Балетмейстерская грамота
статья по теме

Статья о  балетмейстерской грамотности, проблемы современности, рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon baletmeysterskaya_gramota.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Балетмейстерская грамота

Ожогина О.В., педагог дополнительного образования

Для начала мне хотелось бы определиться с корневым пониманием предмета, о котором пойдет речь. Что такое хореография. Как я себе определяю этот предмет в теории. Во первых, от греческого хореа – хоровод, графио-пишу возникает слово хореография, хореографическое искусство. В котором средством создания художественного образа являются положения и пластика человеческого тела. В 1588 году Туано Арбо издал «орхесографию». В которой под каждой нотой мелодии записывалось танцевальное ра, поздне стали говорить хореография-запись танца на бумаге определенным способом. В основе хореографии лежит танец-это форма хореографического искусства, в котором средством создания художественного образа является положения человеческого тела. Ни музыка, ни литература. Ни слово, ни изобразительное искусство, а именно пластика человеческого тела. Высшей формой хореографического искусства, в которой оно поднимается до уровня музыкально-сценического представления, является театральная форма –БАЛЕТ. В основе выразительных средств балета лежит сценический танец, предназначенный для зрителей и предполагающий хореографического образа на сцене(дуэтно-классический, характерный, народно-характерный. исторический танцы) . В исторически сформировавшейся программе подготовки артистов балета классический танец является базой, формирующей комплекс из следующих дисциплин-дуэтно-классический ,  характерный танец, народно-характерный танец, исторический танец современный танец и актерское мастерство.

    Наиболее серьезно хореографическое искусство развивается по двум направлениям-это академическое искусство и contemporary dance. Традиционное искусство имеет определенную форму. Школа подразумевает развитие спектра традиционных положений рук, ног, головы, понятных близких большенству поклонников этого вида искусства. Это же относится и к основным темам и идеям, которые интересны художникам, работающим в традиционной школе. Это идея добра, нежности, радости, жизнеутверждения, душевный подъем, устремление вверх, обобщающие, в котором каждый узнает то что волнует большинство людей, то что понятно многим, что объединяет нас в общность людей. Белый балет создает целый мир романтических, высоких отношений , удивительных внутренних переживаний, обобщения человеческих идеалов. Создание такой художественной формы оправдано содержательными художественными задачами показать недосягаемость человеческой красоты и красоты человеческих отношений, вдохнуть жизнь в сказку и подарить ее людям…

   А в современном искусстве преобладают образы, отражающие катастрофичность этого мира, темы страдания, одиночества, некоммуникабельности людей, воплощение кошмаров и ужасов. Пластика угловатая и острая с частыми мизансценами на полу, с большим колличеством изломанных, конвульсивных движений, нет больших идей, ясной творческой программы, художественного идеала, к которому стремилась бы практическая деятельность. Если традиционное искусство обобщает восприятие, то современное искусство разделяет последнее. То есть современное искусство тяготеет к психологии исследовании внутреннего мира человека, попытке понять сложные дисгармоничные отношения человека к этому миру, тогда как академическое искусство тяготеет к гармонии, попытке проникнуть в иррациональный мир

  Но и в том и в другом направлении существует необходимость создания хореографического образа. Хореографический образ – это поэтически обобщенная характеристика человеческого образа, настроения, характера, действия, всего того что связывает человека с этим миром и с миром иррациональным.

 Как создать хореографический образ, что нужно для этого и есть ли необходимость знания закономерностей, существующих в искусстве сценического воплощения. Искусство гибнет от готовых рецептов, но есть законы, представляющие художественную ценность.

   Первое. Это композиция. Умелое выделение главного, расстановка соотношений целого, организация контрастов и соответствие единства в многообразии, Работа с планами, которое достигается движениями в рисунках. Особенности восприятия хореографом композиции диктуется наличием «четвертой стены» - зрительный зал.

   Второе. Лейттемность. Создавая образ художник создает лейттему, которую развивает в течение всего произведения. Ассоциация подсказывает обобщенные характеристики, которые свойственны только тому или иному объекту и рационально через пластику эта ассоциация одевается в лексический материал, через который угадывается объект.

   Третье. Драматургия .Зависит от музыкальной драматургии. Экспозиция. Завязка. Развитие. Кульминация. Развязка. Финал.

   Это те закономерности , без которых невозможно создание серьезных сценических работ. Более подробно мы будем рассматривать эти закономерности в контексте со следующими темами и практическими занятиями.

   И еще три важных аспекта, без которых нельзя понять балетмейстерскую грамоту. Это во-первых, образное мышление. Искусство не приемлет прямолинейности, оно возникает там, где есть ассоциация, есть нечто , поднимающееся над обыденным сознанием. Когда  вы находите такой пластический язык, что через художественное обобщение вы достигаете ассоциации.

   Во-вторых ,хореографическая тема. Рабочее обозначение по аналогии с музыкой, танцевальная комбинация, как основа разработки композиции, лейтдвижение, определяющее суть хореографии, важна ясность ее изложения. В этом случае танец становится предметом искусства.

  В-третьих, возможность воплощения. Итак, есть ассоциация, набросок пластический, теряются очертания общего, вырастают частности… следующий этап – поиск выразительных средств. А это и база лексическая. Интуиция, знание предмета, способность заглянуть в самую суть искомого. Стиль балетмейстера, в какой лексике он решает музыкальные задачи.

   Вот , пожалуй на этом можно подвести практический итог к этой теме и мы переходим к практической задаче, но прежде, я хотела бы обозначить основные темы, которые мы обязательно будем повторять.

  1. Музыка и хореография.
  2. Литература и хореография.
  3. Средства хореографической выразительности, способы создания хореографического произведения, приемы создания художественного образа.
  4. Стилизация
  5. Жанры хореографии, детская тема

Практическое занятие по теме хореография-искусство синтетическое, вбирающее в себя исполнительское мастерство артиста, музыку, изобразительное искусство и литературу.

Задача: Этюд на развитие элементов народного танца. Задача. Обучение балетмейстерскому мышлению путем разнообразных сочетаний и развитий танцевальных движений.

Музыка: Любой народный материал.

Задача: Создать прием ассоциативного мышления. Маска. Животное или цветок. Или человек, в котором угадывается животное или цветок. Музыка  Чайковский. Баба Яга, Времена Года еще…

По сложности исполнения движения должны развиваться от простого к сложному. Быть похожими по характеру исполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамота

За участие в Фестивале педагогических идей....

Грамоты обучаемых 2009-2010 уч.год

Граммоты обучаемых творческого объединения "Художественное гильоширование" 1 года обучения 2009-2010 уч.год...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Приключения в стране Грамоты "

В конспекте подобраны игровые упражнения, направленные на закрепление навыка звукового анализа и синтеза состава слова, которые помагают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей ...

Достижения моих учеников. Грамоты. Дипломы. Похвальные грамоты

Учащиеся МБОУ Верховская основная школа...

Обучение грамоте (элементы грамоты и письма)

Программа составлена на основе программы и пособий Колесниковой Е.В. «От звука к букве», «Я начинаю читать» Цель: обучение детей элементам грамоты, чтения, письма.Задачи: ...

Грамота Грамота участницы школьного этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Педагог Года-2021"

Грамота участницы школьного этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Педагог Года-2021"...