АКТИВИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РВГ
статья по теме

Билдуева Зоя Доржеевна

Жизнедеятельность небольшой школы происходит преимущественно в разновозрастных коллективах (учащиеся, педагоги, родители, общественность села).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_uchashchikhsya_na_urokakh_matematiki_v_rvg.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Северная СОШ»                                                                                                                                   Билдуева З.Д.

АКТИВИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РВГ

Обучение в школе - это значительная часть жизни ребёнка, когда он не только получает знания, образование, но и приобретает жизненно важные умения и навыки, осваивает способы различных видов деятельности, которые обеспечат успешность в семейной и профессиональной жизни, конкурентоспособность и востребованность в обществе.

Так как жизнедеятельность небольшой школы происходит преимущественно в разновозрастных коллективах (учащиеся, педагоги, родители, общественность села), то базовой единицей организации взаимодействия является разновозрастная группа (РВГ), а разновозрастное обучение (РВО) – ресурсом качественного изменения культурно-образовательного процесса в сельской малочисленной школе. На разновозрастных занятиях, как показывает практический опыт, можно использовать широкий спектр различных форм и методов для организации обучения в диалоге, которые учат работать с информацией, взаимодействовать, отстаивать свою точку зрения, развивают речь, способность  адаптироваться к новой ситуации. Воспитательный потенциал разновозрастного занятия реализуется тогда, когда осуществляется совместная учебная и внеучебная деятельность детей. Только в  этом случае можно говорить о разновозрастном обучении. Основными идеями, на которые мы опираемся в своей работе: расширение и обогащение связей учащихся сельской школы с окружающим миром через организацию взаимодействия детей разного возраста в учебной и внеучебной деятельности, педагогизацию социальной среды села; формирование субъектной позиции ребенка в процессе обучения  в разновозрастных группах.

Уроки с учащимися в РВГ позволяют старшим обратиться к ранее изученному материалу на новом качественном уровне, а младшим, в диалоге со старшими товарищами, систематизировать изученный материал, обобщить способы действия с ним, увидеть значимость изучаемого, а с другой стороны активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их познавательные способности и самостоятельность.

На уроках математики можно рассмотреть следующие варианты:

· «Признаки равенства треугольников» в 7 классе и «Признаки подобия» в 8 классе;

· «Площади» в 8 классе и «Поверхности многогранников» в 11 классе;

· «Формулы сокращенного умножения» в 7 классе и «Действия с алгебраическими дробями» в 8 классе и т. п.

Форма проведения таких уроков разнообразна: это может быть урок-обобщение, урок-зачет, урок-анализ и др. 

Сотворчество детей, родителей, учителей, селян – благодатная почва для развития личности ребенка, всех его гуманных, интеллектуальных и нравственных качеств. Расширение образовательного пространства урока позволяет сделать процесс обучения и образования многоуровневым и многофункциональным. Только в совместной деятельности ребенок может раскрыть себя, проявить личные качества, инициативу, ответственность, смекалку и трудолюбие. В такой деятельности на равных зарождаются организаторские способности и чувство ответственности за происходящее вокруг.

Опыт убеждает в том, что познавательная активность и заинтересованность детей существенно возрастают, если к организации учебной деятельности учащихся привлекаются родители. Педагогу важно организовать совместную деятельность родителей и детей. С этой целью можно использовать выполнение семейных заданий при  изучении темы или при подготовке к конкретному занятию (табл.12 - 15). Результаты представляются учениками на одном из занятий при изучении соответствующей темы. Так, по математике могут быть произведены совместные семейные расчеты, связанные с бюджетом семьи, ремонтом квартиры, пошивом одежды и др.

По итогам изучения какой-либо темы целесообразно организовать семейные конкурсы, которые предполагают выполнение творческих домашних заданий, экспромтные соревнования семейных команд на занятии или после них, организацию выставок результатов семейного творчества. Учитель может провести творческие отчеты, общественные смотры знаний с привлечением родителей, которые также могут участвовать в подготовке (изготовление подарков, сюрпризов детям, подбор жизненно важных вопросов для учащихся по данной теме, выступления родителей) и проведении этих мероприятий (оценка и обсуждение результатов деятельности детей, вручение наград, работа в жюри).

В тоже время учет межпредметных связей при обучении способствует систематизации и углублению знаний учащихся, формированию у них навыков и умений самостоятельной познавательной деятельности, переносу знаний, полученных на более низких ступенях обучения, на более высокие ступени. Это особенно важно для преподавания математики, методы которой используются во многих областях знаний и человеческой деятельности. Интегрированные уроки математики с другими предметами обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают несомненный познавательный интерес учащихся. Можно рассмотреть  возможные формы взаимодействия школы, родителей и социума при проведении интегрированных разновозрастных занятий:

тема

интеграция

классы

формы участия родителей

1. Функции и их графики

математика, география, физика, экономика

7 - 9

1. Изготовление дидактического материала (карточки, шаблоны, планшеты)

2. Сбор информации о показателях развития предприятия, с\х производства

3. Выступление родителей-специалистов с анализом производственных графиков

2. Проценты

математика, химия, география, физика, экономика

5 - 9

Конкурс семейных сочинений «Проценты в нашей жизни»

3. Координатная плоскость

математика, география, астрономия

6 - 9

Составить маршрут похода, маршрут ребенка из дома до школы, маршрут движения (школьного) автобуса

Учебные занятия с участием местных специалистов:

тема занятия

класс

привлекаемый специалист

1

Масштаб

6 - 8

зав. швейной мастерской, агроном, геодезист

2

Проценты.

6 - 9

экономист, агроном, ветеринар, фельдшер, парикмахер, зав. столовой

3

Площади, объемы.

5 - 9

геолог, агроном, лесник, зоотехник

Интеграция вопросов из различных учебных дисциплин и объединение в одном задании знаний из разных областей наиболее эффективно решают задачу формирования понятий, общих для разных учебных предметов, которые являются объектом изучения разных наук, активизации учащихся на уроках. Примером может служить бинарный урок математики ирусского языка по теме «Работа с минитекстом на примере математических задач».

Обучение учащихся в малочисленных школ в разновозрастных группах позволяет расширить и обогатить контакты детей, повысить воспитательный потенциал их взаимоотношений, создать благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, обеспечить  психологическую и социальную защищенность учащихся и в целом, успешность социального развития сельских школьников. Из всего вышеизложенного следует, что роль школы в реализации стратегии устойчивого развития села неваловажна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация позновательной деятельности учащихся на уроках математики

Мотивация выбора темы самообразования 1.Повышение результатов обучения (знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения в их применении к решению конкретных задач) ...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики на примере урока алгебры в 8-м классе

Цель:повторить, обобщить полученные знания по теме "Квадратные уравнения"; учить проводить сравнительный анализ, делать выводы...

Эффективный урок. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики...

Статья: Применение устного счета для активизации учащихся на уроках математики в 5-6 классах.

Применение устного счета для активизации учащихся на уроках математики в 5-6 классах....

Статья: Применение устного счета для активизации учащихся на уроках математики в 5-6 классах

Применение устного счета для активизации учащихся на уроках математики в 5-6 классах...