Образовательная программа танцевального кружка в детском саду.
рабочая программа на тему

Ефремова Екатерина Валерьевна
           Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гар­моничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества.
          Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне.
          В настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии. Очень часто дети начинают заниматься хореографией уже в дошкольном возрасте, так как родители справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_v_sad.docx65.7 КБ

Предварительный просмотр:

Программа развития хореографического кружка

«LOLLIPOP».

Педагог дополнительного образования

Ефремова Екатерина Валерьевна

     Муром, 2014.


ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели и задачи программы.
  3. Формы реализации программы.
  4. Методы реализации программы.
  5. Условия реализации программы.
  6. Принципы реализации программы.
  7. Этапы реализации программы.
  8. Структура и режим занятий.
  9. Возрастные образовательные нагрузки.
  10.  Требования к музыкальному сопровождению на занятиях.
  11.  Учебно-тематическое планирование.
  12.  Ожидаемые результаты.
  13.  Список использованных источников.

                     1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

       У хореографии, в последние годы особенно, становится все больше поклонников среди людей самого разного возраста. Особенно она популярна в молодежной и детской среде. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству. 


             В процессе занятий танцами у детей происходит перевоплощение, уходят в никуда страхи, снижается уровень агрессии, появляется возможность открывать и понимать себя, управлять своими эмоциями. Дети, являясь по своей природе творцами, в движении, в музыке способны воспринимать по-своему многообразие окружающего мира.

       Работа детского коллектива всегда ценна тем, что дети приучаются подчинять свои личные желания интересам большинства, а в хореографическом коллективе у ребенка развивается не только чувства ритма, умение понимать музыку, согласовывать с ней движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность тела, но и находиться в общей «связке» с товарищами, чувствовать свою ответственность за качество исполнения танца, быть составной частью детского объединения.

       Качественное формирование гармоничной личности в хореографических коллективах становится возможным путем вхождения обучающихся детей в креативные ситуации, где происходит их творческое развитие и совершенствование индивидуально-личностных качеств.

       Как известно, основными методами работы с детьми является игровая деятельность. Танец в сочетании с игрой помогает переработать напряжение чувств, а музыка способствует выражению радости и легкости исполнения движений. Именно музыкальные игры пользуются у детей большой любовью, вызывают у них веселое настроение, укрепляют жизненный тонус. Дети «вживаются» в разнотипные образы, проявляя своеобразный индивидуальный артистизм. Такая работа педагога с ребенком несет в себе ценностно-познавательный смысл, необходимый для личностного и общественного развития детей. Такое включение ребенка в активную хореографическую деятельность позволяет ему приобретать жизненный практический опыт, а также усваивать и осознавать социальные ценности.

       Для танцевальной культуры характерно раскрытие прекрасного в природе ребенка, соединение реального и фантастического вымысла; хореографическая деятельность работает на становление личности, постепенно приобщает его к миру прекрасного. И потому систематические занятия хореографией очень полезны для физического развития детей: у них улучшается осанка, устраняется ряд физических недостатков, укрепляются мышцы и связки, становятся подвижными суставы, совершенствуются движения. Дети, в отличие от взрослых, более успешно овладевают танцевальными движениями, возможностью выразить отношение к музыке в свободных движениях. И действительно, танец помогает отражать личностные особенности и поведенческие модели ребенка, структуру и характер его межличностных коммуникаций.

      Отсюда можно сделать вывод, что целенаправленная организация образовательной работы по хореографии в детском саду является необходимым фактором воспитательных возможностей в общей системе образования, обладает огромными возможностями для эстетического совершенствования ребенка, его гармоничного духовного и физического развития.

    Актуальность программы:

          Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества.

          Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне.

         В настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии. Очень часто дети начинают заниматься хореографией уже в дошкольном возрасте, так как родители справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.

         В образовательных учреждениях города всегда высока потребность в услугах танцевально-хореографических коллективов. Любое культурно-массовое мероприятие без этого не обходится. Без хореографических композиций концерт, шоу, конкурс, фестиваль выглядят блекло. Красочные танцевальные композиции уместны всегда и в любом мероприятии любого формата (развлекательное, познавательное, патриотическое).

                        2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Цель программы – развитие творческих способностей дошкольников посредством танцевального искусства.

Задачи.

Обучающие:

  • освоение азов ритмики;
  • поэтапное овладение основами классического экзерсиса на середине зала;
  • обучить простейшим элементам современного танца;
  • обучить элементам музыкальной грамоты;
  • познакомить детей с историей возникновения и развития танца;
  • побуждение к импровизации под музыку, сочинение собственных композиций из знакомых движений;
  • развитие чувства ритма, темпа, координации и свободы движений.

Развивающие:

  • способствовать снятию мышечных и психологических зажимов посредством танцевального движения;
  • формировать правильную осанку, корректировать фигуру ребенка;
  • формировать интерес к танцевальному искусству;
  • развить музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений;
  • развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки;
  • развить познавательный интерес, любознательность и умение творчески мыслить;
  • развивать художественный вкус;
  • обучение детей примем самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательные:

  • воспитать культуру поведения и общения;
  • воспитать умение ребенка работать в коллективе;
  • заложить основы становления эстетически развитой личности;
  • воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, конструктивности.

Предполагаемые результаты:

  • Научить ребенка чувствовать и ощущать музыкальный ритм;
  • Формировать потребность к творческому самовыражению;
  • Овладение детьми приемами, связками движений в танцевальных композициях;
  • Развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, координационных способностей;
  • Повышение работоспособности и двигательной активности;
  • Развитие правильной осанки;
  • Привитие культуры общения между собой, в паре, в танце, с окружающими.

3.ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

  1. Массовая - занятия проводятся со всем танцевальным коллективом.
  2. Групповая – занятия проводятся по группам с использованием дифференцированного подхода.
  3. Индивидуальная – занятия проводятся с учетом возрастных и личностных особенностей.

Формы занятий:

-традиционное занятие

-комбинированное занятие

-практическое занятие

-игра

-репетиция

-открытый урок

-концерт.

4. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

1. Наблюдение – помогает получить на занятиях конкретный фактический материал по предмету или объекту наблюдения, выявить пассивных и активных детей, а также успешность усвоения новых знаний;

 2. Беседа – применяется при индивидуальной, групповой работе и работе с родителями как консультирование;

 3. Рассказ – используется при сообщении общих и новых знаний по хореографии;

 4. Объяснение – применяется на каждом занятии, особенно при знакомстве с новыми движениями;

 5. Наглядное демонстрирование – непосредственный показ педагогом новых элементов и движений для дальнейшего изучения с детьми.

 6. Анкетирование – сбор необходимой информации о мотивации к занятиям, родителях, семье с целью дальнейшего планирования воспитательной и учебной деятельности.

 7. Видеометод - просмотр видеоматериала о хореографическом искусстве, обучение на основе видеоматериала народной, классической и современной хореографии.

5.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

  • Личностное  общение  педагога  с  ребенком;
  • Наличие  специально  оборудованного  кабинета;
  • Правильное  покрытие  пола – деревянное  либо  ковровое  покрытие;
  • На  каждого  ребёнка  должно   быть  отведено  4  метра  площади;
  • Избегать употребление жвачки во время занятия;
  • Иметь свободный доступ к воде.
  • Каждый ребенок должен иметь обязательную  одежду  и  обувь  для  занятия;
  • Широкое использование технических средств обучения (видео, аудио техника);
  • Атрибуты, наглядные  пособия;
  • Зал предварительно проветривать и проводить влажную уборку.

Материально-техническая база:

ЗАЛ

Музыкальное оснащение

Ковровое покрытие

Зеркала

Скакалки

Мячи

Ленты

Обручи

Элементы костюмов

Костюмов

Реквизит к танцам

Спортивная форма

6.ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

        1.Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и определение посильных для него заданий. Содержание программы кружка «LOLLIPOP» обеспечивает преемственность и постепенность усложнения заданий. Предлагаемые задания доступны для дошкольников и предполагают успешное преодоление трудностей путем физических и психических усилий занимающихся. Например, ходьба на каждый счет, хлопки через счет способствуют исполнению в дальнейшем более сложных сочетаний ритмического рисунка. Шаг на месте, переступание способствуют овладению танцевальными шагами.
        Индивидуализация обучения заключается в учете индивидуальных особенностей ребенка. Так, например, детям робким, застенчивым предлагается показать какое-либо упражнение остальным детям, в игре предлагаются ведущие роли, что способствует освобождению детей от застенчивости и повышению интереса к занятиям.


        2.Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. 


        3.Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия способствуют не только достижению эффективности обучения, но и дисциплинируют детей, приучают их к методичной регулярной работе и доведению до конца начатого дела.


        4.Принцип сознательности и активности предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для этого необходимо четко объяснять ребенку, что и как нужно выполнить, и почему именно так, а не иначе.


        5.Принцип повторяемости материала заключается в многократном повторении вырабатываемых двигательных навыков. Программным материалом предусмотрено многократное повторение упражнений, способствующих образованию двигательного стереотипа. Для поддержания интереса и привлечения внимания детей к занятиям необходимо вносить в повторяющиеся упражнения некоторые изменения, или предлагать разнообразные методы и приемы их выполнения.


         6.Принцип гуманности  выражается в безусловной вере в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения.


         7.Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в детском коллективе.


         8.Принцип наглядности. На начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, поэтому очень важен высококачественный практический показ движений педагогом в сочетании с образным словом. После того, как разученное движение переросло в навык, образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления.

7.ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Образовательная программа рассчитана на 2 года.

Первый год обучения (дети в возрасте 5-6 лет) – подготовительная ступень: предполагает освоение азов ритмики, изучение простейших элементов партерной гимнастики, изучение танцевальных элементов, применяя игровые технологии, исполнение простых танцевальных композиций и танцев.

         Второй год обучения (дети в возрасте 6-7 лет) – начальная ступень: закрепление азов ритмики и усложнение материала по партерной гимнастике, постановочная деятельность на основе изученных танцевальных движений.

 В  совершенстве  овладеть  огромным  разнообразием  движений, комбинаций  и  целых  комплексов  упражнений, входящих  в  программу, возможно  лишь  при  условии  правильной  методики  обучения.

        Целостный  процесс  обучения  можно  условно  разделить  на  три  этапа:

1.Начальный  этап – обучение  упражнению (отдельному  движению).

2.Этап  углубленного  разучивания  упражнений.

3.Этап  закрепления  и  совершенствования  упражнения.

 

Начальный    этап

Этап  углубленного  разучивания

Этап  закрепления  и  совершенствования

- название  упражнения;

- показ;

- объяснение  техники;

- выполнение упражнения.

- уточнение  двигательных  действий;

- понимание  закономерностей  движения;

- усовершенствование  ритма;

-свободное  и  слитное  выполнение  упражнения.

- закрепление  двигательного  навыка;

- выполнение  упражнений  более  высокого уровня;

- использование  упражнений в  комбинации  с  другими упражнениями;

- формирование  индивидуального  стиля.


8.СТРУКТУРА И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.

Структура построения занятия.

Основные части

Основные задачи

Основные средства

Методические особенности

Подготовитель-ная

Организация группы; повышение внимания и эмоционального состояния; умеренное разогревание организма.

Строевые упражнения; различные формы ходьбы и бега; несложные прыжки; 
короткие танцевальные комбинации, состоящие из освоенных ранее элементов; упражнения на связь с музыкой и др.

Продолжительность подготовительной части определяется задачами и содержанием занятия, составом занимающихся и уровнем их подготовки. На эту часть отводится примерно 10-15% общего времени занятия.

Основная

Развитие и совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки; воспитание творческой активности; изучение, и совершенствование движений танцев и его элементов; отработка композиций.

Упражнения на силу, растягивание и расслабление; хореографические упражнения; элементы современного ритмического танца; танцевальные композиции; постановочная работа.

На данную часть занятия отводится примерно 75-85% общего времени. Порядок решения двигательных задач в этой части строится с учетом динамики работоспособности детей. Разучивание и корректировка новых движений происходит в начале основной части, в конце – отработка знакомого материала.

Заключительная

Постепенное снижение нагрузки; краткий анализ работы, подведение итогов.

Спокойные танцевальные шаги и движения; упражнения на расслабление; плавные движения руками; знакомые танцы, исполнение которых доставляет детям радость.

На эту часть отводится 5-10% общего времени. Проводится краткий анализ достигнутых на занятии успехов в выполнении движений, что создает у детей чувство удовлетворения и вызывает желание совершенствоваться
Советы по поводу недостаточно освоенных движений помогает сосредоточить на них внимание на следующем занятии.

Занятия хореографией делятся на несколько видов. Основная часть занятия изменяется в зависимости от методов решения поставленных задач.

  • Обучающие занятия. На обучающих занятиях детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений, танцевального па в медленном темпе. Объясняется прием его исполнения.
  • Закрепляющие занятия. Предлагают повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. Затем идет повтор движения каждым ребенком, по очереди (диагональ), начинают дети, выполняющие движения правильно.
  • Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные композиции.
  • Постановочные занятия. На занятии разучивается рисунок танца, дети учатся эмоционально передавать характер танца.
  • Импровизационные занятия. На этих занятиях дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа.

Режим занятий.

Занятия проводятся во второй половине дня дважды в неделю в течение 30 минут.

9.ВОЗРАСТНЫЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ   НАГРУЗКИ.

         5-6 лет  лет.

         Возрастные особенности детей позволяют усложнить материал. Психологические особенности позволяют ребенку лучше координировать свои действия с партнером, у детей возрастает способность к сочинению, фантазии, комбинации различных движений. Поэтому основным направлением в работе с детьми старшего возраста становится взаимодействие нескольких персонажей, комбинации нескольких движений и перестроений.

         Задачей педагога является формирование способов отношений с несколькими персонажами, развитие умений понимать их, передавать один и тот же образ в разных настроениях, в разном характере, формировать способы комбинации различных танцевальных движений и перестроений.

         Детям предлагаются более сложные композиции, яркие, контрастные музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа, предлагаются более сложные схемы перестроений, комбинации танцевальных движений.

          6 – 7  лет.

         Возрастные особенности детей позволяют осваивать сложные по координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые  образы, передавать их взаимодействие. Дети подготовительной группы способны к самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций  с  перестроением  и  комбинацией  танцевальных  движений.

         Задачей педагога на данном этапе остается формирование способов отношений  между  партнерами, восприятия и передачи музыкальных образов с оттенками их настроения и характера, образно-пластического взаимодействия между несколькими партнерами. На данном этапе педагог создает   детям  как  можно больше условий для самостоятельного творчества.

   Определение  сложности  и  доступности   музыкально-ритмических  композиций  для  детей, безусловно,  относительно. Необходимо  соотносить  все  характеристики  с  индивидуальными  возможностями  конкретного  ребёнка.  Но  важно  также  ориентироваться  на  средние  показатели  уровня  развития  детей  в  группе.

 


10.ТРЕБОВАНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ.

        Основное положительное влияние музыки проявляется в улучшении двигательной реакции. Также музыка активизирует волевые усилия, вызывает эмоциональные переживания и стремление к творчеству. Она должна быть ритмичной, жизнерадостной, побуждать к движениям. Как показывают исследования, мелодии, доставляющие человеку удовольствие, создающие приятное настроение, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, расширяют сосуды, положительно влияют на работу мышц. И, наоборот, когда музыка раздражает - пульс учащается, сила сердечных сокращений становится слабее и работа мышц снижается.


        Танец в сочетании с игрой помогает переработать напряжение чувств, а музыка способствует выражению радости и легкости исполнения движений. Мы хорошо знаем, что именно музыкальные игры пользуются у детей большой любовью, вызывают у них веселое настроение, укрепляют жизненный тонус. Дети «вживаются» в разнотипные образы, проявляя своеобразный индивидуальный артистизм. Такая работа педагога с ребенком несет в себе ценностно-познавательный смысл, необходимый для личностного и общественного развития детей. Такое включение ребенка в активную хореографическую деятельность позволяет ему приобретать жизненный практический опыт. 


       Музыкальное сопровождение на занятиях хореографией должно быть непрерывным, ритмичным и состоять из популярных мелодий. С занятий дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий.
Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:

  • правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;
  • художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом

        Для того, чтобы дети умели соотносить музыкальную композицию со своими движениями, их необходимо познакомить с простейшими музыкальными понятиями:

  • Музыкальный квадрат;
  • Ритм и темп музыки;
  • Начало музыкальной фразы.

        Ритм – временная организация музыкальных звуком, основанная на чередовании слабых и сильных ударений. Благодаря музыкальным средствам, ритм отмечается акцентами. В инструментальной музыке количество акцентов выделяют с помощью ударных инструментов. Подсчитав количество акцентированных звуков за единицу времени, можно определить темп, от которого зависти скорость выполнения упражнений. 


       С первых занятий у детей должна активизироваться связь между музыкой и движением.
Они должны понять и уяснить простые правила:


• Музыка – хозяйка на занятиях, без неё не может быть музыкальной игры, она руководит в музыкальных упражнениях и самостоятельной работе;
• Музыку надо «беречь», во время звучания нельзя шуметь, говорить, смеяться;
• Музыку надо слушать с начала до конца, начинать двигаться с началом музыки и прекращать движение с окончанием звучания.


       На каждом занятии проходятся все разделы программы – слушание музыки, учебно-тренировочная и постановочная работа, импровизация. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Воздействие музыкального произведения, под звуки которого ребенок двигается, способствует установлению баланса между процессами возбуждения и торможения, а также эмоциональной гибкости переключаемости с отрицательных эмоций на положительные. С раннего детства ребенок учится управлять своими эмоциями благодаря процессу творчества. Умение понимать музыку – неотъемлемая часть общей культуры, к которой нужно приобщаться с юных лет.


       Большое значение имеет настрой перед занятием и сразу после него. Музыка помогает быстрее включиться в предстоящую работу, а также выйти из нее. Для занятий музыкальное сопровождение следует подбирать в зависимости от возраста занимающихся, их подготовленности, интересов, этапа обучения, структуры урока, решаемых задач и т.д. Музыкальные программы желательно постоянно обновлять, использовать различные музыкальные произведения. 
Знакомить детей с музыкальными понятиями, развивать музыкальный слух целесообразно в игровой деятельности и на музыкальных занятиях. 

 
       Синтез музыки, физических упражнений, хореографии и фантазии - отличная возможность развития у детей чувства ритма, музыкального такта, умения слушать музыку и откликаться на нее красивыми движениями тела.

          Игры, способствующие развитию музыкального слуха, чувства ритма, которые необходимы для занятий хореографией.

Название игры

Цель

Игровое действие

«Музыкальная змейка»

Расширить музыкальный кругозор, дать четкое представление о стиле и характере музыки. Учить сочетать движения с музыкой.

Дети делятся на колонны-змейки. За каждой «змейкой» закреплена мелодия: полька, марш, вальс и т.д. Тренер включает мелодию и «змейка», которой она адресована, начинает двигаться, выполняя движение шага польки. Музыка резко меняется, «змейка» останавливается и начинает движение следующая «змейка», соответствующая зазвучавшей музыке.

«Музыкальные загадки»

Расширить музыкальный кругозор, развивать музыкальный слух.

Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Тренер  (потом это может быть ребёнок) проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

«Слушаем внимательно»

Умение различать тембр инструмента.

Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструменты исполняют это произведение, и найти их на столе.

«Три цветка»

Определение характера музыки.

На трех цветках из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или веселое). Перед каждым ребенком лежит один из трех цветков. Тренер  включает произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

«Веселые подружки»

Развивать чувство ритма.

Тренер  выстукивает (прохлопывает…) ритмический рисунок, причем, манера исполнения должна быть такая, чтобы хлопки были тише в том месте, где мелодия должна звучать тише и громче в тех местах, где мелодия звучит громко. Дети повторяют ритм.

11.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п

Перечень основных разделов программы

Количество часов - теория

Количество часов -практика

1

Вводное занятие

1

-

2

Азбука музыкального движения

2

6

3

Азбука танцевального движения

2

8

4

Азбука ритмопластики

1

5

5

Игровые технологии

1

5

6

Репетиционно-постановочная работа

3

17

7

Итоговые занятия

-

1

Итого:

10

42

Содержание программы:

  1. Введение. Общее знакомство детей с искусством танца. Беседа «Чтобы танец был красивым». Просмотр видеоматериалов с записью танцевальных номеров.

  1. Азбука музыкального движения помогает дошкольникам научиться согласовывать свои действия с музыкой. Исполнять движения соответственно темпу, ритму и характеру музыкального сопровождения. В раздел входят музыкальные игры, упражнения, отражающие в движении характер, динамические оттенки музыки. Для этого нужно с самого начала включить в занятия простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их исполнения.

  1. Азбука танцевального движения является основой хореографической подготовки детей. В раздел входят танцевальные шаги, позиции ног, рук, принятые в современном танце. Изучение лексики современного танца, доступной дошкольникам. Обучение детей движениям современного танца целесообразно начать с разновидностей качаний. Большинство качаний — простые движения. Они могут выполняться путем перевода тяжести тела с ноги на ногу или (и) колебаний вниз - вверх за счет пружинных движений колен и стоп. Освоение качаний дошкольниками очень полезно, т. к. способствует развитию у них чувства равновесия, координации — тех качеств, без которых невозможно свободное, непринужденное движение в пространстве.

  1. Азбука ритмопластики является основой для развития чувства ритма, мышечного чувства, двигательных способностей детей. Включает в себя общеразвивающие упражнения, упражнения на растяжку мышц, развивающие эластичность суставов, дыхательные и на укрепление осанки.
  2. Игровые технологии: сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры, снимающие эмоциональное и психофизическое напряжение и развивающие устойчивость и концентрацию внимания, артистичность, творческие способности, ритмический слух.
  3. Репетиционно-постановоченая работа – это основной раздел программы. Включает в себя подготовку и отработку законченных концертных номеров, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость занимающимся.

  1. Итоговые занятия. Учебный год заканчивается открытым занятием для родителей, где дети демонстрируют все, чему научились за это время.

12.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Общие ожидаемые результаты первого года обучения:

        На подготовительной ступени (1 год обучения) дети должны знать:

  • простейшие элементы партерной гимнастики;
  • навыки выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;
  • правила постановки корпуса;
  • правила поведения на занятиях и на концерте.

На подготовительной ступени (1 год обучения) дети должны уметь:

  • передавать в движении музыкальный размер и ритмический рисунок, акцентировать шаг на первую долю;
  • распознавать характер танцевальной музыки;
  • творчески мыслить и фантазировать в соответствии с музыкальным материалом;
  • правильно пройти в такт музыки, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носочка;
  • чувствовать характер музыки;
  • выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
  • строить отношения со сверстниками.          

1. Коллективно-порядковые навыки и умения:

  • принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
  • организованно строиться (быстро, точно), сохранять правильные дистанции в колонке парами;
  • самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковому и музыкальному сигналам;
  • наблюдать темп движений, обращая внимание на музыку;
  • ходить вдоль стен с четкими поворотами в углах зала;
  • строиться в колонну «по два»;
  • перестраиваться из колонны парами в колонну «по одному»;
  • строиться в круг из шеренги и из движения в рассыпную.

2. Музыкально-ритмические навыки и умения:

  • реагировать сменой движений на смену характера музыки;
  • самостоятельно ускорять и замедлять темп разнообразных движений;
  • самостоятельно отмечать в движении метр, ритмический рисунок, акцент;
  • реагировать на темповые и динамические изменения в музыке.

3. Навыки и умения выразительного движения:

● легко, естественно и непринужденно выполнять переменный шаг, высокий шаг, пружинящий шаг, боковой галоп, подскоки с ноги на ногу, легкие подскоки, переменные притопы, прыжки с выбрасыванием ноги вперед;

● ритмично, легко и непринужденно действовать с мячами, скакалками и другими предметами под музыку;

● ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки;

● выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении;

● выразительно передавать игровые образы в инсценировании песен;

● самостоятельно искать способы передачи в движении музыкального образа;

● выполнять простейшие элементы современного танца;

● приветствовать тренера и друга.

                       

Общие ожидаемые результаты второго года обучения:

На начальной ступени (2 год обучения) дети должны знать:

  • простейшие элементы современного танца;
  • элементы партерной гимнастики;
  • правила поведения в обществе.

На начальной ступени (2 год обучения) дети должны уметь:

  • музыкально, выразительно и осмысленно исполнять танцевальные движения;
  • фантазировать и находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки;
  • творчески мыслить на занятиях;
  • самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;
  • отличать в движении музыкальные фразы, акценты, несложный ритмический рисунок;
  • выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
  • распознавать характер танцевальной музыки;
  • исполнять простейшую танцевальную композицию на изученных танцевальных движениях;
  • исполнять  упражнения в более быстром темпе;

●     работать в коллективе.

1. Коллективно-порядковые навыки и умения:

  • чередовать ходьбу с приседанием, со сгибами коленей, на носках, широким или мелким шагом, на пятках, держа ровно спину;
  • рассчитаться на 1, 2, 3 для последующего построения в 3 колонны, шеренги;
  • соблюдать правильные дистанции в колонне «по 3» и в концентрических кругах;
  • перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой – на шаг назад;
  • перестроение из общего круга в кружочки по 2, 3. 4 человека и обратно в общий круг;
  • самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движения, руководствуясь музыкой;
  • выполнение движений с предметами более сложных, чем в предыдущих группах.

2. Музыкально-ритмические навыки и умения:

  • передать хлопками ритмический рисунок мелодии;
  • повторять любой ритм, заданный тренером;
  • задавать самим ритм и проверять правильность его исполнения хлопками и притопами);
  • выполнять ритмико-гимнастические упражнения общеразвивающего плана, упражнения на координацию движений, упражнения на расслабление мышц;
  • выполнять упражнения с детскими инструментами;
  • передавать в игровых движениях различные нюансы музыки.

3. Навыки и умения выразительного движения:

  • легко, естественно и непринужденно выполнять элементы танца по программе: шаг на носках, широкий и высокий бег, боковой галоп;
  • передавать в игровых, плясовых движениях различные нюансы музыки – напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.;
  • выразительно действовать с воображаемыми предметами;
  • придумывать варианты к играм и пляскам;
  • самостоятельно искать способы передачи в движении музыкального образа;

●  выражать свои впечатления от танцевальной музыки в движениях или рисунках;

●  сохранять правильное положение корпуса, рук, ног при исполнении танцевальных движений, правильно распределяя дыхание;

●  исполнять танцевальные движения индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;

●  выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами, передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;

●     самостоятельно начинать движение после музыкального вступления;

●     активно участвовать в выполнении творческих заданий;

●     выполнять танцевальные движения:

шаг с притопом;

приставной шаг с приседанием;

пружинящий шаг;

боковой галоп;

переменный шаг;

●      выразительно и ритмично исполнять танцы согласно репертуарного плана;

●  выразительно и ритмично исполнять движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами, ложками, веерами и др.).

       В конце обучения появляется возможность создания танцевального репертуара, построенного на характерных элементах и движениях танца. Танец должен исполняться музыкально, выразительно, синхронно. Дети должны иметь навык благородного, вежливого обращения к партнеру; иметь представление о современных танцах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Облап С. М. Мастерство хореографа. Курс лекций. Учебно-методическое пособие для средних специальных и высших учебных заведений культуры, искусств и дополнительного образования. – Томск, 2012. – 152 с.
  2. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце. Учебное пособие. М.: ГИТИС, 2011. - 472 с.
  3. Адеева Л.М. Пластика. Ритм. Гармония. Самостоятельная работа учащихся для приобретения хореографических навыков. Учебное пособие. - СПб.: "Композитор", 2010. -  52 с.
  4. Козлов Н.И. Пластическая выразительность как один из определяющих компонентов в создании художественного образа. - СПб.: «Композитор», 2010. - 20 с.
  5. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. – М.: Гном-Пресс, 2000 г. – 64 с.
  6. Андерсон Б. Растяжка для каждого/ Пер. с англ. О.Г. Белошеев. М.: ООО «Попурри», 2002 г. – 224 с.
  7. Коркин В. П. Акробатика.— М.: Физкультура и спорт, 1983.— 127 с.
  8. А. И. Рябчиков. Словарь терминов гимнастики и основ хореографии. М.:  Детство-Пресс, 2009 г. – 288 с.
  9. Казакова Т.Н. Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении.  – М.: Чистые пруды, 2007г. Вып. 4(16).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа танцевального кружка "Виктория"

Танцевальный кружок «Виктория» Пояснительная записка. Каждый избирает для себя форму досуга в соответствии со своими вкусами, склонностями, возрастом, самочувствием и даже настроением....

Введение в образовательную программу танцевального кружка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей«Починковский Центр дополнительного образования детей»      Конспект открытого занятия...

Введение в образовательную программу танцевального кружка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей«Починковский Центр дополнительного образования детей»      Конспект открытого занятия...

Программа танцевального кружка «Танцевальный калейдоскоп»

Цели и задачи деятельности кружка танцаОсновной целью деятельности кружка танца является двигательная активность  детей дошкольного возраста.Основные задачи:развивать силу, выносливость, ловкость...

Методическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в детском саду

Представлен проект " Методическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в детском саду"...

Методическая разработка мастер – класса для родителей микроколлектива «Танцевальный» «Танцуют все!». (по образовательной программе «Танцевальный»).

        В рамках образовательной программы «Танцевальный» был запланирован и проведен мастер – класс для родителей «Танцуют все». Так как одной из основных целей педагога...

Рабочая программа "Программа коррекционно-развивающей работы детского сада детского сада для детей с ОНР, ФФН"

Рабочая программа  "Программа коррекционно-развивающей работы детского сада детского сада для детей  с ОНР, ФФН"...