Мониторинг как средство повышения качества обучения
статья по теме

Овчинникова Полина Михайловна

Проводя мониторинг по всем направлениям школьной системы оценки качества образования, школа рассматривается как открытая система, способная совершенствоваться в соответствии с изменениями внешней среды, отвечая на её изменения обновлением организационной и управленческой структур, содержания обучения, форм организации образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Овчинникова П.М.,

Заместитель директора по УВР, учитель физики

МКОУ Бобровская СОШ № 2

 «Мониторинг как средство повышения качества обучения»

Качество школьного образования – это такая совокупность его свойств, которая обусловливает его способность выполнять выдвинутые обществом задачи по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, выраженности социальных, психических и физических свойств.

Как понятие относительное,  качество образования имеет два аспекта - это соответствие стандартам или спецификации и соответствие запросам потребителя. Проблема повышения качества образования была и остается актуальной по  настоящее время.  Вопросы  качественного  образования  всегда интересовали и волновали общество. Родители  напрямую связывали профессиональную пригодность, материальное благополучие своих детей в будущем, успешность в жизни с уровнем полученного образования.  А школа всегда искала новые подходы в решении проблемы повышения качества образования. На современном этапе одной из важнейших ее задач является создание системы непрерывного изучения результативности образовательно-воспитательного процесса. Одним из методов, позволяющих отслеживать качество образования,  является педагогический мониторинг. В педагогике – мониторинг – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития педагогических систем. Для управления качеством образования в нашей школе создана и функционирует служба мониторинга учебно-воспитательного процесса, которая дает возможность  образовательному учреждению всегда  иметь оперативную, точную, объективную информацию о текущем состоянии учебного процесса. Это позволяет своевременно осуществлять методическую поддержку учителей, вносить требуемые коррективы в учебно-воспитательный процесс, и как следствие,  приводит к повышению качества образовательного и воспитательного процесса в школе.

Одной из составляющих качественного школьного  образования, несомненно, является развитие кадрового потенциала, а также улучшение материального  оснащения учебно-воспитательного процесса.  Исследование качества условий осуществляется посредством контроля и диагностики состояния материально-технической базы, мониторинга кадрового потенциала. Систематически изучаются и принимаются решения по материально-техническому, учебно-методическому, информационному  оснащению учебного процесса. Благодаря этому, в школе на протяжении нескольких лет наблюдается положительная динамика оснащения учебного процесса современным оборудованием: компьютерами, мультимедийными проекторами,  наглядными пособиями, электронными приложениями к учебникам, учебниками и учебными пособиями.
В нашей школе важное место отведено мониторингу и оценке деятельности педагогического состава.  Систематически  ведется учет своевременного прохождения учителями и администрацией  школы обязательных курсов повышения квалификации, прохождения процедуры  аттестации на соответствие занимаемой должности и  присвоение квалификационной категории; участия учителей в профессиональных конкурсах, в экспериментальной, инновационной, исследовательской, проектной деятельности.

Педагогический коллектив школы насчитывает 45 педагогов, административный -7, вспомогательный - 5.  52 работника имеют первую и высшую квалификационную категории, что составляет 92 %.  Высшее образование имеют 54 человека, что составляет - 92%;  

2 учителя имеют звание «Заслуженный учитель школы Российской Федерации»:  

3 учителя награждены Знаком «Почетный работник общего образования» награждены:

3-Грамотой Министерства образования и науки РФ

Победители Приоритетного национального проекта «Образование» 2009 года:-2

Победитель национального проекта «Образование» 2011 года-1

Победители национального проекта «Образование» 2013 года -2                

  Лауреаты  «Золотого фонда Бобровского района»:-4

Лауреаты  «Золотого фонда Воронежской области»:-1

Ежегодное участие учителей в профессиональных конкурсах педагогического мастерства муниципального уровня, регионального уровня.

Победитель  конкурса «Дебют» в рамках регионального конкурса «Учитель года 2011» -  Минаков Роман Николаевич, учитель географии.

   Педагоги школы постоянно совершенствуют свое мастерство, обучаясь на курсах повышения квалификации  ВОИПКиПРО, а также по программам, предлагаемым высшими учебными заведениями г.Воронежа, Москвы по проблемам:

«Подготовка представителей ОУ по региональной системе оценки качества образования Воронежской области  в рамках КПМО»,

«Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по физике, математике»,

«Менеджмент организации образовательной отрасли», «Формирование организационных и правовых условий внедрения в образовательный процесс ФГОС НОО, ООО».          

Совершенствуют профессиональный и методический уровни, принимая участие в работе семинаров,  научно-практических конференций, являясь участниками Общероссийских проектов: «Школа цифрового века 2012-2013 г.», «Всероссийский педсовет». Многие учителя распространяют опыт работы, путем публикации статей в итоговых сборниках по материалам конференций.

Анализ кадрового обеспечения свидетельствует о том, что школа, опираясь на значительный педагогический опыт и стремление учителей к повышению профессионализма, имеет возможность эффективно работать в режиме развития.

Проведение мониторинга условий качества дает возможность получить реальную картину развития образовательного учреждения, на основе сравнивания полученных результатов с нормативными показателями, позволяет вносить коррекцию в применяемые формы, способы деятельности.

Проблему повышения  качества образования хорошо решает мониторинг результатов учебно-воспитательной деятельности.

Качество процесса и содержания образования.

Мониторинг охватывает все классы, все учебные предметы, особое внимание уделяется предметам по программе  профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов. Мониторинг на старшей ступени проводится, в основном,  в тестовом виде в связи с тем, что итоговая аттестация выпускников 9,11 классов проходит в новой форме: ГИА, ЕГЭ.

Формы организации внеурочной работы, дополнительного образования.

Качество результатов образования:

Система оценки знаний, умений и навыков учащихся. (Результаты тестовых, контрольных административных работ, результаты успеваемости по предметам и по классам за учебный год)

Итоговая аттестация выпускников 9-х, 11-х классов (результаты ГИА и ЕГЭ)

Мониторинг в  4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х классах (независимое оценивание по русскому языку и математике в режиме ofline).

Предметные олимпиады школьников школьного, муниципального, регионального уровней. Мониторинг уровня воспитанности школьников.

Мониторинг в пятом, девятом, десятом, одиннадцатом классе уровня социализации, гражданской активности и сознательности обучающихся.

Мониторинг здоровья (физического и психологического) школьников
(проведение профилактической работы, плановые медосмотры).

Конкурсные мероприятия (творческие и интеллектуальные): участие учеников в научно-практических конференциях, организованных высшими учебными заведениями: ВГУ, ВГУИТ, ВГПУ, ВГАУ, ВГЛТА. Успешно реализуется  программа «Одарённые дети».

Во внеурочной деятельности развитие одарённых детей осуществляется на основе  организации исследовательской, частично-поисковой, проектной  работы по различной тематике.  Результатом деятельности является участие  в районных  и областных научно – практических конференциях  по различным направлениям:

  1. Районный конкурс юные исследователи окружающей среды;
  2. Районная олимпиада «Созвездие – 2013» научно-исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам  окружающей среды «Планета Земля»;
  3. Районный конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»;
  4. Районный эколого-биологический конкурс «Юные исследователи природы – родному краю»;
  5. Районный конкурс «Литературный лабиринт»;
  6. Районный конкурс риторики;
  7. Районный конкурс водных проектов старшеклассников;
  8. 7 региональная научно-практическая конференция школьников в  г. Воронеже и Воронежской области «От любви к природе – к культуре природопользования» (ВГПУ);
  9.  Областная научно-практическая конференция   « Киселевские  чтения 10,11» (ВГУ);
  10. ВГУ  - 27, 28  конференции  научного общества учащихся;
  11. ВГАУ  имени императора Петра I, областной  эколого-биологический конкурс «Юные исследователи природы – родному краю»;                    
  12. ВГУИТ -  областной  « II Турнир юных физиков»;
  13.  ВГПУ -  областная олимпиада «Художественное творчество»;
  14. ВОИПКиПРО – областной конкурс «Самый грамотный»;
  15. ВОИПКиПРО – региональная олимпиада «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»;
  16. Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего» - Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ  «Первые шаги»;
  17. ВГУИТ – 4 Воронежский областной конкурс юных исследователей «Дерзай быть мудрым!»;
  18. ИРШО – Всероссийский конкурс «Мультитест»;
  19. ВГПУ – Вторая школьная олимпиада по биологии и географии;
  20. ВГПУ – 4 региональная творческая олимпиада;
  21. Центр поддержки талантливой молодежи  города Алтай, 3 Всероссийская предметная олимпиада;
  22. ВГЛТА - региональный конкурс «Подрост»

Сотрудничество с высшей школой оказывает благотворное влияние на развитие учащихся, на формирование различных компетенций.

Мониторинг готовности выпускников школы к продолжению образования (социальное устройство выпускников: поступление выпускников 11-х классов в вузы и колледжи, трудоустройство выпускников 9-х классов)

Мониторинг удовлетворенности участников образовательного процесса учебной и воспитательной работой в школе. Анкетирование учащихся, учителей, родителей.

Итоги мониторинга оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах,  обсуждаются на педагогических советах, совещаниях, заседаниях методического совета и предметных методических объединений, классных и родительских собраниях.  Они составляют основу планирования и разработки Программы развития школы, используются в ежегодном публичном докладе. На основе результатов мониторинга администрация школы управляет качеством образования, улучшает оснащенность материально-технической базы, развивает творческий потенциал педагогов, выстраивает индивидуальную траекторию преодоления неуспешности различных участников образовательного процесса.

Таким образом, проводя мониторинг по всем направлениям школьной системы оценки качества образования, школа рассматривается как открытая система, способная совершенствоваться в соответствии с изменениями внешней среды, отвечая на её изменения обновлением организационной и управленческой структур, содержания обучения, форм организации образовательного процесса.

Литература:

  1. Пособие для руководителей образовательных учреждений «Теория и практика управления» ВОИПКиПРО,  Воронеж 2006, Управление качеством образования.

     2. .  Третьяков П. И. Технологии управления образованием.

.

3.  Кишеев В. А. Управление качеством образования.

4.  А. И. Севрук, Е. А. Юнина Мониторинг качества преподавания в школе.

5.  Поташник М. М., Лазарев В. С. Управлением развитием школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения.

Описание педагогического опыта работы.Тестирование  в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения....

Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения иностранному языку.

Представлен опыт технологии  обучения в сотрудничестве.Рассмотрены разнообразные варианты данной технологии....

Мониторинг как средство повышения качества образования

Анализ работы по подготовке е ЕГЭ И ГИА...

Мониторинг как средство повышения качества знаний, умений и навыков учащихся по химии (диагностический материал)

Диагностирование качества знаний и умений учащихся нуждается в систематическом отслеживании степени обученности с целью поэтапного решения учебных задач, установления и устранения пробелов в осваиваем...

"Внутренняя диагностика (мониторинг) как средство повышения качества обучения"

Презентация к моему выступлению на педсовете 31.10.2018 года...

Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения иностранному языку.

Данная посвящена методам и приёмам обучения в сотрудничестве....