Программа "Патриоты Ямала"
материал по теме

Юдакова Ксения Андреевна

В современной общественной жизни огромную роль играют средства массовой информации. Через них люди узнают о различных событиях, получают необходимые знания, реализуют свой творческий потенциал, получают эмоциональную разгрузку. Велика роль массовой информации в формировании общественного мнения и как манипулятора общественного сознания. При крайне высокой социальной значимости СМИ, между тем, в общественной жизни явно занижено знание об этом регуляторе общественных отношений. Понимание же процессов, осуществляемых СМИ, делает человека более свободным, приводит к формированию собственного взгляда на происходящее.

Нормативное школьное образование явно отстает от духа времени: выпускники школ, выходя во взрослую жизнь, дезориентированы и не имеют представления об одном из важнейших общественных механизмов. Возникновение и работа издательского центра по программе «Патриоты Ямала» позволит создать здоровый прецедент в сфере культуры и образования, даст возможность накопить опыт для создания обязательного предмета в общем образовании.

Самый эффективный способ познания – практика. Работа под руководством преподавателя над регулярно выходящими номерами собственной газеты, выполнение заказов на изготовление макетов полиграфической продукции для администрации учебного заведения позволит учащимся испытать многие аспекты журналистской работы и издательского дела на собственном опыте. Работа на современном компьютерном оборудовании и над конкретным делом, результаты которого можно достаточно быстро увидеть, делают обучение интересным и эффективным.

Программа ставит целью не только подготовку молодежи к будущей профессиональной деятельности в качестве журналиста, редактора, верстальщика, но и – что не менее важно – повышение личного уровня владения компьютерными прикладными программами и компьютерным оборудованием до соответствующего современной информационно-технологической эпохе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_-_patrioty_yamala.docx39.68 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В современной общественной жизни огромную роль играют средства массовой информации. Через них люди узнают о различных событиях, получают необходимые знания, реализуют свой творческий потенциал, получают эмоциональную разгрузку. Велика роль массовой информации в формировании общественного мнения и как манипулятора общественного сознания. При крайне высокой социальной значимости СМИ, между тем, в общественной жизни явно занижено знание об этом регуляторе общественных отношений.

Понимание же процессов, осуществляемых СМИ, делает человека более свободным, приводит к формированию собственного взгляда на происходящее.

Нормативное школьное образование явно отстает от духа времени: выпускники школ, выходя во взрослую жизнь, дезориентированы и не имеют представления об одном из важнейших общественных механизмов. Возникновение и работа издательского центра по программе «Патриоты Ямала» позволит создать здоровый прецедент в сфере культуры и образования, даст возможность накопить опыт для создания обязательного предмета в общем образовании.

Самый эффективный способ познания – практика. Работа под руководством преподавателя над регулярно выходящими номерами собственной газеты, выполнение заказов на изготовление макетов полиграфической продукции для администрации учебного заведения позволит учащимся испытать многие аспекты журналистской работы и издательского дела на собственном опыте.

Работа на современном компьютерном оборудовании и над конкретным делом, результаты которого можно достаточно быстро увидеть, делают обучение интересным и эффективным.

Деятельностью издательского центра должна предполагать обязательный анализ сделанного, учет его в дальнейшем, что должно влиять не только на качество выполнения работ, но и на рост теоретической подготовки.

Совмещение в рамках одной программы журналистской работы (написание статей, подготовка иллюстраций) и издательского дела (дизайн, верстка, создание, оригинал-макета) приветет к знакомству и первичному освоению учащимися основных элементов функционирования периодической печати.

Программа ставит целью не только подготовку молодежи к будущей профессиональной деятельности в качестве журналиста, редактора, верстальщика, но и – что не менее важно – повышение личного уровня владения компьютерными прикладными программами и компьютерным оборудованием до соответствующего современной информационно-технологической эпохе.

Программа «Патриоты Ямала» ориентирована на воспитанников 14-18 лет, не имеющих опыта работы с компьютером и современными компьютерными издательскими программами.

Основная цель курса - заинтересованность воспитанников данным видом литературно - публицистической деятельности, ориентированность на гуманитарный профиль развития в дальнейшем, освоение на практике основ журналистской работы и издательского дела.

Задачи программы:

  • Развитие умения работать с текстом публицистического стиля, создания его воспитанниками;
  • Ознакомление воспитанников с основными информационными и аналитическими газетными жанрами;
  • Приобретение воспитанниками умения редактирования текстов;
  • Развитие журналистских качеств.

В ходе реализации программы подготовка материалов для молодежной газеты совмещается с освоением современного программного обеспечения персонального компьютера для издательских целей. Программа включает в себя три основных блока: теоретические – «Основы журналистской работы», «Основы издательского дела» и практическая работа над газетой. В связи с тем, что компьютерные издательские программы весьма сложны, для их освоения на уровне, достаточном для самостоятельной деятельности, необходима постоянная практическая работа, связанная с решением реальных задач, таких как подготовка материалов к изданию, создание оригинал-макетов и т.п. воспитаннику нужно не только показать, как, например, отформатировать абзац, создать колонку, вставить иллюстрацию, его надо поставить в такие условия, в которых ему придется использовать все знания, полученные в процессе подготовки, а, кроме того, научиться самостоятельно получать сведения, необходимые для решения поставленной задачи. Таким образом, необходима творческая деятельность, в которой воспитанник совместно с куратором деятельности смог бы применить свои знания на практике, - такой деятельностью будет издание молодежной газеты.

При заинтересованном подходе педагогов и администрации к освещению деятельности своих объединений и направлений работы учреждения в целом газета может быть очень эффективным репрезентатором молодежной жизни, что важно: а) для объединения всех воспитанников и состава специалистов, понимания общих целей учреждения, воспитания патриотизма; б) для родителей воспитанников, потенциальных воспитанников учреждения; в) для муниципальных органов, учреждений культуры и образования.

Во время первого года освоения программы литературная деятельность воспитанников будет основана на личных пристрастиях к тем или иным темам, жанрам; во время второго года -  предпочтение должно отдаваться редакционным заданиям, литературной работе, исходящей из целей газеты, конкретного ее номера, требующего определенных материалов на те или иные темы. Результат двухгодичной работы программы- умение воспитанника «с нуля» самостоятельно создать номер газеты, умение объяснить функциональное значение основных газетных элементов, умение анализировать некоторые аспекты не только собственной, но и чужой - в том числе и «взрослой» - периодической печати.

Воспитанники, окончившие курс «Патриоты Ямала», должны знать:

Определение журналистики, особенности публицистического стиля, особенности языка газеты, основные информационные и аналитические  газетные жанры, основные  грамматико-стилистические нормы русского языка.

Воспитанники, окончившие курс «Патриоты Ямала», должны уметь: анализировать, классифицировать газетные тексты разных жанров, создавать тексты разных жанров, редактировать тексты, устранять разные типы ошибок.

Воспитанники, окончившие курс «Патриоты Ямала», должны иметь навык: работы в различных текстовых редакторах, дизайна текстовых документов, оформления и способов вставки в текст фотоматериалов.

Программа  данного курса предполагает такие виды работы, как психологическое тестирование, психологический тренинг, анализ газетных текстов, создание текстов различных газетных жанров, интервьюирование, редактирование текстов.

Количество часов, отведенных на освоение той или иной темы, на практику или теорию, может варьироваться в процессе работы в пользу той или иной темы, с уделением большего внимания теории или практике, в зависимости от усвоения материала воспитанниками и роста технической оснащенности развивающего процесса, а также может зависеть от индивидуальных пристрастий и возможностей воспитанников (лучшая литературная подготовка или лучшая, по сравнению с другими, компьютерная грамотность).

Во время двухгодичной работы ребята проходят одинаковые теоретические блоки (второй год освоения предполагает большее внимание теории журналистской работы и меньшее - компьютерной теории, так как изучение издательских программ в большей степени становится самостоятельным во время практической работы над газетой).

Состав групп

Состав групп зависит от количества компьютеров: по 1 человеку на один компьютер по 2 учебных часа за одно занятие. При нагрузке 9 часов в неделю (при девяти рабочих компьютерах) количество воспитанников – 10 - 12 (с учетом текучести) человек. Возраст - 14 – 18 лет.12 человек - максимальное число занимающихся в журналистском объединении: при регулярном выходе газеты данное количество ребят вполне обеспечивает материалами текущий номер; куратор объединения успеет обработать, проанализировать материалы лично с каждым воспитанником; в процессе приобретения новых навыков куратор объединения должен иметь возможность помочь каждому справиться с возникшей проблемой.

Программа рассчитана на  108   теоретических часов и  108 часов для верстки, оформления и  выпуска газеты. Итого 216 учебных часов.

Цели и задачи программы

Помимо главной цели – научить воспитанников решать любые профессиональные задачи, которые жизнь может поставить перед ними авторами газеты (журнальной журналистики мы касаемся ознакомительно), в рамках курса воспитанники узнают о специфике работы журналиста, не относящейся непосредственно к созданию материала. Это и работа с корректурой, и структура современной редакции (наиболее часто встречаемые варианты), и работа импровизированным «редакционным коллективом» с разделением обязанностей: редактор, ответственный секретарь, дизайнер, репортеры. Завершает курс освоение категории жанра как такового, а также понятия макрожанра издания. Кроме того, можно выделить основные цели обучения:

1.Освоениение на практике основ журналистской работы и издательского дела;

2.Освоением современного программного обеспечения персонального компьютера для издательсктх целей,  подготовка материалов для ученической газеты.

Программа ставит и некоторые общие цели:

1.Углубленное изучение материала отдельных тем информатики;

2.Применение компьютера для изучения основ журналистики;

3.Развитие логического мышления;

4.Развитие творческих способностей учащихся;

5.Воспитание активной, гармонично развитой личности.

Программа включает в себя три основных блока: теоретические – «Основы журналистской работы», «Основы издательского дела» и практическая работа над газетой. Каждый блок ориентирован на определенный комплекс знаний, умений и навыков. Результатом изучения блока «Основ журналистской работы» предполагается знание:

- особенностей типологии печатных СМИ;

- принципов подачи новостных материалов;

- жанровой системы печатных СМИ;

- организацию работы редакции;

- виды журналистской деятельности и журналистские специализации.

Умения:

- уметь различать образцы печатных СМИ по территории распространения, периодичности, тематике, формату, аудитории;

- уметь отличать «жесткую новость» от «мягкой новости»;

- уметь отбирать новости для печати;

- уметь отличать и узнавать различные виды жанров;

- уметь различать функционал структурных подразделений редакции.

Навыки:

- навык создания работы для СМИ различных типологий;

- составления «жесткой» и «мягкой» новостей;

- отбора новостей для номера;

- создание жанров различных видов;

- выполнение функций редактора, корректора, корреспондента, верстальщика и др. Результатом изучения блока «Основы издательского дела» предполагаются знания:

- знание интерфейса операционной системы семейства Windows;

- знание интерфейса и инструментария графического редактора;

Умения и навыки:

- работа в системе семейства Windows;

- навык создания оригинал-макета в Adope PageMaker;

- умение создавать рисунки с помощью Corel Draw;

В связи с тем, что компьютерные издательские программы весьма сложны, для их освоения на уровне, достаточном для самостоятельной деятельности, необходима постоянная практическая работа, связанная с решением реальных задач, таких как подготовка материалов к изданию, создание оригинал-макетов и т.п.

Учащемуся нужно не только показать, как, например, отформатировать абзац, создать колонку, вставить иллюстрацию, его надо поставить в такие условия, в которых ему придется использовать все знания, полученные в процессе обучения, а, кроме того, научиться самостоятельно получать сведения, необходимые для решения поставленной задачи. Таким образом, нужна творческая деятельность, в которой учащийся совместно с преподавателем смог бы применить свои знания на практике, - такой деятельностью будет издание газеты.

Во время первого года обучения литературная деятельность учащихся основана на личных пристрастиях к тем или иным темам, жанрам; во время второго года обучения предпочтение должно отдаваться редакционным заданиям, литературной работе, исходящей из целей газеты, конкретного ее номера, требующего определенных материалов на те или иные темы.

Результат двухгодичного обучения – умение учащегося «с нуля» самостоятельно создать номер газеты, умение объяснить функциональное значение основных газетных элементов, умение анализировать некоторые аспекты не только собственной, но и чужой – в том числе и «взрослой» - периодической печати.

Количество часов, отведенных на изучение той или иной темы, на практику или теорию, может варьироваться в процессе обучения в пользу той или иной темы, с уделением большего внимания теории или практике в зависимости от усвоения материала учащимися и роста технической оснащенности образовательного процесса, а также может зависеть от индивидуальных пристрастий и возможностей учащихся.

Во время двухгодичного обучения ребята проходят одинаковые теоретические блоки (второй год обучения предполагает большее внимание теории журналистской работы и меньшее – компьютерной теории, так как изучение издательских программ в большей степени становится самостоятельным во время практической работы над газетой.

Некоторые аспекты работы над темами программы


Зарисовка

Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.
Практическая работа:
- подготовить пейзажную зарисовку;
- подготовить портретную зарисовку;
- подготовить производственную зарисовку;
- подготовить бытовую зарисовку;
- подготовить контрольную зарисовку на заданную тему.

 Интервью

Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.
Практическая работа:
- разработать план вопросов и провести интервью с учёным;
- разработать план вопросов и провести интервью с творческой личностью;
- разработать план вопросов и провести интервью с рабочим;
- разработать план вопросов и провести интервью с бизнесменом, деловым человеком;
- подготовить контрольное интервью по заданию преподавателя.

Заметка

Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения.
Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. "Перевёрнутая пирамида"..
Практическая работа:
- подготовить хроникальное сообщение, короткую информацию и расширенную заметку на заданную тему.

Репортаж

Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.
Практическая работа:
- проанализировать расширенную заметку и репортаж;
- на одном материале подготовить заметку и репортаж;
- подготовить спортивный репортаж;
- подготовить проблемный репортаж на заданную тему.

Рецензия

Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд-рецензии и мини-рецензии. Монорецензии и полирецензии.
Практическая работа:
- провести сравнительный анализ гранд-рецензии, мини-рецензии, аннотации;
- подготовить рецензию на книгу;
- подготовить рецензию на фильм;
- подготовить рецензию на спектакль;
- подготовить мини-рецензию на книгу, фильм или спектакль;
- подготовить аннотацию к книге.

Корреспонденция.

Информация и аналитика в корреспонденции.
Предмет корреспонденции. Отличие от заметки, репортажа, статьи. Информационная и аналитическая корреспонденции.
Практическая работа:
- подготовить информационную корреспонденцию;
- подготовить аналитическую корреспонденцию.

Статья.

Виды статей, трансформация жанра.
Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.
Практическая работа:
- подготовить проблемную статью;
- подготовить общеисследовательскую статью;
- подготовить полемическую статью;
- подготовить историческую статью.

Обозрение

Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.
- подготовить общее обозрение;
- подготовить экономическое обозрение;
- подготовить литературное обозрение;
- подготовить спортивное обозрение.

Обзор

Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.
- подготовить общий обзор местных печатных СМИ за неделю;
- подготовить общий обзор местных телевизионных каналов за неделю;
- подготовить общий обзор местных радиопередач за неделю;
- подготовить общий обзор центральных печатных СМИ за неделю.

Комментарий, колонка

Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария.
Практическая работа:
- подготовить комментарий на заданную тему.

Эксперимент

Эксперимент как метод и жанр современной журналистики. Динамичность и "живое" наглядное изложение. Соединение аналитического начала и репортажного.
Практическая работа:
- провести эксперимент и подготовить материал.

Очерк. Жанровое разнообразие.

Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.
Практическая работа:
- подготовить портретный очерк;
- подготовить событийный очерк;
- подготовить путевой очерк.

Организация деловой игры.

Деловые игры в последнее время широко применяются в учебном процессе. Они помогают эффективно решать практические задачи овладения профессией, воздействуют на другие элементы всей системы преподавания той или иной дисциплины.

Организуя деловую игру на занятиях, следует рассматривать следующие узловые моменты:

  1. Журналистское произведение как тип текста.
  2. Журналистский текст как результат особого рода творчества.
  3. Социально-экономическая и общественно-политическая жизнь общества и компетентность журналиста.
  4. Процесс воздействия на читателя и социальная позиция журналиста.
  5. Оперативное отражение действительности в журналистике.
  6. Журналистское творчество и культура.
  7. Закономерности журналистского творчества.
  8. Право и этика журналиста.

СТАТЬЯ

   Роли сотрудников городской газеты играют:
   Корреспондент-учащийся.
   Редактор отдела - учащийся.
   Ответственный секретарь- учащийся
   Главный редактор- учащийся

Действие первое. Журналист работает над статьей. Учащийся приносит на занятие написанный дома материал.
Задание учащемуся: Докажите, что представленный Вами материал - статья. Убедите редакцию в актуальности Вашей статьи, правильности ее композиции. Покажите, как "работают" в вашей статье факты, логические и эмоциональные средства, тезис, антитезис, индукция и дедукция, система аргументации.

Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание учащемуся, играющему роль редактора отдела:
1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру статьи.
2. Убедительны ли выводы автора статьи, вытекающие из анализа проблем, критической ситуации или положительного опыта? Обоснованы ли его рекомендации?
3. Определите рубрику материала. Дайте оценку заголовка.
4. Сделайте необходимую правку материала или верните его на доработку автору.

Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание учащемуся, играющему роль ответственного секретаря.
1. Примите решение по представленному материалу.
2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.
3. Согласны ли вы с рубрикой и заголовком?
4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.

Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание учащемуся, играющему роль главного редактора.
1. Дайте оценку материала.
2. Определите, точно ли названы адреса критики или положительного опыта.
3. Определите возможную реакцию читателя на этот материал.
4. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.

Действие пятое. Материал опубликован (условно): задание учащимся, играющим роли сотрудников редакции
Оценить достоинство и недостатки материала.

Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, дает оценку материала, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.

ОЧЕРК

Роли сотрудников редакции городской газеты играют:
Очеркист - учащийся. Редактор отдела - учащийся.
Ответственный секретарь - учащийся. Главный редактор - учащийся.

Действие первое. Журналист пишет очерк.
Учащийся приносит на занятие написанный дома материал.
Задание учащемуся. Докажите, что представленный вами материал - очерк.
Убедите редакцию в целесообразности выбора героя темы, проблемы.
Обоснуйте выбор вида очерка, его сюжета. Удачно ли показан Вами конфликт, раскрывающий личность человека, о котором вы пишете?

Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание учащемуся, играющему роль редактора отдела:
1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру очерка?
2. Убедительны ли в материале личность героя, его характер, поступки?
3. Дайте оценку заголовка.
5. Сделайте необходимую правку материала или верните его автору на доработку.

Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание учащемуся, играющему роль ответственного секретаря:
1. Примите решение по представленному материалу.
2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.
3. Согласны ли Вы с заголовком?
4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.

Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание учащемуся, играющему роль главного редактора:
1. Дайте оценку материала.
2. Определите возможную реакцию читателя на этот материал.
3. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.

Действие пятое. Материал опубликован (условно).
Задание учащимся, играющим роль сотрудников редакции:
Оценить достоинство и недостатки материала.

Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, оценивает материал, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.


1. 
"Живая речь". Учащимся предлагается записать без помощи технических средств 15-минутный кусочек "живой" речи (в автобусе, на улице, в столовой...), желательно без журналистской правки, с сохранением особенностей авторской лексики, без пробелов в тексте.
Цель упражнения - овладеть техникой записи в непредвиденной
ситуации.

2. 
"Время". Учащиеся самостоятельно контролируют свое чувство времени, проверяя себя через определенные промежутки времени и записывая результаты. Погрешность +,- 5 минут считается нормой.

3. 
"Фраза-картинка". В журналистских материалах важно не только рассказывать о чем-то, но и показывать. В некоторых жанрах, например, репортаже, журналист просто обязан создать "эффект присутствия". Можно написать "Он рассердился", и тогда читателю ничего не остается, как поверить этому сообщению-рассказу. А можно написать иначе: "Он грохнул кулаком по столу и отшвырнул ногой стул". Читатель сразу представит себе эту сцену и сделает вывод, что человек рассердился, разозлился. Задание: "показать" фразы: ОН ГОЛОДЕН, ДЕВОЧКА БОИТСЯ, МАШИНА ПОПАЛА В АВАРИЮ, ЕМУ СТАЛО СТРАШНО.

4. 
"Реплики". Попробуйте написать как можно больше реплик, которые человек произносит, когда он РАЗДРАЖЕН, УДИВЛЕН, НЕГОДУЕТ, НЕДОУМЕВАЕТ, НЕ ВЕРИТ, ВОСТОРГАЕТСЯ, ЗЛИТСЯ.

5. 
"Жесты и мимика". Опишите взгляды, которыми обмениваются бабушка и внук, гуляющие в парке; школьница и школьники, смеющиеся на переменке; продавец и покупатель, который недоволен тем, как его обслужили.


6. 
"Вкусные слова..." Что значит "хороший запах"? Попробуйте объяснить, что это такое. Если выбрать точные эпитеты, то у читателя возникнут вполне ощутимые ассоциации. Например, жасминный, ландышевый, хвойный, смолистый, сладко-приторный, чесночный, яблоневый. Попробуйте подобрать эпитеты к словам ПЕСНЯ, ПОХОДКА, ШОССЕ, ЖЕРЕБЕНОК, МИТИНГ, ОРАТОР, АВТОМОБИЛЬ.

7. 
"Ассоциации". Напишите осмысленную фразу, в которой будут три заданных слова. Например: УКАЗКА-МЫШЬ-АДМИРАЛ, ШЕЯ-ГИРЯ-АУКЦИОН, ФЕРЗЬ-БАЯН-КОНСЕНСУС, СЕССИЯ-ЗИГЗАГ-ТЕЛЕФОН.
Цель - научить делать "мостики"-связки в будущих журналистских материалах, когда одно предложение цепляется за другое, один абзац логично переходит в другой.

8. 
"Первая фраза". Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к ненаписанным речам. Пробуйте написать 56 первых фраз к еще не написанным материалам. Главное требование - фраза должна привлечь внимание, заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше. Цель - определить роль первых фраз в журналистском тексте.

9. 
"Сказка". Учащиеся выбирают какую-либо сказку и трансформируют содержащуюся в ней информацию в журналистскую, оформляя сказку как заметку, хронику, интервью, репортаж, корреспонденцию и пр.
Цель упражнения - уточнение смысла понятия "журналистская информация".

10. 
"Три газеты". Учащиеся делятся на три произвольные группы, представляющие три издания: демократическое, крайне левых (или коммунистических) взглядов и т.н. "желтое". Предлагается один факт, который каждая группа интерпретирует и подает в соответствии с информационной политикой (а также - лексикой) своего издания. Цель упражнения - определение границ влияния на журналиста информационной политики издания.

11. 
"Стоп-кадр". К любой иллюстрации из журнала, газеты, просто фотографии сделать несколько подписей. Из одного - трех слов или словосочетания (как заголовок). Из одного предложения - не более 18 слов, включая союзы и предлоги. Из нескольких предложений общим объемом 40-50 слов. Из нескольких абзацев общим объемом до 300 слов.

12. 
"Одно...". Учащимся выбираются несколько человек, сходных в чем-то (имя, фамилия, дата рождения и т.п.) и описывается какой-либо результат или курьез этого сходства. Цель упражнения - поиск социального смысла в частном случае.

13. 
"Главная улица". Выбирается социально значимый факт (ряд фактов), связанный с главной улицей города (села) и подается последовательно в жанре хроники, заметки, информации, интервью, репортажа и отчета.
Цель упражнения - уточнение методики работы в разных жанрах.

14. 
"Письмо в редакцию". Учащиеся пробуют себя в качестве рядового читателя, обратившегося с какой-то просьбой или вопросом в редакцию центрального издания. Цель упражнения - преодоление психологического барьера, связанного со сменой ролей.

15. 
"Приметы времени". По телевидению, дома, на улице можно слышать такие фразы: "Бедственное положение образования", "Подрастающее поколение сегодня быстро взрослеет", "В стране царит милицейский произвол" и т. п. Это все приметы времени. К любому подобному утверждению напишите десять примет. Например, десять примет РАСКРЕПОЩЕНИЯ СОЗНАНИЯ, десять примет ДЕПОЛИТИЗАЦИИ ЮНОШЕСТВА, десять примет МИЛИЦЕЙСКОГО ПРОИЗВОЛА... Цель - умение формулировать общественно значимые проблемы.

16. 
"Два взгляда". Сформулировать два взгляда на ПРОПИСКУ. Два взгляда на СМЕРТНУЮ КАЗНЬ. Два взгляда на НОШЕНИЕ ОРУЖИЯ. Два взгляда на ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Два взгляда на ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ АРМИЮ... Упражнение способствует формированию навыков анализа общественно-значимых проблем.

17. 
"Впрок". Учащиеся методом интервью собирают данные о потребительских свойствах какого-либо товара или услуги, затем в форме информации излагают результаты. Цель упражнения - овладение навыками сбора информации и определение границ рекламного / нерекламного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие: "Экологические беды Ямала"

Внеклассное мероприятие "Экологические беды Ямала"...

Интегрированное внеклассное мероприятие «Мой Ямал, олений край!»

Тема: «Мой Ямал, олений край!» Форма: путешествие-состязание. Данное мероприятие четко связано с другими, направленными на воспитание чувства патриотизма и соответствует возрастным особеннос...

Презентация к интегрированному мероприятию "Мой Ямал, олений край!"

При налаживании контакта между детьми, используются различные виды взаимоотношений (взаимной заинтересованности, взаимопомощи), делается опора на активность и самостоятельность учащихся. Используются ...

Интегрированное внеклассное мероприятие - оленьи гонки "И это всё о тебе, Ямал!"

Тема: Тема: «И это все о тебе, Ямал!» Форма: состязание. Данное мероприятие рассчитано на учащихся 5-6 классов, в число которых входят дети «группы риска». Форма выбрана не случайно: дети «группы р...

Исследовательский проект "Сокровища Ямала"

Данный проект реализуется в школе-интернате в рамках школьного краеведческого кружка "Исток"....

Драгоценная оправа газонефтяной чаши Ямала

Цель урока: сформировать знания о минеральных богатствах Ямала, их промышленном значении для России; познакомить с перспективами развития нефтегазоносного и горнодобывающего комплекса на Ямале....

Священные животные Ямала. Проект по Культуре народов Ямала и биологии.

Священные животные Ямала. Проект по Культуре народов Ямала и биологии....