Памятка для учителя по работе со слабоуспевающими учащимися на уроке.
опыты и эксперименты на тему

Шляпина Ольга Евгеньевна

Памятка для учителя со слабоуспевающими учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_uchitelya_po_rabote.docx359.64 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для учителя по работе

 со слабоуспевающими учащимися на уроке.

УЧИТЕЛЬ ПОМНИ,

 что часть вины за большое количество двоечников ложится на плечи педагогов. Еще древние мудрецы говорили: 

«Увидеть и понять проблему –

наполовину решить ее,

если же не видишь проблему,

это значит, что она в тебе самом».

Советы психолога:

  1. «Не бить лежачего» Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет помощи, а не новых упреков.
  2. Не более одного недостатка в минуту. Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберете из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
  3. «За двумя зайцами погонишься...» Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
  4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
  5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами. Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
  6. Не скупитесь на похвалу. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
  7. Техника оценочной безопасности Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».
  8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели. Не искушайте его невыполнимыми целями.
  9. Учащийся не объект, а соучастник оценки. Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приручение к самооценке начните с её дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки «на правила», своевременное выполнение задания. (Тетрадь Вовы Согрина).
  10. Сравнивайте достижения. Оценка должна выражаться в каких – либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.

Выводы:

  • Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов.
  • Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
  • Нужно так организовывать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе. Чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Как помочь слабоуспевающему ученику?

Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.

 Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Как повысить работоспособность слабоуспевающего ученика?

  • Разнообразить виды деятельности.
  • Проветривать кабинет.
  • Проводить физминутки.
  • Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со  слабоуспевающими учащимися?

  • Карточки для индивидуальной работы.
  • Задания с выбором ответа.
  •  «Разрезные» теоремы.
  • Перфокарты.
  • Карточки – тренажеры.
  • Творческие задания.
  • «Карточки – информаторы».
  • «Карточки с образцами решения».
  • «Карточки – конспекты».

Учитель должен: 

  • Знать психическое развитие ребёнка: восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный); внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное), память (вербальная, невербальная).
  • Стремиться понять и принять каждого ребенка.
  • Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке.
  • Проявлять: разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, веру в возможность ученика.
  • Уметь вставать на позиции ученика
  • НЕТ насмешливому тону!
  • Уметь вести непринужденный диалог
  • Стремиться к внешней занимательности
  • Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
  • Учить работать со словарями и другим справочным материалом

В обучении применять:

  • Опережающее обучение
  • Различные формы групповой работы
  • Взаимоопрос, самоконтроль
  • Конспекты – блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
  • При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию непредметных способов деятельности, развитию психологических процессов)
  • Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
  • Применять частую смену видов деятельности на уроке
  • Многократно проговаривать и закреплять материал урока
  • Стремиться к алгоритмизации деятельности

Упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

 Упражнение – «Самое главное» Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала, одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой – то секрет, то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и секреты. Выбираются самые точные и лучшие ответы.

 Упражнение – «Моментальное фото» Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.

 Упражнение – «Лучший вопрос» Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему игроку и т.д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

 Упражнение – «Пересказ по кругу» Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

Учитель информатики: Шляпина Ольга Евгеньевна

МАОУ средняя общеобразовательная школа № 2

Тел. 3 – 98 – 07,

г. Кунгур, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка

Проблемы слабой успеваемости учащихся на уроках русского языка и способы ее преодоления....

Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке литературы.

Ò1. Низкий уровень умственного развития.ÒПричины:ÒПедагогическая запущенность;ÒЧастые заболевания;ÒПропуски занятий;ÒОрганические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.ÒПроявляется: ...

План работы учителя истории со слабоуспевающими учащимися

План работы учителя истории со слабоуспевающими учащимися...

Психологическая памятка педагогам Как работать с тревожностью учащихся на уроке. Советы для учителя и упражнения для ученика

Психологическая памятка педагогам Как работать с тревожностьб учащихся на уроке. Советы для учителя и упражнения для ученика...