Теория способностей
статья на тему

Александрова Наталья Константиновна

Дискуссия на тему "Способности". Изложение разных теорий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teorii_sposobnostey.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Теории способностей.

Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям. Термин «способность» употребляется  в житейском обиходе очень широко. Всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая специфическая деятельность требует от личности специфических качеств, т.е. способностей. Способность должна включать в себя различные психологические свойства, качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

Так что же  такое «способности»? Данные вопрос остается дискуссионным до настоящего времени.

Еще со времен Аристотеля и средневековой схоластики способности рассматривались как некоторые скрытые «качества», «силы», «сущности»...  Аристотель выделял 10 основных категорий, под которые попадало все, что подлежит осмыслению: субстанция, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. В качестве наиболее общих часто выделяют три категории: вещь, свойство или качество, отношение одной вещи к другой. Следовательно, способность может рассматриваться или как вещь, или как свойство вещи, или как отношение одной вещи к другой.

Мы нередко сталкиваемся с выражением: алмаз способен резать стекло; зеленый лист способен усваивать солнечную энергию...

Из приведенного следует, что понятие «способность» относится не только к человеку, но и к любой вещи неорганического и органического мира, естественно или искусственно созданной, находящей на разных ступенях эволюционного развития. Анализ использования понятия «способности» показывает, что оно применяется как категория свойства (качества) вещи. В данном случае понятия «способность» и «свойства» выступают как тождественные.

«Способности можно определить как свойство или совокупность свойств (качеств) вещи, системы, проявляющихся в процессе функционирования...» [1]

Предельно широко способности понимались «в так называемой психологии способностей, разрабатывавшейся Христианом Вольфом»[2]. В русле его концепции говорилось о  способности мыслить, воспринимать.

Дальнейшие попытки Декарта, Локка раскрыть природу мышления подобное употребление термина стало неприемлемым. А Локк создал концепцию «чистой доски», которая отрицала понятие о возможностях психики: любые достижения рассматривались как результат научения.

Новым, важным аспектом проблемы способностей открыл Ф.Гальтон, положивший начало измерениям психофизиологических различий людей. Он пытался оценить интеллект человека, его умственные способности, путем измерения простых сенсорных порогов.

Учения Гальтона и его ученика К.Пирсона были продолжены в конце ХIХ в. с помощью тестирования. Данный метод получил наибольший размах в США в связи с необходимостью быстрого комплектования воинских контингентов для вступления в Первую мировую войну.

Дальнейшее развитие теории способностей было медленным. Предлагалось несколько обобщающих теорий. В ходе исторического развития у человечества вырабатываются специализированные способности. Все они представляются разнообразными проявлениями способности человека к самостоятельной трудовой деятельности и к освоению в процессе обучения того, что было создано человечеством в его историческом развитии. В результате дифференцируются специальные способности к различным видам деятельности и общая способность.

 Общую способность часто означают термином «одаренность» и отожествляют с интеллектом. Если под термином «общая одаренность» подразумевать совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в нее включается не только интеллект, но и все другие свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента – эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т.д.

 Вопрос об общей и специальной одаренности оказался крайне дискуссионным. Так Э.Торндайк сводит одаренность к сумме специальных способностей, вовсе не отрицая общую одаренность. Ч.Спирмен трактует ее как специальную функцию центральной нервной системы, превращая, таким образом, одаренность в «биологически закрепленное константное свойство»[3].

В российской психологии установилось следующее понимание природы способностей. Термин «способности» неоднозначен. Если суммировать его «дефиниции»[4] и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

  1. Способности – это свойства души, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и старое определение, которым в настоящее время не пользуются.
  2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии в XVIII – XIX вв., отчасти употребляется в настоящее время.
  3. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение используется в настоящее время. Оно имеет наиболее узкий смысл.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М.Теплов. Именно третье определение дал он. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называются всякие общие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека»[5].

На основании данного определения, можно сделать следующий вывод: до выполнения какого-либо действия мы не можем теоретически рассчитать и предсказать способность, так как «отсутствуют категории, опосредующие переход от предельно общего понятия «индивидуально-психологические особенности» к его конкретным частным выражениям»[6]. Это определение дает возможность по результатам деятельности индивида эмпирически обнаружить наличие способности или констатировать ее отсутствие, на раскрывая внутренней природы способностей.

Теплов считал, что способности не могут существовать без дальнейшего развития. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

«Одной из важнейших особенностей психики человека, - писал  Б.М.Теплов, - является возможность чрезвычайно широкой  компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека».

Позднее появились исследования К.К.Платонова. Он связал понятие способностей с понятием личности и определил его как «личность в ее продуктивности»[7]. В то же время было предложено В.Н.Мясищевым понимать характер как «личность в ее своеобразии»7. Оба эти определения появились в то время, когда большое внимание уделялось структурам личности. При этом проявился явный недостаток – «личность» отождествлялась с понятием «способность».

Особую позицию заняли В.И.Шадриков и его ученики. Во-первых, концепции рассматривались как сущностные качества, благодаря которым реализуется конкретная психическая функция. Во-вторых, представлен онтологический аспект этих качеств личности, базирующихся на понимании психики как свойства мозга, которое проявляется при воздействии человека с окружающим миром.

Способности как свойства объектов определяются структурой объектов и свойствами элементов этой структуры. Любое свойство проявляется в единстве качества и количества, имеет меру выраженности.

Если рассматривать психические способности (головной мозг, нервная система), то под понятием «способности» будем понимать способности ощущать, мыслить, чувствовать...

Всеобщим для каждой способности является свойство, на основе которого реализуется конкретная психическая функция. Свойство проявляется в деятельности.

В науке различают два вида свойств: первые – те, которые, не обладают интенсивностью и поэтому не могут ее менять; вторые – которые обладают интенсивностью, т.е. могут быть больше или меньше. Гуманитарные науки имеют дело главным образом со свойством первого вида, естественные – со свойствами второго. «Психические функции характеризуются свойствами, которые обладают интенсивностью, мерой выраженности. Единичное будет представлено мерой выраженности свойства; мера – следствие диалектического единства качественного и количественного свойства»[8].

Таким образом, способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественного своеобразии освоения и реализации деятельности. При оценке индивидуальной меры выраженности способностей целесообразно использовать те же параметры, что и при характеристике любой деятельности: производительность, качество и надежность.

 «Способности – одно из базовых качеств психики наряду с содержательной стороной, включающей знания об объективном мире и переживания. Способности конкретизируют общее свойство мозга отражать объективный мир, относя его к отдельным психическим функциям. Одновременно способности характеризуют индивидуальную меру выраженности этого свойства, отнесенного к конкретной психологической функции»[9].


[1] Шадриков В.Д. «Деятельность и способность», Москва, 1994 г., с 181 – 182.

[2] «Общая психология» под редакцией Р.Х.Тугушева и Е.И.Гарбера, Саратов, 2003г., с.341.

[3] Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии», с. 540.

[4] Немов Р.С. «Общие основы психологии» в двух книгах, книга 1, Москва, 1994 г., с. 316.

[5] Теплов Б.М. «Способности и одаренность», хрестоматия по возрастной психологии, Москва, 1994 г, с. 42.

[6] «Вопросы психологии» под редакцией Матюшкина, ст. Ясюковой Л.А. «Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей», Москва, № 5 – 1990 г.,  с. 72.

[7] «Общая психология» под редакцией Р.Х.Тугушева и Е.И.Гарбера, с.345.

[8] Шадриков В.Д. «Деятельность и способность», с.183.

[9] Шадриков В.Д. «Деятельность и способности», с. 185.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальная теория относительности. Постулаты теории относительности.

Познакомить учащихся со специальной теорией относительности, ввести основные понятия, раскрыть содержание основных положений СТО, познакомить с выводами СТО и опытными фактами, которые подт...

Способности. Виды способностей. Условия развития способностей

Способности. Виды способностей. Условия развития способностей...

Теория графов: теория и задачи

Данная работа содержит теорию графов и некоторые задачи по данной теме, а так же разработку внеклассного занятия по теме:"Графы"...

Самостоятельные работы по теории вероятностей 8 класс к учебнику Ю.Н. Тюрина и др. "Теория вероятностей и статистика"

В помощь учителю, преподающему теорию вероятностей и статистику по учебнику Ю.Н. Тюрина, А.А. Макарова и др., я составила варианы самостоятельных работ в 8 классе. Номера заданий тематически и по...

Мультимедийная презентация к уроку "Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. Теория катастроф Ж. Кювье". 11 класс.

—Мультимедийная презентация для 11 классак содержит проверочную работу по изученному материалу, необходимый для занятия наглядный материал и дидактические задания....

«Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – одно из средств формирования творческих способностей учащихся»

Параллельно с рассказом представляю презентацию,опираясь на  примеры уроко физики 7,8,9 классы (конспекты уроков прилагаются)...

Обучение чтению на английском языке в начальной школе с использованием принципов теории Х.Гардера о различных умственных способностях

Теория профессора Ховарда Гарднера о различных умственных способностях  и разных видах памяти была опубликова в восьмидесятых годах. Было доказано, что ученики достигают лучших результатов тогда,...