«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ САМОПОДГОТОВКИ»
статья по теме

Организация самоподготовки – важный элемент педагогического процесса, направленной деятельности учащихся. От правильной организации выполнения учебных заданий зависит качество знаний, умений и навыков, воспитание у школьников стремления к их приобретению, формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_i_provedenie_samopodgotovki.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

        «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ  САМОПОДГОТОВКИ»

        В современных условиях важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания. Организация самоподготовки – важный элемент педагогического процесса, направленной деятельности учащихся. От правильной организации выполнения учебных заданий зависит качество знаний, умений и навыков, воспитание у школьников стремления к их приобретению, формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся.

        При организации самоподготовки воспитателю необходимо помнить: самоподготовка – не урок. В основе самоподготовки лежит самостоятельный  учебный труд каждого воспитанника группы и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя.

 Функции воспитателя

  1. Инструктирование учащихся о целях и содержании домашнего задания, необходимости использования счетно-письменных принадлежностей.
  2. Наблюдение воспитателя за ходом самостоятельной работы учащихся, частичный анализ их работы во время самоподготовки.
  3. Индивидуальная помощь нуждающимся в ней.
  4. Контроль за соблюдением рабочего порядка, организованностью и дисциплиной учащихся во время самоподготовки.
  5. Проверка и учет выполнения домашнего задания.

Требования к руководству самоподготовкой

  1. Создание необходимых условий для занятий по самоподготовке (кабинет должен быть убран и проветрен, подготовлены учебные пособия, словари, справочники и др.).
  2. Строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований.
  3. Знание уровня общеобразовательной подготовки учащихся, их индивидуальных особенностей.
  4. Осуществление руководства и оказание своевременной помощи со стороны учителя в организации самоподготовки, обучение рациональным приемам учебного труда.
  5. Формирование у учащихся навыков самостоятельного учебного труда.
  6. Формирование навыков рационального использования времени, отведенного для работы.
  7. Организация оказания своевременной индивидуальной помощи отдельным учащимся.
  8. Применение разнообразных видов и форм занятий по самоподготовке.
  9. Использование средств поощрения детей, хорошо справляющихся с работой в отведенное время.
  10. Предоставление кратких перерывов в работе одному, двум или нескольким учащимся.
  11. Назначение учащихся-консультантов. Они работают, получив предварительную консультацию учителя-предметника, воспитателя.

Процесс самоподготовки должен иметь определенную, четкую структуру. Опыт работы воспитателей показывает, что обязательными этапами самоподготовки              являются:

  1. Организационный момент (подготовка оборудования и рабочего места).
  2. Вводная часть (психологический настрой). Цели и последовательность выполнения домашнего задания.
  3. Самостоятельная работа учащихся. Не должна носить коллективный характер. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
  4. Итоги самоподготовки. Проверка: самооценка, взаимопроверка, проверка воспитателем, выборочная проверка устных и письменных заданий.

В организационной части самоподготовки выясняется объем домашнего задания, осуществляется выбор порядка выполнения заданий (рекомендуется начать с более трудного предмета). Необходимо проследить, чтобы дети начали подготовку с обязательного повторения правил, прочитали их в учебнике и лишь после этого переходили к самостоятельному выполнению письменных заданий. На этой начальной стадии самоподготовки следует использовать такие методы воспитательной деятельности, как организация деятельности и формирования опыта. Это приучение, воспитывающие ситуации, педагогическое требование, инструктаж. Чтобы ребенок понимал, чем занимается, ради чего он это делает, используется метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Это эмоциональное воздействие, позитивные стимулы, поощрение, ситуация морального успеха. Главными приемами организации самоподготовки на установочном этапе являются: информирование, разъяснение, положительный пример, коллективная работа, практическая деятельность. Вышеизложенные методы и приемы способствуют формированию навыков самоорганизованности  и самодисциплины, а также воспитанию ответственного отношения к результатам учебного труда.

На этапе самостоятельной работы  учащиеся совершенствуют знания,  овладевают способами действий, приемами учебной работы, полученными на уроке. 

В процессе основной части самоподготовки целесообразно использовать следующие методы воспитательной деятельности. Метод формирования сознания (рассказ, информирование, разъяснение), метод проблемного изложения (постановка проблемы и раскрытие доказательного пути ее решения, метод ориентировки и формирования качеств личности (упражнение, исходное требование). Основными приемами  на этом этапе самоподготовки являются: самостоятельная работа, поиск информации, практическая деятельность, коллективная работа, упражнение и переключение на разные виды деятельности. Данные методы и приемы дают возможность развивать у ребят умения логически мыслить, находить простые решения сложных задач.

В конце самоподготовки подводятся краткие итоги, отмечаются положительные моменты и недостатки в работе. На этом этапе самоподготовки важно предоставить учащимся возможность самостоятельно проанализировать результаты своей деятельности.

Виды контроля:

  1. При фронтальной проверке проводится коллективный разбор выполненного задания, определяются допущенные ошибки, их причины и пути устранения. Применяется эта форма при начальном обучении самоконтролю младших школьников.
  2. При индивидуальном самоконтроле каждый учащийся проверяет ход и результаты выполняемой работы самостоятельно. Такая проверка является обязательным элементом самостоятельной работы. Навык индивидуального самоконтроля формируется на протяжении всего обучения при помощи использования фронтальных проверок и других способов контроля.
  3. Взаимные проверки учащимися работ друг друга. Каждый учащийся выступает в роли проверяющего. Благодаря взаимному контролю у учащихся углубляются знания и умения по выполняемой работе, развиваются внимательность  и навыки самоконтроля.

 Поэтому в процессе подведения итогов необходимо использовать метод косвенного воздействия и такие основные приемы, как коллективный поиск, замечание, одобрение, положительный пример, моральная поддержка и укрепление веры в силы ребенка. Метод косвенного воздействия способствует развитию у ребят навыков контроля и самостоятельности в анализе результатов своей деятельности.

        Основы умений и навыков самостоятельной работы закладываются на уроках, затем развиваются и совершенствуются во время самоподготовки. Специфика организации учебно-воспитательного процесса в школе-интернате создает большие возможности для овладения умениями самостоятельной работы при выполнении домашних заданий. Учащиеся не только более глубоко усваивают изучаемый материал, но и учатся осмысливать, осознавать собственную познавательную деятельность. Все это способствует развитию организованности, чувства ответственности, критического отношения к себе, повышению качества знаний, способствует умственному развитию, позволяет лучше готовить учащихся к будущей самообразовательной деятельности.

 

Требования к учащимся по самоподготовке:

  1. Активно работай на уроке: Внимательно слушай, отвечай на вопросы учителя.
  2. Задавай вопросы, если чего-то не понял, или с чем-то не согласен.
  3. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.
  4. Научись пользоваться словарями и справочниками. Обязательно выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила. Формулы в справочниках.
  5. Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию, производить расчеты с помощью электронных таблиц.
  6. Если то, что происходило на уроке. Показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если урок будет через несколько дней.
  7. Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (т.е. о содержании задания), но и о том как (какими приемами, средствами) это можно сделать.
  8. В случае необходимости обращайся к воспитателю или одноклассникам.
  9. Приступая к выполнению уроков, посмотри в дневнике, все ли задания записаны.
  10. Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и постарайся определить, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания.
  11. Убери со стола все лишнее – то, что может тебя отвлекать.
  12. Между выполнениями уроков делай перерывы.
  13. Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.
  14. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правило, на которые оно направлено.
  15. При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или л ком говорится в этом тексте, что имеется в виду.
  16. Ищи связь каждого нового понятия или явления, о котором ты узнаешь, с тем. Что уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу.
  17. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую в отдельности. Используй метод ключевых слов.
  18. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.
  19. При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал.
  20. Составляй план устного ответа.

Проверяй себя по окончании всей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской и опытнической деятельности на пришкольном учебно – опытном участке. Организация исследовательской и опытнической деяте

Пришкольный опытный участок является неотъемлемой частью работы нашей школы.Цель создания учебно-опытного участка – научить учащихся выращивать сельскохозяйственные растения, узнать об особеннос...

Профессиональный модуль «Организация и проведение монтажа и ремонта промышленного оборудования» МДК01.01. «Организация монтажных работ промышленного оборудования и контроль за ними» Задания для курсовых проектов и контрольных работ

В методической разработке представлено задание на курсовой поект и перечень рекомендуемого оборудования, которое студент может выбрать для курсового проектирования. Приведены вопросы для выполнения ко...

Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности

В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен  план групповой ...

Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по индивидуальному плану обучения специальности 100114 «организация обслуживания в организациях общ

Задания на контрольную  работу по  МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО,  находящихся на обучении по индиви...

Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по индивидуальному плану обучения специальности 100114 «организация обслуживания в организациях общ

Задания на контрольную  работу по  МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО,  находящихся на обучении по индиви...

Организация и проведение практики по специальности 53.02.01 Музыкальное образование в рамках профессионального модуля «Преподавание музыки и организация внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных организациях»

Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.01 Музыкаль...

Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования

Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования...