Ежели вы вежливы
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Савченко Елена Витальевна

Материал о культуре поведения и этикете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_meropriyatie_neposedy.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

      муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                 дополнительного образования детей

          дом детского творчества станицы Калининской

План-конспект открытого занятия

«ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ…»

Педагог дополнительного образования Е.В. Савченко.

Ст. Калининская

Цели и задачи:

1. Знакомство

- с понятием «этикет»

-с традиционными  приветствиями народов мира;

- с различными видами приветствий;

- с правилами  поведения в зависимости от ситуаций и места нахождения.

2. Воспитание вежливости, доброты, внимания к окружающим людям.

3. Развитие коммуникативных навыков, умения анализировать  материал. Наглядные средства: высказывания известных людей.                                                                            Оборудование: мультимедиа, компьютер, караоке.                                               Оформление: класс украшен шарами, цветами.                                                                                                             Учебный материал: План-конспект занятия; карточки с заданиями.

  1. Ход занятия:
  1. Организационный момент : приветствие,сообщение темы занятия.
  1. Основная часть.
  1. Вступительное слово. Беседа с учащимися.
  2. Представление команд.
  3. Приветствие команд.
  4. Конкурс «Формы приветствий»
  5. Знакомство с приветствиями в других странах. (Рассказ педагога, театральное сопровождение учащимися).
  6. Домашнее задание «Из истории этикета».
  7. Конкурс «Вежливое слово».
  8. Конкурс Пантомимы «Не делай так».
  9. Конкурс «Наоборот».
  10. Брейн-ринг «Правила этикета».

  1. Заключительная часть.

Подведение итогов.

-Самоанализ мероприятия.

-Анализ мероприятия.

         

   

«Ежели вы вежливы…»

Педагог: Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости. Сегодня, мы собрались здесь, чтобы в игровой форме подвести итог всей работе по знанию и использованию правил этикета в нашей жизни.  ещё раз поговорить о человеческих отношениях.

      «Все правила достойного поведения –давным- давно известны, остановка за малым- умением ими пользоваться» - сказал Б. Паскаль. Сегодня мы  проверим, как вы усвоили эти правила.

    Давайте вспомним, что же такое этикет? (беседа с учащимися)

   (  Этикет - совокупность норм и правил, отражающих представления о должном поведении людей в обществе.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми.

Этикет - слово французского происхождения ,означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

     Различают несколько видов этикета, основным из которых являются: -придворный этикет; дипломатический этикет; воинский этикет; общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

  По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным ,становиться общепринятым , и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными : соблюдение их зависит от места ,времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах ,может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

    Нормы этикета ,в отличие от норм морали являются условными ,это как бы неписанные законы отношений между людьми.  Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. )

   Педагог: Наше занятие будет проходить в форме соревнования двух команд. И  сейчас прошу команды  занять свои места. (звучит музыка).

Оценивать конкурс будет жюри, ребята из старшей группы – Невтрилова Марина, Смола Алёна, Устинович Сергей). Победившая команда получит карточку с вежливым словом.  Команда, набравшая большее количество вежливых слов, будет признана  победившей.

Вам было дано задание назвать свои команды, и представить их.

  1. ПРИВЕТСТВИЕ: Команда «Солнышко»

ДЕВИЗ:

«Солнышко, солнышко, мы твои лучи,

Быть людьми хорошими ты нас научи»

Команда «хорошее настроение»

ДЕВИЗ:

«Пусть улыбка, без сомненья,

Вновь коснётся ваших глаз,

И хорошее настроение не покинет больше вас!»

Слово жюри.

Педагог:     Ребята, а сейчас я хочу с вами ещё раз поздороваться, чтобы продолжить наше занятие. "Здравствуйте, ребята! - легкое и обычное приветствие. А каково бы было ваше удивление, если бы начало было таким: "Ели вы сегодня?" и "Здоров ли ваш скот?" А ведь это тоже приветствие. Именно такими фразами обменивались встретившиеся друг с другом жители Древнего Китая, Монголии, Египта.

В самом деле, что составляло основу жизни монгола-кочевника в старые времена? Его стадо. Здоровы животные - хватает еды - все благополучно в семье. Пал скот от хвори или бескормицы - и у людей голод, болезни, смерть. Вот и получается : пожелать здоровья рогатым кормильцам скотовода- все равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким.

Какими только приветствиями не пользуются люди:

2. Конкурс « Формы приветствии» (учащиеся по очереди называют формы приветствия).

(- рукопожатие; кивок головы; помахать рукой; снять кепку или поднести руку к ней, как будто вы хотите ее снять; просто улыбнуться;  хлопнуть приятеля по спине или по плечу;   поцеловать руку (если это женщина);

обняться; сказать Здравствуйте, привет, добрый день, добрый вечер, здравия желаю…)

Слово жюри.

Педагог: А теперь посмотрите, как приветствуют друг друга  в других странах. Эскимосы приветствуют чужеземцев ударом кулака по голове, а жители северо-западных районов Амазонки хлопают друг друга по спине. Полинезийцы обнимаются и потирают друг другу спину. Двое курдов при встрече хватают друг друга за правую руку, поднимают руки, не разжимая их, и попеременно целуют друг другу руки. Андаманцы обнимаются и при этом плачут. Заметив знакомого, японец считает долгом прежде всего замереть на месте, даже если на него движется автобус. Затем он сгибается в пояснице, и, застыв в таком положении, поднимает вверх лишь глаза. (Выпрямляться первым невежливо, и приходится зорко смотреть друг за другом). А у племени фульба в Судане при встрече с человеком высшего статуса принято закрывать лицо руками, пригибая тело к земле или даже поварачиваясь спиной к приветствуемому.

• Люди из племени масаи перед тем как поприветствовать друг друга, плюют на руки, а из племени маори - прикасаются друг к другу носами. Где-то, на Востоке, здороваясь, наклоняют голову перед сложенными ладонями, прикладывают руку ко лбу, к груди и сердцу.

• Когда здороваются монголы, они протягивают обе руки и пожимают друг другу не ладони, а выше локтей. (Ребята иллюстрируют рассказ сценками).

Педагог: Следующий наш конкурс «Из истории этикета». Каждой команде было дано домашнее задание: подготовить ответы на вопросы:

  1. Откуда пошел обычай снимать перчатки?

Откуда пошла традиция снимать шапку при входе в дом.

  1.  Ответ обучающихся: 1. С рыцарских времен. Снимая перчатку с правой руки, рыцарь показывал, что он относится к встречным доброжелательно!

Первым протягивает руку старший по возрасту, женщина мужчине.

Рукопожатие - это короткое и энергичное встряхивание руки. И хотя говорят "Крепкое рукопожатие", это не означает такое, от которого немеют пальцы, и становится больно. Но и не вялая "кошачья лапка".

Если встреча знакомых происходит на улице когда прохладно и люди в перчатках, мужчины перед рукопожатием перчатку снимают обязательно, а женщины по своему удобству и усмотрению, но зимнюю рукавичку нужно снимать и женщинам. Рука, поданная без перчатки, - это, прежде всего, признак уважения человека. Не принятая рука, протянутая для рукопожатия, расценивается как оскорбление.

  1. Ответ: Обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: "Я не опасаюсь тебя!"

В книге "Юности честное зерцало..." (написанной во времена Петра I), которая давала разные наставления, как быть вежливым и учтивым молодым человеком при встрече со знакомыми, указывалось:

"За три шага шляпу снять приятным образом. Шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно". "Лучше когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: "он есть спесивый болван" Снять или не снять сейчас головной убор - зависит от времени года, да и от характера головного убора. На улице не снимают зимнюю и лыжную шапки, берет, но зато приподнимают шляпку (за тулью), фуражку (за козырек). Но, входя в закрытое помещение, приветствующий мужчина снимает любой головной убор.

Слово жюри.

Педагог:    Что человеку необходимо для общения. Прежде всего Слово. Слово – это дорожка от сердца к сердцу. В нём заключена большая сила. О том, как осторожно нужно обращаться со словом, высказывались мудрецы и писали поэты:

«Когда ты хочешь молвить слово

Мой друг – подумай, не спеши!

Оно бывает то сурово, то рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся, то медью траурной поёт

Покуда слово сам не взвесишь,

не выпускай его в полёт!

Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы:

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече (здравствуйте).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

  1. Конкурс . «ВЕЖЛИВОЕ СЛОВО»

Из обрывков слов нужно собрать целые слова.

здрав

пожа

Здравствуйте

пок

ствуйте

Поклон

ливость

сибо

Вежливость

спа

лон

Спасибо

луйста

веж

Пожалуйста

друже

вчивость

Дружелюбие

рота

чес

Доброта

отзы

любие

Отзывчивость

ность

благо

Честность

дарю

доб

Благодарю

     Пока команды справляются с заданием, наши младшие ребята прочитают  поучительный стих «Очень вежливый индюк»

Объявился
В доме
Вдруг
Очень Вежливый Индюк.


Раз по тридцать в день,
Не реже,
Он кричал:
- Эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости -
Поучиться Веж-ли-вос-ти!
 
Я и сам,- кричал Индюк,-
Доктор Вежливых Наук,
И жена моя - пример
Замечательных манер:
Даже когда спит она,
Видно, что воспитана!

Не стесняйся ты, Осел!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь
как рыба?
Говори: "Приду, спасибо!"
Ты не будь свиньей,
Свинья,-
Ждет тебя Моя семья!
Только раньше бы
Умыла
Ты свое свиное рыло!

Как ни бился он,
Однако
Так никто и не пришел -
Ни Корова,
Но Собака,
Ни Хавронья,
Ни  Осёл!

Посинел Индюк от злости:
- Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды
Все они - балды-балды!

И добавил
С высоты
Своего величия:
- Не усвоили,
Невежи,
Правила приличия!

Слово жюри.

4. Педагог:  следующий наш конкурс   Конкурс пантомимы «Не делай так».

Команды получают карточки с заданием, и после небольшой подготовки покажут нам, как не нужно себя вести.

  1. Человек разговаривает по телефону о своем, очень долго, скапливается целая очередь, люди мерзнут, человеку сделалось плохо, его унесли, бабушка принесла табуретку из дома... и т.п., а герой все разговаривает по телефону, не обращая внимания на людей, торопящих его... будку берут штурмом.
    2. Двое подруг на лавочке бесцеремонно рассматривают проходящих мимо прохожих, шепчутся, смеются. Прохожие стесняются, оглядываются.

Слово жюри.
Музыкальная пауза.

 Педагог: А теперь конкурс «Наоборот»- Команды приготовили сценки. Одна команда показывает сценку  «неправильную», другая – как правильно.

1. Встреча двух друзей (сценка) 

Два мальчика встречаются друг с другом.

- Как дела, чувак? - хлопает друга по плечу первый со всей силой

- Будь здоров, кабан, - отвечает второй, толкая первого.

2. Мальчик здоровается с девочкой, (сценка)

Никита, пробегая мимо Наташи, дергает ее за косичку и кричит в ухо: "Здорова, Петрова!"

Слово жюри.

Педагог:  И последний конкурс –  Брейн-ринг:

  1. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

Ответ: Если твой товарищ поздоровается с кем-нибудь, следует поздороваться и тебе.

  1. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?

Ответ: Увидев знакомых в автобусе, в читальном зале, на другой стороне улицы, их приветствуют, если они вас заметили. Кричать, конечно, не следует. Слова заменяют жестом, улыбкой, поклоном.

  1. Вы часто встречаете человека по дороге в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?

Ответ: Приветствовать людей, с которыми часто встречаешься (продавца в булочной, почтальона, жильца из соседнего подъезда, учителя, который преподает в других классах), даже, если ты с ними не знаком, обязательно.

  1. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: "Здравствуйте, Игорь Семенович". Правильно ли поступил Олег?

Ответ: Олег поступил невежливо. Надо было сказать общее "Здравствуйте!"

5. * Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда

входящий, независимо от пола и возраста) 

6. В разговоре по телефону кто здоровается первым?

(Позвонивший, представившись) 

7. При разговоре по телефону неожиданно прервалась связь. Кто должен перезвонить? (позвонивший)

8. Кому говорят «привет», а кому здравствуйте? ( Привет можно сказать сверстнику, другу, здравствуйте – взрослым и незнакомым людям.

Педагог. Пока жюри подводит окончательные итоги конкурса, прозвучит стихотворение « О школьнике одном»

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут …, а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовем.

1 чтец.

“Спасибо”, “здравствуйте”, “простите” -

Произносить он не привык,

Простого слова “извините”

Не одолел его язык.

2 чтец.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: “Добрый день!”

Казалось бы, простое слово.

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае “здорово”

Он вместо “здравствуй” говорит.

3  чтец.

А вместо слова “до свидания”

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

“Ну, я пошел, пока, всего…”

4 чтец.

Не скажет он друзьям по школе:

“Алеша, Петя, Ваня, Толя”.

Своих друзей зовет он только:

“Алешка, Петька, Ванька. Толька”.

5 чтец.

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

6 чтец.

Но может быть, он вам знаком

И вы встречались с ним где-либо,

Тогда скажите нам о нем,

А мы … Мы скажем вам “спасибо”.

Слово жюри.

Педагог:     Вот и закончился конкурс. Я думаю, что сегодня каждый из нас в чём-то вышел победителем, кто-то сделал очередной шаг в борьбе со своими недостатками, например стал чуточку терпимее к школьным товарищам, родителям, кто-то был увенчан лаврами зрительских симпатий.

Подводя итог нашей встречи, а впрочем и всей серии встреч и бесед по этике, что мы проводили с вами в течении года, я предложу вам несколько вопросов, а вы попытайтесь на них ответить.

- Что самое важное для себя вы уяснили из наших занятий.

- изменилось ли как-то ваше отношение к окружающим?

- Было ли занятие для вас интересным?

- Что показалось трудным?

Педагог: На этом наше занятие подошло к концу, я благодарю всех участников мероприятия и надеюсь, что оно оставит добрый след в вашей памяти и поможет в дальнейшей жизни.

Этикет – не этикетка

И не новенький костюм,

Это – жизненная сметка,

И воспитанность, и ум.

Во дворе и в школьном классе,

Дома и когда в гостях

Прост и вежлив оставайся –

Это вовсе не пустяк.

  Музыка «Улыбка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "А ежели вы вежливы".

Материал содержит информацию об истории слова "вежливость", о лах поведения в обществе, инсценировки на тему вежливости....

Ежели вы вежливы

Разработк классного часа на тему "Ежели вы вежливы" может быть использована как в начальном звене, так и на средней ступени обучения (5-6 классы)....

Классный час "Ежели вы вежливы..."

Вы знаете, что правила вежливости и нормы поведения зародились ещё в древности, во времена рыцарей.Переступая порог, рыцарь снимал свой шлем и нёс его в руке. «Я тебя не опасаюсь,- говорил он этим жес...

Ежели вы вежливы...

Цели занятия:создание условий длявоспитания позитивного эмоцонально-ценностного отношения к родному слову, чувства сопричастности, к сохранению его уникальности и чистоты,стремления соверш...

Ежели вы вежливы

Занятие о правилах культуры и вежливости,к друг другу и окружающим....

Беседа о правилах вежливого поведения "Ежели вы вежливы"

Классный час о правилах вежливого поведения "Ежели вы вежливы". Материал направлен на то, чтобы помочь учащимся уяснить правила поведения в конкретных жизненных ситуациях....

Классный час "Ежели вы вежливы"

Классный час «Ежели вы вежливы»...