,...

Классный час Тема: Обряд приветствия на Шагаа – Чолукшуур Цель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям. Задачи: • обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и их традициями;

Тема: Обряд приветствия на Шагаа – ЧолукшуурЦель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям.Задачи:обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и...

Тувинские игры, посвященный национальному празднику Шагаа

Тувинские игры, посвященный национальному празднику ШагааВ традиционном тувинском обществе было очень много детских игр. Есть игры, способствующие развитию речи, воображения, памяти, интеллекта, физич...