Из опыта работы с молодыми педагогами.
статья по теме

Мартынова Ирина Анатольевна

Статья в сборник, формируемый Управлением образования Администрации г. Екатеринбурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_molodym_spetsialistam.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы с молодыми педагогами.

Мартынова И.А.

Заместитель директора по учебно-методической работе МАОУ СОШ № 68 с углубленным изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга

Вопросы кадрового обеспечения образовательного учреждения являются предметом особого внимания администрации школы. Ведь достижение нового качества образования зависит от уровня подготовки педагогов, качества преподавания, организации образовательного процесса.

Ни для кого не секрет, что в системе образования существуют некоторые проблемы, связанные с педагогическими кадрами, одна из них - приток молодых специалистов в школы.

Поэтому в школах необходимо выстроить работу с молодыми педагогами таким образом, чтобы они чувствовали себя как дома, и им не хотелось менять свою профессию.

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Чтоб стать учителем недостаточно аудиторных программных знаний.

В нашей школе накоплен богатый позитивный опыт в работе с молодыми специалистами. Прежде всего, мы красиво встречаем их в коллективе. На первом заседании педагогического совета директор приветствует их, вручает цветы, памятки-напутствия, сувениры, знакомит с коллективом, с традициями школы, её достижениями и проблемами. В общении с молодыми администрация и опытные учителя выясняют их увлечения, желания, интересы. Стараемся понять, какой помощи потребуется каждому, как рациональнее использовать их способности.

Основные трудности, возникающие у молодых учителей в начальный период их профессиональной деятельности, связаны главным образом  со слабой методической подготовкой. Получив большой  запас теоретических знаний, полученных в ВУЗе, молодой учитель зачастую не знает, как их применять на практике:  он не владеет техникой применения приёмов и форм обучения.

Сначала мы знакомим учителя с методическими материалами по предмету, библиотекой, учебными кабинетами. Заместители директора по учебной работе рассказывают о структуре учебной, методической, воспитательной работы в школе, документацией, основными требованиями к ведению. Также необходимо показать место сотрудника в планах, графиках, расписании занятий.

Молодому специалисту необходима постоянная товарищеская помощь. Поэтому очень важным  является организация наставничества. Работу учителей-наставников рассматриваем как одно из основных условий становления молодого педагога. Наставниками становятся опытные, увлеченные, способные научить учителя. Составляется индивидуальный  график развития га 3 года.

Каждый молодой учитель с первых дней своей педагогической деятельности вместе со своим наставником готовит «Портфолио молодого учителя» .Эта папка – «настольная книга», в которой собраны все самые необходимые советы, рекомендации и материалы, нужные в становлении учителя.

В портфолио входят:

  • Общие сведения об учителе;
  • Диагностика успешности;
  • Нормативные документы;
  • Открытые уроки;
  • Доклады, публикации, творческие наработки;
  • Памятки начинающему учителю;
  • Работы учащихся;
  • Дидактические материалы.

Портфолио постоянно пополняется различными материалами. И, уже к периоду прохождения аттестации учитель готов отвечать на необходимые вопросы.

Значительную роль отводим в работе таким направлениям как:

  • Планирование работы учителя, организация рабочего времени;
  • Культура общения учителя с классом, учащимися, родителями;
  • Углубление психолого-педагогических знаний, методологии обучения;
  • Изучение нормативных, инструктивно-методических материалов;
  •  Основные требования к рабочей программе, к ведению школьной документации, электронных журналов;
  • Современные подходы к воспитательному процессу, к формированию развитой личности на основе национального воспитания и особенностей, традиций школы.

Достаточно много  внимания мы уделяем такой форме индивидуальной методической работы как консультации. Молодые учителя получают конкретные советы по интересующим их  вопросам, образцы разработок разных типов уроков, рекомендации. Молодой специалист получает помощь не только от наставника, но и  от руководителя методического предметного объединения, заместителя директора,  опытных учителей, классных руководителей. Открытые уроки, которые проводят опытные учителя по разным предметам, дают возможность показать и увидеть на практике особенности использования разнообразия форм и методов работы на уроках. Поэтому, планируя открытые уроки, учитываем пожелания молодых учителей относительно проведения разных типов уроков, на которых можно конкретно увидеть, научиться использованию таких направлений как:

  • индивидуальный подход в обучении слабых, мотивированных на учёбу, сильных учащихся;
    – дифференцированный, индивидуальный подход в обучении;
    – интерактивные формы и методы обучения;
    – нестандартные ситуации на уроках;
    – уроки с применением компьютерных технологий.

Еще одна из популярных форм обучения молодых педагогов-запись урока на видеокамеру. После занятия есть возможность качественно проанализировать этапы урока.  

        Таким образом, чтобы помочь  молодому специалисту адаптироваться  в школе,   в образовательном учреждении необходимо создать благоприятные условия для становления личности молодого педагога.

Список  литературы: 

  1. Андреева  Г. М. Социальная психология. –  М.: Аспект Пресс, 1999. – 375 с.
  2. Пиз А. Язык телодвижений. – М.: Эксмо, 2005. – 272 с.
  3. Королев Ф.Ф. Журнал Педагогика.- 2006 № 5
  4. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. Под ред. В.А. Сластенина. М., 2007 с.11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионально-личностного саморазвития «Совершенствование профессиональных навыков работы с молодыми педагогами"

Презентация для методистов и заместителей директоров учреждения дополнительного образования...

Система работы с молодыми педагогами в рамках внедрения проф. стандарта

Проект внедрения модели работы с молодыми педагогами МОУ "Яблоницкая СОШ" в рамках внедрения проф. стандарта...

Из опыта работы с молодыми специалистами

В материале представлен план деятельности наставника по сопровождению профессиональной адаптации молодых учителей,а так же представлен оценочный лист урока на соответствие требованиям ФГОС...

Опыт организации методической работы с молодыми педагогами

В данной статье делюсь опытом работы с молодыми учителями....

Образовательный инновационный проект по работе с молодыми педагогами «Сайт - Молодой историк»

Привлечь и сплотить для обмена опытом и повышения квалификации начинающих учителей  - историков республики...

План работы Совета молодых педагогов МАОУ "СОШ №7" города Когалыма на 2016-2017 учебный год

План работы Совета молодых педагогов составлен на один учебный год и  содержит несколько направлений: работу с педагогическими кадрами, организационно-методическую и научно-методическую работу....