Школа молодого специалиста Технологии обучения
учебно-методический материал на тему

Моисеева Наталья Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ШМС Технологии обучения66.5 КБ

Предварительный просмотр:

ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Занятие №6

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

(Теоретический семинар)

Цель проведения занятия:

1 .Дать понятие технологии обучения

2. Рассмотреть целевые ориентиры и особенности содержания отдельных технологий

обучения.

Ход занятия

Понятие «педагогическая технология» появилось в начале 1960 годов. В 70-е годы понятие «педагогические технологии» расширилось, к нему начали относить все, что касается совершенствования педагогического процесса. Так как это целостный процесс, то можно выразить следующей формулой:

ПТ= Цель + задачи + содержание + методы ( приемы, средства) + формы обучения ПТ в максимальной степени связана с учебным процессом: деятельностью учителя и учащегося, ее структурой, средствами и формами.

Как любая технология - педагогическая также представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение педагогического воздействия на обучаемого. ПТ, их организация и реализация зависит от требований ведущих дидактических принципов. Ведущие принципы.

- целенаправленность

- научность

- связь обучения с жизнью

- систематичность и последовательность

- сознательность и активность

- наглядность обучения

- доступность

- интегративный подход

- воспитывающий и развивающий характер

- принцип прочности

Охарактеризуем составные ПТ.

Сегодня, в условиях реформирования экономики и образования, исходя из закона об образовании, цель воспитания и обучения трактуется по-новому - формирование общечеловеческих ценностей.

Сущность этих ценностей в задачах воспитания и обучения: формирование у учащихся качеств гуманности, гражданственности, патриотизма, интеллигентности , личностных профессиональных качеств и др.

Решение этих задач зависит от включения каждого учащегося в практическую, полезную именно каждому деятельность.

Что касается содержания обучения, оно определяется учебно-планирующей документацией: учебными планами, программами, учебниками, учебно-методическими материалами.

Существенной составной современных ПТ являются методы обучения. Ведь от уровня педагогического мастерства преподавателя, его умения педагогически правильно, интересно проводить занятия зависит качество преподавания, эффективность усвоения учебного материала учащимися, их познавательная активность. А способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся принято называть методами.

Методы в чистом виде не используются, они обычно сопровождаются приемами и средствами. Приведем наиболее распространенные принципы классификации методов

По внешним

Логический подход

По источнику

По степени активности

признакам

получения знаний

познавательной

деятельности

деятельности

преподавателя и

учащихся

- лекция - беседа - рассказ

- индуктивный - дедуктивный - аналитический

- словесные - наглядные - практические

- объяснительный - иллюстративный - проблемный

- инструктаж

- синтетический

- частично-

- демонстрация

поисковый

- упражнения

- исследова-

- решение задач - работа с книгой

тельский

Приведенные выше методы принято называть традиционными, но в современных педагогических технологиях они являются базовыми, так как на их основе развиваются новые методы.

Многие ПТ по своим целям , содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп. Любая педагогическая технология всегда комплексна.

СОВРЕМЕННОЕ ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Классификационные параметры ТО:

По уровню применения: общепедагогическая

По философской основе: педагогика принуждения

По концепции усвоения: ассоциативно- рефлекторная (образец- пример)

По ориентации на личностные структуры, информационная, ЗУН

По характеру содержания: общеобразовательная

По организационным формам: классно-урочная, академическая

По подходу к ребенку: авторитарная

По преобладающему методу: объяснительно - иллюстративная

Целевые ориентации

По своему характеру цели ТО представляют воспитание личности с заданными свойствами. По содержанию цели ТО ориентированы на усвоение ЗУН, а не на развитие личности

Особенности содержания

ТО остается единообразным, невариативным. Базисные учебные планы основываются на единых стандартах. Обучение обладает преобладающим авторитетом над воспитанием, в воспитательной работе - педагогика мероприятий.

Особенности методики

Прежде всего - авторитарная педагогика требований (ориентация на среднего ученика). Ученик - подчиненный объект воздействий, ученик должен.

Учитель - командир (всегда прав)

Методы усвоения понятий:

- сообщение готовых знаний

- обучение по образцу

- индукция (от частного к общему)

- репродуктивное воспроизведение

В деятельности учащихся отсутствует самостоятельное целеполагание, планирование деятельности ведется извне, оценивание ведется не ребенком.


ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В центре внимания ЛОТ уникальная целостная личность, которая стремиться к максимальной реализации своих возможностей, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью. Своеобразие ЛОТ заключается в ориентации на свойства личности, ее развитии не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики, применяют разнообразные и мощные средства обучения, перестраивают содержание образования.

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА

По уровню применения: общепедагогическая

По философской основе: гуманистическая

По концепции усвоения: ассоциативно рефлекторная, поэтапная итериоризация

По характеру содержания: общеобразовательная, обучающая + воспитательная

По типу управления: система малых групп

По организационным формам: индивидуальная + групповая, дифференцированная

По подходу к ребенку: субъект - субъектная (сотрудничество)

По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, игровая

Целевые ориентации

- переход от педагогики требований к педагогике отношений

- гуманно-личностный подход к ребенку

-единство обучения и воспитания

Концепция сотрудничества

Как система отношений — сотрудничество многоаспектно, но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель-ученик». Два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным, ни один из них не должен стоять над другим.

Стиль отношений: не запрещать, а направлять, не управлять, а соуправлять, не принуждать, а убеждать, не командовать, а организовывать, не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Ученье без принужденья

- требовательность без принужденья, основанная на доверии

- увлеченность, рожденная интересным преподаванием

- замена принуждения желанием, которое порождает успех

- ставка на самостоятельность детей

- применение косвенных требований через коллектив

Педагогика сотрудничества открывает новые подходы и тенденции к решению вопросов

«чему» и «как» учить сегодня детей:

- содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодавлеющая цель

- объединение, интеграция дисциплин

- используется положительная стимуляция ученья

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

ТПО основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи, основавшего в 1894 году в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью Дьюи выделял 4 инстинкта для обучения - социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. По уровню применения: общепедагогическая По философской основе: прагматическая, приспосабливающая По ориентации на личностные структуры: ЗУН, СУД По характеру содержания: общеобразовательная По типу управления: система малых групп По организационным формам: групповая По преобладающему методу: проблемная

Целевые ориентации

- приобретение ЗУН

- усвоение способов самостоятельной деятельности

- развитие познавательной и творческих способностей

Особенности содержания

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации- проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по методическим особенностям.

Особенности методики

Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении контроле. Технологическая схема проблемного обучения представлена на рисунке. Преподаватель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ученик ставится в позицию субъекта своего учения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от преподавателя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. Методические приемы создания проблемных ситуаций:

- преподаватель подводит учащихся к противоречии и предлагает им самим найти способ разрешения

- сталкивает противоречия практической деятельности

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос

- предлагает учащимся рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога)

- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения)

- определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские)

- ставит проблемные задачи (например: с недостаточным или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения и др.) Для реализации проблемной технологии необходимы:

- отбор самых актуальных , сущностных задач

- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы

- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание методических пособий и руководств

- личностный подход и мастерство преподавателя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка

ТЕХНОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

По уровню применения: общепедагогическая

По философской основе: приспосабливающаяся

По ориентации на личностные структуры: ЗУН

По организационным формам: классно-урочная, групповая, индивидуальная

По подходу к ребенку: помощь

По преобладающему методу: репродуктивная

По категории обучаемых: любые

Целевые ориентации

- эффективное обучение на основе научно-разработанной программы К видам обучающих программ относятся:

- алгоритм

- блочное обучение

- модульное обучение

Блочное обучение

- информационный блок

-тестово- информационный ( проверка усвоенного)

-коррекционно- информационный ( в случае неверного ответа - дополнительное обучение)

- проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний

- блок проверки и коррекции

Модульное обучение

Программа обучения состоит из модулей.

Технология модульно обучения является одним из направлений индивидуализированного

обучения, позволяющая регулировать не только темп работы, но и содержание учебного

материала.

Модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном,

углубленном

Обучающий модуль:

- точно сформулированная учебная цель (целевая программа)

- банк информации: собственно учебный материал в виде обучаемых программ

- методическое руководство по достижению целей

- практическое занятие по формированию необходимых умений

- контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле. Общая система знаний и качеств личности — иерархия модулей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы "Школы молодого специалиста"

Ежегодно на базе Алданского детского дома действует "Школа молодого специалиста", основной целью которой является оказание методической помощи начинающим педагогам и создание условий для их успешной а...

ПЛАН РАБОТЫ Школы молодого специалиста на 2018 – 2019 учебный год

Цель: организовать работу с молодыми учителями, оказать методическую помощь в их профессиональном становлении....

материалы работы в "Школе молодого специалиста"

Как стать профессионалом? Какие качества необходимо развивать? Что необходимо знать, чтобы быть уверенным в своей професии?...