Педагогическое сотрудничество детского сада и семьи по устранению речевых недостатков у старших дошкольников
материал на тему

Бутусова Галина Николаевна

Актуальность определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doshkolniki.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое сотрудничество детского сада и семьи по устранению речевых недостатков у старших дошкольников

Актуальность.

Актуальность определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи, основа успешного обучения в школе .

Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление  в коррекционной работе с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей c  нарушениями речи  к школьному обучению. Ведь от того насколько подготовленным придет малыш в первый класс, зависит его дальнейшее обучение. Ребёнок с развитой речью легче адаптируется к новым условиям и включается в процесс обучения, быстрее овладевает чтением и письмом.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе логопеда и родителей.

Часто родители не проявляют желание помочь учителю-логопеду и отстраняются от работы по исправлению речевых недостатков у детей, объясняя, что они не владеют необходимыми знаниями и умениями.

По утверждению М. Ф. Фомичевой, В. И. Рождественской, Н. С. Жуковой и др., родители зачастую не понимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребёнка, в то время как «…навык правильной речи, как и все добрые навыки приобретаются в семье. Семья может и должна быть деятельной  пособницей и союзницей детского сада и школы в деле культуры родного языка».

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Активное участие семьи в коррекционном процессе во многом помогает работе учителя-логопеда и ускоряет успехи детей.

Одним из важнейших направлений в моей  коррекционно –

воспитательной деятельности  является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребёнка , имеющего нарушения речи .Родители давно признаны главными воспитателями своего ребёнка . Однако часто они не уделяют должного внимания тем или иным речевым нарушениям . Это связано с двумя причинами :

- родители не слышат недостатков речи своих детей ;

- не придают им серьёзного значения , полагая , что с возрастом они исправятся сами собой .

 Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса , научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка . Во – первых , родители являются авторитетом для него , а во – вторых , они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

Научное обоснование

Вопросами нарушения речи занимались М.Е.Хватцев, О.В.Правдина, Р.Е.Левина, Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.Б.Чиркина и др.

В своей работе использую программы: Н.В.Нищевой «Програма коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 – 7 лет)»; Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико – фонематического недоразвтия детей»; Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».

Мной поставлена цель по работе с родителями :

  • Проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей и необходимой коррекции его недостатков
  • Активизация участия родителей в педагогическом процессе.

Поставленная цель реализовывалась через следующие задачи:

*Оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям ;        

*помочь родителям понять , как важно правильно формировать речь детей ;

*разъяснить и показать им , в чём состоит логопедическая работа , подчеркнуть полезность разумных требований к ребёнку , необходимость закрепления достигнутого на занятиях .

Начинаю работу с диагностики, т.е. с выявления особенностей воспитания и обучения ребенка в семье, составления перспективного планирования работы логопеда с родителями, а затем осуществляю контроль выполнения поставленных задач.  

В своей работе использую разнообразные формы сотрудничества   родителей по речевому развитию детей :

- собрания;

- анкетирование, беседы;

- совместные занятия ;

- домашние задания ;

- семинары – практикумы ;

- консультации ;

 - Дни открытых дверей ;

- совместные проекты ;

- досуги , праздники ;

- папка «Советы логопеда».

*Родительские собрания – это действенная форма общения с родителями.

Именно на собраниях у меня есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами коррекции речи у детей дошкольного возраста; помочь родителям с трудностями, возникающими в процессе выполнения домашних заданий.

На первом родительском собрании знакомлю родителей с результатами диагностики: раскрываю основные отклонения в развитии детей, причины их возникновения, необходимость совместных усилий в преодолении речевых нарушений .

На втором подвожу итоги работы за 1 полугодие, освещаю динамику продвижения детей, раскрываю дальнейшие пути коррекционного обучения.

Рассказываю об успехах детей и трудностях, которые возникли  в процессе коррекционных занятий и на которые следует обратить внимание.

На третьем родительском собрании подвожу итоги обучения за год, даю рекомендации по закреплению пройденного материала в летний период.

 *Анкетирование  и беседы позволяют выявить наиболее актуальные проблемы для родителей , собрать анамнестичесие данные. В процессе беседы знакомлю родителей с индивидуальным планом работы на каждого ребёнка.

*По результатам обследования планирую совместные занятия детей и родителей. Так мной были  проведены с занятия на автоматизацию свистящих, сонорных звуков.  На занятиях родители являются равноправными участниками . Они обучаются приёмам артикуляционной и пальчиковой гимнастики , самомассажу кистей рук , овладевают навыками звукового анализа. Эти навыки помогают родителям проконтролировать правильность выполнения ребёнком заданий и не позволяют исправлять правильное на неправильное ( как показывает практика , это иногда случается : ребёнок , оправдываясь перед логопедом за ошибку , поясняет : «Я говорил маме , что звук стоит в середине , а  она говорит , что в конце»). На совместных занятиях родители  помогают своим детям , а главное – создаётся эмоциональный контакт между ними .

*Домашние задания. С этого учебного года  совместно с родителями завели тетради : у мальчиков синие , а у девочек розовые , на тетрадях фотографии детей . Дети более аккуратно стали относиться к ним и чаще приносить в детский сад .

Все домашние задания выполняются родителями вместе с детьми

и построены с учётом следующих требований :

-  учитывается принцип ведущей деятельности ;

-  закрепляется изученный материал ;

- не  включаются задания по новому материалу ;

-  прилагаются подробные инструкции ;

- родители  понимают их цель .

По совместным занятиям родителей с детьми использую ещё тетради : В.В.Коноваленко , С.В.Коноваленко , Н.В.Новоторцевой ,т.е.  логопедические тетради на разные звуки . Так же в этих тетрадях даю задания на формирование фонематического слуха , на развитие мелкой моторики , на звуковой анализ и синтез , на артикуляционную моторику , на обогащение словаря , формирование грамматического строя и связной речи , на развитие психических процессов .

*Семинары – практикумы .Мной были запланированы семинары –практикумы: «Играем пальчиками – развиваем речь», «Весёлый язычок», «Этот трудный звук (Р)» и др. Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях, выполняют упражнения на формирование правильного речевого дыхания,  на формирование фонематического слуха и т.д.На развитие мелкой моторики играем с мячами, прищепками, с «ёжиком», с горохом, с фасолью, с песком и т.д.

* Консультации индивидуальны т.к. одному ребёнку нужно выработать правильное речевое дыхание , другому при произношении зубы делать «заборчиком» , третьему придерживать подбородок ,четвёртому прижимать щёчки  , пятому научить язычок делать , как блинчик и т.д. Каждый ребёнок индивидуален. Поэтому показываю родителям, рассказываю, объясняю почему это нужно делать и учу правильно выполнять.

*Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над  чем еще поработать.

*Cовместные  проекты . Был реализован проект «Село Верховажье».

Родители проводили беседу с детьми о с. Верховажье , разучивали

стихи,  рисовали родное село .

Так же совместно был реализован проект «Чудесное лукошко».

*Досуги и праздники . Родители беседуют с детьми , разучивают стихи , поговорки , пословицы , загадки ,шьют костюмы ,повторяют с детьми песни , участвуют сами в различных мероприятиях .

*Папка «Советы логопеда». Даю характеристику речи по возрасту. Это материал с практическими советами и рекомендациями: упражнения и требования по проведению артикуляционной гимнастики, упражнения на дыхание, на формирование фонематического слуха, на развитие мелкой моторики, материал на автоматизацию и дифференциацию звуков, по подготовке детей к школе. В этот учебный год разработала небольшие книжечки по артикуляционной гимнастике на разные звуки. Родители их ксерокопируют и занимаются с детьми дома. По ним выполняют артикуляционную гимнастику и раскрашивают картинки, т.е. развивают и мелкую моторику. Так же родителей знакомлю с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".

 Посещая занятия и приобретая необходимые знания , умения

родители видят , что коррекционная работа – сложный и длительный процесс и успешность его зависит от совместных усилий ребёнка , родителя , педагога .

Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса звук поставлен и закреплен у 79% детей,  к тому же  успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения, и это дает  возможность для реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада с семьей

Проблемы семейного воспитания могут стать глобальными проблемами того общества, в котором всем нам предстоит жить. Именно поэтому, говоря о первостепенных задачах в работе с родителями мы подчерк...

Партнерство детского сада и семьи в физическом воспитании детей (из опыта работы)

Взаимодействие педагогов и родителей в нашей прогимназии происходит в разных видах деятельности. Это взаимодействие вышло уже на уровень партнерства. Физическая культура-один из способов партнерства с...

вариативные формы взаимодействия детского сада и семьи

совместная работа детей, родителей и воспитателей, направленная на развитие понавательной деятельности детей посредством приобщения к бурятской культуре...

"Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребёнка"

     Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоцион...

Методические рекомендации о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей

Методические рекомендации о совместной деятельностидетского сада и семьи по музыкальному воспитанию детейПриобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного...

Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка

Уважаемые родители, помните, что семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья переда...