Педагогические проблемы в практическом обучении студентов в Тарбагатайском филиале
статья по теме
Статья посвещена проблемам организации практического обучения студентов филиала
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Педагогические проблемы в практическом обучении студентов в Тарбагатайском филиале. Пути решения педагогических проблем в формировании профессиональных компетенций студентов »
Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, мотивация к труду формируются в первую очередь в процессе практического обучения, производительного труда на предприятии в период производственного обучения студентов.
На протяжении трех лет Тарбагатайский филиал осуществляет подготовку специалистов по программам ФГОС третьего поколения по профессиям «Повар, кондитер», «Автомеханик, «Мастер ТО и ремонту МТП».
Анализ баз практик
№ п/н | Название предприятия/ организации |
СТО "Поворот" | |
ООО "ДИСК" | |
ООО "Байкал терминал" ОАО "Роснефть" | |
ОАО "Тарбагатайское транспорное предприятие" | |
ЖКХ "Комунальщик" | |
СТО "Поворот" | |
ООО "ДИСК" | |
ИП "Заиграев С.Д." | |
ОАО "Тарбагатайское транспорное предприятие" | |
КФХ "Меер Э.Т." | |
КФХ "Искра" | |
ООО "Семейские" "В гостях у семейских" | |
ООО"Семейские" "В гостях у семейских" кафе "Жемчужина" | |
ООО"Семейские" "В гостях у семейских" кафе "Русская кухня" | |
ИП "Ананикян С.С.", кафе "Арарат" | |
ИП "Асатрян А.В." | |
МБОУ "Тарбагатайская СОШ" | |
МБОУ "Десятниковская СОШ" | |
МБОУ "Пестеревская ООШ" | |
МБОУ "Селенгинская СОШ" | |
МБОУ Верхнежиримская СОШ | |
МБДОУ Детский сад" Росинка" | |
ГБУЗ "Тарбагатайская ЦРБ" | |
Потребителькое общество "Янтарь" | |
Управление финансов МКУ Администрации МО "Тарбагатайский район" | |
Централизованная бухгалтерия МКУ Отдел образования МО Тарбагатайский район | |
Управление финансов МКУ Отдел культуры МО Тарбагатайский район | |
ЖКХ "Комунальщик" | |
ГБУЗ "Тарбагатайская ЦРБ" |
Анализ практического обучения в Тарбагатайском филиале ГБОУ СПО «БКТиС» выявил ряд различных проблем в практическом обучении студентов. Так же в части общих можно назвать ряд проблем связанных с адаптаций ФГОС к реальной экономической и социальной действительности.
Одной из таких проблем является возникшее противоречие между сокращением нормативного срока обучения с 3-х лет до 2,5 по подготовке квалифицированных рабочих и объемом основных знаний, которые студент должен получить. Так же сокращение сроков обучения привело к тому, что выпускники испытывают сложности с самоопределение после окончания обучения, например: возникают проблемы у выпускников, готовящихся к прохождению службы в рядах РА или желающих продолжить образования в ВУЗах.
Организация практического обучения . Так как практики выдаются рассредоточено или концентрировано по году обучения, на предприятии студент приходит с определенной задачей отработать практические навыки по нескольким профессиональным модулям, что не всегда согласуется с рабочим циклом предприятия. Особенно это проблематично в районах, так как здесь в качестве баз практик представлены предприятия с небольшим объемом производств и традиционными формами организации труда. Студенту не всегда предоставляются необходимые условия для отработки заданий и он вынужден подстраиваться под тот режим работы который ему предлагает руководитель практики.
В частности реализация ФГОС третьего поколения создало проблемное поле в организации учебной и производственной практики по профессии «Автомеханик». Учебным планом не предусмотрено обучение практическому вождению в нормативном объеме по категориям В, С, так как это требует выделение дополнительных часов и педагогических ресурсов Ранее в существовала штатная единица – мастер-инструктор. На группе работало не менее трех таких мастеров, которые обеспечивали подготовку, как на легковом, так и на грузовом автомобиле.
Практика по профессиональному модулю «Теоретическая подготовка водителей» предполагает, что обучающийся, закрепляет полученные практические навыки на базовом предприятии, но в силу возраста и требований законодательства студенту, не достигшему совершеннолетия реализовать задание проблематично, что в конечном счете сказывается на качестве подготовки.
Отметим, что большое количество проблем в практическом обучении связано с психологической готовностью студента к производственной адаптации. Студент- практикант находится в сложной стрессовой ситуации и не всегда получает адекватную поддержку со сторону руководителей практики, которые порой предъявляют завышенные требования к уровню его подготовки, особенно на первом годе обучения в колледже. Мало уделяется внимания подготовке студентов к адаптации в рабочей среде, после окончания ОУ.
Так же кадровый вопрос организации процесса обучения все еще остается актуальным. Случается, что педагоги не умеют реализовать программный материал в силу отсутствия необходимых теоретических знаний, практических навыков и психолого-педагогической подготовки. Конечно, хотелось бы чтобы педагоги филиалов работающие с группой в процессе учебной практики имели бы не только основные знания по своей области, но и активно их расширяли, проходя стажировки на базовых предприятиях колледжа, потому что в районах отсутствует возможность увидеть на производствах какие - бы то ни было инновационные технологии, процессы, новое оборудование и т.д.
К сожалению, мы должны констатировать, что в нашем колледже система мониторингового сопровождения профессионального обучения студентов не достаточно эффективна, нет нормативно-правовых документов, инструментария определяющего степень удовлетворенности качеством подготовки на уровнях: обучающийся, родители, работодатели, в том числе и их постобразовательном сопровождении.
Мы хотим видеть наших выпускников успешно подготовленными не только в профессиональном плане, но и социально мобильными и активными гражданами. Одним из решений данной проблемы мы видим в создании Центра карьеры, который бы мог решать многие вопросы, в том числе:
- Консультирование студентов по индивидуальным траекториям профессионального развития;
- Психолого-педагогическое сопровождение студентов в период прохождения производственных практик;
- Мониторинг степени удовлетворенности качеством профессионального образования.
Обеспечивая качественные, эффективные взаимоотношения с социальными партнерами потенциальными работодателями в части организации практик, мы можем предложить различные формы взаимодействия: участие работодателей в разработке программ, в организации теоретического обучения в качестве приглашенных преподавателей, научное руководство работами студентов и т.д., но данные формы взаимодействия не закреплены нормативно локальными актами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/21/picture-227261-1437512126.jpg)
ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ПО ПРЕДМЕТУ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
Данная статья раскрывает основные направления работы коллектива преподавателей ПЦК "ИНостранные языки" Педагогического колледжа №8 С-Петербурга в рамках внеаудиторной и воспитательной работы по ...
Формирование профессиональных компетенций студентов через использование современных педагогических технологий на практических занятиях по экономическим дисциплинам
Внедрение образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС) направлено на подготовку выс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/14/picture-801925-1468472780.jpg)
4. Аттестация. Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активн
Справка. Формирование современной образовательной средыСвидетельство. Вебинар. Возможности использования электронных образовательных ресурсов при обучении детей с ОВЗ в основной школе Свиде...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/02/picture-887942-1486024529.jpg)
проблемы обучения студентов иностранному языку с использованием зарубежной музыки
Данное пособие предназначенно для студентов обучающихся по специализации вокальное искусство...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/13/picture-799806-1542105044.jpg)
5.Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие
5.1. Формирование современной образовательной среды (создание учебного кабинета, творческой лаборатории, мастерской, музея и т.п.)5.2. Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование но...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/09/picture-1420644-1665298827.jpg)
КРИТЕРИЙ 4: Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное
Профессиональная переподготовка, вебинары, семинары, курсы повышения квалификации...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/21/picture-1056090-1537547604.jpg)
Статья "Методические рекомендации по организации обучения студентов специальности 53.02.01 Музыкальное образование с нарушением зрения на практических занятиях по междисциплинарному курсу "Основы дирижерской техники""
Статья из сборника НСГК под общей редакцией Н.П. Коробовой "Актуальные вопросы обшего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченеными возможностями здоровья", Нижневартовск....