Методическая разработка открытого мероприятия «НАШЕ УСЛОВИЕ - ДОЛОЙ СКВЕРНОСЛОВИЕ»
методическая разработка (7 класс) по теме

Медведева Ирина Сергеевна

Пояснительная записка.

Актуальность выбранной нами темы определяется тем, что ненормативная лексика все больше загрязняет язык, он становится примитивным, в дальнейшем человек уже начинает мыслить на матерном сленге. Лексику криминальных элементов весьма успешно прививают и только вступающим в жизнь подросткам и детям.

Сквернословие стало "нормой", которая  закладывается в детстве, в годы учебы. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, искажает сознание. Сегодня брань проникла в литературу, в кино и на телевидение, кумиры подростков, исполнители репа, даже в текстах своих песен употребляют брань.

 Занятие, которое мы хотим вам представить является нашей авторской разработкой в технологии деятельностного метода и нацелено на формирование у ребят  универсальных учебных действий. Прежде всего: коммуникативных, обеспечивающих социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Личностных: формирующих умение соотносить свои поступки и с принятыми в социуме этическими принципами; знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект своего поведения; понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивать события.  А так же развитие познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

 Занятие проводится, как час общения с подростками нашей группы возраст воспитанников 13-16 лет. В группе проживает 17 человек : 9 девочек и 8 мальчиков. В основном все ребята являются социальными сиротами.

В этом возрасте ребята чувствуют себя взрослыми и, пытаясь подражать старшим, и значимым для себя взрослым используют ненормативную лексику в своей речи. В тоже время это является защитной реакцией на воздействия, которые противоречат потребностям подростка.  Многие ребята нашей группы попали в учреждение из асоциальных семей, где ненормативная лексика является нормой, для нас эта проблема стоит особенно остро.

Употребление ругательств и нецензурщины у наших ребят без всякого на то повода и причины в будущем приведет к проблемам социализации подростка после окончания школы - интерната.

Как мы знаем существует три сферы, в которых происходит процесс становления личности человека: деятельность, общение, самосознание. В общении, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные и личностные способности, способности взаимодействия с окружающими.

 У подростка,  использующего брань в речи, перечисленные выше способности тормозятся, сужается круг общения, возникают конфликтные ситуации с педагогами, старшими людьми, сверстниками, не использующими подобный жаргон. У матерящегося подростка искажены способы выражения чувств и эмоций, в последующем будут затруднены интимные отношения с противоположным полом, невозможны доверительные отношения в семье, могут возникнуть проблемы при профессиональном самоопределении, конфликты с окружающими.

Основными возрастными задачами социализации для данного возраста является становление социальной позиции, индивидуализация, формирование чувства взрослости, нахождение способов бесконфликтного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Занятие для классного часа67.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ «НАШЕ УСЛОВИЕ - ДОЛОЙ СКВЕРНОСЛОВИЕ»

Подготовили: воспитатели (Ухтинской школы- интерната №2)  Рейнсон Л.В. Медведева И. С.

Пояснительная записка.

Актуальность выбранной нами темы определяется тем, что ненормативная лексика все больше загрязняет язык, он становится примитивным, в дальнейшем человек уже начинает мыслить на матерном сленге. Лексику криминальных элементов весьма успешно прививают и только вступающим в жизнь подросткам и детям.

Сквернословие стало "нормой", которая  закладывается в детстве, в годы учебы. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, искажает сознание. Сегодня брань проникла в литературу, в кино и на телевидение, кумиры подростков, исполнители репа, даже в текстах своих песен употребляют брань.

 Занятие, которое мы хотим вам представить является нашей авторской разработкой в технологии деятельностного метода и нацелено на формирование у ребят  универсальных учебных действий. Прежде всего: коммуникативных, обеспечивающих социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Личностных: формирующих умение соотносить свои поступки и с принятыми в социуме этическими принципами; знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект своего поведения; понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивать события.  А так же развитие познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

 Занятие проводится, как час общения с подростками нашей группы возраст воспитанников 13-16 лет. В группе проживает 17 человек : 9 девочек и 8 мальчиков. В основном все ребята являются социальными сиротами.

В этом возрасте ребята чувствуют себя взрослыми и, пытаясь подражать старшим, и значимым для себя взрослым используют ненормативную лексику в своей речи. В тоже время это является защитной реакцией на воздействия, которые противоречат потребностям подростка.  Многие ребята нашей группы попали в учреждение из асоциальных семей, где ненормативная лексика является нормой, для нас эта проблема стоит особенно остро.

Употребление ругательств и нецензурщины у наших ребят без всякого на то повода и причины в будущем приведет к проблемам социализации подростка после окончания школы - интерната.

Как мы знаем существует три сферы, в которых происходит процесс становления личности человека: деятельность, общение, самосознание. В общении, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные и личностные способности, способности взаимодействия с окружающими.

 У подростка,  использующего брань в речи, перечисленные выше способности тормозятся, сужается круг общения, возникают конфликтные ситуации с педагогами, старшими людьми, сверстниками, не использующими подобный жаргон. У матерящегося подростка искажены способы выражения чувств и эмоций, в последующем будут затруднены интимные отношения с противоположным полом, невозможны доверительные отношения в семье, могут возникнуть проблемы при профессиональном самоопределении, конфликты с окружающими.

Основными возрастными задачами социализации для данного возраста является становление социальной позиции, индивидуализация, формирование чувства взрослости, нахождение способов бесконфликтного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Поэтому долгосрочными задачами воспитательного  воздействия для нас является:  

  1. Развитие представления о нормах речевой культуры.
  2. Формирование умения противостоять негативным проявлениям окружающей среды.
  3. Стимулирование формирования способностей применять нормы культурной речи в подростковой среде.

Цель занятия: Формирование потребности культурно выражать свои мысли и эмоции, позитивно относится к культуре изложения мыслей и выражения эмоций подростков 13-16 лет (с опорой на цивилизованные нормы) путем включения их в анализ проблемных ситуаций.

Задачи:

  1. Стимулировать развитие нетерпимости к нецензурной лексике.
  2. Способствовать формированию у подростков чувства стыда, потребность выражать цивилизованно эмоции и чувства.
  3. Актуализировать знания социальных норм и расширить  представления о нормах речевой культуры, о влиянии нецензурной речи на развитие сознания человека.
  4. В ходе дискуссии вывести правила речевой культуры для себя и в группе.
  5. Формировать позитивное отношение подростков к литературной речи путем включения их в выполнение  творческого задания «Антиреклама сквернословия».

Оборудование:

1. Стенд со словарями;

2. Музыкальное оформление;

3. Плакаты с текстом правила и крылатых выражений.

4. Рифмы для антирекламы: Мат- ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват;

  материться - добиться, злиться, больница, лечиться.

5. Ватманы, маркеры, листы бумаги, ручки.

                                      Организационный момент.

Дядя Фёдор мыл забор,

На котором был “фольклор”.

Мыл, ругаясь неприлично,

Слышал Вася все отлично

И усвоив весь “набор”

Вновь украсил им забор.

(Прогнозируем, что ребята начнут хихикать и улыбаться).

ВОСПИТАТЕЛЬ – А знаете, почему вы смеетесь? Потому что смех это попытка скрыть стыд, неловкость, вы поняли о чем речь, и конечно знаете, что “фольклор” употреблять неприлично, хотя в неофициальной обстановке, в кругу своих сверстников, вы  часто употребляете такую “сниженную” лексику,  в том числе и нецензурную.

ВОСПИТАТЕЛЬ – Как вы думаете, о чем пойдет сегодня разговор?

(Выслушиваем ответы детей).  Воспитатель включает подростков в деятельность.  

На данном этапе подростки самостоятельно  выделяют и формулируют познавательную цель (Общеучебные УУД).  Производят целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно (Регулятивные УУД). Производят действия нравственно  этического оценивания (Личностные УУД). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Коммуникативные УУД).

 ВОСПИТАТЕЛЬ – Да, речь пойдет о нецензурной брани в нашей речи.

А вы при общении друг с другом часто сталкиваетесь с этой проблемой?

(Выслушиваем ответы детей)

Я попрошу вас  выполнить одно небольшое задание.

Детям предлагается разделиться на две группы и выполнить следующее задание (для каждой группы):

– Разбейте тетрадный лист на 2 колонки. Запишите в 1 графе 10 слов, которые вы относите к категории “святых для каждого человека”  

(Дети пишут, а затем прочитывают слова).

ВОСПИТАТЕЛЬ – Что вы чувствуете когда произносите эти слова? Разве можно произнося их почувствовать стыд или неловкость? Нет, наоборот они придают нам силу, многие из этих слов вызывают гордость.

–А теперь во 2 колонке запишите 10 слов из разряда “скверных”. Конечно, если вам  неприятно, то вы можете этого не делать.  

(Прогнозируем, что дети не станут записывать матерные слова).

– Теперь  давайте подумаем, почему вы спокойно записали и перечисляли слова 1 группы и не стали даже записывать слова другой группы?

 (Выслушиваем ответы детей).

– Да стыдно, неловко.

– Когда вам бывало стыдно? (Выслушиваем ответы детей).

–Да, когда мы совершаем плохие поступки, нам становится стыдно, значит стыд- это необходимое свойство нашей психики, наш ограничитель, не позволяющий нам вести себя по хамски, ограничитель вседозволенности.

Стыд  одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен многого стыдиться, если он человек.

– А за свою речь вам бывает стыдно? (Выслушиваем ответы детей).

 – Сегодня мы поговорим о стыде перед словом.

На данном этапе ребята производят действия нравственно  этического оценивания (Личностные УУД).   Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной  форме (Общеучебные УУД). Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем (Коммуникативные УУД)

ВОСПИТАТЕЛЬ – Ребята, а вы знаете, что мат наши предки практически не употребляли, а ведь они были людьми не глупыми. Почему же мы сами перерубаем корни со своими предками, становимся не лучше, а хуже их.

 Специалисты по истории языка провели интересное исследование и  сделали следующий вывод. В древнерусской литературе и в народной традиции запрет на матерную брань связывался с представлением о том, что матерщина оскорбляет Мать сыру Землю, Богородицу (мать Иисуса Христа) и родную мать человека. По народным, нравственным представлениям славян, бранящийся оскорбляет не столько мать собеседника, сколько свою собственную. Среди легенд о происхождении матерщины есть одна, записанная на Смоленщине. В ней говорится о человеке, которого попутал дьявол. Человек этот убил отца своего и женился на своей матери. С тех пор и пошла у нас матерная брань. У русских славян считалось грехом бранить детей, ибо на том свете они отвернутся от своих родителей. Ребёнка, которого обругали “чёрным” словом с упоминанием чёрта, дьявола, ведьмы, демона могли унести по поверью злые силы. Нельзя было браниться в доме при иконах, при печке (по поверью этого не выносил домовой). Боясь лешего, не бранились в лесу, Это же относилось к полю, реке и озеру – ведь у каждого из них был свой хозяин (покровитель). Провинившимся он насылал болезни и немощи. В дом, где бранятся, проникают бесы, а вот ангелы покидают такое жилище.

Такие слова указывают на то, что по естественному чувству стыда скрыто от чужих глаз: детородные органы, интимная жизнь человека. Не кажется ли вам, что своими словами вы сами выставляете все это на показ?

(Прогнозируем, что на данном этапе дети слушают, анализируют, делают вывод о постыдности мата)

На данном этапе актуализируются знания ребят по теме, что способствует формированию у подростков чувства стыда при употреблении брани. Происходит оценивание содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей (Личностные УУД).

 Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению (Регулятивные УУД).  Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов (Общеучебные УУД)  установление причинно-следственных связей  (Логические УУД ).

ВОСПИТАТЕЛЬ – Теперь рассмотрим, как к этой проблеме относятся другие специалисты.

Психологи замечают, что употребление мата формируют зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической.

В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии.

Первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

Вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово -  для разрядки,  ради напускной удали, или чтобы казаться своим в компании где все ругаются. Но нужны ли вам такие компании? Компании, где подростки стремятся быть «крутыми», «блатными»,  где нравственность искажается до неузнаваемости и не стыдно напиться, избить слабого, обхамить взрослого или пожилого человека, украсть то что плохо лежит, а уж мат употребляется как вполне нормальные слова. Именно в таких компаниях зарождается преступность. Давно известно,  что преступником движет не пресловутая уголовная романтика а  стяжательство, жадность, желание не работая иметь средства к существованию. А полная потеря стыда и неуважение к людям помогает им оправдывать любую свою подлость, даже к тем людям,  которых они называют друзьями. Ради денег такие люди запросто поступятся своими так называемыми «воровскими принципами» и как крысы обворуют даже своих родных,  а о приятелях и говорить не приходится.

Третья стадия, человек привыкает к этим словам, ему уже не стыдно употреблять их. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже - он уже вообще не может изъясняться без мата, забывает другие слова.  

Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. В медицине известны случаи, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить. Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время принимает угрожающий характер.

И людей, подобных герою стихотворения  Анатолия Лысова “Дикарь”, мы встречаем повсеместно.

(Подготовленное выразительное чтение стихотворения воспитанником).

 Дикарь

 Я видел нынче дикаря

 И говорил с ним даже,

 Но, откровенно говоря,

 О нём всего не скажешь.         

          

Пусть лексикон дикарский пуст, –

 Зато как речь цветиста:

 Что шаг, то мат слетает с уст

 Такого “шаг-матиста”.

Сказать лишь можно, что с лица

 И не дикарь он вовсе:

 Не носит он в носу кольца

 Монет в ушах не носит.         

          

 Но передать его язык

 Поэт не правомочен:

 В таком бы случае мой стих

 Был сплошь из многоточий.         

          

А надо, что ни говори,

 Пресечь их брань вначале –

 Пресечь, покуда дикари

 Совсем не одичали!

Вы догадались: речь идёт

 Опять про мат и матик,

 Про речь, которую ведёт

 Подобный “мате-матик”.         

ВОСПИТАТЕЛЬ -  А у нас в школе много таких дикарей?

Ребята как нам избавляться от сквернословия?

(Дети высказываются)

Представьте себе такую ситуацию, президент России поручил нам составить правило для молодежи «Как избавиться от сквернословия?»

(Дети высказываются)

А что если нам начать с себя?  

(выслушиваем мнение ребят и обобщаем ответы, подводим к выводу).  

Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны.

Возьмем это правило за основу для общения в своей группе.

На данном этапе в ходе дискуссии выводим основное правило речевой культуры для себя. 

То есть происходит самостоятельное создание способов решения проблем (УУД постановки и решения проблем).  И принятие совместного решения и его реализация (Коммуникативные УУД).

ВОСПИТАТЕЛЬ -   Для себя мы правило вывили и постараемся его выполнять.  Как же быть с теми, кто этого правила не знает и не собирается его выполнять? Нереально стоять на улице и хватать за рукав всех бранящихся людей? Как вы думаете, что нужно делать?

 (выслушиваем мнение ребят).  

–А знаете, сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Самая решительная борьба развернулась в Белгороде. Всех, кто ругается в общественных местах, ждет штраф - от 500 до 1500 рублей. Уже собрали штрафов на 0,5 миллиона рублей. Треть этой суммы пойдет на премии полицейским, которые задержали нарушителей.

Активисты акции- студенты и молодые журналисты - придумали остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата.

Например:

-Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!

-Наше условие - долой сквернословие!

Смогли бы и вы придумать такие лозунги? В качестве подсказки можете использовать рифмы, написанные на доске.

(Воспитатель раздает ватманы и маркеры)

(Дети выполняют задание, читают свои лозунги.)

ВОСПИТАТЕЛЬ - Молодцы дети мне очень понравились ваши лозунги.

Теперь давайте подумаем, где их разместить?

(Определяемся с размещением).

Этап закрепления путем включения в совместную  творческую деятельность в группе.  Проявляется умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками (Коммуникативные УУД).

ВОСПИТАТЕЛЬ - Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь, как бы ни пристает, есть на кого опереться, с кем вместе противостоять злу. Мы понимаем, что мат непристоен, но ведь это еще и социальное зло. Это язык подонков и блатарей грозит уже стать нормой.

–Изменилось ли ваше отношение к сквернословию?

–Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки? Думаю трудно но будем пытаться!

–Что было самым важным на занятии?

 (выслушиваем мнение ребят).

–Подводя итог, прочитаем, что написано на плакате и скажем вместе:  «Моя речь — это мое достоинство. Настоящий контроль — это контроль изнутри».

Этап подведения итогов, рефлексия.  Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Наше условие- долой сквернословие"

Цель занятия: Формирование потребности культурно выражать свои мысли и эмоции, позитивно относится к культуре изложения мыслей и выражения эмоций подростков 13-16 лет (с опорой на цивилизо...

Методическая разработка открытого мероприятия "В жизни всегда есть место подвигу"

Методическая разработка мероприятия «В жизни всегда есть место подвигу» и конференции, приуроченных к 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Жанр коллективного творческого дела – конференция. Чередован...

Методическая разработка открытого мероприятия "В жизни всегда есть место подвигу"

Методическая разработка мероприятия «В жизни всегда есть место подвигу» и конференции, приуроченных к 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Жанр коллективного творческого дела – конференция. Чередован...

Методическая разработка открытого мероприятия "День Семьи, Любви и Верности

Данная методическая разработка поможет провести мероприятие, классный час "День Семьи, Любви и Верности". В ней представлен не только сценарий мероприятия, но и сделана подборка слайдов, стихотворений...

Презентация к методической разработке открытого мероприятия "День Семьи, Любви и Верности"

Презентация к Методической разработке открытого мероприятия "День Семьи, Любви и Верности" содержит текстовый  материал, который сопровождает презентации....

Методическая разработка открытого внеклассного группового занятия «Влияние сквернословия на здоровье человека»

Занятие  посвящено силе слова. О благотворном влиянии доброго слова и тлетворном влиянии сквернословия на здоровье человека.Занятие содержит информационные блоки. Интерактивные беседы. Тренингово...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Наша дружная семья"

В работе представлен сценария мероприятия, который проводится совместно с родителями...