Главные вкладки

    Памятка для учителя по работе со слабоуспевающими учащимися на уроке.
    опыты и эксперименты на тему

    Шляпина Ольга Евгеньевна

    Памятка для учителя со слабоуспевающими учащимися.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pamyatka_dlya_uchitelya_po_rabote.docx359.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Памятка для учителя по работе

     со слабоуспевающими учащимися на уроке.

    УЧИТЕЛЬ ПОМНИ,

     что часть вины за большое количество двоечников ложится на плечи педагогов. Еще древние мудрецы говорили: 

    «Увидеть и понять проблему –

    наполовину решить ее,

    если же не видишь проблему,

    это значит, что она в тебе самом».

    Советы психолога:

    1. «Не бить лежачего» Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет помощи, а не новых упреков.
    2. Не более одного недостатка в минуту. Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберете из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
    3. «За двумя зайцами погонишься...» Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
    4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
    5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами. Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
    6. Не скупитесь на похвалу. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
    7. Техника оценочной безопасности Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».
    8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели. Не искушайте его невыполнимыми целями.
    9. Учащийся не объект, а соучастник оценки. Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приручение к самооценке начните с её дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки «на правила», своевременное выполнение задания. (Тетрадь Вовы Согрина).
    10. Сравнивайте достижения. Оценка должна выражаться в каких – либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.

    Выводы:

    • Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов.
    • Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
    • Нужно так организовывать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе. Чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

    Как помочь слабоуспевающему ученику?

    Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.

     Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

    Как повысить работоспособность слабоуспевающего ученика?

    • Разнообразить виды деятельности.
    • Проветривать кабинет.
    • Проводить физминутки.
    • Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

    Виды работ со  слабоуспевающими учащимися?

    • Карточки для индивидуальной работы.
    • Задания с выбором ответа.
    •  «Разрезные» теоремы.
    • Перфокарты.
    • Карточки – тренажеры.
    • Творческие задания.
    • «Карточки – информаторы».
    • «Карточки с образцами решения».
    • «Карточки – конспекты».

    Учитель должен: 

    • Знать психическое развитие ребёнка: восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный); внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное), память (вербальная, невербальная).
    • Стремиться понять и принять каждого ребенка.
    • Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке.
    • Проявлять: разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, веру в возможность ученика.
    • Уметь вставать на позиции ученика
    • НЕТ насмешливому тону!
    • Уметь вести непринужденный диалог
    • Стремиться к внешней занимательности
    • Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
    • Учить работать со словарями и другим справочным материалом

    В обучении применять:

    • Опережающее обучение
    • Различные формы групповой работы
    • Взаимоопрос, самоконтроль
    • Конспекты – блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
    • При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию непредметных способов деятельности, развитию психологических процессов)
    • Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
    • Применять частую смену видов деятельности на уроке
    • Многократно проговаривать и закреплять материал урока
    • Стремиться к алгоритмизации деятельности

    Упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

     Упражнение – «Самое главное» Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала, одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой – то секрет, то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и секреты. Выбираются самые точные и лучшие ответы.

     Упражнение – «Моментальное фото» Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.

     Упражнение – «Лучший вопрос» Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему игроку и т.д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

     Упражнение – «Пересказ по кругу» Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

    Учитель информатики: Шляпина Ольга Евгеньевна

    МАОУ средняя общеобразовательная школа № 2

    Тел. 3 – 98 – 07,

    г. Кунгур, 2013 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка

    Проблемы слабой успеваемости учащихся на уроках русского языка и способы ее преодоления....

    Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке литературы.

    Ò1. Низкий уровень умственного развития.ÒПричины:ÒПедагогическая запущенность;ÒЧастые заболевания;ÒПропуски занятий;ÒОрганические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.ÒПроявляется: ...

    Мастер-класс «Использование игровых технологий в работе со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка» с приложением (Дидактические игры, материалы по предупреждению неуспеваемости, психолого-педагогическая характеристика)

    Мастер-класс проведен на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы. Работа со слабоуспевающими учащимися должна быть направлена на преодоление трудностей и привитие интере...

    План работы учителя истории со слабоуспевающими учащимися

    План работы учителя истории со слабоуспевающими учащимися...